Адаптированная рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Данная адаптированная образовательная программа по математике учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_matematike.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на заседании ШМО                                                                   «Утверждено»    

Протокол №1                                                                                                   Директор школы

От  28. 08.2015 г.                                                                                  _________   Н.И.Гайворонская

                                                                                                              Приказ №  77      от 01.09.2015г.                                                                                                                            

 

«Согласовано»

 Зам. директора по УВР

        ________ И.Н. Резник

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 13 от 28.08.2015 г.

Адаптированная рабочая программа по математике

для  ученика 2 «Б» класса Кузина Вячеслава

учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

         Адаптированная образовательная программа по  математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой и С. В. Степановой. (УМК «Школа России»)

       Данная адаптированная образовательная программа по математике учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной рабочей программы учитывались  специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Все  обучающиеся  с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

Общими для всех  обучающихся  с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки

•        в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных  процессов),

•        замедленный темп, либо  неравномерное становление познавательной деятельности,

•        трудности произвольной саморегуляции,

•        нарушения речевой и мелкой ручной моторики,

•        нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка,

•        снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие  усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом,

•        недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль

•        обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у  обучающихся с ОВЗ  разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса  и  находят своё  отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены общие образовательные потребности, такие  как

- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- раннее получение специальной помощи средствами образования;  

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;  

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы

образовательной организации.

В адаптированной образовательной программе определены цель и задачи изучаемого предмета и описаны коррекционные возможности предмета:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания.

формирование целостности зрительного восприятия

развитие способности концентрировать и распределять внимание

развитие избирательности зрительного внимания

2. Совершенствование  моторного развития, каллиграфических и графических навыков

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

развитие зрительно-моторной координации

развитие слухо - моторной координации

3. Совершенствование речевого развития

обогащение и систематизация словаря

развитие устной монологической и диалогической речи

4. Развитие словесно-логического мышления

формирование умения понимать и задавать вопрос

развитие способности обобщать

развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их

развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений

развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез)

развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам

развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии

развитие логического запоминания

5. Развитие навыка самоконтроля и самооценки

развитие умения работать по словесной и письменной инструкции

формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану

совершенствование умения планировать свою деятельность

выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила

овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного

развитие комбинаторных способностей.

Адаптированная образовательная программа для обучения детей с ОВЗ предполагает наличие и использование коррекционной работы.

Направление и содержание программы коррекционной работы

       Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ОВЗ. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация

     Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Цели изучения курса математики:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения математике:

  • обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
  • создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
  • развитие творческих возможностей учащихся;
  • формирование и развитие познавательных интересов.

Место предмета в учебном плане школы

В соответствии с образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Математика» для ученика 2 «Б» класса отводится 2 часа в неделю. Всего70 часов в год.

Содержание курса

2 класс

Изучение натуральных чисел; арифметических действий. Приемов вычислений;

Ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

Формирование практических умений - измерительных, графических;

Формирование умений решать простые и составные задачи.

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Инструктаж по т/б.

Повторение.  Числа от 1 до 20.

1

2

Десятки. Счет десятками до 100.

1

3

Числа от 11 до 100.

1

4

Наименьшее трехзначное число. Сотня.

1

5

Метр. Таблица единиц длины.

1

6

Сложение и вычитание  вида   35 + 5, 35 – 5, 35 - 30        

1

7

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

1

8

Входная контрольная работа.

9

Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

10

Задачи, обратные данной.

1

11

Решение задач изученных видов.

1

12

Час, минута. Соотношение между ними.

1

13

Порядок выполнения действий. Скобки.

1

14

Сравнение числовых выражений

1

15

Свойства сложения.

1

16

Контрольная работа.

1

17

Работа над ошибками.

Страничка для любознательных

1

18

Устные приемы сложения и вычитания

1

19

Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20

1

20

Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18

21

Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4

1

22

Приемы вычислений для случаев вида 30 – 7

1

23

Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24

1

24

 Решение текстовых задач на нахождение суммы.

1

25

Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7.

1

26

Приемы вычислений для случаев вида 35 – 8 .

1

27

Буквенные выражения

1

28

Уравнение.

1

29

 Проверка сложения

1

30

Проверка вычитания

1

31

Контрольная работа  по итогам четверти.

1

32

Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали.  Чему научились».

1

33

Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23. Вычитание вида 57 – 26.

1

34

Проверка сложения и вычитания.

1

35

Угол. Виды углов           (прямой, острый, тупой).

1

36

Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48. Сложение вида 37 + 53.

1

37

Прямоугольник.

1

38

Сложение вида 87 + 13

1

39

Письменные вычисления, сложение вида 32 + 8, вычитание вида  40 – 8.  

1

40

Вычитание вида 50 – 24. Вычитание вида 52 – 24

1

41

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Квадрат.

1

42

Контрольная работа  по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

1

43

Работа над ошибками.

Умножение.

1

44

Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением.

1

45

Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение.

1

46

Периметр прямоугольника.

1

47

Приемы умножения единицы и нуля.

1

48

Названия компонентов и результата действия  умножения.

1

49

Переместительное свойство умножения

1

50

Конкретный смысл действия деление.

1

51

Контрольная работа  по итогам четверти.

1

52

Работа над ошибками.

Название чисел при делении.

1

53

Связь между компонентами и результатом действия умножения.

54

Приемы умножения и деления на 10

1

55

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость

1

56

Задачи на нахождение третьего слагаемого

1

57

Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2

1

58

Приемы умножения числа 2

1

59

Деление на 2

1

60

Закрепление по теме  «Деление на 2».

1

61

Деление на 2. Решение задач.

1

62

Комплексная контрольная работа  

1

63

Умножение числа 3 и на 3

1

64

Закрепление по теме «Умножение числа 3 и на 3».

1

65

Деление на 3.

1

66

Закрепление по теме  «Деление на 3»

1

67

Повторение пройденного «Что узнали.  Чему научились».

1

68

Повторение пройденного. Нумерация.

1

69

Контрольная работа по итогам года.

1

70

Работа над ошибками.

1

Требования к уровню подготовки обучающегося:

2 класс

Обучающийся должен знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • названия и обозначение действий умножения и деления;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающийся должен уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно;
  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
  • находить длину ломаной, состоящей из звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника);
  • читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагать запись столбиком;
  • решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;
  • пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г;
  • узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

  1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. М.: Просвещение, 2010.
  2. Моро М.И.,  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. М.: Просвещение, 2011.
  3. Моро М.И.,  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 кл. М.: Просвещение, 2013
  4. Волкова С.И. Контрольные работы по математике: 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011.
  5. Волкова С.И. Устные упражнения по математике: 1 класс, М.: Просвещение, 2011.
  6. Волкова С.И. Устные упражнения по математике: 2 класс, М.: Просвещение, 2012.
  7. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 кл. М.: Просвещение, 2011.
  8. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2012.
  9. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 2011.
  10. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 2 класса. М.: Просвещение, 2012.
  11. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
  12. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Тетрадь № 1, 2: Математика: 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
  13. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Тетрадь № 1, 2: Математика: 3 класс. М.: Просвещение, 2014.

15.  Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс.

  1. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс.
  2. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 3 класс.
  3. Наглядное пособие по математике (1 класс) – разрезные таблицы.
  4. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. «Поурочные разработки по математике», 3 класс. Москва «ВАКО», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»

Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....

Адаптированная рабочая программа по математике.

Адаптированная рабочая программа по математике....

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...

Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование на учебный  год с коррекционными задачами на каждый урок....