Конспект урока на тему: "ДЕЦИМЕТР"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Суюшкина Карина Михайловна

Тема урока: «Дециметр»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить с единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_na_temu_detsimetr_1_klass.docx120.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дециметр»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить с единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Знания (ученик будет знать): единицу  измерения длины – дециметр.

Умения (ученик будет уметь): чертить и измерять отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, используя новую единицу измерения- дециметр

Метапредметные

Познавательные УУД: 

- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения.

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.

- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности

Личностные: 

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Ресурсы
: Моро М.И,, Математика – 1 (2-я часть), учебник, М.: Издательство «Просвещение», 2015, презентация.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна. Сегодня урок математики у Вас проведу я. К нам сегодня в гости пришел Незнайка. Он хочет нам что-то рассказать.

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из сделал сегодня открытие.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Незнайка предлагает нам выполнить задание. Узнать  чей путьдлиннее. Что такое длина? (Протяжение чего-либо)С какой единицей измерения длины вы знакомы? (Сантиметр). Попробуйте отгадать чей путь длиннее. Молодцы, вы справились с заданием, но это еще не все. У Незнайки еще есть для нас задания.

- Послушайте внимательно задачи, ответ покажите веером.

Слон, слониха, 2 слонёнка

Шли толпой на водопой,

А на встречу три тигрёнка

С водопоя шли домой,

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей. (7)

Однажды 3 цыплёнка,

А с ними 3 мышонка,

А с ними 3 весёлых

Умытых поросёнка

Бежали спозаранку

Из дома на полянку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке. (9).

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, давайте проведём практическую работу. Мы будем работать в парах, но сначала повторим правила работы в парах.

-У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину книги этой меркой (жёлтой).  Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.

Удобно? (нет). В чем неудобство? (Мерка маленькая, можно не правильно сказать результат)

-Возьмите другую мерку (голубую) и измерьте длину книги этой меркой.

Удобно? (да)

-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)

Значит, большая мерка равна 10 см.

- Как вы думаете как называется новая единица измерения? (ответы детей: дети затрудняются ответить).

- А как бы вы сами придумали название этой единице измерения? (ответы детей: десятисантиментик, длинополосик и т.д.)

- А как выдумаете, если мы придумаем своё название, а учащиеся другого класса своё название данной единице измерения, то понятно будет о какой единице измерения идёт речь? (ответ детей: нет не понятно.)

Дети при помощи учителя приходят к выводу, что у новой единицы измерения должно быть единое название, понятное для всех.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Такая единица измерения, ребята, называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр на латинском языке означает десять. (слайд 1). Возьмите синие полоски, те которыми вам было удобно измерять, напишите на них 1 дм. Да, ребята, эти полоски равны 1 дм.

 -Как вы думаете, какое отношение имеет число 10 к новой единице измерения? (ответ детей: потому что в дециметре содержится 10 сантиметров). (слайд 2). Показываю линейку 1 дм. Посмотрите на доску у меня есть линейка, только она не такая маленькая как ваши, а большая. Под линейкой цветным мелом я обозначила 1 дм.

 - Сформулируйте цель для нашего урока. (Познакомиться с новой величиной измерения длины, чертить и измерять  отрезки, используя данную единицу измерения).

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Возьмите синюю полоску, на которой мы написали 1 дм. Этой меркой измерьте первый ряд ширину стола, второй ряд – длину, третий ряд – высоту ножки парты. Посчитайте, сколько полных дм будет длина ширина парты,  высота ножки.

- Достаньте из конвертов ленту, раскрутите её. Мы продолжаем работать в парах. Отмерьте на этих лентах 1 дм 4 см. Отложив эту длину, оторвите лишнюю часть. Поднимите вверх, что у вас получилось.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Откройте учебник на стр. 51 найдите номер 2. Прочитайте задание. Итак, что нужно сделать? (Начертить отрезок 12 см). О чем спрашивается в задаче? (Нужно узнать сколько это дециметров и сантиметров). Открываем тетради. Подписываем число и классную работу,  номер 2.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

- Открывает рабочие тетради на печатной основе. Вам нужно выполнить номера: 1; 4; 6.

Эталон:

№1

№4  12 см=1 дм 2 см

        1 дм 3 см = 13 см

VIII. Включение в систему знаний и повторение (10-15 мин).

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Откладывает рабочие тетради в сторону. Открываем учебник. Выполним задание 5. Вызываю ученика к доске. Остальные решают в тетрадях.

На данной стр. выполним номер 4. Что нужно сделать в первой таблице? (Уменьшить число, записанное в таблице на 1).  Как вы понимаете уменьшить на 1? (Уменьшить на 1 – это из числа вычесть 1). Рассмотрим таблицу 2. Что здесь нужно сделать? (Увеличить на 1) Как вы понимаете увеличить на 1? (Увеличить на единицу, значит к числу прибавить 1)

IX. Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какую цель ставили на уроке? (Познакомиться с еще одной единицей длины, научиться строить отрезки с этой длиной).

- Посмотрите на картинку. Подумайте каким вы были человечком на протяжении всего урока?

http://tut-uyut.ru/uploads/posts/2015-07/1437850308_vllkyt56tav0cn56j.f3b352e8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Дециметр"

Сформировать умение преобразовывать длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, сравнивать их, складывать и вычитать....

Урок математики. Тема "Дециметр". 1 класс

Урок математики для 1 класса  "Дециметр". Введение понятия, определение соотношений см-дм, дм-м....

Проект урока по теме "Дециметр и метр"

Проект урока по математке в 2 классе по УМК ПНШ...

Урок математики. Тема "Дециметр". 1 класс

Урок математики для 1 класса  "Дециметр". Введение понятия, определение соотношений см-дм, дм-м....

Конспект урока на тему: Дециметр и метр (2 класс "ПНШ")

Знакомтсво с новой величиной метр....

Математика. Урок по теме "Дециметр"

Технологическая карта урока позволяет в полной мере провести урок с требованиями ФГОС....