Разработка урока по математике "Прямоугольник".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Плотникова Валентина Владимировна

    Урок открытия новых знаний. На уроке использовался побуждающий диалог  для «открытия» нового знания. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. В ходе обсуждения создаются условия для проявления субъектной позиция учащихся с опорой на прежний опыт. Разработка дает хорошую базу для развития личности, мыслительной деятельности, активности учеников на уроке,  формулирование  проблем урока, стремление высказаться по заданному вопросу, вступить в дискуссию не только с одноклассниками, но и учителем; смело отвечая,  не боясь ошибиться, хотя не всегда верно (но близкая к истине мысль проскальзывала в их ответах). Использование межпредметной аналогии, способствует формированию целостной картины мира, формирование познавательных умений и интересов учащихся, их планирование и совершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_matematike.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»

МАТЕМАТИКА, 1 КЛАСС

ТЕМА: « ПРЯМОУГОЛЬНИК»

Подготовила:

 Плотникова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

Высшая  квалификационная категория

2014 – 2015 учебный год

г. МУРАВЛЕНКО

Урок математики, 1-Б класс

Тема урока.  ПРЯМОУГОЛЬНИК.

Тип: урок с  дидактической игрой

Технология:    проблемно - диалогическое обучение.

Форма проведения: урок  воображаемое путешествие.

Цель: сформулировать представление о геометрической фигуре - прямоугольник;

Задачи.

Обучающая: 

  • показать отличие  прямоугольника от других четырёхугольников, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам; совершенствовать вычислительные навыки; прививать умение работать в группе.

Развивающая:

  • развивать внимание и наблюдательность, познавательную активность, речь, память,  творческое способности  и логическое мышление первоклассников.

Воспитывающая:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность в оформлении письменных работ, усидчивость, внимание, интерес к математике, чувство товарищества.
  • Представление о результатах:

      - личностные результаты:   ценностное отношение к умению ставить цель и достигать её;

      - метапредметные: умение анализировать, делать выводы, сопоставлять, самооценка;

     - предметные: умение отличать прямоугольники от других геометрических фигур.

Оборудование:

  • Раздаточный материал: геометрические фигуры, разрезные числа, карточки для работы в группах, клей, цветные карандаши.
  • Компьютер, компьютерная презентации «Учусь писать цифры», «Франция»
  • Учебник «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких,1-й класс 1-я часть, Москва, издательство «БАЛАСС», 2009 год,
  • «Рабочая тетрадь» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких,1-й класс, Москва, издательство «БАЛАСС», 2009 год,

Ход урока.

  1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

   Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.  
(1 слайд)

Учитель

Ученик

   - Сегодня ребята мы продолжаем с вами путешествие в удивительный мир математики.

    Известный французкий математик Блез Паскаль говорил:

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным и творческим».

2 слайд

- Чем мы занимаемся на уроках математики? 

- Вот и сегодня мы попробуем сделать наш урок интересным и занимательным. А поможет нам в этом героиня одной сказки. А вот как зовут эту сказочную героиню,  и кто написал эту сказку, вы узнаете,  выполнив следующее задание.

 Перед вами числа:  10, 14, 4, 8, 12, 6,  3 слайд

- На какие группы их можно разбить?  - Как можно назвать их,  одни  словом и почему?

- Расположите их в порядке убывания. Переверните карточки и прочитайте, что у вас получилось?

Да, действительно нашу героиню зовут ЗОЛУШКА.

– А кто написал эту сказку?

. Родился он в 17 веке, как и знаменитый математик,  Блез Паскаль.

 – Сегодня мы с вами  говорим о двух знаменитых людях, которые жили во Франции в одну эпоху.  

- Франция замечательная страна, в Париже находится Знаменитая башня мира - Эйфелева башня. Cимвол Франции, названная в честь своего конструктора Густава Эйфеля.

- Во Франции много замков и дворцов, я расскажу вам только об одном из них, о Лувре, в этом дворце на протяжении 4 веков жили  короли, королевы и принцессы Франции.

 - Кем становится  наша Золушка, в конце сказки?

 - Золушка  прислала нам письмо,  в котором обращается к нам с просьбой, построить для неё и принца  дворец, в котором они будут жить.

 - А из чего строятся замки и дворцы?

- А мы из чего сможем построить дворец для золушки?

 - Но, прежде чем приступить к строительству дворца, Золушка хочет  проверить, какие мы сообразительные и творческие  ребята и  предлагает нам выполнить  свои задания

- На наших уроках математики мы  не только решаем задачи и примеры, но и выполняем различные творческие задания.

- На двузначные и однозначные.

