Открытый урок «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Открытый урок по математике в нетрадиционной форме.
«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
Устный журнал: это форма урока, где учащиеся готовят ряд коротких рассказов об истории математики, из тех разделов ее, которые не изучаются в школе. У обучающихся
формируется концепция математического образования, а также опыт продуктивного взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_urok_po_matematike.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика
Нетрадиционный урок по математике
«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
Учитель начальных классов
Зеленковская С. А.
г. Ярцево
Цели занятия:
- познакомить обучающихся с биографией С. В. Ковалевской;
- формировать чувства гордости за Россию.
- развивать концепцию математического образования
Задачи занятия: развивать любознательность, расширять кругозор, повышать мотивацию обучения учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация; стенгазета «Мир Ковалевской…»
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята сегодня у нас не простой урок, а устный журнал, который называется « Такая интересная наука математика». Вы, же любите читать журналы: давайте начнем читать, будьте, пожалуйста, очень внимательны. Мы будем решать математические задачи, и совершать открытия. Все свои успехи мы посвящаем великому русскому математику Софье Ковалевской.
I –страница
Историческая
Учитель: Первая страница называется исторической. Мы совершим экскурсию в 19 век, когда родилась и жила замечательная женщина, талантливая писательница и выдающийся математик Софья Ковалевская
Инсценированный рассказ о женщине-математике Софье Васильевне Ковалевской (1850-1891).
1-й ученик. В прошлом веке жила выдающийся математик-Софья Васильевна Ковалевская. Академик С. И. Вавилов о ней сказал: «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта».
2-й ученик: Софья Васильевна родилась в Москве, а когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Белоруссию. Интерес к математике проявился у Ковалевской ещё в детские годы.
3-й ученик: Обучаться математике Софья начала в восьмилетнем возрасте, у домашнего учителя И. И. Малевича. Учитель сразу обнаружил необыкновенные способности своей ученицы. Он был доволен её внимательностью, прилежанием и восхищался изумительной лёгкостью, с которой она справлялась с задачами.
4-й ученик: Особый интерес девочки к математике вызвало следующее. Однажды при ремонте дома не хватило обоев. И тогда решили детскую комнату оклеить просто бумагой. И вот на оклейку стен были использованы листы из книги по высшей математике. Девочка заинтересовалась тем, что было изображено и написано на этих листах. Она стала часами простаивать около стен, пытаясь понять смысл чертежей, знаков, формул. А непонятные знаки сами отпечатывались в памяти девочки
5-й ученик: Отцу не понравилось увлечение девочки математикой. Он считал, что математика - это не женское дело. Поэтому и занятия с учителем прекратились. Однако страсть к математике у Софьи сохранилась. Она стала изучать математику самостоятельно, но украдкой.
6-й ученик: Учитель Малевич, уезжая, подарил ей книгу по математике, с которой она не расставалась. Она потом писала: «Идя спать, я клала книгу под подушку и затем, когда все засыпали, я при тусклом свете лампады или ночника зачитывалась по целым ночам».
7-й ученик: Через некоторое время отец был вынужден пригласить к дочери нового учителя, который стал знакомить Софью с высшей математикой. Тут-то и встретилась девочка вновь с теми формулами и знаками, которые у неё ранее отложились в памяти.
8-й ученик: Получить высшее образование Софье Васильевне было невозможно, т.к. женщин в высшие школы в царской России принимать запрещалось. Поэтому в дальнейшем Софья Васильевна была вынуждена учиться и работать за границей. Она стала первой русской учёной женщиной-математиком.
2 страница
математический турнир
- Сегодня, ребята, вы ещё познакомитесь с загадочным и интересным миром занимательной математики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Занятие наше продолжается, и сейчас мы проведём соревнование между тремя командами.
(Учащиеся делятся сразу на три команды).
Чтобы победить в соревновании, вы должны быть активными, стремиться быстрее других, подумав, ответить на вопрос или выполнить задание. За каждый ответ команда будет получать очко. По количеству набранных очков в конце занятия мы узнаем, какое место заняла в соревновании каждая из команд.
Вам, конечно, хочется знать, чем будете заниматься? Тогда сумейте открыть вот эти таинственные двери. Чтобы их открыть, надо прочитать загадочные слова, которые на них написаны. Это - ребусы. Для каждой команды – своя дверь. Тот из команды, кто первым правильно прочитает слово, может открыть дверь и на обороте прочитать другое слово, которое и указывает, чем сегодня вы будете заниматься. (Объяснения: ребусы прочитываются так: «Патриот», «Ласточка», «Актриса»).
Теперь скажем хором, чем будете заниматься.
-Решать, отгадывать, играть! Отгадывать вы уже начали. Теперь решите задачу в стихах. Будьте внимательны. Проследите за тем, что говорится в задаче о времени.
Любитель порядка.
Настольная лампа.
Зелёный диван.
Сидит на диване
Матюшин Иван.
Он пишет…
Не будем, ребята мешать,
А только тихонько
Заглянем в тетрадь.
