Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
методическая разработка по математике (1 класс)

Романова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема урока - "Уменьшаемое, вычитаемое, разность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_umenshaemoe_vychitaemoe_raznost.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Тип урока - Урок открытия нового знания

Класс – 1

Тема

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Цель

Познакомить с понятиями  «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Научить читать числовые выражения на вычитание.

Образовательные: познакомить с названием компонентов и результатом действия вычитания; способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», способствовать развитию умения выполнять устно и письменно арифметические действия.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, воспитывать желание преодолевать трудности.

Развивающие: Развивать математическую речь, умение устанавливать закономерности, внимание, логическое мышление, умение анализировать,  развивать пространственное мышление.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;
  • выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).
  • В результате практических действий и наблюдений решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства

  • Понимать и принимать учебную задачу
  • Выделять из содержания урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме
  • Работать в паре и оценивать себя и товарищей под руководством учителя
  • Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования
  • Проявлять инициативу, активность, стремление высказаться

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками.
  • Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы обучения

Словесный, наглядный, частично-поисковый

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Межпредметные связи

Литературное чтение, тема «Чтение целыми словами»

Изобразительное искусство, тема «Действия по образцу»

Ресурсы:

Для учителя

  • Рабочая программа
  • Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.Учебник «Математика», часть 2
  • С.И.Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя»
  • Комплект демонстрационных таблиц к учебнику М.И. Моро (Таблицы «Сложение», «Вычитание»)

Для учащихся

  • Учебник «Математика», часть 2 с.29
  • Рабочая тетрадь, часть 2, с. 16
  • Счетный материал, набор цифр
  • Карточки с терминами «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность»

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения/ технологии обучения/ формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1. Организационный этап

Приветствие учеников

«Прозвенел уже звонок,

Начинается урок»

- Ребята, а как вы будете работать на уроке?

«Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Все у нас получится.

- Улыбнитесь новому дню и своему соседу.

Покажите мимикой или пантомимой какое у вас настроение.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Отвечают на вопросы

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Словесный.

Слово учителя.

Фронтальная.

Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

Личностные УУД: Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Регулятивные УУД:  контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

Этап 2. Актуализация необходимых знаний 

Предлагает вспомнить состав чисел первого десятка. Показывает карточку с числом, а ученики – состав этого числа. Предлагает некоторым ученикам быть «экспертами».

Предлагает устно решить примеры на сложение «по цепочке».

-А теперь у нас игра - устный счёт начать пора.

-По цепочке мы пойдём, нужное число найдем.

-Приготовьте сигнальные карточки

-Решите цепочку.

-При решении примеров, что мы повторили, закрепили?

Оцените свою работу.

Зеленый смайлик, если справились со всеми заданиями, желтый, если допустили  1 ошибку и красный, если ошибок больше.

Решают примеры на состав числа и на сложение.

Осуществляют взаимопроверку.

Осуществляют самооценку

Наглядный

Беседа по уточнению знаний

Фронтальная

Демонстрируют знание состава чисел, умение находить значение выражения.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других

Личностные УУД: Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу

Регулятивные УУД: Принимать задачу, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве, проводить самоконтроль

Познавательные УУД: Применять математическую терминологию.

Этап 3.  Мотивация познавательной деятельности

Предлагает распределить в два столбика выражения по правилу:

1-й столбик - расположить числа в первой таблице в порядке возрастания и прочесть заголовок столбика:

4

7

3

5

6

2

8

1

ж

и

о

е

н

л

е

с

2-й столбик - расположить числа во второй таблице в порядке убывания и прочесть заголовок столбика:

8

9

7

6

5

3

4

1

2

ы

в

ч

и

т

н

а

е

и

Числовые выражения: 3+4, 9-5, 7+2, 8-3

Задает вопросы:  Как можно прочитать выражения в первом столбике? Как называются числа при сложении? Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «сумма», «слагаемое»?

Можно ли его прочитать выражения второго столбика, используя термины, как в предыдущем? Почему?

Почему не получилось? (Выявление причины затруднения.)

Значит, чего мы ещё не знаем?

На какой вопрос нам  предстоит ответить?

Предлагает сформулировать тему урока.

Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?

Какая тема нашего урока?

Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

А для чего нам нужны эти новые знания?

А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения.

Поэтому, какие цели поставим себе на уроке?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

 Дети на доске перемещают элементы таблицы и составляют два столбика «сложение» и «вычитание»

В эти столбики распределяют числовые выражения.

Проводят вычисления.

Читают выражения из первого столбика

Отвечают на вопросы учителя

Называют термины

В выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».

Это выражение нельзя прочитать так, как первое.

Мы не знаем, как называются числа при вычитании.

Как называются числа при вычитании

Дети формулируют тему урока

Открытия новых знаний

Чтобы грамотно говорить и хорошо считать.

Запомнить названия чисел при вычитании.

Научиться по-новому читать выражения на вычитание.

Прием «Закодированное слово»

Создание проблемной ситуации, побуждающий диалог

Фронтальная, индивидуальная работа с таблицами и по карточкам, работа в парах

Познакомятся с названиями компонентов при вычитании.

Научатся читать, составлять и записывать выражения на вычитание.

Коммуникативные УУД: Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению, уметь работать в парах

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению, личностного смысла учения

Регулятивные УУД: Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь логически действовать, сравнивать, анализировать.

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Этап 4.  

Организация познавательной деятельности

Задача: В корзине лежало 6 мячей. Два мяча взяли. Сколько мячей осталось в корзине?

Как мы запишем решение этой задачи?

Что обозначает первое число?

Что показывает второе число?

А третье число?

Какое число из трёх самое большое?

Что происходит с первым числом при вычитании?

Как может называться это число?

У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа.

Что происходит со вторым числом?

Значит, как его называют?

Подумайте, как можно назвать это число?

- Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой.

А третье число показывает разницу между первым числом и вторым. На сколько 6 больше 2.

Вопрос на сколько  задают при сравнении, чтобы найти разницу. Как же называется третье число?

Закончите выкладывать карточки по порядку.

Давайте вместе повторим названия чисел при вычитании

Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?

Откройте учебник стр.29. Посмотрите в таблицу. Сравните со своей работой. Организует выполнение задания.

Оцените свои действия

Устно решают задачу,

проговаривают решение

Сколько было вначале

Сколько взяли

Сколько осталось

Первое

Оно уменьшается

Уменьшаемое

Его вычитают

Вычитаемое

На 4

Разность

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.

Работают с учебником

Проверяют правильность своих догадок.

Частично поисковый

Фронтальная, работа в парах

Читать равенства, используя соответствующую терминологию.

Решать задачи. Выполнять задание в Рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: Уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, совместно договариваться и приходить к единому мнению.

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Проводить аналогии.

На основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Физминутка

Физминутка:

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

Ручками похлопаем.

Раз присядем,

Быстро встанем,

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Выполняют упражнения.

Шаги ногами на месте под счет учителя

Хлопки в ладоши.

Приседания

Повороты туловища. Ходьба на месте.

Игра

Фронтальная

Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Этап 5. Первичное закрепление.

Осуществляет отработку введенных понятий.

Задания:

1. Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов

На доске: 5 – 3 = 2; 7 – 3 = 4; 9 – 2 = 7; 10 – 5 = 5; 6 – 3 = 3

Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое, красным – разность.

2. Уменьшаемое  - 9, вычитаемое - 4. запиши разность этих чисел и вычисли ее.

3. Найди разность чисел, если известно, что уменьшаемое равно 10, вычитаемое 6.

4. Работа с учебником.

Предлагает прочитать задачи №2, №3 и решить их по вариантам. Организует взаимопроверку.

Физминутка

Все ученики – «уменьшаемое»

Мальчики – «вычитаемое»

Кем будут девочки?

Все ученики – «уменьшаемое»

Блондины – «вычитаемое»

Кем будут остальные дети?

Самостоятельная работа

Откройте рабочие тетради, с 16, задание 4

Посмотрите, что вы видите? Кто мне скажет, что нужно сделать для того, чтобы паровозик стал красивым?

А что для этого нужно? Приступайте к работе, будьте внимательны.

Организует взаимопроверку в парах.

Предлагает оценить работу соседа по парте с помощью сигнальных карточек.

Читают и записывают примеры, подчеркивают новые термины

Дети встают

Мальчики садятся

Девочки стоят

Разукрасить

Правильно решить примеры

Самостоятельно выполняют задание

Фронтальная,

Индивидуальная,

работа в парах,

Игра

Уметь решать и читать примеры, используя математичес-кую терминологию

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать правильность выполнения задания, при необходимости вносить коррективы после его выполнения.

Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь работать в парах и коллективно.

Познавательные УУД:

На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам.

Устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче и искомым, выбирают и объясняют арифметические действия для решения задач. Самостоятельно выполняют проверку.

Этап 6. Итог урока. Рефлексия

Давайте подведём итоги работы на уроке

Какую цель ставили?

- Достигли цели?

Какое открытие мы сделали на уроке?

Чему сегодня научились?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Закончите предложения:

- на уроке я работал…

- я сегодня узнал….

- я сегодня научилась….

- мне было трудно…

- могу похвалить себя за то, что …

- больше всего мне понравилось….

- расскажу дома, что …

Оцените ваше настроение.

Отвечают на вопросы учителя

Беседа, рефлексия

фронтальная, индивидуальная

Запомнить термины «уменьшае-мое», «вычитаемое», «разность». Научиться читать числовые выражения на вычитание.

Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Личностные УУД: Осознать значимость полученных знаний и необходимость саморазвития.

Регулятивные УУД: Осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:– Ли...

Презентация к уроку математики. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7891130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Технологическая карта урока математики 2 класс Тема : ,,Умножение\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Познакомить детей с понятием умножение. Раскрыть смысл действия умножения. Познакомить детей со знаком и записью действия умножения. Развивать умение решать текстовые задачи. Продолжать пропедевтическ...

Технологическая карта урок математики 2 класс тема "Миллиметр"

Представлена технологическая карта по теме "Миллиметр" - математика 2 класс, программа "Школа России". Урок является седьмым по счету в разделе "Числа от 1 до 100. Нумерация&q...

Технологическая карта урока математики. 3 класс. Тема: "Решение задач".

В этой разработке представлен материал для работы с учащимися 3 класса на уроке математики. Тема: "Решение задач изученных видов". Содержит материал для парной и групповой работы, а так же н...

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики. 4 класс. Тема: Деление на числа, оканчивающиеся нулям

Технологическая карта урока математики 4 классаТема: Деление на числа, оканчивающиеся нулями.Цель: Отработка вычислительных приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями....