Конспект открытого урока .«Устное народное творчество. Фольклор».
план-конспект урока (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Тема урока: Защита проектов .«Устное народное творчество. Фольклор».
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; привить интерес к произведениям устного народного творчества,показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, прелесть русских сказок.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Оборудование: выставка книг русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске,презинтации детей,рисунки матрешек.
Ход урока.
I. Мобилизирующий этап урока.
Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.
Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа,нашим гостям.Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
II. Вступительная беседа.
Учитель - Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?
Ответы детей
(открываю доску, слово «фольклор» закрыто)
Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки
Учитель- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
Дети- Все эти произведения называются фольклором.(открываю слово фольклор)
Учитель- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?- Кто является их автором?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы.
Учитель:-Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
III.Работа по теме урока.
Защита проектов ро группам.
1)Учитель:-На протяжении нескольких последних уроков мы с вами изучали различные жанры устного народного творчества.Сегодня мы с вами обобщим наши знания ,и выполним это в форме защиты проектов.Каждая группа получила свое задание,с которым сейчас нас и познакомит.
-Оформить наш проект я предлагаю в виде Национальной игрушки.Какаой?Угадайте!
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки… (Матрёшки)
. Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.
Презентация
Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.
По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.
-1 группа собирала малые жанры устного народного творчества.
Презентация
1) Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Потешка ,присказка— элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
Примеры:
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
-У ребенка заболел пальчик
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.
Скороговорка,тараторки — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
-Давайте немного вспомним русских народных загадок.
2)Конкурс загадок.
Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)
Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)
Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)
Считает наш век – а не человек. (Часы)
Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани)
Черная гагара по полю скакала, золото сбирала. (Кочерга)
Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож)
Встану, так выше коня,
А лягу, так ниже кота.(Коромысло)
Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок)
Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь)
Погляжу в окошко – висит лукошко. (Месяц)
Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Учитель:-Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)пословица.
Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости.
Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
3)Конкурс пословиц-нужно закончить пословицу:
Сделал дело…
Любишь кататься….люби и саночки возить.
Не имей 100 рублей….,а имей 100 друзей.
В гостях хорошо….,а дома лучше.
Кто много читает….,тот много знает.
Дорога ложка…. к обеду.
Без труда не вытащишь ……и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки…….делают.
Под лежачий камень….. вода не течёт.
Старый друг лучше……. новых двух.
Друзья познаются …….в беде.
Знал бы, где упадёшь — ……соломки бы подстелил.
Родина — мать, умей…….. за неё постоять.
Дело мастера….. боится
Учитель:-Спасибо,ребята,садитесь.Ваша матрешка отправляется на свое место.
2 группа собирала Шутки,прибаутки,считалки и игры.
1)Шутки,прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела.
-Шутки можно даже инсценировать:
-Тит, а Тит! Иди молотить!
-Живот болит!
-Тит, а Тит! Иди кашу есть!
-Где моя большая ложка?
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
***
Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
***
Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут.
3)Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар и т.д.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть:
В кошки-мышки, салочки,
Прятки, догонялочки.
Книжки будем мы читать,
Будем очень много знать.
4)Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона» – все это устное народное творчество.
Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие.
Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай.Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).
Учитель:-Спасибо,ребята,садитесь.И ваша матрешка отправляется на свое место.
А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его
замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
3 группа-Русские народные песни
1). Веками песни, сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, предания жили в народной памяти, переходя от родителей к детям. И только сравнительно недавно, лет 200 назад люди стали записывать песни, понимая, что в русских народных песнях заключена народная мудрость, по ним можно изучать жизнь, историю народа.
-Песня сопровождает человека всю его жизнь, с рождения до смерти. Люди поют и в радости, и в горе, на работе, и во время отдыха. О чем же мы узнаем из песен?
- О том, как работали, как отдыхали. Что ели, как одевались. О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали. Очень много песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах.
Из песен мы узнаем, о чем мечтали наши предки. В песнях высмеиваются и порицаются отрицательные черты людского характера - лень, трусость, жадность. Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие.
