Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие. |
| Создать условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность. |
2. Актуализация базисных знаний. | - Прочитайте слова на доске. -Что их объединяет? - Вспомните единицы измерения этих величин. Вставьте их правильно в предложения.
- Сравните величины.
- Какие возникла затруднения?
- Это обозначение новой единицы измерения длины. А вот как она называется вы определите сами, работая в паре. - Вспомните правила работы в паре? - Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте название новой единицы измерения длины и темы нашего урока.
- Прочитаем хором тему по слогам с ударением. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой единицей измерения длины – дециметром, узнаете, для чего ее используют. Научитесь с помощью дм измерять и чертить отрезки. Повторите состав чисел второго десятка. умение решать примеры и задачи.
| - Масса, длина, объем. - Величины. Запись на слайде: - Папа держит чемодан, масса которого 11 … (кг). - В ведро вмещается 10 … (л) воды. - Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1 … (см).
Запись на слайде: 5см * 8см 6кг * 13кг 10л * 7л 9см * 9дм ( дети сравнивают величины) - Разные единицы измерения величины, неизвестная запись и т.д.
(работа в парах) - Дециметр
(дети читают тему урока на слайде) | Уметь обобщать, делать выводы (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь сравнивать, ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (Познавательные УУД)
Уметь осуществляют учебное взаимодействие, работать в паре (Коммуникативное УУД). Концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений. (Личностные)
Умение принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
3. Открытие и фиксирование нового знания. | Проведём практическую работу.
-У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить ширину парты этой меркой. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку и измерьте ширину парты этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) - Значит, большая мерка равна 10 см.
Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.
-Сколько в 1 дециметре сантиметров? - Какова ширина парты?
- Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Подпиши полоску с другой стороны.
- Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?
(Учитель чертит на доске). - Проверьте, верно ли вы начертили с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?… - Как подпишем? 1 дм или 10 см - Сколько же см в 1 дм? В 1 дм – 10 см - Запишем
- А сейчас дадим нашим глазам отдохнуть, сделав гимнастику для глаз. | индивидуальные мерки 1см и 1дм (дети измеряют ширину парты разными мерками)
- 10 см (ответы детей)
- По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см (чертят в тетради отрезок)
- Наложить мерку в 1 дм. Она должна совпасть с длиной отрезка.
(записывают 1 дм = 10 см)
| Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину парты. Фиксируют индивидуальное затруднение, высказывают свои предположения (Регулятивные УУД).
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя (Коммуникативное УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Сверка с образцом (Регулятивные УУД). Познакомились с единицей измерения длины – дециметр, научились измерять и чертить отрезки (Предметные р-ты) |
4.Первичное закрепление. | №1 стр.51 - Что нужно сделать?
- Сколько дм верёвки нужно отрезать?
- Как отмерить?
- Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 2 дм и отрезает. - У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину. - Сколько см в 2 дм?
Физминутка |
…отрезать 2 дм верёвки.
…2 дм (повторяет слабый ученик)
Уложить 1 дм 2 раза, отмерить по линейке. (практическая работа в парах)
- … одинаковые, 2 дм
- В 2 дм – 20 см.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в паре (Коммуникативные УУД).
Проговаривание во внешней речи (Регулятивные УУД) |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой | № 2 с.51 - Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это см и дм? № 6 с.51 - Измерьте длину и ширину учебника. Сколько это дм и см? - Сравните свои ответы с ответами соседа.
- Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока? - Чему вы уже научились? - Что еще предстоит сделать?
| (самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой)
На слайде дети отмечают уже выполненные цели урока | Проверить и оценить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях (Регулятивные УУД) Научились измерять и чертить отрезки (Предметные р-ты) Умение принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | - А что еще можно измерить в см и дм? А у Вити дома есть аквариум. Модно его измерить в данных единицах длины? -Посмотрите в учебник. У Вити круглый аквариум? Его можно измерить в см и дм?
№ 3 с.51 (по вариантам) - Обменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи соседом. - Если нашли ошибки, докажите соседу, в чем он ошибся.
- Сверьтесь с образцом. Правы ли вы были?
- Начертите в тетрадях такой же как у меня прямоугольник. Его длина 1 дм, а ширина 2 см. - Дорисуйте его так, что бы получился какой-то предмет. - Что у вас получилось? | (предположения детей)
- Да, но только мягкой измерительной лентой, и это не будет длина и ширина.
(самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Дети чертят прямоугольник по заданным меркам. Творческая работа.
- Поезд, линейка и т.д. | Фиксируют индивидуальное затруднение, высказывают свои предположения (Регулятивные УУД).
Осуществляют учебное взаимодействие, ясно выражают свои мысли (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). |
7. Рефлексия учебной деятельности. | - Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать рисунок? - Как связан см и дм? - Зачем люди придумали дм? - Как вы думаете, есть ли другие единицы измерения длины? - Почему вы так считаете? С ними вы познакомитесь позже. - Какую задачу мы ставили перед собой? - Удалось ли ее решить? - Как вы оцените свою работу на уроке?
- Я благодарю вас всех за урок, желаю и дальше также активно пополнять свой багаж знаний. | - Познакомились с новой единицей длины – дм - В 1 дм - 10 см - Измерять крупные предметы.
| Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |