Технологическая карта и сценарий урока математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Татьяна Рудольфовна Дудырева

Технологическая карта и сценарий урока математики в 3 классе по теме "Квадратный сантиметр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Дудырева Татьяна Рудольфовна, МБОУ СОШ №34, г. Ижевск, первая категория

Предмет: математика  Класс: 3 Учебник (УМК): М.И.Моро, М.А.Бантова, Математика 3 класс, 1 часть (УМК «Школа России»)

Тема урока: Квадратный сантиметр.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, карточки для коллективной работы и работы в группах.

Характеристика классного коллектива 3е класса:

        В третьем Е классе обучается 26 человек. Среди них 12 девочек и 14 мальчиков. Возраст учащихся 9-10 лет.

       Учащиеся данного класса достаточно активны и подвижны. На уроках усидчивы, внимательны.  Знают правила поведения на переменах, во время уроков и общественных местах, всегда их соблюдают.

       Учащиеся достаточно ответственны, исполнительны, отзывчивы, легко идут на контакт. Большинство детей адекватно относятся к ошибкам одноклассников, прислушиваются к замечаниям в свой адрес.

       Учащиеся любят рассуждать, высказывать свою точку зрения, искать ответ на поставленный вопрос. На уроках  достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют

  • регулятивными УУД:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- применять установленные правила в планировании способа поиска ответа на проблемный вопрос;

- осуществлять пошаговый контроль.

  • познавательными УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-строить логическое рассуждение;

  • коммуникативными УУД:

- высказывать свою точку зрения;

- умение слушать и слышать ответы одноклассников.

  • личностными УУД:

- осознание алгоритма своего действия.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый результат достижений результатов обучения

Предметные УУД

-познакомить с единицей измерения площади – квадратным сантиметром

-закреплять умение решать задачи изученных видов

-развивать умение работать самостоятельно и в группах

-научиться измерять площадь фигур в квадратных сантиметрах

-решать задачи изученных видов

-пользоваться таблицей умножения и деления

-понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению

-высказывать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные

Познавательные УУД

- ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию

- найти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры

-узнать новую единицу измерения площади – квадратный сантиметр

-научиться измерять площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах

-научиться выстраивать цепочку логических рассуждений

Регулятивные УУД

- осознавать, принимать, решать учебную задачу через ответы на проблемные вопросы.

- работать по предложенному учителем плану

- уметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор

-осознают, принимают, решают учебную задачу через ответы на  проблемные вопросы – необходимый уровень

- работают по предложенному учителем плану – необходимый уровень

-осуществляют самооценку – необходимый уровень

Коммуникативные УУД

- высказывать свою точку зрения;

- уметь слушать и проверять ответы партнера при работе в группе;

- высказывают свою точку зрения по инициативе учителя – необходимый уровень

- большинство учащихся умеют сотрудничать при работе в группах – необходимый уровень

Личностные УУД

- осознание алгоритма своего действия

- большинство учащихся осознают алгоритм своего действия – необходимый уровень

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы

и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Организационно-мотивационный этап

(1 мин.)

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Позитивно настроить на работу на уроке

Вызвать познавательный интерес у учащихся.

Беседа

Фронталь

ная

Предлагает учащимся  настроиться на работу, сосредоточиться.

Слушают и самоорганизуются, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД:
-формирование волевой саморегуляции

Личностные УУД:

- проявлять интерес к содержанию урока.

Актуализация знаний учащихся (5 мин.)

Цели:

- организовать работу по  систематизации имеющихся знаний у учащихся;

- закрепить знание таблицы умножения и деления

Организовать работу на данном этапе таким образом, чтобы поддержать интерес учащихся.

Обеспечить возможность для применения полученных знаний на уроке при выполнении различных заданий.

Беседа

Фронталь

ная

Предлагает учащимся выполнить задания устного счета.

Организует выполнение предложенного задания.

Решить устно примеры

Решают примеры.

Предметные УУД:

- знать таблицу умножения и деления

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение и слушать одноклассников

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к содержанию урока.

Групповая  

Предлагает учащимся сопоставить число ответа с буквами алфавита, чтобы определить тему урока.

Выбрать из алфавита букву, расположив все буквы в порядке полученных ответов.

Выбирают буквы, располагают в нужном порядке.

Предлагает самооценку учащихся на данном этапе урока.

Самооценка.

Постановка проблемы урока и фиксирование темы урока (15 мин.)

Цели:

- организовать постановку проблемы урока и формулирование темы;

-организовать составление совместного плана действий;

Физкультминутка

(3 мин.)

Обеспечить возможность средствами подводящего диалога формулирования проблемы и темы урока, а также составления плана решения поставленной проблемы.

 Подводя

щий диалог

Работа с учебником

Фронталь

ная

Групповая

Подводит учащихся к формулированию проблемного вопроса.

Какую информацию несут эти два слова?

Отвечают на вопросы подводящего диалога.

Определяют тему урока.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- формулирование проблемы урока

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, схем.

Регулятивные УУД:

-умение определять и формулировать проблему урока;

-уметь работать по коллективно составленному плану

Предлагает работу с геометрическим материалом.

-Какая проблема возникла перед нами?

Опираясь на полученные ранее знания, формулируют проблему урока.

Организует работу в группах для поиска ответа на проблему урока.

Где можно найти ответ на интересующий вопрос?

Обсуждают в группах.

Предлагают поиск ответов  на вопросы в учебнике.

Находят нужную информацию в учебнике.

Организует выступление групп по вопросам, предложенным для обсуждения и проверку предположений по материалу учебника.

Что такое квадратный сантиметр?

Как обозначают квадратный сантиметр?

Для чего нужна такая единица?

Что значит измерить площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах?

Выступают с информацией по проблеме обсуждения.

Делают промежуточные выводы с использованием материала учебника.

Организует формулировку вывода по проблеме урока.

Предлагает самооценку учащихся на данном этапе урока.

Делают выводы по теме урока.

Самооценка.

Первичное закрепление новых знаний (13 мин.)

Цели:

- организовать работу над закреплением знаний по изученной теме урока

- формировать умение высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

Обеспечить возможность для применения полученных знаний на уроке при решении различных задач

Беседа

Фронталь

ная

Организует работу по учебнику.

Предлагает выполнить задание, используя полученные знания.

Предлагает решить задачу №4 на с.58

Сделайте вывод, выполнив №1 на с.58

Начертите прямоугольник, со сторонами 5см и 2см. разбейте его на квадратные сантиметры и сосчитайте, сколько квадратных сантиметров поместится в этом прямоугольнике.

Решите задачу, составив к ней пропорцию.

Устное задание на странице учебника дети выполняют самостоятельно. Делают вывод. Высказывают свое мнение.

Чертят в тетради прямоугольник, разбивают его на квадраты.

Делают вывод.

Решают задачу в тетради. Один ученик решает у доски.

Предметные УУД:

- уметь на основе имеющейся системы знаний делать выводы и умозаключения.

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД:

-проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников

-умение соотносить поступки и события с принятыми принципами

Регулятивные УУД:

-определять цель учебной деятельности

Итог урока (5 мин.)

Цели:

- организовать и провести беседу по подведению итогов урока;

- формировать умение высказывать свою точку зрения.

Обеспечить возможность для формулирования итога урока.

Беседа

Фронталь

ная

Задает учащимся вопросы, подводящие к итогу урока.

Над какой темой работали на уроке?

Как звучала проблема урока?

Нашли ли мы ответ на проблему урока?

Участвуют в беседе.

Рассказывают стихотворение.

Регулятивные УУД:

уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Рефлексивно-оценочный этап

(3 мин.)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Создать условия для организации рефлексии и самооценки учащимися.

Беседа

Фронталь

ная

Предлагает подвести итог урока и спрашивает о том, достигли ли поставленной цели. Что интересного запомнилось? Что было легко? Что было трудно?

Предлагает учащимся оценить свою деятельность, используя геометрические фигуры нужной площади.

- Что было интересно выполнять?

- Где были затруднения?

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою деятельность.

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Сценарий урока математики в 3 классе.

Тема урока: Квадратный сантиметр.

Цель: познакомить с единицей измерения площади – квадратным сантиметром

Задачи: 1. Научить новому способу сравнения и измерения площадей фигур.

               2. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе выполнения заданий.

               3. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, карточки для коллективной работы и работы в группах.

Ход урока.

1. Организационно – мотивационный этап.

           Сегодня у нас много гостей, посмотрите на них, подарите свои искренние, добрые улыбки, пожелайте друг другу удачи!

           Серьезные проблемы мы будем сегодня решать,

           Наблюдать, сравнивать и рассуждать…

2. Актуализация знаний учащихся.

Устный счет:

  1. Найти произведение 3 и 4(12)
  2. Во сколько раз 24 больше 8?(3)
  3. Частное 17 и 17?(1)
  4. Какое число меньше 30 в 6 раз?(5)
  5. 6 увеличить в 3 раза.(18)
  6. На сколько самое маленькое трёхзначное число больше самого большого двузначного?(1)
  7. 4 умножить на 5.(20)
  8. Сколько получится, если 25 уменьшить на 10?(15)
  9. 90 уменьшить на 61.(29)
  10. Самое маленькое двузначное число, в котором количество десятков и единиц равны.(11)
  11. К произведению 8 и 2 прибавить 3.(19)
  12. Из частного 28 и 4 вычесть 6.(1)
  13. Найти сумму 10 и 5.(15)
  14. 10 увеличить в 2 раза.(20)
  15. Сколько раз по 7 укладывается в 70?(10)
  16. По 2 взять 7 раз.(14)
  17. По сколько раз надо взять число 6, чтобы получилось 36?(6)
  18. 10 увеличить на столько же.(20)
  19. По 9 взять 2 раза.(18)

Ответы дети записывают на доске в строку через запятую.

На доске появляется запись: 12, 3, 1, 5, 18, 1, 20, 15, 29, 11, 19, 1, 15, 20, 10, 14, 6, 20, 18

- Эта запись поможет вам определить тему нашего урока. Только надо эти числа связать с русским языком. Каким образом это можно сделать?(дети предлагают варианты, учитель наталкивает на правильный ответ, если они затрудняются)

- Тема нашего урока «Квадратный сантиметр».

3. Постановка проблемы урока.

На столах у детей лежат прямоугольники. Одинаковые у всех.  

- На предыдущем уроке мы научились определять площади фигур, разбивая их на квадраты. Задание каждой группе разбить прямоугольник на квадраты и посчитать, какова площадь нашего прямоугольника.  (Ответы детей. Дети говорят, что площади прямоугольников разные. А прямоугольники все одинаковые. Как такое возможно? Все ли согласны? Почему не согласны? Как доказать, что площади фигур равны? (наложить)  Вывод: сравнивать площадь фигур можно только одинаковой меркой.)

 - Попробуйте связать это с темой урока. ( Предположения детей, возникающие вопросы, помощь учителя, наводящие вопросы)

- Что такое квадратный сантиметр? Как обозначается квадратный сантиметр? Для чего нужна такая единица? Что значит измерить площадь фигуры в квадратных сантиметрах?

-Откуда можно взять эти знания?(Предположения детей, вывод – в учебнике)

Работа с учебником по плану.

На столах вопросы, на которые надо дать ответы. Затем дети каждой группы дают ответы. Делают вывод, самооценку.

Физкультминутка.

4.  Первичное закрепление новых знаний.

Что такое  квадратный сантиметр? (это квадрат со стороной 1см)

Можем ли мы его увидеть? Начертить? Использовать в работе?

Начертите в тетради квадратный сантиметр. Рядом напишите его обозначение.

Как мы можем использовать квадратный сантиметр в нашей работе? Можем ли мы теперь сравнивать площади фигур, разбивая их на квадратные сантиметры? Попробуем сравнить фигуры в учебнике на с.58, №1. (дети сравнивают, считают кв.см., делают вывод, что площадь голубой фигуры больше площади розовой)

А можем ли мы сами, используя данное умение, посчитать, сколько квадратных сантиметров в прямоугольнике длиной 5см и шириной 2см?

Как это сделать? (начертить прямоугольник, разбить его на квадратные сантиметры и посчитать их)

Повторите алгоритм задания: начертить прямоугольник, разбить его на квадратные сантиметры и посчитать их.

Почему у всех получилось одинаковое количество квадратов?

Физкультминутка

А теперь давайте решим задачу на с. 58, № 4.(у доски один человек решает задачу) Кто решает быстро, может самостоятельно решить задачу №5.

5. Итог урока.

Над какой темой мы работали на протяжении урока?

Как звучала проблема урока?

Нашли ли мы ответ на проблему урока?

6. Рефлексивно-оценочный этап

Какую работу мы сегодня выполняли? Кто доволен своей работой?

Что было трудно?

Что было легко выполнять на уроке?

Возьмите квадратик соответствующего цвета и прикрепите на доску.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на время

Слайд 2

Кот Леопольд терпел обидные насмешки мышей 1 месяц (сентябрь), 2 недели и три дня. Сколько суток Леопольд проявлял толерантность к мышам?

Слайд 3

Свинка Пеппа каталась на велосипеде 1час и 45 минут, потом ходила в гости к друзьям и просидела там 40 минут. А потом качалась на качелях 15 минут. Во сколько Пеппа вернулась домой, если вышла из дома в 10 часов утра?

Слайд 4

Винни-Пух был приглашён в гости к Ослику на 4 часа дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек мёда. До дома Пятачка он шёл 15 минут, 1/6 часть часа надувал три воздушных шарика, 10 минут рассматривал пустой горшочек из-под мёда, 10 минут беседовал с Мудрой Совой и 10 минут вместе с друзьями брёл к Ослику. Не опоздали ли гости к Ослику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты".

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" по учебнику "Музыка. 1 класс" авторов Е. Д. Критской, Г. С. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. ...

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики "Задачи на движение" 4 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта и презентация урока математики 4 класс " Задачи на движение"

Технологическая карта урока математики на тему "Задачи на движение" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и технологии в 4 классе

Учебный предмет: математика + технологияТема: Математика: Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.           Технология: Технологическая карта для ...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В бассейне.

Цель:систематизация знаний обучающихся о связи математики с окружающими нас объектами.Задачи:Дидактические:1. Закрепить и систематизировать  знания учащихся о преминении математики в жизни;2....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Начальная школа  XXI века» 3 класс Тема урока Математика вокруг нас. В универсаме.

Цель:повторение, закрепление и обобщение знаний обучающихся о связи между величинами «цена», «количество», «стоимость».Задачи:Дидактические:1. Закрепить знания учащ...

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....