Открытый урок «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Открытый урок по математике в нетрадиционной форме.

«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»

Устный  журнал:  это  форма  урока,  где  учащиеся  готовят  ряд  коротких  рассказов  об  истории  математики,  из  тех  разделов  ее,  которые  не  изучаются  в  школе. У обучающихся

формируется концепция математического образования, а также опыт продуктивного взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_urok_po_matematike.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

Нетрадиционный урок по математике

 «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»

Учитель начальных классов

Зеленковская С. А.

г. Ярцево

Цели занятия:

  • познакомить обучающихся с биографией С. В. Ковалевской;
  • формировать чувства гордости за Россию.
  • развивать концепцию математического образования

Задачи занятия: развивать любознательность, расширять кругозор, повышать мотивацию обучения учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация; стенгазета «Мир Ковалевской…»

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята сегодня у нас не простой урок, а устный журнал, который называется « Такая интересная наука математика». Вы, же любите читать журналы: давайте начнем читать, будьте, пожалуйста, очень внимательны. Мы будем решать математические задачи, и совершать открытия. Все свои успехи мы посвящаем великому русскому математику Софье Ковалевской.

I –страница

Историческая

Учитель: Первая страница называется исторической. Мы совершим экскурсию в 19 век, когда родилась и жила замечательная женщина, талантливая писательница и выдающийся математик Софья Ковалевская

Инсценированный рассказ о женщине-математике Софье Васильевне Ковалевской (1850-1891).

1-й ученик. В прошлом веке жила выдающийся математик-Софья Васильевна Ковалевская. Академик С. И. Вавилов о ней сказал: «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта».

2-й ученик: Софья Васильевна родилась в Москве, а когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Белоруссию. Интерес к математике проявился у Ковалевской ещё в детские годы.

3-й ученик: Обучаться математике Софья начала в восьмилетнем возрасте, у домашнего учителя И. И. Малевича. Учитель сразу обнаружил необыкновенные способности своей ученицы. Он был доволен её внимательностью, прилежанием и восхищался изумительной лёгкостью, с которой она справлялась с задачами.

4-й ученик: Особый интерес девочки к математике вызвало следующее. Однажды при ремонте дома не хватило обоев. И тогда решили детскую комнату оклеить просто бумагой. И вот на оклейку стен были использованы листы из книги по высшей математике. Девочка заинтересовалась тем, что было изображено и написано на этих листах. Она стала часами простаивать около стен, пытаясь понять смысл чертежей, знаков, формул. А непонятные знаки сами отпечатывались в памяти девочки

5-й ученик: Отцу не понравилось увлечение девочки математикой. Он считал, что математика - это не женское дело. Поэтому и занятия с учителем прекратились. Однако страсть к математике у Софьи сохранилась.  Она стала изучать математику самостоятельно, но украдкой.

6-й ученик: Учитель Малевич, уезжая, подарил ей книгу по математике, с которой она не расставалась. Она потом писала: «Идя спать, я клала книгу под подушку и затем, когда все засыпали, я при тусклом свете лампады или ночника зачитывалась по целым ночам».

7-й ученик: Через некоторое время отец был вынужден  пригласить к дочери нового учителя, который стал знакомить Софью с высшей математикой. Тут-то  и встретилась девочка  вновь с теми формулами и знаками, которые у неё ранее отложились в памяти.

8-й ученик: Получить высшее образование Софье Васильевне  было невозможно, т.к. женщин в высшие школы в царской России принимать запрещалось. Поэтому в дальнейшем Софья Васильевна была вынуждена учиться и работать за границей. Она стала первой русской учёной женщиной-математиком.

2 страница

математический турнир

- Сегодня, ребята, вы ещё познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Занятие наше продолжается, и сейчас мы проведём соревнование между тремя командами.

 (Учащиеся делятся сразу на три команды).

 Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать очко. По количеству набранных очков в конце занятия мы узнаем, какое место заняла в соревновании каждая из команд.

Вам, конечно, хочется знать, чем  будете заниматься? Тогда сумейте открыть вот эти таинственные двери. Чтобы их открыть, надо прочитать загадочные слова, которые на них написаны. Это - ребусы.  Для каждой команды – своя дверь. Тот из команды, кто первым правильно прочитает слово, может открыть дверь и на обороте прочитать другое слово, которое и указывает, чем сегодня вы будете заниматься. (Объяснения: ребусы прочитываются так: «Патриот», «Ласточка», «Актриса»).

Теперь скажем хором, чем будете заниматься.

-Решать, отгадывать, играть! Отгадывать вы уже начали. Теперь решите задачу в стихах. Будьте внимательны. Проследите за  тем, что говорится в задаче о времени.

