"Решение задач с косвенными вопросами"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;
продолжить работу над составной задачей, повторить
решение выражений изученных видов.
2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь
3) Воспитывать чувство взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reshenie_sostavnyh_zadach_v_kosvennoy_forme.docx | 238.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С КОСЕННЫМИ ВОПРОСАМИ
Цели:1) Познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос;
продолжить работу над составной задачей, повторить
решение выражений изученных видов.
2) Развивать мыслительные операции, внимание, речь
3) Воспитывать чувство взаимовыручки.
ХОД УРОКА:
Запланированная деятельность на уроке
- ( 3 минуты)
Позитивный настрой
ПОЖМЕМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ,
УДАЧИ ПОЖЕЛАЕМ
С ПРЕКРАСНЫМ НАСТРОЕНИЕМ
УРОК НАШ НАЧИНАЕМ!!!
-Ребята, какое животные вы видите на рисунке? Вы уверенны? А если перевернуть?
ЭТО
Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Решение задач с косвенными вопросами)
- (3 минуты) Заполнить схему. Расставить знаки арифметических действий.
Алгоритм решения задач
1 Прочитать задачу.
2 Выделить ключевые слова.
3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5 Выбрать действие.
6 Решить задачу.
7 Записать ответ.
- (10 минут) Сейчас попробуем заполнить схему, в которой слова предлог НА поменяли на предлог В.
Для этого решите задачу с помощью алгоритма и заполните схему.
ГРУППОВАЯ РАБОТА
В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 больше. Сколько дождливых дней было в октябре?
________________________________________
В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 больше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?
____________________________________________
В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, что в 2 раза больше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
120 : 2 = 60 (д)- девочек
120 + 60 = 180 (д)- всего
ДОПИШИ ЗНАК что в … б (:)- косвенная форма
В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
120 * 2 = 240 (д)- девочек
120 + 240 = 360 (д)- всего
ДОПИШИ ЗНАК в … б (*)- прямая форма
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
НА … БОЛЬШЕ ( ) | ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ ( ) |
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
В … БОЛЬШЕ ( ) | ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ ( ) |
В сентябре было 9 дождливых дней, а в октябре – на 8 меньше. Сколько дождливых дней было в октябре?
________________________________________
В сентябре было 9 дождливых дней, это на 8 меньше, чем в октябре. Сколько дождливых дней было в октябре?
____________________________________________
В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, это в 2 раза меньше , чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
120 * 2 = 240 (д)- мальчиков
240 + 120= 360 (д)- всего
ДОПИШИ ЗНАК что в … м (*)- косвенная форма
В летнем лагере отдыхают 120 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
120 : 2 = 60 (д)- девочек
120 + 60 = 180 (д)- всего
ДОПИШИ ЗНАК в … м (:)- прямая форма
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
НА … МЕНЬШЕ ( ) | ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ ( ) |
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
В … МЕНЬШЕ ( ) | ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ ( ) |
ВЫВОД: В ЗАДАЧАХ С ПРЯМЫМ ВОПРОСОМ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ, ТАК КАК ГОВОРИТСЯ. ВЗАДАЧАХ С КОСВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ НАОБОРОТ.
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
НА … БОЛЬШЕ ( + ) НА … МЕНЬШЕ ( - ) | ЧТО (ЭТО) НА … БОЛЬШЕ ( - ) ЧТО (ЭТО) НА … МЕНЬШЕ ( + ) |
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
В … БОЛЬШЕ ( * ) В … МЕНЬШЕ ( : ) | ЧТО (ЭТО) В … БОЛЬШЕ ( : ) ЧТО (ЭТО) В … МЕНЬШЕ ( * ) |
- (5 минут) Закрепление. ВИДЕОУРОК (в тетради)
- (5 минут) Решение задач по учебнику стр 56 № 4.
Самостоятельная проверка по эталону
Вид задачи _________________________________
В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?
Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.
КРАТКОЕ УСЛОВИЕ | _______________________ _______________________ |
ВЫРАЖЕНИЕ | |
РЕШЕНИЕ | _____________________________
_____________________________ |
ОТВЕТ |
Вид задачи _________________________________
В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.
КРАТКОЕ УСЛОВИЕ | _______________________ _______________________ |
ВЫРАЖЕНИЕ | |
РЕШЕНИЕ | _____________________________
_____________________________ |
ОТВЕТ |
Вид задачи Составная задача в косвенной форме
В летнем лагере группа из 64 человек отправилась в поход в горы, это в 4 раза меньше, чем количество детей, оставшихся в лагере. Сколько всего детей отдыхало в лагере?
Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.
КРАТКОЕ УСЛОВИЕ | Отправились- 64 ч ? ч Остались- ? ч, это в 4 р меньше |
ВЫРАЖЕНИЕ | 64 + 64 : 4 = 80 (ч) |
РЕШЕНИЕ |
|
ОТВЕТ | Всего в лагере отдыхало 80 детей |
Вид задачи Составная задача в косвенной форме
В летнем лагере отдыхают 156 мальчиков, что в 2 раза больше, чем девочек. Сколько всего детей отдыхает в лагере?
Подчеркни условие зеленым карандашом, а вопрос красным карандашом.
