Урок математики, 3 класс. "Классификация. Разбиение множества на части."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

На уроке учащиеся знакомятся с понятием "классификация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klasifikatsiya._razbienie_mnozhestva_na_chasti.docx107.22 КБ

Предварительный просмотр:

Никишина С.В., 10.10.15

МАТЕМАТИКА

УРОК 23:  КЛАССИФИКАЦИЯ. РАЗБИЕНИЕ МНОЖЕСТВА НА ЧАСТИ.

Цель: познакомить детей с классификацией множеств.

Задачи: - сформировать представление о разбиении множества на части;

               - повторить способы задания множеств и их графическое изображение с

                 помощью диаграммы Венна, выделение подмножества из данного

                 множества;

               - тренироваться в решении задач на приведение к единице.

Тип урока: открытия новых знаний.

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Вступительное слово учителя.

Этот урок у нас сейчас

Науке посвящается,

Что математикой всегда

В школе называется,

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем? (Множество) (СЛАЙД 1, шторка)

- А что такое множество? (Когда какие-нибудь объекты собираются вместе, в математике для их названия используют общее слово – МНОЖЕСТВО)

- Вы уже знаете очень много о множестве, но ещё не всё. Сегодня мы продолжим изучение данной темы, и поможет нам в этом, хорошо известная вам, литературная героиня. (СЛАЙД 1, шторка)

- Вы узнали, кто это? (Федора)

- Из какой сказки эта героиня? («Федорино горе»)

- Что вы можете сказать о Федоре? (Неряха, от неё все вещи убежали.)

- Что спасло Федору? (Она обещала вещам навести порядок в доме.)

- Наша работа на уроке тоже будет связана с наведением порядка. И, как вы уже догадались, на уроке вас ждет «открытие».

- Пожелайте друг другу удачи!

- С чего начнём работу? (С повторения необходимых знаний.)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Способы задания множеств и их графическое изображение.

- Итак, мы с вами в доме Федоры. (СЛАЙД № 2)

- То, что мы видим, представлено в виде множества. Как оно задано? (Путем перечисления элементов.)

- Как еще можно задать множество? (Общим свойством.)

- Можно ли это множество задать общим свойством? (Да, это мебель.)

- Сколько элементов в данном множестве? (5)

- Прочитайте, что записано на карточке, которые лежат у вас на партах. (Читает один ученик.)

- Подчеркните на данной карточке верные утверждения. Работайте самостоятельно. (Проверка по образцу.) (СЛАЙД 2, галочка)

2. Выделение подмножества из данного множества.

- А теперь давайте заглянем в Федорин шкаф.  (СЛАЙД 3)

- Все эти вещи лежат в шкафу. Что вы можете об этом сказать? (Много лишних вещей.)

- Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Лишние вещи убрать.)

- Значит, что мы сделает в данном множестве? (Выделим подмножество.)

- Какие элементы в него войдут? (Одежда.)

- Выделите подмножество в данном множестве. (Один ученик работает у доски, обосновывая свои действия.)

3. Пробное действие. (Один ученик – у доски, остальные - на карточках. Работают самостоятельно.)

- Теперь пройдем к Федоре на кухню. (СЛАЙД 4) На столе лежат вот такие предметы. Они составляют множество В. Необходимо в этом множестве навести порядок.

- Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке? (Научиться «наводить порядок» во множестве.)

- Попробуйте выполнить это задание. (Ученики выполняют задание на карточках. Время выполнения 1 – 2 минуты.)

- У кого нет результата? (Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли «навести» порядок в множестве С.))

- У кого есть результат? (Учащийся показывает свой результат на доске.) Обоснуйте свой ответ.

III. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

1. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были «навести порядок» во множестве С.)

- Каким способом пытались воспользоваться? (Пытались выделить подмножества в данном множестве.)

- В чем же затруднение? (В выборе свойств для выделения подмножеств.)

- Почему возникло затруднение? (У нас нет способа для «наведения порядка» во множестве.)

2. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель мы должны перед собой поставить? («Открыть» способ «наведения порядка» во множестве.)

- Что мы должны сделать с данным множеством? (Разбить на части.)

- Как назовем наш урок? (Разбиение множества на части.)

- Вспомните как вы наводите порядок. Что вы делаете с вещами? (Раскладываем по полочкам.)

- Как вы определяете, на какую полку нужно положить ту или иную вещь? (Мы должны определить, что где должно лежать.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.

1. Реализация построенного проекта.

- Распределите вещи, работая в парах. (Учащиеся на карточках выделяют два подмножества.)

- На какие группы можно разделить предметы? (Посуда и еда.)

- Какие предметы пойдут в «посуду»? (Чашка, чайник, ложка.)

- Какие предметы пойдут в группу «еда»? (Яблоко, груша, сыр)

- Есть ли элементы, которые не вошли ни в одну из групп? (Нет.)

- Есть ли элементы, которые принадлежат сразу двум множествам? (Нет.)

- Итак, на какие подмножества нужно разбить данной множество? (Чтобы ни один из элементов не остался вне подмножества, и чтобы ни один из элементов не принадлежал одновременно двум подмножествам.)

- Как нам проверит наше «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)

2. Чтение правила в учебнике на стр. 47.

- Что теперь вы можете делать? (Наводить порядок в других множествах.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВСЛУХ.

1. Работа с учебником.

- № 2, стр. 47 – коллективно, с комментированием;

- № 3, стр. 48 – коллективно, с объяснением.

 - Кто из вас уверен, что не допустит ошибки в решении подобных примеров?

- Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)

2. Самостоятельная работа (№ 5, стр. 48) (с самопроверкой по эталону) (СЛАЙД 5)

3. Самооценка.

- У кого ошибок нет? Молодцы! Поставьте знак «+».

VI. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1. Решение задач. 

- Вспомните, как заканчивается сказка «Федорино горе»? (Федора навела порядок и накрыла стол.) (СЛАЙД 6)

- В конце нашего урока я предлагаю решить задачу.

- Прочитайте задачу. Какого вида эта задача? (Задача на приведение к единице.)

- Решите данную задачу. (Один учащийся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.)

2. Самооценка.

VII. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

- Какую цель мы ставили перед собой? (Открыть способ «наведения порядка» во множестве.)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Кто может сказать, что сам «открыл» новое знание? Докажите.

- Оцените свою работу по «лестнице успеха». Если вы не допустили ошибки в самостоятельной работе, и у вас не осталось затруднений на конец урока, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе, но вы поняли их причину и их исправили, а так же - у вас не осталось затруднений на конец урока, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе и не исправили их, и у вас остались другие затруднения на конец урока, то поставьте себя на нижнюю ступень. 

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе "Целое и части".

В архиве находится технологическая карта урока и презентация. Урок по учебнику Истоминой....

Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)

Технологическая карта урока1.2. Класс:  3«В»                 Дата:  4.10.18...

Урок математики. 1 класс. Тема: Множество. Элементы множества.

Устные упражнения и практическая работа....

Технологическая карта урока математики «Свойства операции объединения множеств» (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о переместительном и сочетательном свойствах операции объединениямножеств, способностей к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нуля...

Технологическая карта урока математики. Тема:"Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)" (3 класс, УМК"Перспектива").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование условий для знакомства с классификацией множеств. Задачи урокаДидактические:Познакомить с правилом разбиения множеств на ч...

Технологическая карта урока математики "Разбиение множеств на части(классификация)", 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование понятия операции разбиение множеств на части по свойствам (классификация); формирование умения находить целое и части, видеть их взаимосвязь. Задачи урокаДидактические:Фо...

Урок математики Разбиение множества на части по свойствам 3 класс Петерсон

Урок математики 3 классПланируемые образовательные результаты:Предметные:  знать: правило разбиение множеств на части;уметь применять правила разбиения множеств на части по свойствам на практичес...