I этап. Организационное начало урока. Цель-подготовить детей к работе, создать мотивацию, положи - тельный, эмоциональный настрой | Прозвенел уже звонок начинаем наш урок. Мы будем на уроке думать. Мы будем рассуждать, считать. Мы будем хорошо работать И друг другу помогать.
| Учащиеся проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. |
| Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей. |
|
II этап. Актуализация знаний. Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.
Создание проблемной ситуации.
Формулирование темы и цели урока. Цель-формулировка главной цели урока. | Устный счет. - Сейчас вам нужно будет расшифровать слово, с которым будет связана наша работа на уроке. Работаем с индивидуальными карточками. Быстро и внимательно считаем. Игра «Расшифруй» 40*2=..а 7*6=...у 72:8=...р 60:3=...м 18*3=...ш 8*8=...к 70:7=...к 56:7=...о (Слайд №2) - Что такое кормушка? Почему мы их мастерим зимой? - Следующее задание называется «Мастерим кормушку» (Работа в парах с использованием карточек) - Из предложенных чертежей вам нужно выбрать тот, в котором есть фигуры: прямоугольник, треугольник, окружность со следующими данными S прям. =35 кв. см P треуг. = 21см R окр. = 2см (Слайд №3)
- Попробуем по выбранному чертежу смастерить кормушку, а для этого нам необходимо выполнить некоторые расчеты-вычисления. 48:8= 80:40= 60:3= 39:3= (Слайд №4) - Какой пример вызвал затруднение? Почему?
- Кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. - Если мы правильно поставим перед собой цели урока, то узнаем какие угощения принесли к нашей кормушке. - Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться7 (Слайд №5)
- Молодцы вы правильно определили цели. Посмотрите какие угощения для птиц у нас есть. (Слайд №6) | Учащиеся внимательно слушают учителя. Вычисляют выражения.
Расставляют ответы в таблице в порядке возрастания и соотносят с буквами. - Кормушка — это домик для птиц, в который мы насыпаем корм, чтобы подкормить птиц зимой. Зимой очень трудно достать корм из-под снега, а от сильного холода голодные птицы погибают. Работа в парах. Учащиеся измеряют стороны геометрических фигур и находят нужный чертеж
Выполняют вычисления, находят затруднение. - В последнем примере не табличный случай деления, а деление двузначного числа на однозначное.
- Деление двузначного числа на однозначное.
- Познакомимся с приемом деления двузначного числа на однозначное. - Составим алгоритм деления двузначного числа на однозначное. - Будем решать задачи, используя этот прием. Учащиеся читают предложения со слайда. | Планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности.
Целеполагание Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу |
Осуществлять смысловое чтение
Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы |
Обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образова- тельного процесса. |
Прогнозирование. Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность. | Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать. - Как нужно работать, чтобы добиться результата? | Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.
- Уметь выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению.
| Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция. | Самостоятель- ное формулиро- вание цели | Планирование учебного сотрудничества.
|
III этап. Основная часть. Открытие новых знаний. Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.
| - Угощение для птиц есть, нам осталось ждать гостей. Для этого мы должны выполнять все задания быстро и без ошибок и к нам обязательно прилетят птицы. - Кто же догадался, как можно разделить 39:3
- Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3? - Запишите вычисления (Слайд №7) - Составим алгоритм действий. Как делить двузначное число на однозначное. (Слайд №8) - Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением. 36:2= 90:5= 78:2= 96:4= (Слайд №9) - За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички. (Слайд №10) | Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.
- Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.
- Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24
Учащиеся записывают вычисления в тетрадь. Учащиеся проговаривают алгоритм действий.
- Да запомнили. Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.
Ученица рассказывает интересные факты о синицах. 1. Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц. А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Охотнее всего синицы берут с кормушек семянки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. | Анализ объектов
Выполняют учебные действия в устной форме. | Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.
Осуществление смыслового чтения. | Согласованно выполняют совместную деятельность.
|
Физминутка.
| Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку. - Игра на внимание, все числа, которые делятся на 3 не называем, а девочки произносят «Перелетные птицы» и при этом выполняют руками взмахи, как крыльями. Все числа, которые делятся на 5 не называем, а мальчики произносят «Зимующие птицы» и при этом приседают. | Ученики выполняют движения, произносят фразы. Активно участвуют в физкультминутке.
| Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на задание учителя. |
| Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
|
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект, оказывать помощь, дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания.
Самостоятельная работа. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.
V этап. Подведение итогов урока. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.
| - Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное. Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов? 72:6= (Слайд №11) - Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину. (Слайд №12)
- Попробуем поработать самостоятельно. Окройте учебник на стр. 15 №2 (1 столбик) 84:6= 57:3= 91:7= (Слайд №13) - Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи. (Слайд №14)
- Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей? Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу. Мы не только справились с заданиями, но еще и помогли птицам. Посмотрите какие замечательные кормушки мы смастерили. «Помочь птицам-долг каждого» (Слайд №15) | Ученики внимательно слушают учителя.
Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.
Ученик рассказывает интересные сведения о свиристелях. 2. Почему свиристели, поев зимой рябины, падают в обморок? Есть мнение, что наглотавшись холодных ягод, у птиц случается переохлаждение и они падают в обморок, но как только ягоды оттаивают в зобу у птицы, свиристель приходит в себя.
Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону. Выполняют самооценку выполненной работы.
Ученик рассказывает интересные сведения о воробьях. 3. Жизненный цикл воробья имеет небольшую протяженность, хотя отмечались случаи и 9-ти, и 11-ти летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму от голода и холода. Известны факты установки памятников воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне.
Слушают учителя, получают информацию о результатах своей работы. Проявляют адекватную самооценку.
Ученица читает стихотворение. Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
| Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее .решения
Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.
| Взаимодействие в рамках сотрудничества. Умение обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познава-тельных задач.
|