КРАТКОЕ УСЛОВИЕ | Мальчиков- 156 д, что в 2 р больше ? д Девочек- ? д |
ВЫРАЖЕНИЕ | 156 + 156 : 2= 234 (р) |
РЕШЕНИЕ |
|
ОТВЕТ | Всего в лагере отдыхает 234 ребенка |
- (10 минут) Задания для самостоятельной работы у доски на повторение стр 56 № 5 (у доски)
Х = 865 а = 50
Х = 72 х = 348
Х = 15 х = 845
- (2 минуты) Дополнительное задание стр 55 № . Вырази в указанных единицах измерения. (устно)
- РЕФЛЕКСИЯ
(1 минута) Что нового узнали?
Какие задачи решали?
Всем понятно решение составных задач в косвенной форме?
СИНКВЕЙН- ЗАДАЧА (по цветам)
Зеленый- все получилось
Желтый- еще нужно поработать
Красный- ничего не понятно
Рефлексия- ТЕСТ
ИМЯ __________________________
Задачи с вопросами в косвенной форме
Задание 1 Укажи неверные высказывания.
1) Если в задаче говорится: "это на ... больше ...", то неизвестное находится действием сложения.
2) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием вычитания.
3) Если в задаче говорится: "что на ... больше ...", то неизвестное находится действием вычитания.
4) Если в задаче говорится: "он на... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.
5) Если в задаче говорится: "это на ... меньше ...", то неизвестное находится действием сложения.
Задание 2 К каждой из данных задач подбери ответ.
1) 65
2) 237
3) 356
4) 55
5) 168
__ Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?
__ Грибники нашли 36 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько всего грибов нашли грибники?
__ В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько картофеля и моркови привезли в школьную столовую?
__ Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько всего прыжков сделали обе девочки?
__ В 4 "А" классе 29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько всего учеников в 4 "А" и 4 "Б" классах?
Задание 3 Реши задачу.
Для приготовления крема взяли 250 г сахара. Его взяли на 150 г меньше, чем сметаны. Сколько получилось сметанного крема?
Запишите число:
___________________________
Задание 4 Прочитай задачу. Выбери верное решение этой задачи.
В огороде собрали 94 кг огурцов. Их было на 76 кг меньше, чем помидоров. Сколько помидоров собрали в огороде?
1) 94 + 76 = 170 (кг)
2) 94 - 76 = 18 (кг)
Задание 5 Среди данных задач найди задачи с вопросами в косвенной форме.
1) Андрей и Сергей соревновались в беге на 1000 м. Сергей пробежал дистанцию за 5 мин 27 с. Он на 29 с опередил Андрея. За сколько секунд пробежал дистанцию Андрей?
2) В 4 "А" классе 29 учеников. Это на 3 ученика больше, чем в 4 "Б" классе. Сколько учеников в 4 "Б" классе?
3) В школьную столовую привезли 96 кг картофеля, а моркови на 24 кг меньше. Сколько моркови привезли в школьную столовую?
4) Грибники нашли 26 подберёзовиков, а боровиков на 7 меньше. Сколько боровиков нашли грибники?
5) Галя и Света прыгали через скакалку. Галя прыгнула без остановки 128 раз подряд, что на 19 раз больше, чем Света. Сколько раз прыгнула через скакалку без остановки Света?
Задание 6 Посмотри на краткое условие задачи. Какая из данных задач подходит к этому краткому условию?
1) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели, а саженцев сосны - на 34 меньше. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?
2) В лесничестве было высажено 96 саженцев ели. Их посадили на 34 саженца меньше, чем саженцев сосны. Сколько всего саженцев хвойных деревьев было высажено в лесничестве?
Задание 7 Прочитай задачу. Выбери краткое условие, которое составлено верно по условию этой задачи.
В соревнованиях по плаванию принимало участие 46 учеников начальных классов. Их было на 36 больше, чем старшеклассников. Сколько всего учащихся принимали участие в соревнованиях по плаванию?
Задание 8 Реши задачу.
Высота берёзы 45 м. Она на 12 м ниже тополя. Какова высота тополя?
Запишите число:
___________________________
Ответы:
1) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;
2) (5 б.) Верные ответы:
3;
1;
5;
2;
4;
3) (4 б.): Верный ответ: 650.;
4) (3 б.) Верные ответы: 1;
5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
6) (4 б.) Верные ответы: 2;
7) (3 б.) Верные ответы:
8) (4 б.): Верный ответ: 57.;
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)
Изучение данной темы представляет известную трудность....
Урок математики 2 класс УМК «Гармония» по теме: Задачи с косвенным вопросом
Урок математики 2 класс УМК «Гармония» Тема: Задачи с косвенным вопросомЦели: познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос; продолжить работу над составной задачей, повтор...
Задачи с косвенными вопросами. Объяснение и материал для закрепления .
Задачи с косвенными вопросами вызывают затруднения у учащихся. В материале приводится пример решения и даны 8 задач на закрепление....
Обучение решению задач, выраженных в косвенной форме (1 класс)
Материал предназначен для учителей начальных классов....
Урок по математике на тему: "Решение задач в косвенной форме" 4класс
Решение задач нового вида...
Решение задач в косвенной форме в 4 классе
Урок математики .Тема Решение задас на разностное сраувнение.Закрепление 1 класс...
«Решение задач в косвенной форме»
Класс: 4Цель урока: формирование умения решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Задачи урока:Дидактические:познакомить учащихся с решением задач но...