Урок математики, 3 класс. "Классификация. Разбиение множества на части."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с понятием "классификация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klasifikatsiya._razbienie_mnozhestva_na_chasti.docx | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Никишина С.В., 10.10.15
МАТЕМАТИКА
УРОК 23: КЛАССИФИКАЦИЯ. РАЗБИЕНИЕ МНОЖЕСТВА НА ЧАСТИ.
Цель: познакомить детей с классификацией множеств.
Задачи: - сформировать представление о разбиении множества на части;
- повторить способы задания множеств и их графическое изображение с
помощью диаграммы Венна, выделение подмножества из данного
множества;
- тренироваться в решении задач на приведение к единице.
Тип урока: открытия новых знаний.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Вступительное слово учителя.
Этот урок у нас сейчас
Науке посвящается,
Что математикой всегда
В школе называется,
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, какую большую тему мы изучаем? (Множество) (СЛАЙД 1, шторка)
- А что такое множество? (Когда какие-нибудь объекты собираются вместе, в математике для их названия используют общее слово – МНОЖЕСТВО)
- Вы уже знаете очень много о множестве, но ещё не всё. Сегодня мы продолжим изучение данной темы, и поможет нам в этом, хорошо известная вам, литературная героиня. (СЛАЙД 1, шторка)
- Вы узнали, кто это? (Федора)
- Из какой сказки эта героиня? («Федорино горе»)
- Что вы можете сказать о Федоре? (Неряха, от неё все вещи убежали.)
- Что спасло Федору? (Она обещала вещам навести порядок в доме.)
- Наша работа на уроке тоже будет связана с наведением порядка. И, как вы уже догадались, на уроке вас ждет «открытие».
- Пожелайте друг другу удачи!
- С чего начнём работу? (С повторения необходимых знаний.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Способы задания множеств и их графическое изображение.
- Итак, мы с вами в доме Федоры. (СЛАЙД № 2)
- То, что мы видим, представлено в виде множества. Как оно задано? (Путем перечисления элементов.)
- Как еще можно задать множество? (Общим свойством.)
- Можно ли это множество задать общим свойством? (Да, это мебель.)
- Сколько элементов в данном множестве? (5)
- Прочитайте, что записано на карточке, которые лежат у вас на партах. (Читает один ученик.)
- Подчеркните на данной карточке верные утверждения. Работайте самостоятельно. (Проверка по образцу.) (СЛАЙД 2, галочка)
2. Выделение подмножества из данного множества.
- А теперь давайте заглянем в Федорин шкаф. (СЛАЙД 3)
- Все эти вещи лежат в шкафу. Что вы можете об этом сказать? (Много лишних вещей.)
- Что нужно сделать, чтобы навести порядок? (Лишние вещи убрать.)
- Значит, что мы сделает в данном множестве? (Выделим подмножество.)
- Какие элементы в него войдут? (Одежда.)
- Выделите подмножество в данном множестве. (Один ученик работает у доски, обосновывая свои действия.)
3. Пробное действие. (Один ученик – у доски, остальные - на карточках. Работают самостоятельно.)
- Теперь пройдем к Федоре на кухню. (СЛАЙД 4) На столе лежат вот такие предметы. Они составляют множество В. Необходимо в этом множестве навести порядок.
- Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке? (Научиться «наводить порядок» во множестве.)
- Попробуйте выполнить это задание. (Ученики выполняют задание на карточках. Время выполнения 1 – 2 минуты.)
- У кого нет результата? (Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли «навести» порядок в множестве С.))
- У кого есть результат? (Учащийся показывает свой результат на доске.) Обоснуйте свой ответ.
III. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
1. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были «навести порядок» во множестве С.)
- Каким способом пытались воспользоваться? (Пытались выделить подмножества в данном множестве.)
- В чем же затруднение? (В выборе свойств для выделения подмножеств.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет способа для «наведения порядка» во множестве.)
2. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель мы должны перед собой поставить? («Открыть» способ «наведения порядка» во множестве.)
- Что мы должны сделать с данным множеством? (Разбить на части.)
- Как назовем наш урок? (Разбиение множества на части.)
- Вспомните как вы наводите порядок. Что вы делаете с вещами? (Раскладываем по полочкам.)
- Как вы определяете, на какую полку нужно положить ту или иную вещь? (Мы должны определить, что где должно лежать.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.
1. Реализация построенного проекта.
- Распределите вещи, работая в парах. (Учащиеся на карточках выделяют два подмножества.)
- На какие группы можно разделить предметы? (Посуда и еда.)
- Какие предметы пойдут в «посуду»? (Чашка, чайник, ложка.)
- Какие предметы пойдут в группу «еда»? (Яблоко, груша, сыр)
- Есть ли элементы, которые не вошли ни в одну из групп? (Нет.)
- Есть ли элементы, которые принадлежат сразу двум множествам? (Нет.)
- Итак, на какие подмножества нужно разбить данной множество? (Чтобы ни один из элементов не остался вне подмножества, и чтобы ни один из элементов не принадлежал одновременно двум подмножествам.)
- Как нам проверит наше «открытие»? (Нужно посмотреть в учебнике.)
2. Чтение правила в учебнике на стр. 47.
- Что теперь вы можете делать? (Наводить порядок в других множествах.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВСЛУХ.
1. Работа с учебником.
- № 2, стр. 47 – коллективно, с комментированием;
- № 3, стр. 48 – коллективно, с объяснением.
- Кто из вас уверен, что не допустит ошибки в решении подобных примеров?
- Как это проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
2. Самостоятельная работа (№ 5, стр. 48) (с самопроверкой по эталону) (СЛАЙД 5)
3. Самооценка.
- У кого ошибок нет? Молодцы! Поставьте знак «+».
VI. ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Решение задач.
- Вспомните, как заканчивается сказка «Федорино горе»? (Федора навела порядок и накрыла стол.) (СЛАЙД 6)
- В конце нашего урока я предлагаю решить задачу.
- Прочитайте задачу. Какого вида эта задача? (Задача на приведение к единице.)
- Решите данную задачу. (Один учащийся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.)
2. Самооценка.
VII. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
- Какую цель мы ставили перед собой? (Открыть способ «наведения порядка» во множестве.)
- Достигли ли цели? Докажите.
- Кто может сказать, что сам «открыл» новое знание? Докажите.
- Оцените свою работу по «лестнице успеха». Если вы не допустили ошибки в самостоятельной работе, и у вас не осталось затруднений на конец урока, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе, но вы поняли их причину и их исправили, а так же - у вас не осталось затруднений на конец урока, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы допустили ошибки в самостоятельной работе и не исправили их, и у вас остались другие затруднения на конец урока, то поставьте себя на нижнюю ступень.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе "Целое и части".
В архиве находится технологическая карта урока и презентация. Урок по учебнику Истоминой....
Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)
Технологическая карта урока1.2. Класс: 3«В» Дата: 4.10.18...
Урок математики. 1 класс. Тема: Множество. Элементы множества.
Устные упражнения и практическая работа....
Технологическая карта урока математики «Свойства операции объединения множеств» (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о переместительном и сочетательном свойствах операции объединениямножеств, способностей к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нуля...
Технологическая карта урока математики. Тема:"Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)" (3 класс, УМК"Перспектива").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование условий для знакомства с классификацией множеств. Задачи урокаДидактические:Познакомить с правилом разбиения множеств на ч...
Технологическая карта урока математики "Разбиение множеств на части(классификация)", 3 класс УМК "Перспектива"
Цель урока: формирование понятия операции разбиение множеств на части по свойствам (классификация); формирование умения находить целое и части, видеть их взаимосвязь. Задачи урокаДидактические:Фо...
Урок математики Разбиение множества на части по свойствам 3 класс Петерсон
Урок математики 3 классПланируемые образовательные результаты:Предметные: знать: правило разбиение множеств на части;уметь применять правила разбиения множеств на части по свойствам на практичес...