Урок математики по теме «Квадрат» 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kvadrat.docx | 49.46 КБ |
kvadrat_2kl_rybalko_m_i_0.ppt | 809 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
Конспект
урока математики
по теме «Квадрат»
2 класс
Подготовила и провела учитель
высшей категории
Ручкина Ирина Анатольевна
Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, картинки автомобилей из геометрических фигур, карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник).
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).
- Открываем тетради, записываем число 12 февраля, слова «Классная работа».
II. Актуализация знаний
1.Устный счет.
Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску. Слайд 3.
- Найдите лишнее число и переместите его на жёлтый квадрат.
- Определите, по какому правилу составлен ряд чисел, и вставьте пропущенные числа.
2. Логическая задача. Слайд 4.
Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?
Слайд 5. (Ответ: Ёж – круг, Лиса – квадрат, Заяц – прямоугольник, Белка – треугольник)
III. Самоопределение к деятельности
- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
Тема урока: Квадрат.
Цель и задачи урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.
IV. Работа по теме урока
- Знакомство с квадратом и его свойствами.
- Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)
- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)
Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.
( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
На доске появляется таблица:
4 угла. | 4 угла. |
2. Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
Проверим это.
(Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)
- Выполним чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Как? (У квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4раза.)
а = 4 см
Р= а + а + а + а Слайд №6
Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) .
Физкультминутка. Слайд №7
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
3. Работа по учебнику.
№ 1 (с. 34). (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.
№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?
- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. |
Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.
4. Задача на смекалку. (Работа в группах)
Слайд №8
- Рассмотрите эту фигуру. Как она называется? (Треугольник.)
- Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат.
Слайд №9 Ответ:
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
1) №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15) Было
Уехали
Осталось
Было – 100 м.
Уехали - ? 25 м. и 15 м.
Осталось - ? м.
( Можно выполнить схематический чертёж.)
- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.
100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.
Ответ: 60 машин.
2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.
(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.
(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с 34). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задания на полях – ребусы (сложение и вычитание в столбик) и квадрат (начертить))
- Оцените свою работу на уроке.
Возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.
И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.
VII. Подведение итогов урока
- Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?
- Какие утверждения правильны?
На доске:
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
-Правильные – 1 и 3 утверждения.
-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам показалось трудным?
- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?
Домашнее задание
Учебник:№4(с.34)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Время зря мы не теряем И работать начинаем.
Надеюсь, у вас хорошее настроение?
Устный счёт 20 - 4 + 3 - 9 + 52 - 60 + 38 17 - 9 + 70 - 30 + 2 - 3 - 40
Устный счёт 20 - 4 + 3 - 9 + 52 - 60 + 38 40 17 - 9 + 70 - 30 + 2 - 3 - 40 7
Логическая задача Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый. Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?
Логическая задача Белка Ёж Лиса Заяц
Автомобили
Тема урока Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем знаком. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? …
Тема урока Он давно знакомый мой. Каждый угол в нём знаком. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? … (КВАДРАТ)
Тема урока: «Квадрат». Цели и задачи: 1. Познакомиться со свойствами квадрата. 2. Научиться чертить квадрат и решать задачи на нахождение периметра квадрата. 3. Закрепить вычислительные навыки.
Квадрат и его свойства Сказка «Родственники»
Сказка «Родственники»
Сказка «Родственники» Прямоугольник А мы не родственники с тобой?
Сказка «Родственники» Стали они искать, и нашли у себя четыре признака сходства. 1. 4 угла. 2 . Все углы прямые. 3 . 4 стороны. 4. Противоположные стороны фигур равны.
Кто ремонтирует автомобили? Автослесари
а Периметр квадрата Р = а + а + а + а а а а
Периметр квадрата 4 см 4 см 4 см 4 см а = 4 см Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16(см)
Физкультминутка Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Квадрат – приседаем, прямоугольник – наклон, многоугольник – хлопаем в ладоши.
Работа по учебнику (с. 34) Запомни! Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Многоугольник Четырехугольник Прямоугольник Квадрат
Рассмотрите эту фигуру. Как она называется? Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат ?
Решение задачи на смекалку
Работа по учебнику (с. 34) № 6 Составление и решение задачи. № 5 Решение примеров на порядок действий. № 7 Решение уравнений.
Рефлексия Оцените свою работу на уроке.
1.Любой квадрат – это прямоугольник. 2.Любой прямоугольник – это квадрат. 3.Любой четырёхугольник – это многоугольник. Подведение итогов. Домашнее задание Учебник: № 4 (с. 34).
Молодцы! Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме "Квадрат"
Разработка урока во 2 классе по традиционной программе....
Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку
Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...
Конспект урока математики по теме:"Квадрат. Закрепление изученного."
Квадрат. Закрепление изученного....
Конспект урока математики по теме:"Квадрат"
Конспект урока...
Технологическая карта урока математики по теме "Квадрат" 2 класс.
Технологическая карта урока математики по программе "Школа России" 2класс. Тема: квадрат....
Урок математики по теме "Квадрат", 2 класс
Урок математики по теме "Квадрат", М.И. Моро, 2 класс...
Урок математики по теме «Квадрат. Закрепление»
Конспект урока по математике "Квадрат. Закрепление" 2 класс УМК "Школа России"....