Адаптированная рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс)
Данная адаптированная образовательная программа по математике учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_matematike.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждено»
Протокол №1 Директор школы
От 28. 08.2015 г. _________ Н.И.Гайворонская
Приказ № 77 от 01.09.2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ И.Н. Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 13 от 28.08.2015 г.
Адаптированная рабочая программа по математике
для ученика 2 «Б» класса Кузина Вячеслава
учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой и С. В. Степановой. (УМК «Школа России»)
Данная адаптированная образовательная программа по математике учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной рабочей программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки
• в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов),
• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности,
• трудности произвольной саморегуляции,
• нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка,
• снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом,
• недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль
• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены общие образовательные потребности, такие как
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
В адаптированной образовательной программе определены цель и задачи изучаемого предмета и описаны коррекционные возможности предмета:
1.Развитие зрительного восприятия и узнавания.
формирование целостности зрительного восприятия
развитие способности концентрировать и распределять внимание
развитие избирательности зрительного внимания
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
развитие зрительно-моторной координации
развитие слухо - моторной координации
3. Совершенствование речевого развития
обогащение и систематизация словаря
развитие устной монологической и диалогической речи
4. Развитие словесно-логического мышления
формирование умения понимать и задавать вопрос
развитие способности обобщать
развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их
развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений
развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез)
развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам
развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии
развитие логического запоминания
5. Развитие навыка самоконтроля и самооценки
развитие умения работать по словесной и письменной инструкции
формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану
совершенствование умения планировать свою деятельность
выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила
овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного
развитие комбинаторных способностей.
Адаптированная образовательная программа для обучения детей с ОВЗ предполагает наличие и использование коррекционной работы.
Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ОВЗ. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Цели изучения курса математики:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- формирование интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения математике:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Место предмета в учебном плане школы
В соответствии с образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Математика» для ученика 2 «Б» класса отводится 2 часа в неделю. Всего70 часов в год.
Содержание курса
2 класс
Изучение натуральных чисел; арифметических действий. Приемов вычислений;
Ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
Формирование практических умений - измерительных, графических;
Формирование умений решать простые и составные задачи.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Инструктаж по т/б. Повторение. Числа от 1 до 20. | 1 | |
2 | Десятки. Счет десятками до 100. | 1 | |
3 | Числа от 11 до 100. | 1 | |
4 | Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 | |
5 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | |
6 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 5, 35 - 30 | 1 | |
7 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | |
8 | Входная контрольная работа. | ||
9 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
10 | Задачи, обратные данной. | 1 | |
11 | Решение задач изученных видов. | 1 | |
12 | Час, минута. Соотношение между ними. | 1 | |
13 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | |
14 | Сравнение числовых выражений | 1 | |
15 | Свойства сложения. | 1 | |
16 | Контрольная работа. | 1 | |
17 | Работа над ошибками. Страничка для любознательных | 1 | |
18 | Устные приемы сложения и вычитания | 1 | |
19 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | 1 | |
20 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18 | ||
21 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4 | 1 | |
22 | Приемы вычислений для случаев вида 30 – 7 | 1 | |
23 | Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 | 1 | |
24 | Решение текстовых задач на нахождение суммы. | 1 | |
25 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7. | 1 | |
26 | Приемы вычислений для случаев вида 35 – 8 . | 1 | |
27 | Буквенные выражения | 1 | |
28 | Уравнение. | 1 | |
29 | Проверка сложения | 1 | |
30 | Проверка вычитания | 1 | |
31 | Контрольная работа по итогам четверти. | 1 | |
32 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
33 | Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23. Вычитание вида 57 – 26. | 1 | |
34 | Проверка сложения и вычитания. | 1 | |
35 | Угол. Виды углов (прямой, острый, тупой). | 1 | |
36 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48. Сложение вида 37 + 53. | 1 | |
37 | Прямоугольник. | 1 | |
38 | Сложение вида 87 + 13 | 1 | |
39 | Письменные вычисления, сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8. | 1 | |
40 | Вычитание вида 50 – 24. Вычитание вида 52 – 24 | 1 | |
41 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | 1 | |
42 | Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». | 1 | |
43 | Работа над ошибками. Умножение. | 1 | |
44 | Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. | 1 | |
45 | Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | 1 | |
46 | Периметр прямоугольника. | 1 | |
47 | Приемы умножения единицы и нуля. | 1 | |
48 | Названия компонентов и результата действия умножения. | 1 | |
49 | Переместительное свойство умножения | 1 | |
50 | Конкретный смысл действия деление. | 1 | |
51 | Контрольная работа по итогам четверти. | 1 | |
52 | Работа над ошибками. Название чисел при делении. | 1 | |
53 | Связь между компонентами и результатом действия умножения. | ||
54 | Приемы умножения и деления на 10 | 1 | |
55 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | |
56 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | |
57 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2 | 1 | |
58 | Приемы умножения числа 2 | 1 | |
59 | Деление на 2 | 1 | |
60 | Закрепление по теме «Деление на 2». | 1 | |
61 | Деление на 2. Решение задач. | 1 | |
62 | Комплексная контрольная работа | 1 | |
63 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | |
64 | Закрепление по теме «Умножение числа 3 и на 3». | 1 | |
65 | Деление на 3. | 1 | |
66 | Закрепление по теме «Деление на 3» | 1 | |
67 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | |
68 | Повторение пройденного. Нумерация. | 1 | |
69 | Контрольная работа по итогам года. | 1 | |
70 | Работа над ошибками. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающегося:
2 класс
Обучающийся должен знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- названия и обозначение действий умножения и деления;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающийся должен уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
- находить длину ломаной, состоящей из звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника);
- читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагать запись столбиком;
- решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2 действия;
- пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г;
- узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
- Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. М.: Просвещение, 2010.
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. М.: Просвещение, 2011.
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 кл. М.: Просвещение, 2013
- Волкова С.И. Контрольные работы по математике: 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011.
- Волкова С.И. Устные упражнения по математике: 1 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Волкова С.И. Устные упражнения по математике: 2 класс, М.: Просвещение, 2012.
- Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 1 кл. М.: Просвещение, 2011.
- Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 2 кл. М.: Просвещение, 2012.
- Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 2011.
- Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 2 класса. М.: Просвещение, 2012.
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Тетрадь № 1, 2: Математика: 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Тетрадь № 1, 2: Математика: 3 класс. М.: Просвещение, 2014.
15. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс.
- Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс.
- Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 3 класс.
- Наглядное пособие по математике (1 класс) – разрезные таблицы.
- Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. «Поурочные разработки по математике», 3 класс. Москва «ВАКО», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (индивидуальное обучение на дому).
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Математика" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осно...
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс. «Начальная школа 21 века»
Адаптированная рабочая прграмма по математике (для интегрированного класса). 3 класс. Программа "Начальная школа 21 века". В программе расписаны на каждый урок УУД + вид деятельности для детей с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....
Адаптированная рабочая программа по математике.
Адаптированная рабочая программа по математике....
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку, цели, задачи, место курса в учебном плане, формы организации учебного процесса, требования к уровню подготовки учащи...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
Адаптированная рабочая программа по математике в 4классе специальной коррекционной школы VIII вида
Тематическое планирование на учебный год с коррекционными задачами на каждый урок....