Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
план-конспект урока по математике (3 класс)
Технологическая карта урока
1.
2. Класс: 3«В» Дата: 4.10.18 Предмет: Математика
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания
- Тема разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
- Цели познакомить с классификацией множеств; закреплять умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
- Планируемые результаты:
Предметные: научатся давать определение классификации множеств.
Метапредметные :
Познавательные: строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
- Дидактические средства:
для учителя – презентация, учебник; для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
- Основные понятия: разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
- Основные ресурсы: учебник Климанова Л.Ф. «Математика» 3 класс ч.1 –М: Издательство «Просвещение»2012г.
- Средства обучения: мультимедийное сопровождение (слайды презентации); индивидуальный раздаточный материал.
- Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fira_matematika_4.10.docx | 281.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1.
2. Класс: 3«В» Дата: 4.10.18 Предмет: Математика
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания
- Тема разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
- Цели познакомить с классификацией множеств; закреплять умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
- Планируемые результаты:
Предметные: научатся давать определение классификации множеств.
Метапредметные :
Познавательные: строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
- Дидактические средства:
для учителя – презентация, учебник; для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
- Основные понятия: разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
- Основные ресурсы: учебник Климанова Л.Ф. «Математика» 3 класс ч.1 –М: Издательство «Просвещение»2012г.
- Средства обучения: мультимедийное сопровождение (слайды презентации); индивидуальный раздаточный материал.
- Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа.
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Этот урок у нас сейчас Науке посвящается, Что математикой всегда В школе называется, Она поможет воспитать Такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, Измерить и исчислить. Садитесь, проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
2. | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Ребята, какую большую тему мы изучаем? А что такое множество? Вы уже знаете очень много о множестве, но ещё не всё. Сегодня мы продолжим изучение данной темы, и поможет нам в этом, хорошо известная вам, литературная героиня. - Вы узнали, кто это? - Из какой сказки эта героиня? - Что вы можете сказать о Федоре? - Что спасло Федору? - Наша работа на уроке тоже будет связана с наведением порядка. И, как вы уже догадались, на уроке вас ждет «открытие». - Пожелайте друг другу удачи! - С чего начнём работу? Решите удобным способом 23+24+26+27= (23+27)+(24+26)= 50+50= 100 398+102+64+36= (398+102)+(64+36)= 500+100=600 Что помогло нам выполнить это задание? Сформулируйте переместительное свойство сложения. - Итак, мы с вами в доме Федоры. - То, что мы видим, представлено в виде множества. Как оно задано? - Как еще можно задать множество? - Можно ли это множество задать общим свойством? - Сколько элементов в данном множестве? - Прочитайте, что записано на карточке, которые лежат у вас на партах. (Читает один ученик.) - Подчеркните на данной карточке верные утверждения. Работайте самостоятельно. (Проверка по образцу.) - А теперь давайте заглянем в Федорин шкаф. - Все эти вещи лежат в шкафу. Что вы можете об этом сказать? - Что нужно сделать, чтобы навести порядок? - Значит, что мы сделаем в данном множестве? - Какие элементы в него войдут? - Выделите подмножество в данном множестве. (Один ученик работает у доски, обосновывая свои действия.) | Множество Когда какие-нибудь объекты собираются вместе, в математике для их названия используют общее слово – МНОЖЕСТВО Федора «Федорино горе» Неряха, от неё все вещи убежали. Она обещала вещам навести порядок в доме. С повторения необходимых знаний. Знание переместительного и сочетательного свойства От перемены мест слагаемых сумма не меняется Множество задано путем перечисления элементов. Диван, комод, стол, стул, шкаф Общим свойством. Да, это мебель. 5 Шкаф принадлежит множеству А Стол не принадлежит множеству А Машина принадлежит множеству А Диван принадлежит множеству А Много лишних вещей Лишние вещи убрать Выделим подмножество Одежда | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения. Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Теперь пройдем к Федоре на кухню. На столе лежат вот такие предметы. Они составляют множество С. Необходимо в этом множестве навести порядок. - Попробуйте выполнить это задание. (Ученики выполняют задание на карточках. Время выполнения 1 – 2 минуты.) - У кого нет результата? Что показало ваше пробное действие? - У кого есть результат? (Учащийся показывает свой результат на доске.) Обоснуйте свой ответ. - Какое задание вы выполняли? - Каким способом пытались воспользоваться? - В чем же затруднение? - Почему возникло затруднение? | Мы не смогли «навести» порядок в множестве С. Мы должны были «навести порядок» во множестве С. Пытались выделить подмножества в данном множестве. В выборе свойств для выделения подмножеств. У нас нет способа для «наведения порядка» во множестве. | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Какую цель мы должны перед собой поставить? - Что мы должны сделать с данным множеством? - Как назовем наш урок? - Вспомните как вы наводите порядок. Что вы делаете с вещами? - Как вы определяете, на какую полку нужно положить ту или иную вещь? | «Открыть» способ «наведения порядка» во множестве. Разбить на части. Разбиение множества на части. Раскладываем по полочкам. Мы должны определить, что где должно лежать. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, |
5 | Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Распределите вещи, работая в парах. (Учащиеся на карточках выделяют два подмножества.) - На какие группы можно разделить предметы? - Какие предметы пойдут в «посуду»? - Какие предметы пойдут в группу «еда»? - Есть ли элементы, которые не вошли ни в одну из групп? - Есть ли элементы, которые принадлежат сразу двум множествам? - Итак, на какие подмножества нужно разбить данное множество? - Как нам проверит наше «открытие»? Откройте учебник на странице 47. Прочитайте правило. Когда мы можем сказать, что множество разбито на части? Что такое наведение порядка? Что такое основание классификации? - Что теперь вы можете делать? - Какой следующий шаг на уроке? | Посуда и еда. Чашка, чайник, ложка. Яблоко, груша, сыр Нет. Нет. Чтобы ни один из элементов не остался вне подмножества, и чтобы ни один из элементов не принадлежал одновременно двум подмножествам. Нужно посмотреть в учебнике. Когда каждый его элемент попадает ровно в одну часть Разбиение множества на части Свойство, по которому множество разбито на части Наводить порядок в других множествах. Закрепить новое знание | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Прочитайте задание 3. Что необходимо сделать? 1е множество А – порядок наведен, тк каждый его элемент попадает только в одну часть. Какое основание для классификации? (замкнутые и незамкнутые линии) 2е множество Д- порядок не наведен, тк остались компоненты вне классификации. 3е множество Т- порядок не наведен, тк компонент попадает в обе части 4 е множество Х - порядок наведен, тк каждый его элемент попадает только в одну часть.
Задание 4. Нужно разбить на части множество. Найти необходимо несколько решений. (Один ученик у доски, остальные в парах)
Основание для классификации – Делится на 5. 1 группа -5, 50, 930, 435- делится на 5 2 группа – 84, 104, 507- не делится на 5 Основание для классификации – количество ? 1 группа- Однозначные- 5 2 группа - Двузначные-50, 84 3 группа - Трехзначные- 104, 435, 507, 930 Основание для классификации – Круглые и не круглые числа 1 группа- 50, 930 – круглые 2 группа – 5, 104, 84, 435, 507 – не круглые Посмотрите на задание 5. Нам нужно разбить на части множество фигур по форме. (Один ученик выходит к доске и изображает классификацию по форме) Кто составит 4 равенства исходя из этого множества? 4+3=7 3+4=7 7-4=3 7-3=4 | Доказать наведен ли порядок во множествах. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Как вы думаете вы хорошо усвоили тему? - Как нам это проверить? Самостоятельно классифицируйте эти фигуры по 2м признакам и напишите к ним равенства. 2+5=7 5+2=7 7-5=2 7-2=5 2+5=7 5+2=7 7-5=2 7-2=5 Проверка по эталону. - У кого ошибок нет? Молодцы! Поставьте знак «+». | Выполнить самостоятельную работу | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний | - Вспомните, как заканчивается сказка «Федорино горе»? - В конце нашего урока я предлагаю решить задачу. - Прочитайте задачу. Какого вида эта задача? Один учащийся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Что нам известно? (количество ватрушек и количество грамм на 6 ватрушек) Что нам нужно найти? (сколько муки понадобится для 9 ватрушек) Давайте составим краткую запись. 6в. – 240 г 9в.- ? г Решим задачу по действиям Что будем делать первым действием? (найдем сколько грамм нужно для 1 ватрушки) 1 240:6= 40 (г) необходимо для 1 ватрушки 2 40*9= 360 (г) Ответ: для 9 ватрушек понадобится 360 грамм муки. | Федора навела порядок и накрыла стол Задача на приведение к единице | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли цели? Докажите. - Кто может сказать, что сам «открыл» новое знание? Докажите. - Оцените свою работу по «лестнице успеха». Если вы не допустили ошибки в самостоятельной работе, и у вас не осталось затруднений на конец урока, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе, но вы поняли их причину и их исправили, а так же - у вас не осталось затруднений на конец урока, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе и не исправили их, и у вас остались другие затруднения на конец урока, то поставьте себя на нижнюю ступень. - Спасибо за урок! | Открыть способ «наведения порядка» во множестве. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разбиение фигур на части
Урок по математике...
Урок математики, 3 класс. "Классификация. Разбиение множества на части."
На уроке учащиеся знакомятся с понятием "классификация"....
Разбиение целого на части.
Презентация урока....
Конспект урока по математике "Разбиение множества (классификация)" УМК "Перспектива"
Цель: формирование понятия операции разбиение множеств на части по свойствам (классификация), умения находить целое и части, видеть их взаимосвязьПланируемые результатыПредметные:знать: правило ...
Технологическая карта урока математики. Тема:"Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)" (3 класс, УМК"Перспектива").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование условий для знакомства с классификацией множеств. Задачи урокаДидактические:Познакомить с правилом разбиения множеств на ч...
Технологическая карта урока математики "Разбиение множеств на части(классификация)", 3 класс УМК "Перспектива"
Цель урока: формирование понятия операции разбиение множеств на части по свойствам (классификация); формирование умения находить целое и части, видеть их взаимосвязь. Задачи урокаДидактические:Фо...
Урок математики Разбиение множества на части по свойствам 3 класс Петерсон
Урок математики 3 классПланируемые образовательные результаты:Предметные: знать: правило разбиение множеств на части;уметь применять правила разбиения множеств на части по свойствам на практичес...