В тетрадке написано
Всё по - порядку:
«В семь двадцать встаём,
Производим зарядку.
В семь тридцать,
Умывшись холодной водой,
Застелем постель
И займёмся едой.
Без четверти восемь
Дрова мы приносим.
Готовим по плану
Похлёбку Полкану-
И в класс направляемся
В восемь ноль пять».
Сколько времени проходит у Матюшина Ивана от подъёма до выхода в школу?
(Учитель спрашивает по одному ученику из каждой команды. Если все ответы правильные, то каждая команда получает очко.)
А теперь решите задачу потруднее. Но сначала ответьте на вопросы:
Сколько ног у жука? (ответ: 6)
Сколько ног у паука? (ответ:8)
Я вам буду теперь читать задачу, а вы считайте, сколько всего ног в моём живом уголке:
У меня в одной коробке три жука,
А в другой имею я три паука.
В уголке шуршат бумагой два ежа,
А в двух клетках распевают два чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имели ног?
Сосчитали вы правильно, у них всех вместе 54 ноги. (Для получения ответа
От каждой команды выделяют по одному человеку. Если все ответы правильные, то каждая команда награждается очком.)
Игра «Концовки»
- Сейчас проведём игру «Концовки». Я начинаю предложение, а вы должны его заканчивать. Но для этого надо подумать, сообразить, чтобы концовка предложения была по смыслу правильной. Слушайте внимательно и думайте:
1 Если красный карандаш по длине равен жёлтому, то жёлтый карандаш…(по длине равен красному).
2 Если Оля сидит позади Тони, то Тоня …(Сидит впереди Оли)
3 Зная, что Лена и Зина живут в разных домах, но на одной и той же улице, закончи следующее предложение: « Если Зина вышла из дома одновременно с Леной, То Лена вышла из дома…(одновременно с Зиной).
Задача-смекалка.
-Как в комнате расставить пять стульев, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по два стула?
(Для каждой команды заранее на доске или на плакате вычерчивают прямоугольники. Это планы комнат из бумаги вырезывают по 5 кружков или квадратиков - это стулья, если на них смотреть сверху.
Одновременно от каждой команды к своим черте6жам выходят по одному ученику и начинают решать задачу.)
Загадка.
Две в руках, две на ногах-
Не провалишься в снегах;
А проедешь без труда-
Только лягут два следа.
(Лыжи и лыжные палки).
Задача - логическая.
В соревновании по бегу Ваня, Гриша и Дима заняли первые три места (1, 2 и 3-е). Какое место занял каждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима -не третье?
Примечание. На доске сделать запись: Участвовали: Ваня, Гриша, Дима.
Гриша- не 2-е и не 3-е место.
Дима- не 3-е место.
Какое место в соревновании занял каждый из ребят?
(Ответ: Гриша-первое, Дима-второе, Ваня - второе место. Необходимо, чтобы дети объяснили решение).
Загадки.
1.Кто становится выше, когда садится? (ответ: собака)
2.Что становится легче, когда его наполняют? (ответ: резиновый шарик)
3. Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. (ответ: колёса детского велосипеда).
Задача-шутка.
У трёх сестёр по одному брату. Сколько всего детей в этой семье?(ответ: четверо)
Задача на логику.
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог её съесть. Нельзя было также допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т.к. она могла её съесть.
Как при этих условиях перевезти всё на другой берег?
(ответ:1-я переправа: человек и коза (обратно-1-человек);
2-я переправа: человек и волк (обратно - человек и коза);
3-я переправа: человек и капуста (обратно -1 человек);
4-я переправа: человек и коза).
Сценка «Треугольник и квадрат»
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный, добродушный, приятный.
Младший - треугольный, вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я - Квадрат».
И сказал ему нежней: «Неизвестно, что нужнеей!»
Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился-был Квадратом, а проснёшься - без углов!»
Но наутро младший брат страшной мести был не рад.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов!
Учитель: Как много страничек было в нашем журнале… Что вы узнали нового и интересного?
Рефлексия. «Утверждение»
- Я узнал(а) много нового.
-Мне это пригодится в жизни.
-На уроке было над чем подумать.
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
Спасибо за урок! И в заключении хочу вам пожелать:
«Путь умным будет ум у вас, а сердце добрым будет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – устный журнал
Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэти...
Открытый урок математики во 2 классе МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
Тема: Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд.Цели и задачи урока: Образовательные: закрепление изученных случаев вычислений в пределах 100 без ...
Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...
Конспект открытого урока математики в 4 классе для обучающихся с ОВЗ "Математическое путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
Урок с элементами интеграции....
Открытый урок по предмету "Живой мир" Тема: Устный журнал "Зимние зарисовки"
Урок для учащихся 4 класса коррекционной школы.Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов чередуется сменой видов деятельности....
Конспект открытого урока .«Устное народное творчество. Фольклор».
Защита проектов...
Открытый урок математики "Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности"
Открытый урок математики Решение задач на нахождение суммы с элементами функциональной грамотности...