Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:
- Формирование потребности изучения учебного материала;
- мотивация деятельности.
Цель и задачи:
- Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся;
- контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя);
- оценка (взаимооценка, самооценка, оценка учителя).
Цель урока:
Формирование умений составлять текст-повествование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над деформированным текстом-повествованием. | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестерко
Надежда Владимировна
Конспект урока во 2 классе.
Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.
В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:
- Формирование потребности изучения учебного материала;
- мотивация деятельности.
Цель и задачи:
- Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся;
- контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя);
- оценка (взаимооценка, самооценка, оценка учителя).
Цель урока:
Формирование умений составлять текст-повествование.
Задачи урока:
- предметно-информационные:
формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
- деятельностно-коммуникативные:
учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;
развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.
мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;
- ценностно-ориентационные:
воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
- у всех обучающихся деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
- серия сюжетных картинок по тексту;
- сигнальные карточки.
Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, стимулирующий учебно-познавательную деятельность.
Деятельность учителя:
управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:
-наглядный,
-практический,
-проблемный,
-беседа,
-наблюдение,
-метод организации взаимодействия обучающихся в парах.
Деятельность обучающихся:
- учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
- контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности определения типа речи; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.
- оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач урока.
Ожидаемый результат:
создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.
Учебный материал:
деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Мотивация.
Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (далее приведены ответы детей).
(Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие).
Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?
2. Работа над заголовком текста до чтения.
Что такое заглавие?
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Ну и домик! Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ёжика искал.
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? (тему)
Что ещё мы узнали?
(главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать?
(ежик был находчивый, что-то нашел)
Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие.
Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка?
(что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок? Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика)
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
4. В процессе работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
О ёжике. Тема
Алеша и ёжик. Главные герои картинка №1
Находчивый ёжик. Характеристика героя
Ёжик пропал. Событие картинка №2
Куда пропал ёжик? Вопрос, характеризующий проблему
Ну и домик! Интерес. картинка №3
Ёжику лучше в лесу. Основная мысль
Как Алеша ёжика искал. Тип речи.
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал,
И, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте ещё до чтения, только нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.
Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)
Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.
4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.
Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)
Вспомним признаки текста. (Ответы детей)
Текст состоит из предложений связанных по смыслу.
Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
Составляется с учетом адресата.
Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста (слушаем одну - две пары).
Как вы думаете, получился у вас текст?
Как думают ребята?
Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.
Какое заглавие вы выбрали?
Оценивание учителем.
5. Работа с деформированным текстом – повествования.
(На доске и у обучающихся 3 части текста про ёжика).
У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.
Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)
Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)
Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.
1 пара у доски.
Прочитайте. Что получили? (текст)
Докажите.
6. Рефлексия.
Вот мы и прочитали текст.
Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?
Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший).
Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Конспект урока по русскому языку (1 класс) "Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок"
Русский язык (1 класс). Тема: "Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок (кормушка)"...
Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Тема урока: «Дикие и домашние животные» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...
План - конспект урока русского языка на тему "Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
quot;Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс...
Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...
Конспект урока русского языка в 3 классе по сериации Сочинение по серии сюжетных картинок «Друзья птиц».
Учитель работает по инновационной площадке по формированию сериации. Этот урок предлагает вниманию формирование сериации по серии картинок...