Рабочая программа. 4 класс. математика Начальная школа 21 века
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса. Математика. Начальная школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ№1»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по НМР Директор МАОУ«ПСОШ№1»
В.Ц.Чойбсонова _______
Б.А. Ринчино__________
«___» ______________ 2018 года «___» ______________ 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общееобразование, 4 «А»
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов :136 Уровень:базовый
(базовый, профильный)
Учитель:
Банзаракцаева Роза Сынгеевна
Программа разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой «Математика», курса УМК «Начальная школа XXI века.- 2-е изд., дораб.и доп. - М.: Вентана-Граф.- 2013
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
РАССМОТРЕНО на МО
Протокол №_____от
«____»__________2018г.
Руководитель МО
Х.Б.Цынгунова _______
с.Петропавловка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики и на основе авторской программы В.Н.Рудницкой.
Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальной школы основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоения общего приема решения математических задач как универсального действия, умение выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает также четыре понятия, вводимых без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура. В соответствии с требованиями стандарта начального образования предусмотрена работа с информацией (представление, анализ, интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.) В четвертом классе продолжается формирование у учащихся важнейших математических понятий, связанных с числами, величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии. Четвероклассники работают с использованием соответствующих определений, правил и терминов.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2017--2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1, 2 / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 4 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Математика: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Математика: 4 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.:Вентана-Граф, 2017г.
Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. 4 кл. Пособие. Изд.1 (Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.) – 2016. - (Начальная школа XXI века).
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов |
Десятичная система счисления | 3 |
Чтение и запись многозначных чисел | 3 |
Сравнение многозначных чисел | 3 |
Сложение многозначных чисел | 3 |
Вычитание многозначных чисел | 3 |
Построение многоугольников | 2 |
Скорость | 3 |
Задачи на движение | 4 |
Координатный угол | 3 |
Графики. Диаграммы | 2 |
Переместительное свойство сложения и умножения | 2 |
Сочетательные свойства сложения и умножения | 3 |
Многогранник | 2 |
Распределительные свойства умножения | 2 |
Умножение на 1000, 10000… | 2 |
Прямоугольный параллелепипед. Куб | 2 |
Тонна. Центнер. | 2 |
Задачи на движение в противоположных направлениях | 3 |
Пирамида | 2 |
Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение) | 3 |
Умножение многозначного числа на однозначное | 4 |
Умножение многозначного числа на двузначное | 5 |
Умножение многозначного числа на трехзначное | 6 |
Конус | 2 |
Задачи на движение в одном направлении | 4 |
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «Неверно, что…» | 3 |
Составные высказывания | 5 |
Задачи на перебор вариантов | 3 |
Деление суммы на число | 2 |
Деление на 1000, 10000… | 5 |
Цилиндр | 2 |
Деление на однозначное число | 2 |
Деление на двузначное число | 4 |
Деление на трехзначное число | 6 |
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки | 2 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х+5=7, х·5=5, х-5=7, х:5=15 | 4 |
Угол и его обозначение | 2 |
Виды углов | 2 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8+х=16, 8·х=16, 8-х=2, 8:х=2 | 4 |
Виды треугольников | 2 |
Точное и приближенное значение величины | 3 |
Построение отрезка, равного данному | 2 |
Резервные уроки | 10 |
Итого | 136 |
Содержание программы (136 часов)
Число и счет
Целые неотрицательные числа
Счет сотнями
Многозначное число
Классы и разряды многозначного числа
Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов
Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, C, D, M.
Римская система записи чисел.
Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.
Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения.
Характеристика деятельности учащихся
Выделять и называть в записях многозначных чисел классы и разряды.
Называть следующее (предыдущее) при счете многозначное число, а также любой отрезок натурального ряда чисел в пределах класса тысяч, в прямом и обратном порядке.
Использовать принцип записи чисел в десятичной системе счисления для представления многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Читать числа, записанные римскими цифрами.
Различать римские цифры.
Конструировать из римских цифр записи данных чисел.
Сравнивать многозначные числа способом поразрядного сравнения.
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства
Сложение и вычитание
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора).
Характеристика деятельности учащихся
Воспроизводить устные приемы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
Умножение и деление
Несложные устные вычисления с многозначными числами. Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное, на трехзначное число. Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора).
Характеристика деятельности учащихся
Воспроизводить устные приемы умножения и деления многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное, на трехзначное число. .
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами.
Свойства арифметических действий
Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв).
Характеристика деятельности учащихся
Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях.
Числовые выражения
Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них). Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями.
Характеристика деятельности учащихся
Анализировать составное выражение, выделять в нем структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий.
Конструировать числовое выражение по заданным условиям.
Равенства с буквой
Равенство, содержащее букву.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х+5=7, х·5=5, х-5=7, х:5=15, 8+х=16, 8·х=16, 8-х=2, 8:х=2.
Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.
Составление буквенных равенств.
Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.
Характеристика деятельности учащихся
Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.
Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.
Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.
Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи.
Величины
Масса. Скорость.
Единицы массы: тонна, центнер. Обозначения: т, ц. соотношения: 1т = 10ц,1т = 1000кг,
1ц = 100 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. обозначения: км/ч, м/мин, м/с. Вычисление скорости, пути, времени по формулам:v = S : t, S = v · t, t = S : v.
Характеристика деятельности учащихся
Называть единицы массы.
Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.
Вычислять массу предметов при решении учебных задач.
Называть единицы скорости.
Вычислять скорость, путь, время по формулам.
Измерения с указанной точностью
Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Запись приближенных значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3мин, v ≈ 200 км/ч). Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью.
Характеристика деятельности учащихся
Различать понятия «точное» и «приближенное» значение величины. Читать записи, содержащие знак «≈». Оценивать точность измерений. Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения.
Масштаб
Масштабы географических карт. Решение задач.
Характеристика деятельности учащихся
Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе. Выполнять расчеты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты.
Работа с текстовыми задачами
Арифметические текстовые задачи
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов, в одном направлении (из одного или из двух пунктов) – и их решение. Понятие о скорости сближения (удаления).
Задачи на совместную работу и их решение.
Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на …», «больше в …», «меньше на …», «меньше в …», с нахождением доли числа и числа по его доле.
Задачи на зависимостью между стоимостью, ценой и количеством товара.
Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения.
Характеристика деятельности учащихся
Выбирать формулу для решения задачи на движение.
Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.
Моделировать каждый вид движения с помощью фишек.
Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.
Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.
Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.
Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).
Искать и находить несколько вариантов решения задачи.
Геометрические понятия
Геометрические фигуры
Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольный, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные). Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки.
Характеристика деятельности учащихся
Различать и называть виды углов и виды треугольников.
Сравнивать углы способом наложения.
Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.
Выполнять классификацию треугольников.
Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.
Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения.
Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.
Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки.
Пространственные фигуры
Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, ребра, грани. Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Число вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда. Пирамида, цилиндр, конус. Разные виды пирамид (треугольная, четырехугольная, пятиугольная и др.). Основание, вершина, ребра и грани пирамиды. Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса. Примеры разверток пространственных геометрических фигур. Изображение пространственных фигур на чертежах.
Характеристика деятельности учащихся
Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях.
Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, ребер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название, основания, боковая поверхность).
Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.
Соотносить развертку пространственной фигуры с ее моделью и изображением.
Называть пространственную фигуру, изображенную на чертеже.
Логико-математическая подготовка
Логические понятия
Высказывание и его значения (истина, ложь).
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…» и их истинность. Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Характеристика деятельности учащихся
Приводить примеры истинных и ложных высказываний.
Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нем простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.
Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.
Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи.
Работа с информацией
Представление и сбор информации
Координатный угол: оси координат, координатные точки. Обозначения вида А (2, 3).
Простейшие графики.
Таблицы с двумя входами.
Столбчатые диаграммы.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определенным правилам.
Характеристика деятельности учащихся
Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.
Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм.
Заполнять данной информацией несложные таблицы.
Строить простейшие графики и диаграммы.
Сравнивать данные, представленные на диаграмме или на графике.
Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.
