Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
статья на тему
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться. В то же время ФГОС второго поколения не содержат какой-то новой информации об использовании в образовательном процессе компьютеров, электронных образовательных ресурсов и интерактивных досок, которые стали в школах обычным явлением. Данные документы содержат информацию о необходимом объеме знаний, умений, навыков, о компетенциях и видах деятельности, которые должен освоить ученик в результате обучения. Информационная образовательная среда становится все более открытой и «ребенок имеет возможность общаться с учителем за пределами класса», и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Дети, переступающие порог школы, совершенно не такие, какими были мы в их возрасте. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня недостаточно книг и учебников. Всё более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся “работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.), моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект на другое место экрана или установить новые связи между объектами. Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе. Например, отсканировав страницу тетради с печатной основой или страницу прописи, мы имеем возможность показать правильный приём или образец работы сразу всему классу.
Презентация является мощным средством наглядности. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт наглядности. Материал для уроков с интерактивной доской мы берем из интернет-сайтов, например «Интернет-сообщество учителей», «Учительский портал». Сайты постоянно обновляются, поэтому там всегда можно найти самые последние разработки. Это различные тренажёры, тесты, презентации по предметам. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. Эти диски содержат не только иллюстрации, видеосюжеты, но и тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. При разработке уроков мы часто сами создаем презентации, мультимедийные уроки. Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. У младших школьников небогатая жизненная практика и для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Грибы”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии. Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки изобразительного искусства и технологии. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, городецкая роспись. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи. Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж: появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. На уроках математики и русского языка при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности. При помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Ведь создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. В наши дни учитель понимает, что он не является единственным носителем информации. Школьники могут самостоятельно найти материал по интересующим их вопросам в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Роль современного учителя лишь направлять, контролировать учебный процесс. Учитывая, что учащиеся начальных классов испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, новых открытиях, мы часто предлагаем им найти материал по какой-то теме, выбрать то, что их удивило, поразило и создать свою творческую работу. По желанию работа оформляется в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде. Но надо помнить о том, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»
Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. .
Выступление на РМО...
ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...
мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....