Методическая разработка урока математики для 3 класса. Тема "Симметричные фигуры".
план-конспект урока по математике (2 класс)
Урок построен в системе деятельностного метода. Большую часть урока дети работают в группах, что помогает освоить новый материал с интересом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 415.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3 классе.
Тема урока: Симметричные фигуры.
Составила - Чехун Надежда Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны
УМК: «Перспектива», автор учебника Л. Г. Петерсон
Тип урока: Урок открытия нового знания. Урок - игра.
Цель: Расширить знания учащихся о симметрии.
Задачи:
- Закрепить навык построения симметричных точек и фигур, относительно данной прямой.
- Развивать коммуникативные качества (умение делать выводы, высказывать свои мысли), логическое мышление, практические умения.
- Развивать наблюдательность, расширять кругозор и познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
- Учить работать в микрогруппах.
- Воспитывать устойчивый интерес к предмету.
Демонстрационный материал:
1) карточка с пословицей: Знания по наследству не достаются.
2) эталон симметричных фигур:
Раздаточный материал:
1)карточки с заданиями;
2) конверты с симметричными и несимметричными геометрическими фигурами;
Оборудование:
1) компьютер, мультимедийный проектор;
2) презентация.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: симметричные фигуры;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем наших гостей, а теперь соседа по плечу, … по лицу. Молодцы. Садитесь. (дети сидят группами по четыре человека) – Выберите, пожалуйста, командира вашей группы.
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся).
- Молодцы! А чем же сегодня будем заниматься? Один ученик читает стихотворение с доски.
(СЛАЙД 1)
- Сегодня мы повторим и обобщим тему: «Симметрия».
На доске висит карточка с пословицей. (СЛАЙД 2)
«Знания по наследству не достаются». |
- Прочитайте пословицу и обсудите смысл этой пословицы с соседом по плечу. Каждый высказывает свое мнение, время дается по 10 секунд на каждый ответ.
- Ребята, всем хватило времени на обсуждение? Если да, то я хотела бы вам задать вопрос.
- Как вы понимаете ее смысл? (Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)
- Сегодня на уроке мы с вами проверим, какие знания о симметрии мы приобрели, чему научились. Закрепим наши знания по теме.
2. Актуализация знаний о симметрии и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о симметричных фигурах;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (определить симметричность фигур);
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (невозможность использования известных эталонов);
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение знаний о симметрии
1) - Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению – симметрии. С понятием симметрии мы познакомились на прошлых уроках.
- А сейчас я хотела бы проверить ваши знания по теме. Для этого мы с вами поиграем в игру.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Зазвучит музыка. В это время вы будете перемещаться по классу. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять» (взяться в воздухе за руку), затем я задаю вопрос и даю 5 секунд на размышление и по 10 секунд на ответ. После того как вы ответите на вопрос поочередно, не забудьте поблагодарить друг друга. И после того как зазвучит музыка снова начать перемещаться по классу в поисках новой пары.
Звучит музыка.
1-й вопрос: - Что такое симметрия? (пауза для размышления). (Начинает тот, кто выше ростом). - Поблагодарите партнера. -А теперь на этот вопрос ответит …. (Симметрия –равное удаление перпендикулярно оси симметрии.)
2-ой вопрос: – Как назвать прямую, поделившую наши фигуры на две равные части? -А теперь на этот вопрос ответит …. . (Ось симметрии)
3-ий вопрос: - Что произойдёт, если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии? -А теперь на этот вопрос ответит …. . (Ее части совпадут)
- Всем спасибо. Пройдите на свои места.
(СЛАЙД 3) -эталон
Ребята на партах у каждой группы лежат листы «Мои успехи», с помощью которых вы сможете оценить свою работу.
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №1. Если вы ответили на все вопросы правильно, то поставьте «+», если допустили ошибки или недочеты «?».
2) - Ребята на столах у вас лежит карточка с цифрой №1.
- Возьмите её, внимательно прочитайте вопрос, подумайте над ответом, запишите его. (Дети выполняют задание).
- Свои ответы вы будете зачитывать по часовой стрелке, начиная с учащегося под №2. На это задание вам дается 30 секунд.
Проверка: На этот вопрос мне ответит … .
(СЛАЙД 4)
Карточка № 1. |
- Какие правила зеркальной симметрии мы узнали? 1. Правое в зеркале становится левым, а левое – правым; |
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу за задание №2. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
3) Учитель: - В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия – это не только красота.
(СЛАЙД 5) - Симметричность фигуры необходима рыбе, для чего? (чтобы плавать), а птице (чтобы летать).
- Симметрия есть и в творениях природы (СЛАЙД 6) (животные, растения, кристаллы…) и в творениях человеческих рук (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда…).
4) Пробное учебное действие.
- Итак, что мы повторили?
- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (расширим наши знания о симметрии). Что вы сейчас будете выполнять? (пробное действие)
А) (работа в группах). (СЛАЙД 6)
- У вас на партах лежит карточка №2.
- Что изображено на ней? (бабочка)
Возьмите ее и выполните задание:
- В верхнем левом углу нарисуйте зеленый квадрат. (Дети выполняют).
- В нижнем правом углу красный овал. (Дети выполняют).
- А теперь подумайте, как связать данное задание с пройденной темой. Какое задание можно предложить выполнить. (перенести изображение геометрических фигур на противоположные крылья бабочки) Перенесите. (СЛАЙД 7)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что нужно сделать?
- Покажите, что у вас получилось.
- Почему возникло затруднение? (мы определяли симметричность фигур, но сами симметричные фигуры не строили)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Как определяли симметричность фигур? (перегибали фигуру по оси симметрии). Может ли это умение нам помочь?
- Есть ли у нашей нарисованной бабочки ось симметрии? (да, она проходит по тельцу бабочки)
- Если мы согнём лист с изображением бабочки по оси симметрии, то как перенести изображение фигур? Предложите варианты. (1. положить согнутый лист на стекло, фигуры будут просвечивать. Их перерисовать. 2. Воспользоваться иголкой. Проколоть в нескольких местах фигуры. На второй половинке появится отпечаток. 3. Посчитать количество клеток до оси симметрии, а потом отложить столько же клеток после оси симметрии.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Каждая группа выбирает один из способов и выполняет задание.
По окончании работы каждая группа показывает свою бабочку.
- А каким способом вы это сделали? (Дети дают свои ответы).
- У всех получились бабочки с геометрическими фигурами, расположенными симметрично.
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №3. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи. (СЛАЙД 8)
- Ребята давайте еще раз повторим определения.
- Какие фигуры называются симметричными?
- Что такое ось симметрии?
- Сколько осей симметрии может быть у фигуры? (от 0 до бесконечности)
- Какие оси симметрии бывают? (горизонтальные, вертикальные)
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2) проверить сформированность представления об осях симметрии.
Организация учебного процесса на этапе 8: (СЛАЙД 9)
- У вас на столе лежит конверт №1 с геометрическими фигурами. Возьмите каждый по 2 фигуры. Давайте попробуем найти у них оси симметрии. Время выполнения 10 секунд.
- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).
- Ребята, я даю вам еще 10 секунд для того, чтобы вы сделали проверку, обсудив свои ответы по кругу, начиная с учащегося под №4.
Ребята все успели?
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №4(а). А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
Проверка: - Ребята встаньте, задвиньте стулья.
- Учащиеся под №1 – возьмите фигуры со стола, у которых 1 ось симметрии и подойдите к табличке с номером 1.
- Учащиеся №2 – возьмите фигуры, у которых 2 ось симметрии и подойдите к табличке 2.
- Учащиеся №3 – возьмите фигуры, у которых 3 ось симметрии и подойдите к табличке 3.
- Учащиеся №4 – возьмите фигуры, у которых 4 ось симметрии и подойдите к табличке 4.
Ребята, а теперь в парах обсудите и докажите правильность своего выбора. На обсуждение вам дается по 5 секунд.
- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).
Проверка.
- Ну а теперь я хотела бы узнать у какой фигуры, под каким номером 1 ось симметрии и почему, ответит (…), 2 оси (…), 3 оси (…), 4 оси (…) (по одному представителю из каждой образованной группы).
- Спасибо, возвращайтесь на свои места.
- Какие фигуры остались на столах, почему? (ответы детей)
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №4(б).
9. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 9:
А) На столах лежат карточки №3. Заполните их.
Карточка №3 | |
М В Х П Т Ш Е Н Ф Ж С Б Э К Г З Ч | |
1. Вертикальная ось симметрии | |
2. Горизонтальная ось симметрии | |
3. Две оси симметрии | |
4. Нет оси симметрии |
Проверка. - На первый вопрос отвечает учащийся под номером 3 (поднимите руку), затем учащийся под № 4, отвечаем на вопросы по кругу. (Все сверяют ответы).
- Кто сомневается в правильности ответа, может сверить с эталоном. (СЛАЙД 10)
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №5. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
Б) Игра со словами «ПАЛИДРОМЫ». (СЛАЙД 11)
Палиндромы (перевертыши) - это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Например: НАГАН
Встречаются и целые фразы, которые обладают такими свойствами, если не считать пробелы между словами. Например: ИСКАТЬ ТАКСИ.
- Придумайте и запишите слова палидромы в своей группе (задание выполняют на 1 листе, один записывает, все отвечают).
Проверка. Поднимите руку, у кого 2 слова, 3 слова, 4 слова и т.д.
Зачитывает та группа, у которой самое большее количество придуманных слов.
В) (СЛАЙД 12)
- В каждой группе на столе лежит конверт №2. Откройте их и соберите из слов фразу. (Командная работа).
Самопроверка по эталону на доске. (СЛАЙД 12)
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА |
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №6 игра «Палидромы». А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
10. Самостоятельная работа.
- Ребята, перед вами лежит чистый лист бумаги. Возьмите его. (Учитель показывает и выполняет задание вместе с учащимися).
1.Сложите листок бумаги вдвое и еще раз вдвое.
2.Нарисуйте в центре квадрат.
3. Запишите в квадрате слово «СИММЕТРИЯ».
4. Пронумеруйте полученные части, начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке.
5. В нашей жизни встречаются предметы, в которых есть симметрия. Зарисуйте их. Дается время 10 секунд.
- А теперь каждый из учеников должен ответить на вопрос:
- Для чего данному предмету симметрия, запишите. (30 секунд).
(Учащиеся под своими номерами заполняют все листы в соответствующем углу).
В центре записано слово СИММЕТРИЯ
+++
- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание №7. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.
11. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на данном этапе:
А) Домашнее задание. (СЛАЙД 16)
Домашняя работа: Карточка №4 задание: 1.Графический диктант. 2. Составить фигуру симметричную данной. 3. Раскрасить. |
Не говори чему учился, а говори что узнал. |
Б) Подведение итогов:
(СЛАЙД 17)
- Прочитай высказывание, подумай и ответь.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем занимались? - Что особенно понравилось?
+++
Возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу на данном уроке. Для этого надо сложить все «+» за самооцеку, «+» оценку командира группы, а теперь общее количество «+».
- А теперь посмотрите на доску и соотнесите данное количество «+» с оценкой, поставьте ее.
- А теперь я попрошу, тех, у кого работа на уроке оценена на «отлично» встаньте справа от меня, у кого на «хорошо» – встаньте слева от меня, а кто допускал значительное количество ошибок и его отметка «удовлетворительно» останьтесь на своих местах.
Литература:
учебник «Математика» Л.Г.Петерсон М.Ювента.2010
«Поурочные разработки» Л.И.Семакина, М.Вако.2008
Диск «Учусь учиться»
Фотографии с сайта http://yandex.ru/clck/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка урока математики 1 класс
Тема урока: Состав чисел 2, 3, 4...
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"
В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....