Конспект урока по математике 1 класс "Прямоугольник и квадрат" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Конспект урока по математике 1класс . Тема : "Прямоугольник и квадрат". УМК "Перспективная начальная школа." Конспект урока содержит презентацию, сказку о геометрических фигурах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по математике 1 класс | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
1класс (ФГОС)
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Прямоугольник и квадрат»
Составитель: Сильницкая Л.К.,
учитель начальных классов.
Тема урока: «Четырёхугольники. Прямоугольник и квадрат».
Цели:- создать условия для формирования знаний о разных видах четырёхугольников,
о существенных признаках прямоугольника и квадрата;
- способствовать развитию умения строить прямоугольник и квадрат с помощью линейки
и прямоугольного треугольника;
- способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения.
Планируемые результаты:
- личностные УУД : стремятся к достижению успехов в учебной деятельности,
имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положитель-
ного отношения к школе;
- метапредметные УУД : регулятивные - принимают и соотносят учебные действия
с инструкцией;
познавательные – учатся формулировать познавательные
цели, понимать знаки и символы; проводят аналогии между
изученным материалом и собственным опытом;
коммуникативные – учатся работать в паре, группе, выстра
ивая взаимодействие на основе взаимоуважения;
- предметные УУД: научатся различать виды четырёхугольников, строить квадрат и
прямоугольник; получат возможность узнать отличительные
признаки этих фигур.
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, условные знаки, иллюстрация
Хоттабыча, сказка «Полезный прямоугольник», карточка-1,
конверты с четырёхугольниками, набор геометрических фигур,
фишки.
Предварительная подготовка: трое учащихся учатся чертить квадрат на нелинованной бумаге
( с помощью учителя ) .
Ход урока:
Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
Введение в тему. Определение целей урока.
- Сегодня мы попадём в интересную страну, населённую удивительными жителями. А узнать,
как их зовут, нам помогут эти выражения.
Изображение на интерактивной доске:
Ф- 6+6 Р- 9+5 А- 5+6 У- 7+9
Д- 7+4 Г- 8+3 Ы- 8+7 И- 5+8
12 13 11 16 14 15 (Дети решают примеры, находят ответ, на доске запи-
сывают слово - фигуры).
Живут фигуры в стране Геометрии, а сопровождать нас в путешествии будет герой- волшебник.(Приложение 1 )Вот он. Узнали? Он старый волшебники его знания устарели, поэтому он пришёл узнать, что изучают современные дети. В его сказочной стране все строения состоят из многоугольников. А самые красивые строения- башни, построены из фигур, у которых 4 стороны. Что это за фигуры?
Тема нашего урока: «Четырёхугольники. Прямоугольник и квадрат».
Поставьте цели урока ( на доске условные знаки).
< > (будем учиться сравнивать четырёхугольники)
? (откроем новое знание)
Д (напишем графический диктант )
(будем учиться чертить)
( работа в группах)
Я думаю, что у нас всё получится, отправляемся в страну Геометрию.
Формирование новых понятий и способов действия
Слайд 1- многоугольники. Найдите четырёхугольники, назовите № фигур.
Четырёхугольников в Геометрии много. Вот некоторые из них.
Слайд 2- виды четырёхугольников.
- Какие четырёхугольники знаете? Слайд 3- проверка.
- Что общего у этих фигур? (4 стороны, 4 угла, 4 вершины)
- А чем один отличается от другого?(длинами сторон, особенностя-
ми углов ).
Гость нашего урока в конверте. (Дети достают четырёхугольник) Приложение 2.
Сравнение прямоугольника и квадрата.
Превращение в прямоугольник
Возьмите четырёхугольник и повторяйте за мной (учитель загибает угол).
Это четырёхугольник? Рассмотрите его углы. Какие они? Как называется четырёхугольник, у которого все углы прямые? А что можете сказать о противоположных сторонах?
Слайд 4 - Хоттабыч просит помощи. Из ряда четырёхугольников найдите прямоугольники, запишите № фигур в тетрадь.
Слайд 5(проверка) Как определяли прямоугольник? ( на глаз)
Существует специальный чертёжный треугольник, при помощи которого можно определить
прямые углы в фигуре. Попробуйте самостоятельно определить, какие из фигур прямоугольни-ки при помощи прямоугольного треугольника.
Самостоятельная работа (Приложение3-карточка)
(Дети при помощи треугольника находят прямоугольники и ставят на них фишки).
Проверка. - Как вам помог чертёжный треугольник? (продемонстрировать)
Физкультминутка. Покажите прямую линию, ломаную, замкнутую, кривую, острый угол.
Сколько у фигуры углов, столько сделаем прыжков( учитель показыва-
ет восьмиугольник).
Превращение в квадрат
Возьмите прямоугольник и повторяйте за мной (учитель сгибает пополам)
-Это четырёхугольник? Прямоугольник?
Измерьте его стороны. Что можете о них сказать? Как называется эта фигура? (квадрат)
Обобщение - Какие фигуры мы получили из прямоугольника?
-Какую фигуру называют прямоугольником? Квадратом?
Слайд 6 - Давайте прочитаем определения.
-Какие предметы вокруг нас имеют форму прямоугольника, квадрата?
- Ребята, как вы думаете, прямоугольник полезная фигура?
Хоттабыч принёс нам сказку, которая называется «Полезный прямоугольник».(Приложение 4) Хотели бы прочитать? А в сказке один текст, нет ни одной иллюстрации. Хотели бы вы нарисовать рисунки главных героев?
-Давайте научимся их чертить.
Формирование умений и навыков.
Графический диктант - Найдите в тетради т.А, проведите вниз отрезок длиной 3см, обозначьте конец т.М. От т.М вправо проведите отрезок длиной 5см, обозначьте конец т.Д
От т.Д проведите вверх отрезок длиной 3см и поставьте т.О . Соедините точки О и А.
-Какая фигура получилась? (прямоугольник со сторонами 3см и 5см) Получилось у всех отлично. На клетчатой бумаге построить было легко. А давайте попробуем построить квадрат
на нелинованной бумаге. А помогать нам будут мои помощники. Я думаю, что с этим заданием они справятся наилучшим образом.
Работа в группах - трое подготовленных учащихся учат ребят своего ряда чертить квадрат на
нелинованной бумаге (длина стороны квадрата 4см )
Самостоятельная работа - Начертите прямоугольник со сторонами 2см и 6см на бумаге в
клетку или квадрат со стороной 5см на нелинованной бумаге.
Выберите то задание, с которым вы справитесь наилучшим обра-
зом.
Работа в группах - (каждой группе предоставлены лист картона, клей, параллелограмм, разре-
занный на части). Приложение 5.
Используя все части 1гр.- составляет квадрат
2гр.- составляет прямоугольник
3гр.- составляет любой четырёхугольник
Проверка у доски. (Каждая группа демонстрирует полученные фигуры).
- Как называется полученная фигура? Какие у неё признаки?
Основателем этих фигур является параллелограмм, который можно превратить в прямоуголь-
ник, квадрат, ромб, трапецию.(продемонстрировать).
Обобщение.
-Хоттабыч хочет убедиться, что вы были внимательны и усвоили то, о чём мы говорили.
(Учитель задаёт вопросы, дети отвечают, используя сигнальные карточки).
- 1.Если фигура имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, то её можно назвать четырёхугольником?
2.Является ли прямоугольник одним из видов четырёхугольников?
3. Верно ли, что противоположные стороны прямоугольника не равны?
4. Правильно ли, что квадрат можно назвать и прямоугольником и четырёхуголь-
ником?
- Хоттабыч доволен! Но ему пора домой в сказку. Давайте подарим ему необычный дом- башню, которая будет состоять только из четырёхугольников.
- Работа в группах ( построение башни из геометрических фигур)
(дети, у которых гость урока (четырёхугольник) красного цвета работают у магнитной
доски; (Приложение 6). Дети, у которых четырёхугольник зелёный работают с интерактивной доской -(слайд 6).
Итог урока.
Я - знаю
Я – смог
Я - запомнил (ответы детей по схеме)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Сказка. «Полезный прямоугольник»
Прямоугольник завидовал квадрату.
-Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким
-А, если я лягу на бок, то буду низким и толстым.
-А ты всегда остаёшься одинаковым и стоя, и сидя.
-Да. С гордостью говорит: »Квадрат».у меня все стороны
равны, не то, что у некоторых. То дылда-дылдой, то блин-блином.
А однажды случилось вот что:
Старик Хоттабыч заблудился в лесу. Ковра самолёта у него не было,
борода намокла под дождём, и выбраться из леса он не мог. Он шёл через чащу и встретился с квадратом и прямоугольником.
-Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?
Хоттабыч залез на одну сторону квадрата, но ничего не увидел, потому что ему мешали верхушки деревьев. Тогда волшебник попросил квадрат перевернуться на другую сторону. Но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому он снова ничего не увидел.
-Гражданин квадрат! Помогите мне, хотя бы перебраться через речку.
Квадрат подошёл к речке и попытался дотронуться до другого берега. Но…плюхххх.
-Может быть, я смогу помочь Вам?- Предложил скромный вопрос прямоугольник.
Он стоял во весь свой рост и Хоттабыч взобрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и понял, куда ему можно идти. Тогда прямоугольник лёг на бок, и стал мостом. Хоттабыч перебрался по прямоугольнику через речку. Прямоугольник помог ему подняться и, поблагодарив прямоугольник, отправился домой.
А квадрат, который после купания, сушился на берегу, сказал прямоугольнику:
-Вы, оказывается, полезная фигура?
-Ну, что вы!- скромно улыбнулся прямоугольник. Просто мои стороны разной длины:
2-длинные, 2 короткие
Иногда это бывает очень удобно.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА
1.Справились с графическим диктантом – 100% уч .
2.Верно выполнили задание карточки - 100% уч.
3. Правильно начертили квадрат на нелинованной бумаге – 92% уч.
4.Справились с самостоятельной работой – 100% уч.
- правильно начертили прямоугольник- 38%
- правильно начертили квадрат – 62%
5.Справились с составлением квадрата, прямоугольника, четырёхугольника – 100% уч.
6. Верно ответили на вопросы при обобщении – 100% уч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике "Круг и шар" (Перспективная начальная школа)
- Сформировать представление о круге и шаре; -Развивать познавательные процессы- мышление (все виды): логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоц...
Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого числа на однозначное»РУССКИ...
Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"
Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"...
Конспект урока по математике " Площадь прямоугольника"
Цель: : создать условия для открытия и первичного закрепления понятия о площади прямоугольника; содействовать умению вывести правило вычисления площади прямоугольника; совершенствовать вычислите...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
Конспект урока по математике "Периметр прямоугольника" 2 класс
Конспект урока по математике УМК"Школа России" 2 класс "Периметр прямоугольника"...
Конспект урока по математике "Периметр прямоугольника"
Конспект урока "Периметр прямоугольника" 2 класс (Школа России)...