Урок – устный журнал
методическая разработка (3 класс) по теме
Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения. Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – устный журнал
3 класс
Яковлева Ираида Сергеевна, Доможаковская СОШ, учитель 3 класса
Тема: Мой Пушкин.
Цель: Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения.
Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства. Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование: Репродукции картин: О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина; В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; Выставка детских рисунков, рефератов, кроссвордов об А.С.Пушкине; Н.А.Римский-Корсаков. Ария Царевны – Лебеди (в аудиозаписи); Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свечи и др.; у каждого ученика костюм сказочного героя.
Ход урока
Звучит плавная музыка Н.А.Римского-Корсакого из арии Царевны – Лебеди, и золотая рыбка открывает занавес. У доски стоит круглый стол с предметами пушкинской эпохи. За столом сидит А.С. Пушкин и что-то задумчиво пишет пером на листе бумаги, скомкав лист, бросает в сторону.
Учитель. Наш урок посвящен творчеству А.С. Пушкина, солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Этот урок мы назовем «Мой Пушкин», и пройдет он в форме устного журнала. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладитесь его волшебными стихами. Итак, первая глава нашего журнала посвящена няне великого поэта – Арине Родионовне.
Первый ученик. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю./Ученик читает наизусть стихотворение «Няне»/ [ Приложение №1, стих. №1]
В это время Пушкин задремал, в класс входит старушка, качает головой и с любовью укрывает пледом заснувшего поэта. Вдруг, появляются сказочные герои и начинают водить хоровод вокруг Пушкина. Звучит возбужденная музыка, появляются черти и начинают хулиганить: играть в чехарду, стрелять из рогаток, толкаться и т.д. Пушкин просыпается и начинает что-то снова писать.
Учитель. То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.
Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.
Учитель предлагает показать отрывок «Сказки о попе и работнике его Балде».
Авторы викторины занимают места на стульях перед классом.
Второй ученик. Я прочту начало самой большой сказочной поэмы Пушкина. Послушайте и назовите её.[Приложение №1 стих. №2]
Третий ученик. А вот загадка. Из какой сказки эти слова? [Приложение №1 стих. №3]Четвертый ученик. А теперь назовите мою сказку. [Приложение №1 стих №4]
Пятый ученик. Из какой сказки эти строчки? [Приложение №1 стих. №5]
Шестой ученик. Какая сказка заканчивается словами [Приложение №1 стих. №6]
Учитель. Все ли известные вам сказки назвали? (Забыли «Сказку о рыбаке и рыбке».) Кто вспомнит строчки из этой сказки?
Ученики читают отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Учитель. Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина. Какая из сказок показалась смешной и почему? Какая самая поучительная? А самая красивая, волшебная? В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто причинил нам зло?
Некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Это следующая страничка нашего журнала.
Седьмой ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется её приходу. Такую же радость испытываем и мы, когда однажды поутру видим, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром. [Приложение №1 стих. №7]
Восьмой ученик. А я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной русской природы. [Приложение №2 стих. №8]
Девятый ученик. Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решил выучить его до конца и прочесть вам.[Приложение №2 стих. №9]
Учитель. Ребята прочитали три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорил ученик, - радостное и приподнятое.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасного передает портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал:
И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, переживал и другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?
Десятый ученик. Я прочитаю стихотворение «Зимняя дорога». Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий А.С. сочинил эти строчки.[Приложение №3 стих. №10]
Зимняя дорога
Это стихотворение грустное, но оно очень красивое. Так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.
Учитель. Я хочу показать вам портрет Пушкина другого художника – Ореста Адамовича Кипренского. Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого грустного стихотворения. Кипренский сумел понять Пушкина, он угадал его печали, его мысли, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворения сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…».
Итак, сравнивая два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипренский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.
Одиннадцатый ученик. Мои любимые поэтические строки посвящены городу на Неве – Петербургу. Пушкин бродил по улицам, паркам, набережным. Стихи Пушкина помогают представить величие, строгость, гордую красоту города. Я прочитаю отрывок из поэмы «Медный всадник».[Приложение №3 стих №11/]
Чтение сопровождается показом слайдов./Приложение №4 слайды №1,2,3,4,5,6,7,8./
Учитель. Настало время музыкальной страницы. Вы уже знаете, что стихи, поэмы и даже повести Пушкина легли в основу музыкальных произведений. И нам не хватило бы и всего урока, чтобы перечислить их. Его стихи очень музыкальны. Они красивые, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства. Прослушаем фрагмент арии одной из героинь сказки.
