План-конспект урока по теме "Дециметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
ФИО (полностью) | Степаниденко Ирина Владимировна | |
Место работы | МБОУ Красногорская СОШ №2 | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Математика | |
Класс | 1 | |
Тема и номер урока в теме | “Числа от 1 до 20. Нумерация”, урок №4 | |
Базовый учебник | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 1 класс. |
Тема: Дециметр
Цель: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметром, установить соотношения 1 дм = 10см и использовать её в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучаемой теме;
- создать условия для проявления мотивации к применению полученных знаний в практической деятельности.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные
- включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из нее путем практического решения проблемы;
- способствовать развитию уменияформулировать тему и задачи урока;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в новых условиях;
- обеспечить условия для осознания учащимися результата учебных действий и описания результатов действий, используя математическую терминологию;
- способствовать осуществлению пошагового контроля своих действий под руководством учителя;
- способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Познавательные
- создать условия для расширения представлений о базовых межпредметных понятиях: величина, единица измерения;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы при знакомстве с новой мерой длины.
Коммуникативные
- обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к выполнению задания при выборе мерки;
- обеспечить условия для включения учащихся в работу в парах и группах, формирования умения распределять роли в совместной деятельности;
- способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе в парах.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- актуализировать знания учащихся по теме «Величины. Единицы измерения»;
- создать условия для включения учащихся в деятельность по «поиску» новой единицы измерения – дециметр;
- организовать деятельность учащихся по первичному проговариванию нового знания о дециметре – единице измерения длины;
- создать условия для автоматизации навыка устных вычислений в пределах 10;
- способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности при измерении,чтении и записи значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
1. Мотивация
- Добрый день. Ребята, нравится ли вам быть исследователями? А что же можно исследовать на уроке математики? Легче в одиночку и с помощниками? Пожмите друг другу руки, и мы начинаем наш урок математики.
На экране грустное солнышко.
- Ребята, что случилось? Почему солнышко такое грустное? (Появляется реплика «Мне срочно нужны новые лучики длиной 2 дм»).
- Ребята, поможем солнышку. Выберите среди ленточек те, которые подойдут солнышку по длине. (Учащиеся затрудняются при выполнении задания)
- Почему вы не можете выполнить задание? (Не знаем, что обозначает ДМ)
2. Актуализация
- О какой величине идет речь? ( О длине)
- Какую единицу измерения длины вы знаете? (Сантиметр)
- С помощью какого инструмента можно измерить длину? (Линейка)
- Что значит измерить длину отрезка? (Узнать, сколько раз единица измерения –см содержится в отрезке)
- У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз ширину этой полоски? (Наверное, 1см)
- Приложите к линейке. Проверьте.
- Действительно, 1см. Это и будет наша мерка.
- Измерьте длину отрезка (на карточке) этой меркой.
- Чему равна длина отрезка? (4 см)
- Верно, длина отрезка равна 4 см.
- Что мы умеем? (Измерять длину отрезка в см)
3. Создание проблемной ситуации
- Измерьте этой же меркой длину парты. (Дети проводят измерения, прикладывая мерку)
- У кого есть ответ? (Учитель фиксирует на доске варианты ответов)
- Ответы получились разные. Почему? (Мы не смогли измерить правильно)
- Почему возникло затруднение? (Мерка маленькая, неудобная, мало времени)
4. Целеполагание
- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая, но когда вы измеряли длину отрезка этой меркой, таких трудностей не возникло. Почему? (Отрезок короткий, всего 4 раза пришлось уложить мерку)
- Как же быть? (Надо увеличить мерку)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Найти новую мерку, более крупную.Познакомиться с новой единицей измерения длины)
- Что должны узнать на уроке? (1.Как называется новая единица измерения длины. 2.Какая она по длине)
- Чему должны научиться на уроке?(Измерять, чертить и сравнивать отрезки, используя новую единицу измерения. Научиться пользоваться новой единицей измерения длины.)
5. Открытие нового знания
- Цель урока – найти новую более крупную мерку, новую единицу измерения длины.На столе полоски бумаги красного цвета. Возьмите их в руки. Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки? Можно такими мерками измерить длину стола?
- Что у вас получилось? Почему опять разные результаты? (Мерки разные)
- Как решить эту проблему? (Мерка должна быть одинаковой)
- Какие полоски у вас еще есть на парте? (Желтые) Можно ли их использовать в качестве мерки? Сравните их по длине.
- Измерьте длину парты этой меркой.
- Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему?
- Нашли мы новую мерку?
- Что мы должны узнать об этой мерке?(Узнать, как называется новая мерка.)
-Выполнив задание в парах, вы найдете ответ на этот вопрос. Какое задание вам предлагается? (Решить примеры и записать ответы в порядке возрастания)
Работа в парах «Расшифруй слово»
4 + 3= | м |
6 – 4 = | е |
8 – 3 = | и |
5 + 4 = | т |
6 – 5 = | д |
4 + 4 = | е |
10 – 6 = | ц |
2 + 8 = | р |
Проверка
- Какое слово у вас получилось? Как называется новая единица измерения?
- И тема нашего урока? (Дециметр)
- Что мы узнали? (Новая единица измерения длины – дециметр). А что еще должны узнать? (Чему равна новая мерка?)
- Как это сделать? (Измерить с помощью линейки)
- Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки? (10 см)
- Что мы узнали? (дециметр = 10 см)
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51. Верно ли мы определили тему урока?
- Почему новая единица измерения имеет такое название? (лат. «деци» - десять)
- Как сокращенно записывается дециметр? (дм)
- Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см)
- Заполните пропуски …дм = …см
…см = … дм
(можно использовать интерактивную доску)
- Какую важную запись мы должны сделать в тетради по теме сегодняшнего урока?
- Откроем тетради. Оформим сегодняшнюю работу. Выполним запись.
1 дм = 10 см
10 см = 1 дм
- Отрезок какой длины мы начертим ниже этой записи? (10 см) Почему?
- Что мы узнали? (Дециметр – единица измерения длины.Дециметр равен 10 см. Сокращенная запись – ДМ)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Чему мы должны научиться? (Научиться пользоваться новой единицей измерения длины)
- Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? (Начертить отрезок длиной 12 см)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
- 12 см - сколько это дм и см? (1 десяток см или 1 дм и еще 2 см)
- Как это записать? (Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см)
- Кто безошибочно справился с заданием? У кого возникли трудности? В чем? (если необходимо, еще раз объяснить: 12 см = 10 см + 2 см =1 дм + 2 см)
- Длину каких предметов в классе можно измерить с помощью новой единицы измерения? (ответы учащихся)
- Измерьте ширину учебника математики в дециметрах. (2дм)
- Сколько это см? (20 см)
- Проверьте себя с помощью линейки.
- Какое равенство можно записать? (2 дм = 20 см)
- Кто справился с работой без ошибок? У кого возникли затруднения?
- Чему вы сейчас учились? (Применять дециметр при измерениях)
8. Закрепление
- Кто теперь сможет помочь солнышку? Какие лучики мы должны выбрать для него? (длиной 2 дециметра). Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см)
Работа в группах. Учащиеся выбирают из предложенных ленточек только те, длина которых 2 дм и прикрепляют к солнышку на доске.
- Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло? (Новые знания и умения)
Итог урока
- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)
- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)
- Какое задание понравилось больше всего?
Рефлексия учебной деятельности
- Какое задание вызвало затруднение?
- Оцените свою работу на уроке по шкале знаний.
Домашнее задание
- Предлагаю вам дома измерить высоту вашего письменного стола, используя новую меру длины, а результаты ваших измерений мы узнаем завтра на уроке.
- Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....