Урок по математике на тему: "Решение задач в косвенной форме" 4класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.
Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи:
Предметные
• познакомить учащихся с решением задач нового вида,
• совершенствовать навыки счета,
• работать над развитием математической речи,
• использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),
• создать алгоритм для решения задач нового вида.
II.Метапредметные
1.Познавательные УУД:
- находить основное отличие задач нового вида,
- выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;
2.РегулятивныеУУД:
- принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;
3 Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
III. Личностные УУД
- развивать познавательный интерес к предмету
Ход урока.
- Устный счёт.
- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.
1) Уменьши число 600 на 300;
2) Увеличьте число 400 на 460;
3) Найдите сумму чисел 560 и 240;
4) Найдите разность чисел 270 и 90;
5) Выразите в км 27000м;
6) Выразите в минутах 3 часа;
7) Найдите Pквадрата со стороной 8 см.
8)S квадрата со стороной 8 см.
9)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф?
10) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке?
- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 180 мин, 32 см, 64 см2,880 , 24
2.Реши примеры. Запиши буквы под ответами. Прочитай слово
72 : 18 - А17: 17- З 96: 32 – Д 80 : 16 - Ч 84: 12 – А 100 : 50 - И
1 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 |
Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?
III Новый материал.
.
Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?
Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете
треугольников?
Проверка: два человека у доски.
- Согласны ли вы?
- Помогите ребятам.
- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говорится только о кружках, а просят найти количество треугольников)
- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)
- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?
- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)ИХ называются задачи в косвенной форме. В этих задачах если говорится больше, то получается результат меньше. А если говорится меньше, то результат получается больше.
- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?
(надо понимать, какое число находим: большее или меньшее)
IVРабота по теме урока.
- Попробуем решить задачу № 319 (1) с. 68
Н.-9 эт.
С.-?на 3>---
9+3=12
C-12эт. На 3 эт.>
Н.-?
Составление алгоритма решения задач в косвенной форме.
Давайте составим алгоритм решения задач
1 Прочитать задачу.
2 Выделить ключевые слова.
3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5 Выбрать действие.
6 Решить задачу.
7 Записать ответ.
- Прочитайте задачу. 320
Решаем по алгоритму.
- Выделите ключевые слова в задаче. (брат, сестра)
- Сделаем схему или кр. запись.
- Что известно про брата? (ему 17 лет, он на три года младше)
- Что знаем про сестру? Какой вывод о возрасте сестры можем сделать? (она старше брата на три года)
- Каким же действием будете решать задачу?
Проверка.
- В прямой или косвенной форме была сформулирована задача? Почему? (вкосвенной, потому что в задаче все говорилось о брате, а мы должны были найти возраст сестры)
- О чем надо было помнить? (если брат младше, то сестра старше, мы находим большее число)
- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в косвенной форме?
3 Самостоятельная работа над задачей №320 (2)
- А сейчас самостоятельно решите задачу №320 (2)
- Прочитайте задачу, составьте кр. запись или схему и решайте.
- Кто затрудняется? Возьмите карточки - помощницы.
Карточка №1
1 Найди ключевые слова, о ком говорится в задаче?
2 Что известно про папу, укажи.
3 Какой вывод сделаешь про возраст мамы?
4 Выбирай действие и решай задачу.
Проверка:
- Назовите, сколько же лет маме? (32 года)
- Чем интересны эти задачи?
2 карточка: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
1 карточка: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.
Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?
Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную
библиотеку?
Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?
2 карточка: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Проверка:
- Слово ребятам второй группы?
- Ребята первой группы, пожалуйста.
- Какую составили задачу ребята третьей группы?
- Что интересного заметили? (мы все решали одинаковую задачу)
- Какой ответ у вас получился?
- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)
VРефлексия.
- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в косвенной форме?
- Приведите примеры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему "Решение составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
Конспект разработан по программе УМК "Гармония"...
Разработка урока по математике по теме "Решение составных задач"
Проблемный урок по математике по теме "Решение составных задач"...
Конспект урока по математике на тему "Решение обратных задач" 3 класс
УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку по математике на тему "Решение текстовых задач"
Презентация к уроку по математике на тему "Решение текстовых задач"...
материалы к уроку по математике на тему: Решение нестандартных задач.
конспект урока и презентация...
Методическая разработка урока по математике на тему "Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость".
Методическая разработка урока по математике соответсвует программе 3-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Знать:- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;-...
Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"
Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...