II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный – беседа. Наглядный – демонстрация слайдов.
| 4 мин | Устный счет: – Вот песочные часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту. – Сколько заданий вы выполните за 1 минуту. (1 ученик выполняет у доски) - У 640-560х0=
- М 240:60х100=
- Ф 3х(180-90)-70=
- А (940-720)х4=
- Л 1000:5х4=
- Р 400:50х40=
- О (320-80)х1=
– Что интересного заметили в ответах? (Все числа трехзначные, круглые, кратные 2,4,5,8,10). – Расположите ответы в порядке возрастания. Ф | О | Р | М | У | Л | А | 200 | 240 | 320 | 400 | 630 | 800 | 880 |
– Что мы называем формулой? (Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами). – Какие формулы вы знаете?
Учитель переворачивает на доске таблички. – А все ли таблички открыты? (Нет). – Что это значит? (Сегодня урок открытия новых знаний, нам предстоит открыть новые формулы) – Будем сами открывать новые знания. Желаю вам успешной работы. Работа в группах Восстановите формулы. На табличке с формулами закрыта стикером величина. 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Ученики крепят под названиями таблички с восстановленными формулами. Проверка. (Чтобы найти …, надо …) – По какому правилу можно получить 2 последние формулы? (По правилу нахождения неизвестного множителя). – Для чего вам нужны формулы? (Для решения задач). – Как вы думаете, какое теперь задание я вам предложу?
1 уровень - Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка?
- Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
- Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?
| 2 уровень - Ковер-самолет летит со скоростью 200 км/ч. Какое расстояние он пролетит за а часов?
- Ступа Бабы Яги пролетела x км за y часов. Какова скорость ступы Бабы Яги?
- Иван-царевич за 3 часа проехал на волшебном коне d км. За сколько времени он преодолеет расстояние t, если скорость останется прежней?
| 3 уровень - Водяной плывет d км за 4 часа, а Баба Яга на метле это же расстояние пролетает за 2 часа. На сколько километров в час скорость Бабы Яги больше?
- Жар-птице нужно пролететь х км. Она уже пролетела а часов со скоростью b км/ч. Сколько ей осталось пролететь?
- Средняя скорость полета Финиста-ясного сокола b м/с, Жар-птицы – с м/с. На сколько метров больше пролетит Финист-ясный сокол, чем Жар-птица, за 20 секунд?
|
(Решение задач). |
-выявляют порядок действий
-вычисляют устно
-решают задачу
| П: структурирование знаний; П: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
|
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | – А сейчас я вам предложу «вкусную задачу». Мама одной ученицы приготовила для вас эту задачу. Видеоролик включается (слайд 2): «На масленицу я вам напекла гору вкусных блинов. Я их выпекала в несколько приемов. В начале, я выпекала 3 блина в минуту. Сколько блинов приготовила я, работая 20 минут». – Подберите формулу к задаче. – Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали. (Задачи были с известными величинами: стороны и площадь; время, скорость и путь; стоимость, количество и цена. А в этой задаче не все величины знакомы, знаем только время). – Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет формул). -Какая тема нашего урока и цель? |
-анализируют выражения
| Р: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, разъяснение. Наглядный – демонстрация слайдов, работа с учебником.
| 13 мин | Как же назвать эту формулу? – Что нужно найти в задаче? ( Эта формула называется «ФОРМУЛА РАБОТЫ». – О каких величинах ещё идет речь? – Скорость работы называют «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ». Обозначим эту величину буквой «V». – Что еще известно в задаче? – О какой величине идет речь? – Какой буквой обозначается эта величина? -Откройте тетрадь на стр. 43, давайте прочитаем. – Запишите в таблицу величины. – Что нужно узнать в задаче? – Как найти количество блинов, которые испекла мама за 20 минут, если известно, что за 1 минуту мама выпекает 3 блина. – Записать в тетрадь решение. – Какую величину находим? – Как находили – Запишите формулу зависимости этих величин. – Все ли формулы открыты? – Чтобы их открыть, нужно отдохнуть. Динамическая пауза – Выведите две другие формулы. – По какому правилу можно получить? – Какую величину будете находить? – Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда. – Запишите эту формулу в тетради и на доске. – Какая величина еще неизвестна? – А что такое производительность труда? – Как найти производительность? – Все ли формулы открыты? – Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике). Работа с учебником (с.43). – Сравните выведенные вами формулы. – Прочтите формулировки. – Как найти работу? – Время работы? – Как называется работа, выполненная за единицу времени? – А теперь мы вернемся к практической работе, которую выполняли в начале урока. Сколько заданий вы выполнили за одну минуту? Это наша производительность. – Одинаковым ли было количество заданий у каждого из вас? – Что можно сказать о производительности труда наших учеников?
А если бы вы решали 10 минут, сколько всего таких заданий вы бы выполнили? Какие задачи теперь сможете решать |
-Предполагают - Сколько всего блинов испекла мама, т.е. её работу). -(Выпекала 3 блина в минуту, т.е. скорость работы). -(Время работы).
-(О времени). -(«t»).
-(Количество всех блинов, т.е. какую работу выполнила мама) -(Надо 3 блина умножить на 20 минут: 3×20=60 блинов испекла мама). -(Работу). -(Производительность работы умножили на время). -(Нет).
-(По правилу нахождения неизвестного множителя -(Время)
-(Производительность труда) -(Это работа, выполненная за единицу времени).
-(Да)
-отвечают на вопрос
-(Производительность труда). - Нет, одни выполнили больше заданий, другие – меньше).
-(Она разная. Это зависело от того, кто сразу начал работу, кто отвлекался, кто хорошо знает таблицу умножения,..). -(Задачи на работу). |
П: структурирование знаний; П: построение речевого высказывания в устной форме;
П: анализ с целью выделения признаков; Выдвижение гипотез и их обоснование.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
К: планирование сотрудничества со сверстниками;
П: осознание и построение речевого высказывания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. Наглядный –работа с учебником.
| 3 мин | – Откройте учебник на стр. 44, №1. – Какое задание надо выполнить?
а) Вася каждый час съедает 3 мороженых. А сколько мороженых Вася съест за 2 часа? – Какую величину находили?
б) Оля за одну минуту лепит 2 штуки пельменей. Дополните условие и поставьте вопрос к задаче. №2. Какое задание будете выполнять? – Прочтите задачу. – Анализ задачи. Один из учащихся анализирует условие задачи. – Какие величины известны? Что надо найти? – Как ответить на вопрос задачи? – Найдите работу, выполненную мастером за 6 часов, 7 часов. (Учащиеся работают в парах) – Найдите работу за 9 часов и за время t самостоятельно. Заполненная таблица вывешивается на доску. t ч | 2 | 4 | 6 | 7 | 9 | t | А дет | 16 | 32 | 48 | 56 | 72 | 8×t |
|
-(Объяснить смысл предложений)
(3×2=6 мороженых) (Работу).
(Решать задачу). -решают | К: планирование сотрудничества со сверстниками; П: осознание и построение речевого высказывания. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный –разъяснение. Наглядный – демонстрация слайдов.
| 3 мин | По данным таблицы составьте задачи и решите их. 1 вариант – с.44, №4а; 2 вариант – с.44, № 4б. Проверьте по эталону (слайд 3) – Какой формулой пользовались? Как решали? Правильность оцените с помощью знаков «+» или «-». У кого все верно? Молодцы! | -Выполняют самостоятельную работу
-Проверяют | Р: саморегуляция; Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном. |
VII. Включение в систему знаний
Словесный – беседа. Наглядный –работа с учебником, схема.
| 12 мин | Где сможем применить полученное знание? №5, стр. 44. Двое учащихся работают на закрытой части доски, остальные – в тетрадях. Фронтально проводится проверка правильности выполнения задания. – Чем пользовались?
– Кто допустил ошибки? Проанализируйте их. Запишите ответ задачи. Можно ли по этой записи определить число автомобилей, которые выпускает завод: - за 5 дней (1040 м)
- за 6 дней (1248 м)
- за 60 дней (12480 м)
- за 300 дней (62400 м).
– Можно ли, не вычисляя, сказать, на сколько второе произведение больше первого? (208×365 < 208×366 на 208).
| -(При решении задач)
(Алгоритм решения задач, формулой работы, алгоритмом умножения многозначных чисел).
-Отвечают на вопросы | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. К: планирование сотрудничества со сверстниками;
|
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный – беседа.
| 3 мин | – Вы сами сделали открытие и ряд изученных формул пополнился. Проанализируйте свою работу. (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен). Оцените свою работу на полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
| - Оценивают свою работу на уроке.
- Прощаются с учителем. | Р: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что необходимо усвоить. |