урок по математике "Сантиметр и миллиметр"
презентация к уроку по математике (3 класс)

Наталия Александровна Цилипоткина

введение понятия миллиметр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr_i_millimetr.docx62.67 КБ
Office presentation icon santimetr_i_millimetr.ppt868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Математика

Класс:  3 «А»

Тема и номер урока в теме:  «Сантиметр и миллиметр» (1 урок)

Базовый учебник: Чекин А.Л. Математика. 3 класс: (в 2-х частях) Москва: «Академкнига/Учебник», 2013г.

                                   УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: Введение понятия «миллиметр».

Задачи:

  • образовательная: формировать у обучающихся понятие «тысяча», умение различать и записывать «круглые» тысячи;
  • развивающая: закреплять у обучающихся навыки решения задачи, развивать умение работать самостоятельно;  речь, память, внимание
  • воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, самостоятельность.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный дидактический материал.

План  урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Формирование новых знаний.
  5. Первичное закрепление в знакомой или изменённой ситуации.
  6. Применение новых знаний
  7. Рефлексия.

Планируемые результаты:  

  • учащиеся научатся читать и различать круглые тысячи;
  • применять навыки счёта;
  • устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, делать выводы;
  • работать в паре и в группе оценивать товарища;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • слушать учителя и выполнять его требования;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

1.Этап самоопределения к деятельности

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке математики гости, давайте их поприветствуем!

- Давайте сядем правильно. Глазками проверим, всё ли готово у вас к уроку? На столе у вас должны лежать: дневник, учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, пенал с принадлежностями.

- Математика – наука древняя, интересная и полезная.                                                                           - Сегодня мы с вами в очередной  раз убедимся в этом и постараемся в очередной разрешить проблему, которая может появиться на уроке.

2. Актуализация знаний.

Фронтальная работа

Начнем с  решения кроссворда.                              ( СЛАЙД)

1. Промежуток времени в 100 лет (век)

2. Отрезок равный 100 см (метр)

3. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - это... (неделя)

4. Отрезок в 10 см (дециметр)

5. 60 минут (час)

6. Расстояние равное 1000 метрам  (километр)

7. Единица меньшая часа   (минута)

8. Самая маленькая единица времени   (секунда)

- А теперь прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках    (величина).

- Значит, сегодня, о чём будем говорить?   ( о величинах)

 - Какие величины мы знаем? (длина, масса, время).                                                                                    

- Посмотрите на доску, перед вами величины. Рассмотрите их.                                                              

- Какие величины представлены?                                                                                                                                    

- Расположите данные величины в порядке убывания.

3 мм,   36 дм,  3 см,  36 км,  3 м            ( СЛАЙД)

- назовите самую маленькую величину.                                                                                                      

- самую большую.

3. Постановка учебной задачи.

Работа в парах

На партах у вас лежат конверты. Достаньте карточку жёлтого цвета. Вам нужно измерить длину отрезков. Для начала давайте вспомним правила измерения отрезков.

 - Карточка №1

- Измерьте отрезки и подпишите их длину.

(9 см, 5 см 3 мм)

-Вы смогли выполнить задание?

- Почему возникло затруднение? (отрезок больше 5, но меньше 6 см)

-Значит, длину этого отрезка можно измерить с помощью другой единицы измерения.   Сантиметры нам не подойдут.                                                                                                              -  Может, кто- то знает, что это за величина?

Сформулируем учебную задачу:

- Какое возникло затруднение?    Почему?

- Какая задача?                                                                                                                                                         ( Научиться определять длину отрезков, в которых есть и сантиметры и миллиметры.)

Составим план решения учебной задачи:

  1. Познакомиться……  ( с новой единицей измерения длины)
  2. Установить связь….. (между сантиметром и новой единицей измерения длины)
  3. Научиться ……. ( применять новые знания на практике)

- Посмотрите на задания в учебнике, которые нам предстоит выполнить, и скажите, как нам достигнуть целей урока? Какие задания для этого мы будем выполнять?

(Мы должны научиться выражать данные длины в мм, измерять длины отрезков в мм, выполнять сложение длин, решать задачи)

4. Формирование новых знаний

- Открывать новое знание вы будете самостоятельно. Для этого поработаем в группах.

1)  Рассмотрите  линейку.

2) Рассмотрите отрезок длинной  в 1 см.                                                                                          Сколько маленьких делений   от 0 до 1

                 от 1 до 2

3) Откройте учебник на странице 102. Посмотрите № 343.

Что такое миллиметр?  Как записать один миллиметр?

4) Заполните  2см = …..мм,       1см = …..мм

5) Измерьте длину второго отрезка.

Вывод: ( мы познакомились с новой единицей измерения …….. и узнали, что в одном сантиметре …….миллиметров)

-  Для чего нужен миллиметр?

-А знаете ли вы, что самая маленькая птица – колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым. Ее длина всего 5,7 см. Покажите на ваших линейках размер колибри.

- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм. Покажите на линейке размер мухи.

