Урок – устный журнал
методическая разработка (3 класс) по теме

Яковлева Ираида Сергеевна

Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – устный журнал

3 класс

Яковлева Ираида Сергеевна, Доможаковская СОШ, учитель 3 класса

        Тема: Мой Пушкин.

        Цель: Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения.

        Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.

Оборудование: Репродукции картин: О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина; В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина;  выставка книг А.С. Пушкина; Выставка детских рисунков, рефератов, кроссвордов об А.С.Пушкине; Н.А.Римский-Корсаков. Ария Царевны – Лебеди (в аудиозаписи);  Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свечи и др.; у каждого ученика костюм сказочного героя.

Ход урока

        Звучит плавная музыка Н.А.Римского-Корсакого из арии Царевны – Лебеди, и золотая рыбка открывает занавес. У доски стоит круглый стол с предметами пушкинской эпохи. За столом сидит А.С. Пушкин и что-то задумчиво пишет пером на листе бумаги, скомкав лист, бросает в сторону.

        Учитель. Наш урок посвящен творчеству А.С. Пушкина, солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для  каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Этот урок мы назовем «Мой Пушкин», и пройдет он в форме устного журнала. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладитесь его волшебными стихами. Итак, первая глава нашего журнала посвящена няне великого поэта – Арине Родионовне.

        Первый ученик. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю./Ученик читает наизусть стихотворение «Няне»/ [ Приложение №1, стих. №1]

В это время Пушкин задремал, в класс входит старушка, качает головой и с любовью укрывает пледом заснувшего поэта. Вдруг,  появляются сказочные герои и начинают водить хоровод вокруг Пушкина. Звучит возбужденная музыка, появляются черти и начинают хулиганить: играть в чехарду, стрелять из рогаток, толкаться и т.д. Пушкин просыпается и начинает что-то снова писать.

Учитель. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.

        Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.

        Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

Учитель предлагает показать отрывок   «Сказки о попе и работнике его Балде».

Авторы викторины занимают места на стульях перед классом.

Второй ученик. Я прочту начало самой большой сказочной поэмы Пушкина. Послушайте и назовите её.[Приложение №1 стих. №2]

Третий ученик. А вот загадка. Из какой сказки эти слова? [Приложение №1 стих. №3]Четвертый ученик. А теперь назовите мою сказку. [Приложение №1 стих №4]

Пятый ученик. Из какой сказки эти строчки? [Приложение №1 стих. №5]

Шестой ученик.  Какая сказка заканчивается словами [Приложение №1 стих. №6]

Учитель. Все ли известные вам сказки назвали? (Забыли «Сказку о рыбаке и рыбке».) Кто вспомнит строчки из этой сказки?

Ученики читают отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Учитель. Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина. Какая из сказок показалась смешной и почему? Какая самая поучительная? А самая красивая, волшебная? В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто причинил нам зло?

Некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует  чудесные картины русской зимы. Это следующая страничка нашего журнала.

Седьмой ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется её приходу. Такую же радость испытываем и мы, когда однажды поутру видим, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром. [Приложение №1 стих. №7]

Восьмой ученик. А я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной русской природы. [Приложение №2 стих. №8]

Девятый ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решил выучить его до конца и прочесть вам.[Приложение №2 стих. №9]

Учитель. Ребята прочитали три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорил ученик, - радостное и приподнятое.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасного передает портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.

        На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал:

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, переживал и другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?

Десятый ученик. Я прочитаю стихотворение «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий А.С. сочинил эти строчки.[Приложение №3 стих. №10]

Зимняя дорога

Это стихотворение грустное, но оно очень красивое. Так  и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.

Учитель. Я хочу показать вам портрет Пушкина другого художника – Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого грустного стихотворения. Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печали, его мысли, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворения сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…».

Итак, сравнивая два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.

Одиннадцатый ученик. Мои любимые поэтические строки посвящены городу на Неве – Петербургу. Пушкин бродил по улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина помогают представить величие, строгость, гордую красоту города. Я прочитаю отрывок из поэмы «Медный всадник».[Приложение №3 стих №11/]

Чтение сопровождается показом слайдов./Приложение №4 слайды №1,2,3,4,5,6,7,8./

Учитель. Настало время музыкальной страницы. Вы уже знаете, что стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока, чтобы перечислить их. Его стихи очень музыкальны. Они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства. Прослушаем фрагмент арии одной из героинь сказки.

Дети слушают арию Царевны – Лебеди в исполнении В. Барсовой из музыки Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане». Ученица в костюме Царевны-Лебедь исполняет плавный танец.

Учитель. Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Александру Сергеевичу Пушкину: «До скорого свидания!».

        Вас ждет ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы.

Яковлева Ираида Сергеевна

Доможаковская СОШ, учитель 3 класса, педагогический стаж 19 лет

Тема: Мой Пушкин.

Программа: Начальная школа XXI века

Учебник: Литературное чтение.

Авторы – составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

        

Список литературы.

