Методическая разработка урока по математике 1 класс по теме "Слагаемое.Сумма"
методическая разработка по математике (1 класс)
Разработка урока по математике 1 класс по теме Слагаемое. Сумма""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по математике 1 класс | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Модель урока с использованием инновационных технологий
в аспекте требований ФГОС НОО»
Аджиниязова Мархаба Денисламовна
учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
Урок математики в 1 классе по теме «Слагаемые. Сумма» - урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Номинация:
Методическая разработка урока по математике
2017год
Тема: «Слагаемые. Сумма»
Класс - 1
Цель: познакомить учащихся с компонентами сложения, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «слагаемое», «сумма», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на сложение;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при сложении; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Используемые технологии: игровая технология, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.
Материально-техническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное приложение к уроку http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_na_lesnoj_poljanke/319-1-0-4251
учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;сигнальные карточки; «Лестница успеха» (знаки светофора), опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображение цветика-самоцветика, маркеры, магнитики, толковый словарь.
Этап урока | Содержание заданий (для обучающихся) | Виды деятельности учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты УДД | ||||
Предметные | Виды УДД, характеристики | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Для чего нам нужно выполнять эти правила? -Какое у вас настроение в начале урока? -Почему? Я желаю это настроение сохранить на протяжении урока. -Я верю в вас, у вас все получится. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Показывают смайлики. | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. | ||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Математику. У нас необычный урок – Урок Желаний. У каждого человека есть желания: большие и маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнились. А какое желание у вас на сегодняшнем уроке? И вот сегодня посмотрим, как исполнятся ваши и мои математические желания. Мое желание – секрет! Оно спрятано в выполнении заданий. Игра “ Старик Хоттабыч”. Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”. Из кувшина вышел вдруг Добрый джин – наш старый друг. Увеличьте числа 2,4,6,8на 2. Уменьшите числа 3,5,7,9 на 2. Игра «Поймай мяч» Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. К 4 прибавь 2 6 плюс 1. Какое число на 2 меньше, чем 8? Уменьши 10 на 1. 8 минус 1 Из 4 вычти 2. | Выполняют по рядам примеры и читают предложение: Я РАДА ВАС ВИДЕТЬ!(слайд1) Выполняют задания. Обосновывают выбор правильного ответа. Производят самоконтроль. Отвечают на вопросы учителя. Играют под руководством учителя (игровая технология) Дети устно вычисляют. Отвечает тот, кто поймал мяч | Знать: -таблицу однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания Уметь: - называть однозначные числа, - сравнивать числа. | Познавательные: общеучебные - моделирование операции сложения групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; ознакомление с переместительным свойством сложения; логические - установление причинно-следственных связей, приведение, приведение доказательств. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, искать пути ее решения. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают). Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха. | |||
III. Постановка цели урока. | Путешествовать с нами по Стране Математика будет Волшебный Цветик – самоцветик (слайд2). Ваши успехи будете отмечать на «Лестнице успеха» (знаки светофора). А следующее задание поможет вам продемонстрировать, какие вы дружные и подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Три ромашки-желтоглазки, Два веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? - Как можно эту запись прочитать по-разному? - Можно ли по-другому прочитать запись? (Проблемный диалог). - Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке? - Определите тему нашего урока. Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении. Вы смогли выполнить задание? - В чём затруднение? - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? - Чему мы должны научиться? | Слушают задачу в стихах, находят ответ Объясняют, как нашли решение Дети отвечают на вопросы. нет мы не знаем, как называются числа при сложении | Уметь: - вычислять в пределах 10 -решать простые задачи Знать: -сравнение чисел | Познавательные: постановка и решение проблемы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | |||
IV.Физкультминутка | Беру, беру лепесток-выполним задание, сбудутся желания! Остановка «Отдыхай-ка!» | Здоровьесберегающие технологии.Выполняют физкультминутку.http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_na_lesnoj_poljanke/319-1-0-4251 | Личностные Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Регулятивные Выполнение действий по образцу | ||||
V.Усвоение знаний и способов действий. | Беру, беру лепесток-выполним задание, сбудутся желания! Остановка «Решай-ка!» ( Ребята, что мы видим на картинке?(слайд 4) Учитель вызывает правого зайчика за траву (щелчок по зайчику). - Что произошло дальше? - Сколько зайчиков осталось? - Какое выражение можно составить к этой картинке? - Давайте проверим.Почему мы выбрали знак плюс? - Прочитайте это выражение, используя слово «увеличили». - Давайте запишем это выражение в тетрадь. - Какое число мы увеличили? . Как вы думаете, как называется это число? - Это число называется СЛАГАЕМОЕ. Обозначим его буквой С (подписываем снизу). - Ставим знак плюс. - Какое число мы прибавили? (1) -Как вы думаете, как оно называется? (версии ребят) - Оно называется СЛАГАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой С. - Ставим знак равно и результат – 3. - Вы помните, как называется результат выражения? - При сложении результат называется ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ. Обозначим его буквой ЗС. - Выражение 2+1 – это СУММА ЧИСЕЛ. Запись на доске: ЗС 2 + 1 = 3 С С ЗС - Давайте ещё раз повторим названия чисел при сложении (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста). Работа с учебником. - Ребята, откройте учебник на стр. 86. - Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? - Подходит ли схема из квадратов к этой картинке? - Почему? - Какое выражение можно составить к этой картинке? (3+2=5) - Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от схемы. - Прочитайте это выражение, используя названия чисел при сложении. - Почему первое числа называется слагаемым? (складывали). - Обратимся к толковому словарю. - Ребята, как называется результат сложения? (значение суммы, так как 3+2 – это выражение, а 5 – это его значение) - Выражение 3+2 мы тоже можем называть суммой. - Прочитайте пример нашей записи под схемой (сумма чисел 3 и 2 равна 5) - Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски). Проверка сигнальными карточками. 3 + 2 = 5 С С ЗС Беру, беру лепесток-выполним задание, сбудутся желания! Остановка «Отвечай-ка!»( Ребята, а теперь мы выполним задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Назовите первое и второе слагаемое в каждой сумме и вычислите эти суммы) Каждой группе даётся лист А4 и маркер. - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. | Устные ответы, выполнение записей в тетрадях, взаимопроверка. Два зайчика гуляют на полянке). один зайчик выбежал три (2+1=3) Дети отвечают на вопросы. Взаимопроверка Записывают примеры на доске. Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы учителя. Читают название компонентов сложения. Работа с толковым словарем. Работа в группах Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. | Знать: Таблицу сложения Уметь: Использовать знак сложения при записи суммы чисел Знать алгоритм Знать: сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь: -писать цифры 0-9. -складывать числа | Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | |||
VI.Закрепление знаний и способов действий. | Беру, беру лепесток-выполним задание, сбудутся желания! Остановка «Задачкино»Решение задач из учебника с проверкой у доски. а) задачу записываем условие схемой, решение у доски | Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы.
| Знать структуру задачи. Уметь объяснить значение чисел на рисунке к задаче; решать задачу разными способами Отвечать на вопросы по условию задачи | Регулятивные: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор | |||
VII.Рефлексивно-оценочный. | Подвожу итоги урока. Урок к концу подходит. Давайте вспоминать, что нового сегодня нам удалось узнать. Все ли наши математические желания исполнились? Что нового узнали на уроке, чему научились? Как называются числа, которые складываются? -Как называется результат, полученный при сложении? | Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. Строить высказывания рефлексивного характера. Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работе на уроке. Выходят дети и показываю «Лестницу своих успехов» на уроке. | Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности. Познавательные: -построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования. Личностные: - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
Литература
1.Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
2.Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2015.
3.Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. - М.: ВАКО, 2014.
4.Физминутки:
«Современный учительский портал» http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_na_lesnoj_poljanke/319-1-0-4251
5.Теория и практика педагогического проектирования учебной деятельности в системе повышения квалификации учителей начальных классов- Ставрополь: СКИПКРО/2014-168.с.
6. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.
7. Аргинская И. И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.
8. Асмолов А. Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.
9. Бобровская Т. П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с. 25.
10.Персональные сайты учителей начальных классов:
а)Клименкова Татьяна Александровна
б)Ахметова Гулюза Ильясовна
в)Ларькина Нина Алексеевна
г)Посмитняя Татьяна Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике во 2-ом классе «УГОЛ. ПРЯМОЙ УГОЛ».
Тип урока: открытие нового знания.Цели:1)познакомить с новыми геометрическими фигурами «угол», «прямой угол»; 2) научить построению углов;3)п...
Методическая разработка урока по математике 3 класс
Урок по математике к учебнику М.И.Моро, 3 класс с презентацией....
Методическая разработка урока по математике тема "Закрепление изученного материала" (2 класс)
Урок математики по теме "Закрепление изученного материала" (2 класс)...
Методическая разработка урока по математике в 1 классе
Методическая разработка урока по математике в 1 классе на тему: «Один - много»...
Методическая разработка урока по математике 1-ый класс (УМК XXI века) тема "Решаем задачи"
Урок направлен на совершенствование умения решать задачи, закреплять умение сравнивать, учит отвечать на вопросы на сколько больше на сколько меньше....
Методическая разработка урока по математике для 4 класса
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала....
Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...