Рабочая программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс)
Тематическая программа электива «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия Г.В.Керовой «Нестандартные задачи по математике» 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2015.,с учетом программы и учебника по предмету Математика (автор М.И.Моро), и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России МБОУ «Приреченская СОШ».
Программа реализует общеинтеллектуальное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 480.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рузаевского муниципального района
МБОУ « Приреченская средняяобщеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № _____ от «_____» __________ 2017г. Руководитель ТМЦО ___________/ Червякова Т.В./ | «Согласовано» Зам. директора по УВР
__________/ ЧервяковаЛ.В./
«____»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ /Шуюпова Г.Ф./
«_____»___________2017 г. |
Рабочая программа
по курсу
«Занимательная математика»
2 класс (1ступень)
Программа разработана на основе методического пособия
Г.В.Керовой «Нестандартные задачи по математике»
1-4 классы.-М.: ВАКО, 2015
.
Составитель рабочей программы –
учитель начальных классов Кирьянова Г.Н.
п. Левженский
2017-2018 уч. год.
Пояснительная записка
Тематическая программа электива «Занимательная математика» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия Г.В.Керовой «Нестандартные задачи по математике» 1-4 классы.-М.:ВАКО, 2015.,с учетом программы и учебника по предмету Математика (автор М.И.Моро), и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России МБОУ «Приреченская СОШ».
Программа реализует общеинтеллектуальное направление.
Цель программы:
Развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) , формирование ключевых компетенций обучающихся.
Курс призван решать следующие задачи:
- формирование и развитие восприятия, памяти, внимания, воображения и логического мышления, развитие моторики;
- формирование и развитие творческих способностей, творческого мышления;
- формирование способности искать и находить новые решения;
- формирование способности проявлять самодеятельность, самореализацию, самоконтроль, самооценку;
- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- обучение правильному применению математической терминологии;
- обучение решению нетиповых поисково-творческих, аналитических задач, не связанных с учебным материалом;
- развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
- воспитание уверенности в своих силах, в своих знаниях в результате творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Курс ориентационный:
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине
Устойчивый интерес к занятиям поддерживается тем, что эта работа проводится систематически. На занятиях должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Во всем новом должны быть определенные элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности догадки. Математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся.
Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Атмосфера легкого юмора создается путем включения в ситуацию задач – рассказов, заданий героев веселых детских сказок, задач – шуток, инсценировок.
На занятиях развивающей геометрии работа строится по трем направлениям:
- Выделение объекта на фоне. Задания типа: раскрась рисунок так, чтобы возможно было отличить объект и фон. Дети называют пары объектов, один из которых можно рассмотреть как фон, другой – как объект наблюдения.
- Создание полного образа. Задания типа: Незнайка обиделся на своих друзей, которые высмеяли его рисунки. Вот что от них осталось. Догадайся, что на них могло быть изображено. Дети восстанавливают рисунки.
- Оперирование образами. Задания типа: вылепи из пластилина…, попробуй нарисовать так, как он выглядит с разных сторон; положи перед собой кирпичик и нарисуй его, как если бы ты стал художником, конструктором.
Заканчивать занятия полезно в тот момент, когда дети готовы с увлечением повторять игру, отгадывать загадки, ребусы и т. д. эти сохранившиеся желания служат «зарядом интереса» к последующим занятиям.
Содержание элективного курса
- Числа. Арифметические действия. Величины.
- Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
2. Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
3. Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: куб, пирамида.(По выбору учащихся.)
Календарно-тематическое планирование (34ч.) | ||||||
№ п\п | Тема занятия. | Характеристика деятельности учащихся. | Дата | |||
План. | Факт. | |||||
| ||||||
1. | Весёлый счет .Нумерация в пределах100. | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | ||||
2 | Быстрый счет. Нумерация в пределах 100. | |||||
3. | Решай, смекай, отгадывай. | |||||
4. | Величины. Преобразование величин. | |||||
5. | Величины. Преобразование величин. | |||||
6. | Тренинг вычислительных навыков. | |||||
7. | Тренинг вычислительных навыков | |||||
| ||||||
8. | Ох уж эти задачи. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. | ||||
9. | Задачи, связанные с величинами | |||||
10. | Логические задачи со спичками. | |||||
11. | Решение логических задач. | |||||
12. | Арифметические задачи | |||||
13. | Задачки-шутки. | |||||
14. | Задачи с познавательным содержанием. | |||||
15. | Задачи ,связанные с величинами. | |||||
16. | Задачи , решаемые с помощью графов. | |||||
17. | Комбинаторные задачи. | |||||
18. | Расстановки. Задачи на промежутки. | |||||
19. | Математика в сказках. | |||||
20. | Веселые задачи. | |||||
21. | Веселые задачи. | |||||
22. | Задачи геометрического содержания. | |||||
23. | Математические фокусы. | |||||
24. | Задачки в стихах. | |||||
25. | Математические игры. | |||||
26. | Арифметические задачи, требующие особых приемов решения. | |||||
27. | Тренинг вычислительных навыков. | |||||
28. | Олимпиадные задачи. | |||||
| ||||||
29. | Здравствуй , геометрия! | Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. | ||||
30. | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства | |||||
31. | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | |||||
32. | Ломаная линия. Длина ломаной | |||||
33. | Геометрический лабиринт. | |||||
34. | Математический КВН |
Планируемые результаты освоения Программы:
Метапредметные универсальные учебные действия:
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно втворческой работе;
- оперировать структурами отношений и связей;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
- иметь навыки диалогического общения.
Предметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальноезатруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование мотивации учения, развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация нанормусправедливого распределения;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа Математика 1 класс
По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа "Математика 2 класс"
Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс" для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....
Рабочая программа Математика 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...