КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Движение в противоположных направлениях, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Движение в противоположных направлениях

Цели деятельности учителя: формирование понимания процесса движения объектов в противоположных направлениях; обучение решению задач с движением в противоположных направлениях.

Планируемые результаты

Предметные: знать способ нахождения скорости увеличения расстояния; уметь придумываться задачу по схеме; знать особенности создания схем.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; хотеть приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Чекин А.Л., 4 класс., 2 ч., стр.46-47, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         9.03.18                                                                                                                 ФИО учителя: Белоярова Т.В

Школа: 95                                                                                                                           ФИ студента: Марцениус Елена

Класс: 4-3                                                                                                                               ФИО методиста: Иванова Н.В

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Движение в противоположных направлениях

Цели деятельности учителя: формирование понимания процесса движения объектов в противоположных направлениях; обучение решению задач с движением в противоположных направлениях.

Планируемые результаты

Предметные: знать способ нахождения скорости увеличения расстояния; уметь придумываться задачу по схеме; знать особенности создания схем.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; хотеть приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Чекин А.Л., 4., 2 ч., стр.46-47, презентация.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словестный – беседа)

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и также тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

Л: нравственно-этическая ориентация.

II. Актуализация знаний и мотивация

(Словестный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

(Частично-поисковый)

(Практический – упражнение)

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнения)

(Наглядный – демонстрация)

4-5 мин

-Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Кто знает, что это такое магический квадрат?

-Да, вы правы. А теперь посмотрите на слайд и решите устно такой магический квадрат.

5

10

6

7

-Хорошо, раз вы так быстро справились, то вот вам еще один квадрат, посложнее.

12

18

10

8

-Да, вы правы.

-Сейчас посмотрите на слайд. Что вы на нем видите?

10

20

30

12

10

15

11

8

-Это не просто ряды чисел, а родственные ряды. Числа нижнего ряда получаются в результате прибавления к соответствующим числам нижнего ряда числа 10 и делении на 2.

-Т.е число 10 получается путем прибавления к 10 еще одного десятка и в ходе последующего деления 20 на 2.

-Как получилось число 15?

-Правильно. А теперь заполните пропуски и обоснуйте свой ответ.

-Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок.

-Это квадрат разделенный на клетки, где в каждую клетку вписан последовательный ряд чисел. Числа записаны так, что их сумма по любым направлениям (диагоналям, горизонталям, вертикалям) постоянна. Каждое число магического квадрата участвует в нескольких разных суммах, и все эти суммы равны между собой!

5

10

3

4

6

8

9

2

7

4

14

12

18

10

2

8

6

16

- 2 ряда чисел.

-При прибавлении к числу 20 числа и при делении числа 30 на 2.

10

20

30

12

6

10

15

20

11

8

Р: саморегуляция:

Л: анализ;

П: преобразование модели.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; владение монологической формой речи.

 

III. Постановка учебной задачи

(Словестный – беседа)

(Проблемное изложение)

2-3 мин

-А сейчас посмотрите на слайд.  Что вы на нем видите?

-Назовите виды движений, исходя из этих схем.

-Какая схема вызвал у вас затруднение?

-Почему?

-Но что вы заметили?

-Правильно. Такое движение называется движение в противоположном направлении.

-Тогда кто смоет сформулировать тему нашего урока?

-Какую цель вы поставите себе на урок?

-Верно, молодцы.

-Схемы задач на движение.

1) Навстречу друг к другу. 2) В противоположном направлении (предположение)

3) В одном направлении.

-Под номером 2.

-Мы не знаем этого движения.

-Что движение будет продолжаться в разные стороны.

-Движение в противоположном направлении.

-Научиться решать задачи на движение в противоположном направлении.

Л: анализ;

Р: целеполагание; планирование.

IV. Открытие нового знания

(Словестный – объяснение, беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный – демонстрация)

7-9 мин

-А для этого откройте учебник на странице 46, №153.

-Прочитайте условие задачи про себя. О чем говорится в задаче?

-Как двигались поезда?

-Что нам известно из задачи про время?

-Про скорость?

-Что нам необходимо найти?

-Можем ли мы сразу решить эту задачу?

-Почему?

-Тогда как нам ее узнать, зная скорость 1 и 2 поезда?

-Правильно. Тогда что мы сможем узнать, зная время и скорость удаления?

-А каким действием?

-Ответим ли мы тем самым на вопрос задачи?

-Перед тем, как мы запишем решение. Скажите: как скорость увеличения расстояния зависит от скорости поездов?

-Верно. А теперь *** выходи к доске и записывай решение этой задачи.

(походу записи задачи идет примерная беседа, а именно:

  • Направление стрелок движения (в обе стороны)
  • Что обозначать флажком (начало движения)
  • Почему стрелки направления движения разного размера (зависит от скорости)
  • Куда записываем время (отмечаем примерное положение поездов через час, и записываем)
  • Куда записывать расстояние (дуга между «засечками» времени)

-Молодец, садись. Задача решена, но авторы этого учебника дали нам еще одон условие: «Каково будет расстояние между поездами через 2 часа»

-Кто пойдет решать к доске, комментируя свои действия?

-Верно, садись, молодец.

 

-О поездах.

-В противоположных направлениях.

-Что через час поезда встретились, но потом продолжили свой путь.

-Что первый поезд двигался с постоянной скоростью 80км/ч, а второй – 70 км/ч.

-На каком расстоянии находятся эти поезда.

-Нет.

-Мы не знаем скорость увеличения расстояния.

-Вычислить значение суммы двух скоростей.

-На каком расстоянии были поезда через час.

-Умножив значение скорости увеличения расстояния на время.

-Да.

-Чем больше скорость поездов, тем выше скорость увеличения расстояния.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

  • Направление стрелок движения (в обе стороны)
  • Что обозначать флажком (начало движения)
  • Почему стрелки направления движения разного размера (зависит от скорости)
  • Куда записываем время (отмечаем примерное положение поездов через час, и записываем)
  • Куда записывать расстояние (дуга между «засечками» времени)

-Т.к условие скорости не изменилиось, то скорость увеличение расстояния тоже останется прежней. А для того, чтобы нам узнать расстояние между поездами через 2 часа после, нам надо вычислить значение произведения скорости удаления и времени:

  • 150х2=300(км)

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Динамическая пауза

1 мин

-А сейчас вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Работа с книгой)

(Словестный – диалог)

(Практический-учебно-производственный труд).

(Практический – упражнение)

(Наглядный-иллюстрация, демонстрация)

(Словестный – беседа)

5-7 мин

-А сейчас посмотрите на номер 154, страницы 46.

-Там вы видите правило в рамочке. Прочитайте его вслух. Скажите, в соответствии ли с этим правилом мы находили скорость увеличения расстояния в прошлом номере?

-А сейчас прочитайте условие задачи про себя. О чем говорится в задаче?

-Как двигались поезда?

-Что нам известно из задачи про время?

-Про скорость?

-Что нам известно про расстояние?

-Можем ли мы сразу решить эту задачу?

-Почему?

-Как нам ее узнать, исходя из нового правила?

-Тогда что мы сможем узнать, зная расстояние и скорость удаления?

-А каким действием?

-Ответим ли мы на вопрос задачи?

-***, иди записывай решение у доски.

- -Молодец, садись. Задача решена, но авторы этого учебника дали нам еще одон условие: «Каково будет расстояние между поездами через 3 часа, если они будут двигаться с той же скоростью?»

-Кто пойдет решать к доске, комментируя свои действия?

-Молодец, все верно. Присаживайся на свое место.

-Да.

-О поездах.

-Навстречу друг другу, но в противоположном направлении.

-Его надо найти.

-Что первый поезд двигался с постоянной скоростью 80км/ч, а второй – 70 км/ч.

-Оно равно 300 км.

-Нет.

-Неизвестна скорость увеличения расстояния.

-Путем вычисления значения суммы скоростей дух поездов.

-Время, через которое произойдет встреча этих поездов.

-Поделив расстояние на время.

-Да.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

Т.к нам даны все условия, а скорость и время не изменились, то решить мы можем 2 способами:

  1. Умножив скорость увеличения расстояния на время - 150х3=450(км)
  2. Вычислив расстояние поездов через час – 300/2=150(км)

И прибавив значение расстояния через час, к значению расстояния через 2 часа -  300+150=450(км)

П: смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

П: моделирование;

К: правление поведением партнера; постановка опросов;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: анализ;

Л: синтез; сравнение;

Р: планирование;

К: управление поведением партнера.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный – демонстрация)

5-7 мин

 -А следующее задание вы будете выполнять самостоятельно.

-Посмотрите №155, на странице 46 (47). Прочитайте задание про себя.

-Что вам требуется сделать?

-Данные вы можете взять из схемы. Все работайте. На это задание я дам вам 5 минут. После кого-нибудь спрошу.

-Время вышло. ***, иди к доске и расскажи и покажи нам решение своей задачи.

-Придумать задачу, при решении которой будет соблюдаться правило из прошлого номера.

Вариант задачи: из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 280 км, по одному маршруту, одновременно на встречу друг другу отправились легковой и грузовой автомобили. Через сколько часов они встретятся, если скорость их движения постоянна и равна 60 и 80 км/ч?

(ПРИЛОЖЕНИЕ)

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: анализ, синтез, сравнение;

Р: саморегуляция; планирование;

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата;

Р: коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словестный – беседа)

2-3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись. Сейчас посмотрите на слайд.  И каждый ответьте себе на эти вопросы, а потом нескольких человек я послушаю.

-Мне было очень приятно с вами работать, всем спасибо за урок.

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

– Что нового я узнал на уроке?

-Как находить скорость увеличения расстояния?

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.

ПРИЛОЕЖНИЯ (СВЕРХУ-ВНИЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Окружающий мир 2 класс Питание и здоровье УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока Окружающий мир 2 класс Питание и здоровье УМК "Перспективная начальная школа" разрабатывался на основе ФГОС для методической недели в школе....

Конспект урока по математике 1 класс "Прямоугольник и квадрат" УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока по математике 1класс . Тема : "Прямоугольник и квадрат". УМК "Перспективная начальная школа." Конспект урока содержит презентацию, сказку о геометрических фигурах....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Дополнение до «круглого» числа, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Дополнение до «круглого» числаЦели деятельности учителя: закрепление состава числа 10; совершенствование вычислительных навыков; формирование умения решат...

Конспект урока по математике "Разностное сравнение чисел", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять разностное сравнение чисел;знакомство с понятием «разностное сравнение чисел».Планируемые  результатыПредметные: иметь пр...

Урок по математике в 4-ом классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: «Остаток и делитель»

Создать условия для того, что бы дети поняли взаимосвязь делителя и остатка, могли обосновать условия, при которых деление будет выполнено верно....

Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Евгений Чарушин «Томка испугался» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»; формирования навыка правильного, осознанного чтения рассказа.Планируемые результаты:Предметные: знать п...