Конструировать последовательность по указанным правилам.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обязательный уровень
Ученик должен:
- уметь читать, записывать цифрами и сравнивать многозначные числа в пределах миллиона;
- выполнять устные вычисления, используя изученные приемы;
- выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное и двузначное число), используя письменные приемы вычислений;
- различать отношения «меньше на …», «меньше в …», «больше на …», «больше в …»; решать задачи, содержащие эти отношения;
- различать периметр и площадь прямоугольника; вычислять периметр и площадь прямоугольника и записывать результаты вычислений;
- знать соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм,
1 дм = 10 см, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг; времени: 1 мин = 60 с, 1 ч = 60 мин, 1 сут = 24 ч, 1 год = 12 мес.;
- решать арифметические задачи разных видов (в том числе задачи, содержащие зависимость: между ценой, количеством и стоимостью товара; между скоростью, временем и путем при прямолинейном равномерном движении);
- различать геометрические фигуры (отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники).
Повышенный уровень
Ученик может:
- называть классы и разряды многозначного числа, а также читать и записывать многозначные числа в пределах миллиарда;
- выполнять умножение и деление многозначного числа на трехзначное число, используя письменные приемы вычислений;
- формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях, приводить примеры арифметических действий, обладающих общими свойствами;
- вычислять значения выражений с буквой со скобками и без них при заданном наборе значений этой буквы;
- иметь представление о точности измерений;
- различать виды углов и виды треугольников;
- строить прямоугольник (квадрат) с помощью линейки и угольника;
- отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки;
- понимать различие между многоугольником и многогранником, различать элементы многогранника: вершина, ребро, грань; показывать их на моделях многогранников;
- выполнять построения с помощью циркуля и линейки: делить отрезок пополам; откладывать отрезок на луче.
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке;
- классы и разряды многозначного числа;
- единицы величин: массы, времени, длины, скорости;
- пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
- многозначные числа;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
- прямоугольный параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр
читать:
- любое многозначное число;
- значения величин;
- информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
- устные приемы сложения, вычитания, умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
- письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
- способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
- способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
- разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
- многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
- значения величин, выраженных в одинаковых и разных единицах;
анализировать:
- структуру составного числового выражения;
- характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
- составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
- свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллиона;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих не более 6 арифметических действия;
- решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
- формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
- вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
- координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
- величины, выраженные в разных единицах;
различать:
- числовое и буквенное равенства;
- виды углов и виды треугольников;
- понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
- способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
- истинных и ложных высказываний;
оценивать:
- точность измерений;
исследовать:
- задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
- информацию, представленную в графике;
решать учебные и практические задачи:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
- исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
- прогнозировать результаты вычислений;
- читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиарда;
- измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
- сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Планируемые результаты освоения предмета
Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной школы трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы по математике:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты освоения программы по математике:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты освоения программы по математике:
- владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- владение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Национально – региональный компонент на уроках математики в 4 классе:
1.Тема: Чтение и запись многозначных чисел (урок 6 стр. 130). Раздел «Элементы арифметики».
2. Тема: Сравнение многозначных чисел (урок 10 стр.24 - 25). ). Раздел «Элементы арифметики».
3. Тема Сложение многозначных чисел (урок 13 стр. 31). Раздел «Элементы арифметики».
4.Тема: Вычитание многозначных чисел (урок 16 стр.39). Раздел «Элементы арифметики».
5. Тема: Задачи на движение (урок 27 стр.63). Раздел «Величины и их измерения».
6. Тема: Задачи на движение в одном направлении (урок 80 стр.27). Раздел «Величины и их измерения».
7. Тема: Составные высказывания (урок 88 стр. 36). Раздел «Логические понятия».
8. Тема: Задачи на перебор вариантов (урок 92 стр.52 №16, остров Ольхон, озеро Байкал). Раздел «Логические понятия».
9. Тема: Свойство деления. Деление на 1000, 10000 (урок 97 стр. 64, карта нашей республики). Раздел «Элементы арифметики».
Список литературы
Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1, 2 / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 4 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Математика: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Математика: 4 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.:Вентана-Граф, 2017г.
Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. 4 кл. Пособие. Изд.1 (Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.) – 2016. - (Начальная школа XXI века).
Календарно-тематическое планирование по математике в 4 классе
№ п.п | Тема раздела, урока | Дата проведения | Содержание урока | Виды и формы контроля | Домашнее задание |
I четверть (36 ч) | |||||
Десятичная система счисления (3ч) | |||||
1 | Счёт сотнями. Многозначное число. Классы и разряды многозначного числа. | 03.09 | Понятие , что такое десятичная система. Чтение, запись цифр и сравнение многозначные числа в пределах миллиона. | текущий | Повторить таблицу умножения |
2 | Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов. Десятичная система записи чисел. | 04.09 | Чтение, запись, сравнение, упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Называть разрядный и десятичный состав числа. | текущий | Уч.с.8,№21,22 |
3 | Римская система записи чисел. Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами. | 05.09 | Соблюдение алгоритмов письменного сложения и вычитания. Правильная запись числа в римской системе. | текущий | Р.т. с.3,№3, 4 |
Чтение и запись многозначных чисел (5ч) | |||||
4 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. | 06.09 | Называние классов и разрядов многозначного числа, а также чтение и запись многозначные числа в пределах миллиарда. | текущий | Уч.с.20, №21,24 |
5 | Стартовая диагностическая работа № 1 | 10.09 | Выполнение задания в соответствии с инструкцией учителя. | Повторить таблицу умножения | |
6 | Способ чтения многозначного числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 11.09 | Чтение любого многозначного числа. Название любого следующего (предыдущее) при счете многозначное число, любого отрезка натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке | текущий | Р.т.с.6,№12, 13 |
7 | Запись многозначных чисел цифрами. | 12.09 | Запись под диктовку многозначных чисел на основе их разрядного состава. Название классов и разрядов многозначного числа.. | Текущий | Р.т.с.6, №15,16 |
8 | Контрольная работа № 1. | 13.09 | Тематический Контрольная работа № 1 | Р.т.с.7, №20,21 | |
Сравнение многозначных чисел (3ч) | |||||
9 | Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения. | 17.09 | Чтение, запись и сравнение многозначных чисел в пределах миллиона. Поразрядно сравнивать многозначные числа. Запись результатов сравнения. | Текущий | Р.т. с.11, №35,39 |
10 | Сравнение многозначных чисел. Решение примеров. | 18.09 | Название любого следующее (предыдущее) при счете многозначное числа, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке. | Текущий | Уч. с.24, № 2,3 |
11 | Текущая проверочная работа по теме «Нумерация многозначных чисел». Сравнение многозначных чисел. Решение задач. | 19.09 | Владение нумерацией многозначных чисел. Соблюдение алгоритмов письменного сложения и вычитания. | Текущая проверочная работа | Р.т. с.12, №40,42 |
Сложение многозначных чисел (3ч) | |||||
12 | Сложение многозначных чисел. Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел. Устные алгоритмы сложения. | 20.09 | Поразрядное сложение многозначных чисел. Выполнение действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий. | Текущий | Уч. с.32, № 8,9 |
13 | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы сложения. | 24.09 | Применение письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел. Решение задач. Совершенствование вычислительных навыков. | Текущий | Р.т. с.13, №45, с.15, №51 |
14 | Проверка правильности выполнения сложения. Проверка сложения перестановкой слагаемых. | 25.09 | Воспроизведение устных приемы сложения в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни и письменных алгоритмов выполнения арифметических действий с многозначными числами | Текущий | Уч. с.35, № 23,24 |
Вычитание многозначных чисел (4ч) | |||||
15 | Вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел. Устные алгоритмы вычитания. | 26.09 | Воспроизведение устных приемов вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни ,проверка правильности вычислений с многозначными числами, | Текущий | Уч..с.40, № 5,6 |
16 | Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы вычитания. | 27.09 | Воспроизведение письменных алгоритмов выполнения арифметических действий с многозначными числами. Анализ структуры составного числового выражения. | Текущий | Уч. с.41, № 9,12 |
17 | Проверка правильности выполнения вычитания. Закрепление изученного материала. | 01.10 | Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Текущий | Р.т. с.18, №60,61 |
18 | Текущая контрольная работа №2 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел». | 02.10 | Выполнение письменных вычислений (вычислительные приемы сложения и вычитания многозначных чисел). Решение задачи. Вычисление значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий. | Тематический Контрольная работа №2 | Р.т. с.19, №63,64 |
Построение многоугольников (2ч) | |||||
19 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Построение многоугольников. | 03.10 | Построение прямоугольника с данными длинами сторон с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге. Вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата. | Текущий | Р.т. с.20, №67,68 |
20 | Построение прямоугольника. Практическая работа. Контрольный устный счет (математический диктант). | 04.10 | Выполнение построения геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Воспроизведение способов построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки. | Тематический Практическая работа. | Р.т. с.22, №75,76 |
Скорость (3ч) | |||||
21 | Скорость равномерного прямолинейного движения. | 08.10 | Понимание, что такое скорость равномерного прямолинейного движения. Приводить примеры. Моделирование процесс. Решение практические задачи. | Текущий | Уч. с.57, № 10,13 |
22 | Единицы скорости: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др. Обозначения: км/ч, м/мин, м/с. | 09.10 | Название единиц скорости: километр в час, километр в минуту, километр в секунду, метр в минуту, метр в секунду, читать их обозначения: км/ч, км/мин, км/с, м/мин, м/с. Чтение значения величин | Текущий | Р.т. с.26, №90,91 |
23 | Скорость. Закрепление. | 10.10 | Анализ структуры составного числового выражения. Вычисление скорости по данным пути и времени движения. | Текущий | Р.т. с.27, №92,93 |
Задачи на движение (4ч) | |||||
24 | Задачи на движение. Вычисление скорости по формуле v = S: t | 11.10 | Правила для нахождения пути и времени движения тела. Решение арифметических задач разных видов, связанных с движением. | Текущий | Уч. с.63, № 8,9 |
25 | Задачи на движение. Вычисление расстояния по формуле S = v · t | 15.10 | Оценивание правильности хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.. | Текущий | Уч. с.66, № 22; с.67, № 30 |
26 | Задачи на движение. Вычисление времени по формуле t = S : v | 16.10 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Р.т. с.30, №101 |
27 | Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела. Текущая проверочная работа по теме «Задачи на движение». | 17.10 | Решение арифметических задач разных видов (в том числе задачи, содержащие зависимость: между скоростью, временем и путём при прямолинейном равномерном движении). | Тематический Проверочная работа по теме «Задачи на движение». | Р.т. с.31, №103, 104 |
Координатный угол (4ч) | |||||
28 | Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2,3). | 18.10 | Представление о координатном угле; оси координат Ох и Оу, начале координат, координатах точки. Называть координаты данной точки. построение точки с указанными координатами | Текущий | Р.т. с.34, №111,112 |
29 | Построение точки с указанными координатами. Практическая работа. | 22.10 | Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки. | Текущий Практическая работа | Р.т. с.35, №113,114 |
30 | Текущая проверочная работа по теме «Координатный угол». | 23.10 | Называть координаты точек, отмеченных в координатном углу. Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки | Тематический Проверочная работа | Р.т. с.36, №116,118 |
31 | Итоговая контрольная работа № 2 по темам первой четверти. | 24.10 | Итоговая контрольная работа | Р.т. с.37, №120,121 | |
Графики. Диаграммы (2ч) | |||||
32 | Графики. Диаграммы | 25.10 | Считывание и интерпретирование информации из таблиц, графиков, диаграмм. Строить простейшие графики и диаграммы. | Текущий | Р.т. с.39, №125 |
33 | Построение простейших графиков, столбчатых диаграмм. Практическая работа. | 29.10 | Чтение и заполнение несложных готовых таблиц, чтение информации на графике. Воспроизведение способов построения отрезка с помощью линейки. | Текущий Практическая работа. | Р.т. с.41, №132,133 |
Переместительные свойства сложения и умножения (2ч) | |||||
34 | Переместительное свойство сложения. | 30.10 | Выполнение арифметических действий (сложение, вычитание) с многозначными числами в пределах миллиона, используя письменные приёмы вычислений. | Текущий | Уч. с.82, № 7,8 |
35 | Переместительное свойство умножения. | 31.10 | Формулирование и применение свойств арифметических действий их при вычислениях. | Текущий | Р.т. с.43, №139,140 |
Сочетательные свойства сложения и умножения (3ч) | |||||
36 | Сочетательные свойства сложения. | 01.11 | Формулировка сочетательного свойства умножения. Вычисление значений числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий. | Текущий | Уч. с.89, № 3,5 |
II четверть (28 ч) | |||||
37 | Сочетательные свойства умножения. | 12.11 | Формулировка свойств арифметических действий и применение их при вычислениях. | Текущий | Р.т. с.47, №152,154 |
38 | Сочетательные свойства сложения и умножения. | 13.11 | Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Текущий | Р.т. с.49, №159,160 |
План и масштаб (1ч) | |||||
39 | План и масштаб | 14.11 | Сравнение величин, выраженных в разных единицах. Выполнение деления с объяснением. Решение задач, связанных с масштабом. | Текущий | Уч. с.94, № 2,3,4 |
Многогранник (2ч) | |||||
40 | Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани. | 15.11 | Соотношение развёртки пространственной фигуры с её моделью или изображением. Рассмотреть многогранник как пространственную фигуру. | Текущий | Р.т. с.56, №178-180 |
41 | Изображение многогранников на чертежах, обозначение их буквами. Практическая работа. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, рёбер и граней многогранника. | 19.11 | Название пространственной фигуры, изображённую на чертеже. Нахождение граней, вершин, рёбер многогранника. Показывать на чертеже видимые и невидимые элементы многогранника. | Текущий Практическая работа. | Р.т. с.57, №182,183 |
Распределительные свойства умножения (2ч) | |||||
42 | Распределительные свойства умножения. | 20.11 | Формулировка распределительных свойств умножения относительно сложения и относительно вычитания. | Текущий | Уч. с.107, № 6,7 |
43 | Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. Текущая контрольная работа № 3 по теме «Свойства арифметических действий». | 21.11 | Чтение информации, представленную в таблицах, на диаграммах. Формулировка свойства арифметических действий и применение их при вычислениях. | Тематический Контрольная работа № 3 | Р.т. с.61, №196-198 |
Умножение на 1000, 10 000, …(2ч) | |||||
44 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение на 1000, 10000, … | 22.11 | Выполнение устных вычислений, используя изученные приемы. Вычисление значений числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий. | Текущий | Уч. с.112, № 3; с.113, №11 |
45 | Умножение на 1000, 10000, 100000. Закрепление. | 26.11 | Составление алгоритма письменного умножения. Использование его в процессе выполнения практических упражнений. | Текущий | Р.т. с.64, №206-208 |
Прямоугольный параллелепипед. Куб (3ч) | |||||
46 | Прямоугольный параллелепипед. Куб как прямоугольный параллелепипед. Примеры развёрток пространствен-ных геометрических фигур. Изобра-жение пространственных фигур на чертежах. | 27.11 | Дать представление о прямоугольном параллелепипеде. Нахождение граней, вершин, рёбер прямоугольного параллелепипеда. Воспроизведение способов построения отрезка с помощью линейки. | Текущий | Р.т. с.69, №222-223 |
47 | Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда. Практическая работа. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. | 28.11 | Построение развёртки куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куб) на чертеже. Название пространственной фигуры, изображённой на чертеже. | Практическая работа. | Уч. с.119, № 7-9 |
48 | Контрольная работа № 4 | 29.11 | Тематический Контрольная работа № 4 | Р.т. с.72, №229,230 | |
Тонна. Центнер (2ч) | |||||
49 | Единицы массы: тонна и центнер. Обозначения: т, ц. | 03.12 | Название единиц массы. Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количества и порядка действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Р.т. с.73, №232-234 |
50 | Соотношения между единицами массы: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. | 04.12 | Оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос задачи. Знать соотношения между единицами массы: 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1000 кг. | Текущий | Уч. с.124, № 15,17 |
Задачи на движение в противоположных направлениях (3ч) | |||||
51 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях. Понятие о скорости сближения (удаления). | 05.12 | Название единиц скорости, времени, длины. Моделирование разных видов совместного движения двух тел при решении задач на движение двух тел в противоположных направлениях: 1) из одной точки, 2) из двух точек (в случаях, когда тела удаляются друг от друга). Вычисление расстояний между движущимися телами через данные промежутки времени. | Текущий | Уч. с.131, № 3; с.132, № 6 |
52 | Задачи на движение в противоположных направлениях (из одного или из двух пунктов) и их решение. | 06.12 | Чтение информации, представленной в таблицах, на диаграммах. Моделирование разных видов совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях. | Текущий | Р.т. с.77, №245-247 |
53 | Задачи на движение в противоположных направлениях. Закрепление. | 10.12 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Р.т. с.78, №249-251 |
Пирамида (2ч) | |||||
54 | Пирамида. Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.). | 11.12 | Понимать пирамиду как пространственную фигуру. Находить вершину, основание, грани и ребра пирамиды. Находить изображение пирамиды на чертеже. Изготавливать развёртку пирамиды. | Текущий | Р.т. с.81, №258, 259 |