Узнав много о песнях, нам будет интереснее их слушать, петь и разучивать .
2) В зависимости от того, когда, где и как поются песни, они делятся на :
- колыбельные
- игровые, хороводные
- плясовые
- частушки
- солдатские
- свадебные, величальные
- календарные
-И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.Пожалуй,самая известная колыбельная песенка это:
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
***
Баю – баю – баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходит,
Новы валенки носить.
***
Баю – бай, Баю – бай,
Поскорее засыпай!
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки,
Они стали ворковать,
Нашу деточку качать.
Учитель:-Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.
2) -Много песен было посвящено нашей родной земле, природе. Русский народ берёг её и воспевал красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, траве шёлковой. Но особенно много песен русский народ посвятил берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы
Исполнение песни «Во поле береза стояла»
3)- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.
Много зимой было праздников. Им было посвящено много обрядовых песен. Самые известные – рождественские и масленичные. На масленицу зиму провожают, а весну встречают, веселятся и радуются, пекут блины, пироги.
Песня: «Блины».
1.Мы блинов давно не ели
Мы блиночков захотели.
П/в: Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
2.Наша старшая сестрица
Блины печь ты мастерица.
3.Замесила на дрожжах
Не удержишь на вожжах.
4.Напекла она поесть,
Сотен пять,наверно,есть.
5.На поднос она кладет
.И сама к столу несет.
6.Вот блины мои готовы,
Гости,будьте же здоровы!
7.Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
5)Заклички — заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
-Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
-Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
-Есть много пословиц о русских песнях,например: « Где песня льется,там хорошо живется»,
«Какие думы-такие и песни»,
«Не умеешь петь- в запевалы не суйся»,
«Из песни слова не выкинешь»
Учитель:-Спасибо,ребята,садитесь.Ваши песни прикрепляем на нашу матрешку.
Физкультурная минутка «Сказки»
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
4 группа представляет нам русские народные сказки
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Учитель:-Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость,
-Русские народные сказки делятся на: волшебные, бытовые, сказки о животных, докучные сказки и небылыцы -перевертыши.
Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.
1)--Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.
Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.
Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.
Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.
«Про бабку Лукерью»
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая?..
— К тебе бабка Лукерья приходила?
— Приходила.
— Клубок приносила?
— Приносила.
— Сказку сказывала?
— Сказывала.
— А ты сказку слушала?
— Слушала.
— О чём была сказочка?
— Какая?..
2)-Помимо шуток и прибауток все дети любя и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает.
Учитель:-Небылицы — это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора, он лучше начинает понимать действительность, развивается логика, фантазия, мышление.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
3)Конкурс сказок
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
3. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка…)
4. Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
5. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
(По щучьему велению)
6. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
7.Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки «Репка».
8.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
9.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью»
Инсценировка сказки «Колобок»
Учитель:-Спасибо,ребята,садитесь.И ваша матрешка отправляется на свое место.Вот посмотрите,ребята- какой замечательный итог нашего занятия у нас получился.
Итог урока. Рефлексия.
– Вот и подходит к концу наш устный журнал.
– Все ли поставленные цели вы осуществили?
Закончи предложение...
– Я положительно оцениваю…
– Мне нужно обратить внимание…
– Я хочу поблагодарить…
– Мне было интересно…
– Каковы основные трудности встретились вам и как вы с ними справились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве.
«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве....
внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).
внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....
Конспект урока "Устное народное творчество" 2 класс
Задачи: 1. образовательные – познакомить учащихся с понятием «устное народной творчество», закрепить понятия «загадка», «пословица», «закличка», «песенка», расширить словарный запас ребят, ...
Конспект урока "Устное народное творчество"
Конспект урока для 3 класса....
Русское народное творчество. Фольклор. Игра-викторина
Данный конспект занятия я предлагаю для внеклассной работы....
Устное народное творчество-фольклор.
Фольклор (в первом значении) - народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор- совокупность обячаев, обрядов, песен и других явлени...