  1. Глинка Н. «Строгий, стройный вид…» Москва. Детская литература 1992г.
  2. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение 3 класс» Москва. «Вентана-Граф» 2008г.
  3. Ефросинина Л.А. Методическое пособие «Литературное чтение» Москва. «Вентана-Граф» 2004г.
  4. Ефросинина Л.А. «Учебная хрестоматия 3 класс» Москва. «Вентана-Граф» 2008г.
  5. Смоличева С.В., Секачёва Е.В. «Справочник школьника  5-11 класс» Москва. АСТ – Пресс 2004 г.
  6. Соловьёв В. «История России для детей и взрослых» Москва. Белый Город 2003г.
  7. Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия» Москва. Дрофа 2004г.

                                                                                                                                                                                                                                   

Приложение №1 стихотворение №1

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Приложение №1 стихотворение №2

           У лукоморья дуб зелёный;                      И днём и ночью кот учёный

           Златая цепь на дубе том:                          Все ходит по цепи кругом…

Приложение №1 стихотворение №3

           Бедненький бес                                         Понапружился,

           Под кобылу подлез,                                 Приподнял кобылу, два шага шагнул,

           Понатужился,                                          На третьем упал, ножки протянул…

Приложение №1 стихотворение №4

            Ты волна моя, волна!                             Ты морские камни точишь,

             Ты гульлива и вольна;                           Топишь берег ты земли,

              Плещешь ты, когда захочешь,              Подымаешь короабли…

Приложение №1 стихотворение №5

            Свет мой, зеркальце! скажи,                  Я ль на свете всех милее,

           Да всю правду доложи:                           Всех румяней и белее?

Приложение №1 стихотворение №6

            С колесницы пал Дадон-                        Будто вовсе не бывало.

           Охнул раз,- и умер он.                             Сказка ложь, да в ней намёк!

            А царица вдруг пропала,                         Добрым молодцам урок.

Приложение № 1 стихотворение №7

***

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь.

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе…

Приложение №2 стихотворение №8

        …Вот север , тучи нагоняя,                                Среди полей, вокруг холмов;

       Дохнул, завыл -и вот сама                                    Брега с недвижною рекою

       Идёт волшебница зима.                                         Сравняла пухлой пеленою;

       Пришла, рассыпалась; клоками                           Блеснул мороз. И рады мы

       Повисла на суках дубов;                                       Проказам матушки-зимы…

      Легла волнистыми коврами

Приложение №2 стихотворение №9

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!      

                                                  Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

                                                  Пора, красавица, проснись:

                                                  Открой сомкнуты негой взоры

                                                 Навстречу северной Авроры,

                                                  Звездою севера явись!

                                                 Вечёр, ты помнишь, вьюга злилась,

                                                 На мутном небе мгла носилась;

                                                  Луна, как бледное пятно,

                                                 Сквозь тучи мрачные желтела,

                                                  И ты печальная сидела-

                                                   А ныне… погляди в окно:

                                                  Под голубыми небесами

                                                 Великолепными коврами,

                                                 Блестя на солнце, снег лежит;

                                                 Прозрачный лес один чернеет,

                                                  И ель сквозь иней зеленеет,

                                                  И речка подо льдом блестит.

                                                  Вся комната янтарным блеском

                                             Озарена. Весёлым треском

                                              Трещит затопленная печь.

                                              Приятно думать у лежанки.

                                              Но знаешь: не велеть ли в санки

                                              Кобылку бурую запречь?

                                              Скользя по утреннему снегу,

                                              Друг милый, предадимся бегу

                                              Нетерпеливого коня

                                              И навестим поля пустые,

                                              Леса, недавно столь густые,

                                              И берег, милый для меня.

Приложение №3 стихотворение №10

Зимняя дорога

       Сквозь волнистые туманы                           Что-то слышится родное

        Пробирается луна,                                        В долгих песнях ямщика:

         На печальные поляны                                 То разгулье удалое,

         Льёт печально свет она.                              То сердечная тоска…

        По дороге зимней, скучной                        Ни огня, ни чёрной хаты…

        Тройка борзая бежит,                                  Глушь и снег…Навстречу мне

        Колокольчик однозвучный                         Только вёрсты полосаты

        Утомительно гремит.                                    Попадаются одне…

Приложение №3 стихотворение №11

***

         Люблю тебя, Петра творенье,                    Пишу, читаю  без лампады,

          Люблю твой строгий, стройный вид,       И ясны спящие громады

          Невы державное теченье                           Пустынных улиц, и светла

          Береговой её гранит,                                  Адмиралтейская игла,

          Твоих оград узор чугунный,                     И, не пуская тьму ночную

          Прозрачный сумрак, блеск безлунный,    На золотые небеса,

         Когда я в комнате моей                               Одна заря сменить другую

                                                                                 Спешит, дав ночи полчаса…

                                                 

                                                 

Доможаковская СОШ

Звёздный урок

«Мой Пушкин»

                         

           

        

Выполнила: Яковлева Ираида Сергеевна

учитель 3 класса

2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.

Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Задачи. Обучающая – учить выделять логические части текста и озаг...

Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс...

Устный журнал "Урок вежливости"

quot;Урок вежливости" был поведен моими учениками вместе со мной во всех вторых классах нашей школы в рамках праздновния Дня рождения школы....

Устный журнал "Урок вежливости" - презентация.

Устный журнал "Урок вежливости" - презентация к занятию....

Открытый урок «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»

Открытый урок по математике в нетрадиционной форме.«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»Устный  журнал:  это  форма  урока,  где...