- Комары – летающие насекомые небольшого размера ( длиной 4 – 14 мм) Покажите, сколько это?

- Открываем тетради, пишем число и классная работа. Записать!

  1. Первичное закрепление.

Работа с учебником

Задание № 344. ( фронтально)  посмотрите на номер, что предстоит сделать?

Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах

5 см = 50 мм          7 см = 70 мм

8 см = 80 мм          10 см = 100 мм

3 см = 30 мм

№ 345 (Самостоятельно, проверка цепочка)

Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах

Сравните это задание с предыдущим. Что вы заметили? (это обратные задания)

60 мм = 6 см                90 мм = 9 см

20 мм = 2 см                100 мм = 10 см

40 мм = 4 см

Поднимите руки, у кого не было ошибок?

348 (самостоятельно по вариантам )

37 мм = 30мм + 7 мм = 3 см 7 мм                     -   у доски

246 мм = 240мм +6мм = 24 см 6 мм

58 мм = 5 см 8 мм        1 вариант

1563 мм = 156 см 3 мм        

105 мм = 10 см 5 мм        2 вариант

100 мм = 10 см

 - Проверьте ответы по ключу на доске.                             ( СЛАЙД)                                                                Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки.

Чему научились, выполняя это задание? (выражать сантиметры в миллиметрах) (выражать миллиметры в сантиметрах)

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно сотнями до тысячи считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Применение новых знаний

Найдите в конверте полоски из картона.

-  Рассмотрите их. Какое задание вы можете предложить выполнить, используя эти полоски? (измерить).                                                                                                                                  -  Измерьте полоски в паре. (СПРОСИТЬ НЕСКОЛЬКИХ)                                                                -  Чему учились?  ( измерять полоску).

 А теперь поработаем в парах. 

Возьмите карточку № 2         .

- Прочитайте и выполните задание.                                                                                              - Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.                                                                                                       -  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

- Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

№ 349 самостоятельная работа

- Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение?                                        Выразить в миллиметрах слагаемые.

- Используя образец записи, выполните это задание самостоятельно ( по одному примеру на ряд  запишите его по образцу)

Образец записи:                    (слайд)

3 см 5 мм + 5 см 7 мм = 35 мм + 57 мм = 92 мм = 9 см 2 мм

Обсуди свои результаты с соседом по парте.

Чему учились? (складывать величины)

Работа в группах.    ( СЛАЙД)

Вам предстоит выяснить, может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника?          ( да/нет). Появилось противоречие. Этот вопрос мы с вами должны исследовать. Давайте попробуем это сделать. ( каждая группа получает задание)

  1. Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны 2 см 4 мм  и  4 см 2 мм. ( не забудьте выразить длины сторон в миллиметрах)

Р = ( 24мм + 42мм) *2 = 66мм * 2 = 132мм

  1. Вычисли периметр квадрата, стороны которого равны по 3 см 3мм. ( Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)

Р = 33мм * 4 = 132мм

- Какую фигуру исследовала ваша группа?

- А ваша группа?

-Сравните периметры фигур. Что можем сказать?. Какой вывод можем сделать по вопросу?

ВЫВОД: да периметр квадрата может быть равен периметру прямоугольника.

7. Рефлексия, итог урока.

- Какой единицей измерения мы научились пользоваться на уроке?

-Назовите единицы измерения длины начиная с наименьшей.

- А зачем нам эта единица измерения? Разве нам не достаточно см, дм, м?

- Вспомните, какой была учебная задача урока? Достигли мы ее?

Что понравилось на уроке? А что было труднее всего?

- Посчитайте общее количество баллов.

7. Домашнее задание

Т. стр. 65 № 141, 142.

Т. стр. № 143 (по выбору)

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

_________________________________________________________

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

_________________________________________________________

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

________________________________________________________

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

________________________________________________________

               Карточка  № 1

 Измерьте отрезки и подпишите их длину.

Работа в группе

1)  Рассмотрите  линейку.

2) Рассмотрите отрезок  длиной   в 1 см.                                                                                          Сколько маленьких делений    от 0 до 1

                        от 1 до 2

3) Откройте учебник на странице 102. Посмотрите № 343.

Что такое миллиметр?  Как записать один миллиметр?

4) Заполните  2см = ….. мм,       1см = ….. мм

5) Измерьте длину второго отрезка.

Вывод:  Мы познакомились с новой единицей измерения ……………………… и узнали,  что в одном сантиметре ……. миллиметров).

_______________________________________________________________

Работа в группе

1)  Рассмотрите  линейку.

2) Рассмотрите отрезок  длиной   в 1 см.                                                                                          Сколько маленьких делений    от 0 до 1

                        от 1 до 2

3) Откройте учебник на странице 102. Посмотрите № 343.

Что такое миллиметр?  Как записать один миллиметр?

4) Заполните  2см = …..мм,       1см = …..мм

5) Измерьте длину второго отрезка.

Вывод:  Мы познакомились с новой единицей измерения ……………………… и узнали, что в одном сантиметре …….миллиметров).

Работа в группе

1)  Рассмотрите  линейку.

2) Рассмотрите отрезок  длиной   в 1 см.                                                                                          Сколько маленьких делений    от 0 до 1

                        от 1 до 2

3) Откройте учебник на странице 102. Посмотрите № 343.

Что такое миллиметр?  Как записать один миллиметр?

4) Заполните  2см = …..мм,       1см = …..мм

5) Измерьте длину второго отрезка.

Вывод:  Мы познакомились с новой единицей измерения ……………………… и узнали, что в одном сантиметре …….миллиметров).

_______________________________________________________________

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

__________________________________________________

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

__________________________________________________

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

__________________________________________________

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

__________________________________________________

Карточка   № 2         .

1. Прочитайте и выполните задание.    

 2.  Начертите отрезки: 50мм, 75 мм.  

 3.  Запишите длины каждого отрезка  в см и мм.

4.  Чему учились? ( Чертить отрезки, используя новую меру длины)

__________________________________________________

Работа в группе.    

Вам предстоит выяснить, может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника

Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны :                                        2 см 4 мм  и  4 см 2 мм.                                                                                                       

( не забудьте выразить длины сторон в миллиметрах)

Р =

Работа в группе:

Вам предстоит выяснить, может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника?    

     

Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны:

 2 см 4 мм  и  4 см 2 мм.

( не забудьте выразить длины сторон в миллиметрах)

Р =

__________________________________________________________

Работа в группе:

Вам предстоит выяснить, может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника?

Вычисли периметр квадрата, стороны которого равны по 3 см 3мм.

 ( Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)

Р =

- Открывать новое знание вы будете самостоятельно. Для этого поработаем в группах.

1)  Рассмотрите  линейку.

2) Рассмотрите отрезок длинной  в 1 см.                                                                                          Сколько маленьких делений   от 0 до 1

                 от 1 до 2

3) Откройте учебник на странице 102. Посмотрите № 343.

Что такое миллиметр?  Как записать один миллиметр?

4) Заполните  2см = …..мм,       1см = …..мм

5) Измерьте длину второго отрезка.

Вывод: ( мы познакомились с новой единицей измерения …….. и узнали, что в одном сантиметре …….миллиметров)

-  Для чего нужен миллиметр?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

математика 3 « А» класс Перспективная начальная школа

Слайд 2

В Е К М Е Т Р Н Е Д Е Л Я Д Е Ц И М Е Т Р Ч А С К И Л О М Е Т Р С Е К У Н Д А М И Н У Т А 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 3

Расположите величины в порядке убывания 36 км, 3 см, 36 дм, 3 мм, 3 м. 36 км, 36 дм, 3 м, 3 см, ?

Слайд 4

Миллиметр 10 1 см = 10 мм

Слайд 5

Это интересно Самая маленькая птица – колибри. Длина её тела всего 5,7 см

Слайд 6

22 ноября Классная работа

Слайд 8

1 вариант 58 мм = 5 см 8 мм 1563 мм = 156 см 3 мм 2 вариант 105 мм = 10 см 5 мм 100 мм = 10 см

Слайд 9

Самостоятельная работа № 349 Образец записи: 3см 5мм + 5 см 7мм = (3см + 5мм) + (5см+7мм) = =(30мм + 5мм) + (50мм +7мм) = =35мм +57мм = 92мм

Слайд 10

6см 7 мм + 2см 4мм = 67мм + 24мм = 91мм 5см 9мм +5см 6мм = 59мм +56мм = 115мм 5см 1мм +4см 9мм = 51мм + 49мм = 100мм

Слайд 11

Расположите величины в порядке убывания 36 км 3 см, 36 дм, 3 мм, 3 м, 36 км, 36 дм, 3 м, 3 см, 3 мм

Слайд 12

Домашнее задание Т. стр. 65 № 141, 142.

Слайд 13

Может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника? Р =132 мм 132 мм =132 мм Р =132 мм

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Единицы длины. Миллиметр."

В данном конспекте отражены цель, задачи, план подачи учебного материала по теме "Единицы длины. Миллиметр." В уроке использованы современные образовательные технологии - ИКТ, игровая, здоровьесберега...

Конспект урока на тему"Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель:-познакомить с новой единицей измерения площади – квадратным миллиметром;-установить соотношение между квадратным миллиметром и квадратным сантиметром.Планируемые результаты предметные:-познакоми...

Урок математики "Единицы длины. Миллиметр" 3 класс

Урок математики "Единицы длины. Миллиметр"...

конспект урока по математике тема"Миллиметр" 4 класс

Конспект урока по теме: «Миллиметр. Единицы длины».Цель:-сформировать представление о новой счётной единице длины мм, установить соотношение между см и мм.Универсальные учебные действия.1. Личнос...

Конспект урока по математике. Тема "Миллиметр"

Конспект к уроку математики по теме "Миллиметр". УМК "Перспектива" 4 класс....