Дети слушают арию Царевны – Лебеди в исполнении В. Барсовой из музыки Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане». Ученица в костюме Царевны-Лебедь исполняет плавный танец.
Учитель. Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Александру Сергеевичу Пушкину: «До скорого свидания!».
Вас ждет ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы.
Яковлева Ираида Сергеевна
Доможаковская СОШ, учитель 3 класса, педагогический стаж 19 лет
Тема: Мой Пушкин.
Программа: Начальная школа XXI века
Учебник: Литературное чтение.
Авторы – составители Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова
Список литературы.
- Глинка Н. «Строгий, стройный вид…» Москва. Детская литература 1992г.
- Ефросинина Л.А. «Литературное чтение 3 класс» Москва. «Вентана-Граф» 2008г.
- Ефросинина Л.А. Методическое пособие «Литературное чтение» Москва. «Вентана-Граф» 2004г.
- Ефросинина Л.А. «Учебная хрестоматия 3 класс» Москва. «Вентана-Граф» 2008г.
- Смоличева С.В., Секачёва Е.В. «Справочник школьника 5-11 класс» Москва. АСТ – Пресс 2004 г.
- Соловьёв В. «История России для детей и взрослых» Москва. Белый Город 2003г.
- Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия» Москва. Дрофа 2004г.
Приложение №1 стихотворение №1
Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Приложение №1 стихотворение №2
У лукоморья дуб зелёный; И днём и ночью кот учёный
Златая цепь на дубе том: Все ходит по цепи кругом…
Приложение №1 стихотворение №3
Бедненький бес Понапружился,
Под кобылу подлез, Приподнял кобылу, два шага шагнул,
Понатужился, На третьем упал, ножки протянул…
Приложение №1 стихотворение №4
Ты волна моя, волна! Ты морские камни точишь,
Ты гульлива и вольна; Топишь берег ты земли,
Плещешь ты, когда захочешь, Подымаешь короабли…
Приложение №1 стихотворение №5
Свет мой, зеркальце! скажи, Я ль на свете всех милее,
Да всю правду доложи: Всех румяней и белее?
Приложение №1 стихотворение №6
С колесницы пал Дадон- Будто вовсе не бывало.
Охнул раз,- и умер он. Сказка ложь, да в ней намёк!
А царица вдруг пропала, Добрым молодцам урок.
Приложение № 1 стихотворение №7
***
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, | В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе… |
Приложение №2 стихотворение №8
…Вот север , тучи нагоняя, Среди полей, вокруг холмов;
Дохнул, завыл -и вот сама Брега с недвижною рекою
Идёт волшебница зима. Сравняла пухлой пеленою;
Пришла, рассыпалась; клоками Блеснул мороз. И рады мы
Повисла на суках дубов; Проказам матушки-зимы…
Легла волнистыми коврами
Приложение №2 стихотворение №9
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечёр, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А ныне… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Приложение №3 стихотворение №10
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы Что-то слышится родное
Пробирается луна, В долгих песнях ямщика:
На печальные поляны То разгулье удалое,
Льёт печально свет она. То сердечная тоска…
По дороге зимней, скучной Ни огня, ни чёрной хаты…
Тройка борзая бежит, Глушь и снег…Навстречу мне
Колокольчик однозвучный Только вёрсты полосаты
Утомительно гремит. Попадаются одне…
Приложение №3 стихотворение №11
***
Люблю тебя, Петра творенье, Пишу, читаю без лампады,
Люблю твой строгий, стройный вид, И ясны спящие громады
Невы державное теченье Пустынных улиц, и светла
Береговой её гранит, Адмиралтейская игла,
Твоих оград узор чугунный, И, не пуская тьму ночную
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, На золотые небеса,
Когда я в комнате моей Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…
Доможаковская СОШ
Звёздный урок
«Мой Пушкин»
Выполнила: Яковлева Ираида Сергеевна
учитель 3 класса
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем доме». Устный журнал «Добро в твоём сердце»»
Урок по программе Бунеевых в 4 классе....
Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.Задачи. Обучающая – учить выделять логические части текста и озаг...
Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс...
Устный журнал "Урок вежливости"
quot;Урок вежливости" был поведен моими учениками вместе со мной во всех вторых классах нашей школы в рамках праздновния Дня рождения школы....
Устный журнал "Урок вежливости" - презентация.
Устный журнал "Урок вежливости" - презентация к занятию....
Открытый урок «Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»
Открытый урок по математике в нетрадиционной форме.«Устный журнал о С. В. Ковалевской с элементами математического турнира»Устный журнал: это форма урока, где...