Это четные числа, их можно разложить на две одинаковые части и записать двумя одинаковыми числами.

14, 12, 10, 8, 6 , получилось слово - ЗОЛУШКА.

– Эту сказку написал Ш.Перро. Ш.Перро знаменитый французкий сказочник, он написал много интересных сказок: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с -  пальчик» и др.

 - Она выходит замуж за принца и становится принцессой.

- Дворцы строят из кирпича, бетона, дерева и других конструкций.

- Мы построим его из геометрических фигур.

2.Работа над новым материалом. Проблемная ситуация.

Открытие темы. (Работа в группах).

- Задание №1, на партах у вас лежат листочки,  на которых изображены геометрические фигуры. Ваша задача посовещаться,  зачеркнуть лишнюю геометрическую фигуру, а потом вывесить свой лист на доску и обосновать своё мнение. (На доске разные варианты).

   

- Задание было одно? – А мнений у вас сколько?

  – Почему так получилось?

- Какие знания вы применили?

 - Задание выполнено?   – Мы пришли к общему мнению?  

 – Какой возникает вопрос?  

- Какова будет тема урока?

– Сделайте вывод,  какую фигуру можно назвать прямоугольником? Сформулируйте определение.

- А теперь давайте убедимся в правильности нашего суждения.

- Ребята работают в группах, совещаются, обсуждают разные варианты и затем вывешивают на доску свой вариант ответа. На поставленный вопрос. Варианты получились разные. Каждая группа зачеркнула свою фигуру  и обосновала своё  мнение.

1 группа и 3 группа, зачеркнули - треугольник, так как у остальных фигур по 4 угла. 2 и 4 группа зачеркнули – зелёный четырёхугольник, так как он имеет 4 угла, но разных. 5 группа зачеркнула прямоугольник -  у неё 4 одинаковых угла.

 - Результатов выполнения данного задания получилось несколько.

- Потому что каждый  использовал свои знания и предположения для ответа на поставленный вопрос.

- Мы, сравнили геометрические фигуры,  друг от друга, чем они похожи и чем отличаются и выбрали фигуру, которая по нашему мнению является лишней, по тем или иным признакам.

- Нет,  задание мы не выполнили, так как у нас получились разные варианты ответов, мы не смогли прийти к общему мнению.

- Какую же фигуру выбрать. При обсуждении выяснили, что у четырехугольника и треугольника есть углы, но они у них не прямые, а красной фигуры все углы прямые, значит,  она в данном случае и будет лишней.

- Прямоугольник.

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольник.

Чтение определения в учебнике, стр. 56

3. Закрепление и повторение.

 Задание №2  (слайд 13). Перед вами на экране геометрические фигуры, по каким признакам их можно разбить и какие выражения можно составить к рисункам?

по размеру:  по цвету:     по форме:

 3 + 2 = 5      1 + 4 = 5    1 + 4 = 5                                                    

     2 + 3 = 5        4 + 1 = 5   4 + 1 = 5

    5 – 2 = 3       5 – 1 = 4     5 – 1 = 4                          

    5 – 3 = 2      5 – 4 = 1     5 – 4 = 1

- Данные фигуры можно разбить по трём признакам: по размеру, по форме, по цвету и составить к ним по 4 выражения на нахождение целого и части.

Каждая группа составляет выражения по определённому признаку и вывешивает свои результаты для проверки на доску. Идёт фронтальная проверка задания выполненого группами.

Физминутка.

Проводится на внимание. Показываю геометрические фигуры: круг, прямоугольник и треугольник и ребята выполняют определённые движения.

 Круг – ходьба на месте, треугольник – прыжки на месте и хлопки, прямоугольник  - приседания.

 Задание №3. Сосчитай геометрические фигуры, впиши нужные числа и сравни их.

Ребята выполнят задания в группах.

- На рисунке Коли, мы вписываем числа 3 и 4, а при сравнении меняем их местами, чтобы неравенство было верным.

- На рисунке Пети, мы вписываем числа 2 и 3, не меняя их местами.

- На рисунке Вовы, мы вписываем числа 4 и 1, при сравнении меняем их местами.

Учитель: Задание № 4.

- Мы с вами прошли все испытания и теперь должны приступить к строительству дворца для Золушки.

- Перед вами рисунок,  у каждой группы  своё задание. Достаём детали и начинаем строить.

Итог урока.

- Что понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Для каждой группы раздаётся свой набор геометрических фигур, из которых они должны построить свою часть замка.

- Затем ребята вывешивает свою часть замка на доску и соединяют их друг с другом и получается дворец для Золушки.

- Понравились разнообразные задания. Путешествие по Франции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...