Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
статья на тему
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_nach.klassov.doc | 71 КБ |
vystuplenie_na_rmo_nach._klassov.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий
в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Слайд 2
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Измерительные инструменты для проведения мониторинга в 4 классе находятся в разработке. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать». Слайд 3
Начало школьного обучения связано с вопросом, готов ли ребенок к школе. «Школьный старт» - это новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе, в которую входят рабочая тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г ). (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова). Слайд 4
Диагностика «Школьный старт» позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную работу с детьми. Слайд 5
Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.
Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».
Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. Контрольные умения составляют основу формирования регулятивных УУД.
Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школе. Слайд 6-7
Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Школьный старт». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Они сгрупированны: 1-5 задания на наблюдательность, 6-12 мыслительные способности, 13-14 контрольные умения,15 коммуникативные,16-17 личностный компонент.
В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики. Слайд 8
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась мной на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.
Слайд 9-10
Цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный – низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме. Слайд 11
Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.
Сводная таблица позволяет определить:
1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.
2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.
3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.
Для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные маршруты.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса
- рабочая тетрадь для 2 класса, в 2 частях
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса Слайд 12-13
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне.
Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа. Для учащихся 1-2 классов достаточным уровнем является уровень «представления», для 3-4 «Способ и применение его в контексте учебной задачи».
От класса к классу базовый уровень развития метапредметных УУД изменяется. В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. Слайд 14
С 1 по 3 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.
Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Слайд 15
Количество универсальных учебных действий
и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов
Класс | Число показателей в мониторинге | Базовый уровень сформированности показателей | Повышенный уровень сформированности |
1 класс | 8 | «Представление» | Нет |
2 класс | 16 | «Представление» | Нет |
3 класс | 34 | «Способ» | Есть |
4 класс | 34 | «Овладение УУД» | Есть |
В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.
Диагностические задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.
Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель). Слайд 16
Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:
- введение,
- образец,
- три диагностических задания (А, Б, В)
- и дополнительное задание предлагается тем ребятам, которые работают в быстром темпе, чтобы не мешали другим закончить работу. Выполняются задания по желанию и не учитываются.
В мониторинге 2 класса существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.Слайд 17
Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 2 класса объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.
В тетради размещены бланки для учителя. В них фиксируются исходный уровень инструментальной готовности, который был выявлен на основе методики «Школьный старт», информация о том, умел ли ребенок читать на момент поступления в школу. Для каждого из 8 умений заполняется мини – таблица, в которой суммируются результаты выполнения 2-х диагностических модулей по принципу «выполнил» - « не выполнил» (1б,0б). Затем суммируются баллы полученные в задании «А» по2-м модулям, максимально-2б и «Б и В» - 4б. Эти результаты записываем в строке сумма. Подсчитываем общую сумму по всем 6 заданиям. Все это просчитывалось по каждому умению.
Получилась сводная таблица, в которой прослеживаются результаты мониторинга по каждому умению и ребенку. Слайд 18
Авторы разработали электронную программу для анализа УУД, размещенную на сайте zankov.ru, что намного облегчило обработку результатов. Занесли данные и получили результат. Такой вид имеет таблица.
Была составлена таблица рейтингов, которая позволила проанализировать сформированность метапредметных УУД. Слайд 19-20
По каждому обучающемуся программа выдала индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. Получили детализированный рейтинг по классу в целом. Слайд 21
Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы для работы создавались в соответствии с результатом выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Слайд 22
Эта информация позволила подбирать для той или иной группы детей разные задания и ситуации, формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, задать нужную степень самостоятельности .
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.
Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:
1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.
2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).
3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.
Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.
4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития
универсальных учебных умений ребёнка. Слайд 23
Список используемой литературы:
1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.
2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Школьный старт Авторы комплектов: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Школьный старт Успешный старт для каждого ребенка Учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» : педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Школьный старт «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; - создать основу для развития универсальных учебных действий; - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; - подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми
Уникальность диагностики Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: Коммуникативные умения Личностная готовность Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Школьный старт
Учимся учиться и действовать Познавательные УУД Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей
Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Обработка результатов диагностики Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа
Сводная ведомость диагностики школьной зрелости « Школьный старт» № ФИО ребенка Инструментальная готовность Личностная готовность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Коммуникативные умения Ученик 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 0 2 1 0 2 19 2 2 4 в 2. Ученик 2 2 1 2 2 1 2 1 1 1 1 0 0 1 0 2 17 2 0 2 ср. 3. Ученик 3 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 28 2 2 4 в 4. Ученик 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 28 2 2 4 в Высокий уровень 18 78% Средний уровень 4 17% Низкий уровень 1 5%
Результаты
Система диагностики http://www.tochkapsy.ru/
Учимся учиться и действовать Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу . Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» 1 вариант 2 вариант тетради-«перевертыша»
Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе
Учимся учиться и действовать Введение – история и лесной школе Задание А – выполнение по образцу Дополнительное задание (выполняется по желанию ребенка) Образец Номер диагностического модуля Задание Б – на ориентацию Задание В – на ориентацию
Учимся учиться и действовать Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу . 1 тетрадь 2 тетрадь
Мониторинг УУД. 1 класс. Индивидуальные оценки. № ФИО Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классифи кация Обобщение Причинно-следственные связи А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S 1 Уч.1 2 1 3 2 2 4 2 3 5 2 3 5 1 2 3 2 2 4 2 2 4 2 3 5 2 Уч.2 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 0 2 2 1 3 2 3 5 2 1 3 2 2 4 3 Уч.3 2 2 4 2 3 5 2 3 5 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 3 5 1 3 4 4 Уч.4 2 4 6 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 4 6 1 3 4
Детализированный рейтинг УУД в 1 классе Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Рейтинг УУД по отдельным умениям в 1 классе 107 109 107 109 119 115 106 110
Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. 1 класс. Ученик 1 1 Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Ученик 1 3 4 5 5 3 4 4 5 Группа 2 2 1 1 4 2 2 1
Мониторинг 1 класса. Распределение по группам. № ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Класси фикация Обоб щение Причинно-следственные связи Преобладающая у ребенка группа 1 Ученик 1 2 2 1 1 4 2 2 1 2 2 Ученик 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 3 Ученик 3 2 1 1 1 1 1 1 3 1 4 Ученик 4 1 1 1 1 1 1 1 3 1 Условные обозначения Группа 1 справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Группа 2 справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" Группа 3 не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" Группа 4 не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"
Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач : 1. Выявить , какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (по образцу или на ориентацию способа действия) 2. Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником. С чего начать? Какие умения замыкают рейтинг, а на какие надо опереться. 3. Отследить темп и самостоятельность выполнения ребенком диагностических заданий. Успевает работать со всеми, отстает, а может бежит впереди. 4. Получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка, сравнив результаты диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать». 5. Понять есть ли необходимость в привлечении к работе с детьми дополнительных специалистов (школьного психолога, логопеда), спланировать индивидуальный маршрут развития с учётом возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений райцентра, предоставляющих образовательные услуги.
Информацию можно найти на сайтах www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления
Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в р...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
«Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
laquo;Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий
Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников....