Разработка урока "Прямоугольник"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Самохина Валентина Григорьевна

Цели урока:

·        научить распознавать, группировать, сравнивать и выделять по признакам прямоугольник. Познакомить с терминами «длина», «ширина»; «противоположные стороны»; закрепить умение вычислять площадь прямоугольника, строить фигуры с прямыми углами; совершенствовать навыки устного счета и умение решать задачи;

·        развивать умения сравнивать и делать выводы, логическое мышление, воображение, внимание, коммуникативные качества;

воспитывать интерес к занятиям математикой, культуру речи, компетентность общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamougolnik.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ход  урока:

  1. Орг. момент

Мотивация  к учебной  деятельности

Необычный  день  у  нас

И  гостями  полон  класс.

Что  гостям  сказать  нам  надо?

Видеть  вас  мы  очень  рады!

      Ребята,  готовы  вы  к  уроку?

      На  вас  надеюсь  я, друзья!

      Вы  хороший  дружный  класс,

      Всё  получится  у  нас!

- Ребята, все вместе прочитаем девиз  нашего урока.

(Слайд  2)

Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому.

  1. Актуализация  знаний.

- Ребята, вы  любите  путешествовать?

- Сегодня  на  уроке  мы  с  вами  посетим  волшебную  страну  Геометрию. (Слайд 3 )

- А что  это  за  страна? Чем  она  интересна?

-В  переводе  с  греческого – это  слово  означает  «землемерие» («гео» - земля, «мерио» - измерять)

Для  путешествия  нам  с  вами  понадобиться  лист  исследования.

- Что  обозначает  слово  « исследование»? (Открытие  нового)

- Свои  результаты,  добытые  в  течение  урока,  будем  записывать  на  этом  листке. Положите  их  правильно  перед собой  и  подпишите  свою  фамилию  и  имя.

- В  стране  Геометрии  есть  замечательный  город.  А  какой ? Вы  об  этом  узнаете, если  правильно  выполните  задание.

 (Слайд 4)

21 +56=               63 + 27=             7 + 34=

77 – 14=              90 – 70=             17 +4 =

(Дети   записывают  ответы  на  листах).

(Слайд  5)

- Запишите  числа  в  порядке  возрастания.

- Прочитайте  название  города. (Фигуры)

- Молодцы, вы  верно  выполнили  задание.

  1. Самоопределение  к  деятельности.

- Рассмотрите  чертёж  на  доске.

- С  кем  дружат  фигуры? ( С  углами)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/562897/img2.jpg

- Какие  бывают  углы?

-  Под  какими  номерами  прямые  углы?(Докажите)

- Рассмотрим  жителей   в  городе  Фигуры.

- На  какие  группы  разделим  их?

(Треуг.,  четырёх., шестиуг.)

- Уберём  шестиугольники.

(Ученик  подходит  к  доске  и  убирает).

- Какие  фигуры  остались? (Треуг.  и  четырёх.).

- Сколько  треугольников? (2)

- Какой  из  них имеет  прямой  угол? (Докажите).

- Уберём  треугольники.

- Какие  фигуры  остались? (Четырёх.)

- У  нас  три  фигуры.  Они  между  собой  братья.

- Догадайтесь, какие  из  них  родные,  а  какие  двоюродные?

(На  доске  остаётся  прямоугольник  и  квадрат.)

- Можно  ли  сказать, что  это  прямоугольники? (У  них  прямые  углы)

- Назовите  тему    урока? ( Прямоугольник)

- Какую  цель  поставим  перед  собой?

(Узнать,  какая  фигура  называется  прямоугольником)

IV.  Работа  по  теме  урока.

(Каждому  ребёнку  выдаётся  модель  прямоугольника.)

( На  доске  прикрепляю  слово  Прямоугольник)

 Внимательно рассмотрите свой прямоугольник

- Сколько у прямоугольника углов? (4)

- Как можем назвать фигуру?(Четырёх.)

( Учитель  на  доске  прикрепляет  карточку – четырёхугольник)

- Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)

- Как это доказать? (Проверить с помощью прямого угла)

( Учитель  на  доске  прикрепляет  карточку – все  углы  прямые)

- Теперь обратим внимание на стороны  прямоугольника.

- Как называются стороны, которые лежат друг против друга? (Противоположными).

Давайте измерим их длину. Что вы скажете? (Они равны).

( Учитель  на  доске  прикрепляет  карточку – противоположные  стороны  равны.)

- А как еще можно убедиться, что у прямоугольника противоположные стороны равны,  не измеряя их? (Наложением)

- Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? (Длина)

А меньшая? (Ширина)

( Учитель  на  доске  прикрепляет  карточку - большая сторона – длина

меньшая сторона – ширина.)

- Давайте обобщим наши исследования прямоугольника.

ПРЯМОУГОЛЬНИК - это

  • четырёхугольник;
  • все углы прямые;
  • противоположные стороны равны;
  • большая сторона – длина
  • меньшая сторона – ширина

- Ребята,  а  где можно  убедиться  в  том, что  мы  правильно дали  определение   прямоугольнику? (с.14)

- А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. Сравните их. В чем сходство? (Все  углы  прямые.)

- А  различие? ( У квадрата  все  стороны  равны,  а  у  прямоуг. – противоположные.)

_  Приведите  примеры  прямоугольников  из  окружающих  нас предметов.

(Слайд  6,7)

  1. Физкультминутка

(Слайд  8,9)

- Итак,  мы  идём  по  улице  города. Все  фигуры  перепутались  и  не  могут  разобрать, где  прямоугольник,  где   треугольник. Давайте  им  поможем.

(Дети  на  своих  листах  закрашивают только  прямоугольники,  а  затем  проверяют  друг  у  друга).

(Несколько  человек  доказывают, что  это  прямоугольники).

- А  сейчас  мы  заглянем  на  улицу «Вычислений» и  начертим  прямоугольник  на  нашем  листке.

- Какие  инструменты  понадобятся, чтобы  начертить  прямоугольник?

- Посмотрите  алгоритм  выполнения  чертежа  прямоугольника.

( Слайд 10)

– Всем  понятно?

- Найдём  периметр. Что  значит  найти  периметр? (Сложить  длину  всех  сторон).

(Выполняют  самост., затем  с  каждого  ряда  выходят  по  одному  ученику  и  записывают решение.)

1 ряд – 5 см  и  3 см                           Р = 5+3+5+3= 16 см

2 ряд – 6 см  и  2  см                          Р = 6+2+6+2 = 16 см

3 ряд - 4 см  и  2 см                            Р = 4+2+4+2 = 12 см

V. Закрепление  изученного

- Передвигаются  жители  города  на  автобусах,  но  они  сломались. Надо  выполнить  задание  и  устранить  неисправность.

(Дети  выполняют  тест)

(Слайд  11,12,13,14,15)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Слайд  16)

Над какой темой урока работали? (Прямоугольник).

Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

Можем сказать, что мы достигли цели?

Что открыли нового для себя?

Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться?

VII. Оценивание ответов учащихся

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените ее.

VIII. Домашнее задание.

С. 14 № 4,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Нахождение периметра и площади прямоугольника" с презентацией

повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади       прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ...

Разработка урока математики по теме "Периметр прямоугольника"

Урок может быть использован в 2 классе для учителей, работающих по программе "Школа России". На уроке идет ознакомление с зависимостью способов вычисления периметра прямоугольника от его свойств...

Методическая разработка урока математики по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника".

Тема урока "Формулы периметра и площади прямоугольника" 3 класс УМК "Перспектива"Автор учебника Петерсон Л.Г....

Разработка урока по математике "Прямоугольник".

Урок открытия новых знаний. На уроке использовался побуждающий диалог  для «открытия» нового знания. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе ...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Разработка урока по математике "Площадь прямоугольника"

Задачи:Организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника.Уточнить и закрепить смысл умножения.Способствовать развитию критического мышления, совершенство...

Разработка урока "Прямоугольник"

Урок разработан УМК "Школа России"....