Любитель порядка.

Настольная лампа.

Зелёный диван.

Сидит на диване

Матюшин Иван.

Он пишет…

Не будем, ребята мешать,

А только тихонько

Заглянем в тетрадь.

В тетрадке написано

Всё по - порядку:

«В семь двадцать встаём,

Производим зарядку.

В семь тридцать,

Умывшись холодной водой,

Застелем постель

И займёмся едой.

Без четверти восемь

Дрова мы приносим.

Готовим по плану

Похлёбку Полкану-

И в класс направляемся

В восемь ноль пять».

Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъёма до выхода в школу?

 (Учитель спрашивает по одному ученику из каждой команды. Если все ответы правильные, то каждая команда получает очко.)

А теперь решите задачу потруднее. Но сначала ответьте на вопросы:

Сколько ног у жука? (ответ: 6)

Сколько ног у паука? (ответ:8)

Я вам буду теперь читать задачу, а вы считайте, сколько всего ног в моём живом уголке:

У меня в одной коробке три жука,

А в другой имею я три паука.

В уголке шуршат бумагой два ежа,

А в двух клетках распевают два чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имели ног?

Сосчитали вы правильно, у них всех вместе 54 ноги. (Для получения ответа

От каждой команды выделяют по одному человеку.  Если все ответы правильные, то каждая команда награждается очком.)

Игра «Концовки»

- Сейчас проведём игру «Концовки». Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной.  Слушайте внимательно и думайте:

1 Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш…(по длине равен красному).

2 Если Оля сидит позади Тони, то Тоня …(Сидит впереди Оли)

3 Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: « Если Зина вышла из дома  одновременно с Леной, То Лена вышла из дома…(одновременно с Зиной).

Задача-смекалка.

-Как в комнате расставить пять стульев, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по два стула?

(Для каждой команды заранее на доске  или на плакате вычерчивают прямоугольники. Это планы комнат из бумаги вырезывают по 5 кружков или квадратиков - это стулья, если на них смотреть сверху.

Одновременно от каждой команды к своим черте6жам выходят по одному ученику и начинают решать задачу.)

Загадка.

Две в руках, две на ногах-

Не провалишься в снегах;

А проедешь без труда-

Только лягут два следа.

(Лыжи и лыжные палки).

Задача - логическая.

В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места (1, 2 и 3-е). Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима -не третье?

Примечание. На доске сделать запись: Участвовали: Ваня, Гриша, Дима.

Гриша- не 2-е и не 3-е место.

Дима- не 3-е место.

Какое место в соревновании занял каждый из ребят?

(Ответ: Гриша-первое, Дима-второе, Ваня - второе место. Необходимо, чтобы дети объяснили решение).

Загадки.

1.Кто становится выше, когда садится? (ответ: собака)

2.Что становится легче, когда его наполняют? (ответ: резиновый шарик)

3. Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. (ответ: колёса детского велосипеда).

Задача-шутка.

У трёх сестёр по одному брату. Сколько всего детей в этой семье?(ответ: четверо)

Задача на логику.

Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой одно животное или капусту.

Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог её съесть. Нельзя было также допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т.к. она могла её съесть.

Как при этих условиях перевезти всё на другой берег?

(ответ:1-я переправа: человек и коза (обратно-1-человек);

2-я переправа: человек и волк (обратно - человек и коза);

3-я переправа: человек и капуста (обратно -1 человек);

4-я переправа: человек и коза).

Сценка «Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный, добродушный, приятный.

Младший - треугольный, вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я - Квадрат».

И сказал ему нежней: «Неизвестно, что нужнеей!»

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился-был Квадратом, а проснёшься - без углов!»

Но наутро младший брат страшной мести был не рад.

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!


Учитель: Как много страничек было в нашем журнале… Что вы узнали нового и интересного?
Рефлексия. «Утверждение» 
- Я узнал(а) много нового.
-Мне это пригодится в жизни.
-На уроке было над чем подумать.
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
Спасибо за урок! И в заключении хочу вам пожелать: 
«Путь умным будет ум у вас, а сердце добрым будет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – устный журнал

Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэти...

Открытый урок математики во 2 классе МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

Тема: Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.Цели  и задачи  урока: Образовательные: закрепление изученных случаев вычислений в пределах 100 без ...

Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

Открытый урок по предмету "Живой мир" Тема: Устный журнал "Зимние зарисовки"

Урок для учащихся 4 класса коррекционной школы.Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов чередуется сменой видов деятельности....

Открытый урок математики "Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности"

Открытый урок математики Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности...