Методическая разработка урока математики для 3 класса. Тема "Симметричные фигуры".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Чехун Надежда Александровна

Урок построен в системе деятельностного метода. Большую часть урока дети работают в группах, что помогает освоить новый материал с интересом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx415.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе.

Тема урока:  Симметричные фигуры.

Составила - Чехун Надежда Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны
УМК: «Перспектива», автор учебника  Л. Г. Петерсон

Тип урока:  Урок открытия нового знания. Урок - игра.
Цель:  Расширить знания учащихся о симметрии.

Задачи:
- Закрепить навык построения симметричных точек и фигур, относительно данной прямой.
- Развивать коммуникативные качества (умение делать выводы, высказывать свои мысли), логическое мышление, практические умения.
- Развивать наблюдательность, расширять кругозор и познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
- Учить работать в микрогруппах.

- Воспитывать устойчивый интерес к предмету.

Демонстрационный материал:

1) карточка с пословицей:   Знания по наследству не достаются.

2) эталон симметричных фигур:

mso4F71C

Раздаточный материал:

1)карточки с заданиями;

2) конверты  с симметричными и  несимметричными геометрическими фигурами;

Оборудование: 

1) компьютер,  мультимедийный проектор;

2) презентация.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: симметричные фигуры;

3) мотивировать к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем наших гостей, а теперь соседа по плечу, … по лицу. Молодцы. Садитесь. (дети сидят группами по четыре человека) – Выберите, пожалуйста, командира вашей группы.

- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся).

- Молодцы! А чем же сегодня будем заниматься? Один ученик читает стихотворение с доски.

(СЛАЙД 1)

- Сегодня мы повторим и обобщим тему: «Симметрия».

На доске висит карточка с пословицей. (СЛАЙД 2)

«Знания по наследству не достаются».

          - Прочитайте пословицу и обсудите смысл этой пословицы с соседом по плечу. Каждый высказывает свое мнение, время дается по 10 секунд на каждый ответ.

          - Ребята, всем хватило времени на обсуждение? Если да, то я хотела бы вам задать вопрос.

          - Как вы понимаете ее смысл? (Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)

          - Сегодня на уроке мы с вами проверим, какие знания о симметрии мы приобрели, чему научились. Закрепим наши знания по теме.

2. Актуализация знаний о симметрии и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о симметричных фигурах;

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (определить симметричность фигур);

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (невозможность использования известных эталонов);

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Повторение знаний о симметрии

         1) -   Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению – симметрии. С понятием симметрии мы познакомились на прошлых уроках.

           - А сейчас я хотела бы проверить ваши знания по теме. Для этого мы с вами поиграем в игру.        

           - Встаньте, задвиньте стульчики. Зазвучит музыка. В это время вы будете перемещаться по классу. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять» (взяться в воздухе за руку), затем я задаю вопрос и даю 5 секунд на размышление и по 10 секунд на ответ. После того как вы ответите на вопрос поочередно, не забудьте поблагодарить друг друга. И после того как зазвучит музыка снова начать перемещаться по классу в поисках новой пары.

Звучит музыка.

1-й вопрос:  - Что такое симметрия? (пауза для размышления). (Начинает тот, кто выше ростом).      - Поблагодарите партнера. -А теперь на этот вопрос ответит ….  (Симметрия –равное удаление перпендикулярно оси симметрии.)
2-ой вопрос:  
– Как назвать прямую, поделившую наши фигуры на две равные части? -А теперь на этот вопрос ответит …. .  (Ось симметрии)
3-ий вопрос: - Что произойдёт, если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии? -А теперь на этот вопрос ответит …. .   (Ее части совпадут)
- Всем спасибо. Пройдите на свои места.

(СЛАЙД 3) -эталон

Ребята на партах у каждой группы лежат листы «Мои успехи», с помощью которых вы сможете оценить свою работу.      

+++

 - Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу, за задание  №1. Если вы ответили на все вопросы правильно, то поставьте «+», если допустили ошибки или недочеты «?».

2) - Ребята на столах у вас лежит карточка с цифрой №1.

 - Возьмите её, внимательно прочитайте вопрос, подумайте над ответом, запишите его.  (Дети выполняют задание).

- Свои ответы вы будете зачитывать по часовой стрелке,  начиная с учащегося под №2. На это задание вам дается 30 секунд.

Проверка: На этот вопрос мне ответит … .  

(СЛАЙД 4)

Карточка № 1.

- Какие правила зеркальной симметрии мы узнали?

1. Правое в зеркале становится левым, а левое – правым;
2. Близкое и в зеркале отражается близко, а далёкое – далеко;
3. Каждая точка при переносе должна лежать на перпендикулярной прямой к оси симметрии и на одинаковом расстоянии от неё.)

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу за задание  №2. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

 3) Учитель: - В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота».  И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия – это не только красота.    

(СЛАЙД 5) - Симметричность фигуры необходима рыбе, для чего? (чтобы плавать),  а  птице (чтобы летать).

 - Симметрия есть и в творениях природы  (СЛАЙД 6) (животные, растения, кристаллы…) и в творениях человеческих рук  (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда…).

  4)  Пробное учебное действие.

  - Итак, что мы повторили?

- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (расширим наши знания о симметрии). Что вы сейчас будете выполнять? (пробное действие)
А) (
работа в группах). (СЛАЙД 6)

 - У вас на партах лежит карточка  №2.

 - Что изображено на ней? (бабочка)

Возьмите ее и выполните задание:

          - В верхнем левом углу нарисуйте зеленый квадрат. (Дети выполняют).

          - В нижнем правом углу красный овал. (Дети выполняют).

 - А теперь подумайте, как связать данное задание с пройденной темой.  Какое задание можно предложить выполнить. (перенести изображение геометрических фигур на противоположные крылья бабочки) Перенесите. (СЛАЙД 7)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что нужно сделать?

- Покажите, что у вас получилось.

- Почему возникло затруднение? (мы определяли симметричность фигур, но сами симметричные фигуры не строили)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Как определяли симметричность фигур? (перегибали фигуру по оси симметрии). Может ли это умение нам помочь?

- Есть ли у нашей нарисованной бабочки ось симметрии? (да, она проходит по тельцу бабочки)

-  Если мы согнём лист с изображением бабочки по оси симметрии, то как перенести изображение фигур? Предложите варианты. (1. положить согнутый лист на стекло,  фигуры будут просвечивать. Их перерисовать. 2. Воспользоваться иголкой. Проколоть в нескольких местах фигуры. На второй половинке появится отпечаток. 3. Посчитать количество клеток до оси симметрии, а потом отложить столько же клеток после оси симметрии.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

          -Каждая группа выбирает один из способов и выполняет задание.

По окончании работы каждая группа показывает свою бабочку.

          - А каким способом вы это сделали? (Дети дают свои ответы).

- У всех получились бабочки с геометрическими фигурами, расположенными симметрично.

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за  задание №3. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

6.   Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.  (СЛАЙД 8)

- Ребята давайте еще раз повторим определения.

- Какие фигуры называются симметричными?

- Что такое ось симметрии?

- Сколько осей симметрии может быть у фигуры? (от 0 до бесконечности)

- Какие оси симметрии бывают? (горизонтальные, вертикальные)

 7. Физминутка.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2) проверить сформированность представления об осях симметрии.

Организация учебного процесса на этапе 8:     (СЛАЙД 9)

- У вас на столе лежит конверт №1 с геометрическими фигурами. Возьмите каждый по 2 фигуры. Давайте попробуем найти у них оси симметрии. Время выполнения 10 секунд.

 

- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).

- Ребята, я даю вам еще 10 секунд для того, чтобы вы сделали проверку, обсудив свои ответы по кругу, начиная с учащегося под №4.    

Ребята все успели?

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за задание №4(а). А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

Проверка: - Ребята встаньте, задвиньте стулья.

- Учащиеся под №1 – возьмите фигуры со стола, у которых 1 ось симметрии и подойдите к табличке с номером 1.

- Учащиеся №2 – возьмите фигуры, у которых 2 ось симметрии и подойдите к табличке 2.

- Учащиеся №3 – возьмите фигуры, у которых 3 ось симметрии и подойдите к табличке 3.

- Учащиеся №4 – возьмите фигуры, у которых 4 ось симметрии и подойдите к табличке 4.

          Ребята, а теперь в парах обсудите и докажите правильность своего выбора. На обсуждение вам дается по 5 секунд.

- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).

Проверка.

- Ну а теперь я хотела бы узнать у какой фигуры, под каким номером 1 ось симметрии и почему, ответит (…), 2 оси (…), 3 оси (…), 4 оси (…) (по одному представителю из каждой образованной группы).

          - Спасибо, возвращайтесь на свои места.

          - Какие фигуры остались на столах, почему? (ответы детей)

 +++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за задание №4(б).

9. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 9:

А) На столах лежат карточки №3.  Заполните их.

Карточка №3

М  В  Х  П  Т  Ш  Е  Н  Ф  Ж  С  Б  Э  К   Г  З  Ч

1. Вертикальная ось симметрии

2. Горизонтальная ось симметрии

3. Две оси симметрии

4. Нет оси симметрии

Проверка. - На первый вопрос отвечает учащийся под номером 3 (поднимите руку), затем учащийся под № 4, отвечаем на вопросы по кругу. (Все сверяют ответы).

- Кто сомневается в правильности ответа, может сверить с эталоном. (СЛАЙД 10)

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за  задание №5. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

Б) Игра со словами «ПАЛИДРОМЫ».   (СЛАЙД 11)

Палиндромы (перевертыши) - это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Например: НАГАН

Встречаются и целые фразы, которые обладают такими свойствами, если не считать пробелы между словами. Например: ИСКАТЬ ТАКСИ.

- Придумайте и запишите слова палидромы в своей группе (задание выполняют на 1 листе, один записывает,  все отвечают).

Проверка. Поднимите руку, у кого 2 слова, 3 слова, 4 слова и т.д.

Зачитывает та группа, у которой самое большее количество придуманных слов.

В) (СЛАЙД 12)

- В каждой группе на столе лежит конверт №2. Откройте их и соберите из слов фразу. (Командная работа).

Самопроверка по эталону на доске. (СЛАЙД 12)

А  РОЗА  УПАЛА  НА  ЛАПУ  АЗОРА
Я  НЕ  МИЛ  И  НЕ  ЖЕНИЛИ  МЕНЯ

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за задание №6 игра «Палидромы». А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

10. Самостоятельная работа.

- Ребята, перед вами лежит чистый лист бумаги. Возьмите его. (Учитель показывает и выполняет задание вместе с учащимися).

1.Сложите листок бумаги вдвое и еще раз вдвое.

2.Нарисуйте в центре квадрат.

3. Запишите в квадрате слово «СИММЕТРИЯ».

4. Пронумеруйте полученные части, начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке.

5. В нашей жизни встречаются предметы, в которых есть симметрия. Зарисуйте их. Дается время 10 секунд.

- А теперь каждый из учеников должен ответить на вопрос:

- Для чего данному предмету симметрия, запишите. (30 секунд).

(Учащиеся под своими номерами заполняют все листы в соответствующем углу).

В центре записано слово СИММЕТРИЯ

+++

- Ребята возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу,  за задание №7. А теперь командир оценит работу всех сидящих за одним столом.

11. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  3. оценить собственную деятельность на уроке;
  4. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на данном этапе:

А) Домашнее задание.  (СЛАЙД 16)

Домашняя работа:

Карточка №4 задание:

1.Графический диктант.

2. Составить фигуру  симметричную данной.

3. Раскрасить.

Не говори чему учился, а говори что узнал.

Б) Подведение итогов:

(СЛАЙД 17)

- Прочитай высказывание, подумай и ответь.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем занимались? - Что особенно понравилось?

+++

Возьмите лист «Мои успехи» и оцените свою работу на данном уроке. Для этого надо сложить все «+» за самооцеку, «+» оценку командира группы, а теперь общее количество «+».

- А теперь посмотрите на доску и соотнесите данное количество «+» с оценкой, поставьте ее.

- А теперь я попрошу, тех,  у кого работа на уроке оценена на «отлично» встаньте справа от меня, у кого на «хорошо» – встаньте слева от меня, а кто допускал значительное количество ошибок и его отметка «удовлетворительно» останьтесь на своих местах.

Литература:

учебник «Математика» Л.Г.Петерсон М.Ювента.2010

«Поурочные разработки» Л.И.Семакина, М.Вако.2008

Диск «Учусь учиться»

Фотографии с сайта http://yandex.ru/clck/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"

Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....

Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"

В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....