55 | Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды. Контрольный устный счет (математический диктант) № 2. | 12.12 | Выполнение устных вычислений. Называть пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели | Тематический Математический диктант | Уч. с.140, № 4; с.141, № 7 |
Задачи на движение в противоположных направлениях (встречное движение) (5ч) | |||||
56 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях, встречное движение. | 13.12 | Анализ характера движения, представленного в тексте арифметической задачи. Решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел). | Текущий | Р.т. с.85, №267, 268 |
57 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях и встречное движение, из одного или из двух пунктов – и их решение. | 17.12 | Оценивание правильности хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Анализировать характер движения, представленного в тексте арифметической задачи. | Текущий | Уч. с.146, № 8,9 |
58 | Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях и встречное движение, из одного или из двух пунктов – и их решение. Закрепление. | 18.12 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количества и порядка действий для решения задачи, выбор и объяснение выбора действий. | Текущий | Р.т. с.87, №272-, 274 |
59 | Текущая проверочная работа по теме «Задачи на движение в противоположных направлениях». | 19.12 | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. | Текущая проверочная работа | Р.т. с.88, №276, 277 |
60 | Итоговая контрольная работа № 5 за 2 четверть. | 20.12 | Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Тематический контрольная работа № 5 | Уч. с.147, № 10,11 |
Умножение многозначного числа на однозначное (5ч) | |||||
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение многозначного числа на однозначное. Несложные устные вычисления с многозначными числами. | 24.12 | Выведение и использование письменного алгоритма умножения многозначного числа на однозначное число. Конструирование алгоритма решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т. с.89, №281, 282 |
62 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на однозначное. | 25.12 | Составление алгоритма письменного умножения. Использование его в процессе выполнения практических упражнений. | Текущий | Уч. с.153, № 9,11 |
63 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора). | 26.12 | Выполнение умножение многозначных чисел на однозначное число. Решение задачи, составлять задачи по данной схеме. | Текущий | Р.т. с.90, №283-285 |
64 | Умножение многозначного числа на однозначное. Самостоятельная работа. | 27.12 | Использование алгоритма письменного умножения на однозначное число. Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Самостоятельная работа. | Р.т. с.92, №289-291 |
III четверть ( 40 ч) | |||||
65 | Диагностическая работа № 2 | 14.01 | Р.т. с.93, №295-297 | ||
Умножение многозначного числа на двузначное число (5ч) | |||||
66 | Умножение многозначного числа на двузначное. | 15.01 | Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Текущий | Уч. с.6, № 11,13 |
67 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на двузначное. | 16.01 | Конструирование алгоритма решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т. с.4, № 5,6 |
68 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на двузначное. | 17.01 | Устанавливание зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количества и порядка действий для решения задачи. | Текущий | Р.т. с.5, № 9-11 |
69 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора). | 21.01 | Оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос задачи. Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Текущий | Уч. с.8, № 21,23 |
70 | Умножение многозначного числа на двузначное. Самостоятельная работа. | 22.01 | Конструирование алгоритма решения составной арифметической задачи. Анализ структуры составного числового выражения. | Самостоятельная работа | Уч. с.10, № 28,30 |
Умножение многозначного числа на трехзначное (6ч) | |||||
71 | Умножение многозначного числа на трехзначное. | 23.01 | Выведение письменного алгоритма умножения многозначного числа на трёхзначное число. | Текущий | Уч. с.14, № 8; с.15, № 11 |
72 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. | 24.01 | Формулирование свойств арифметических их действий и применение их при вычислениях. | Текущий | Р.т. с.7, № 16,17 |
73 | Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на трехзначное. | 28.01 | Выполнение умножение и деление многозначного числа на трёхзначное число, используя письменные приёмы вычислений. | Текущий | Уч. с.17, № 21,25 |
74 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора). | 29.01 | Анализ структуры составного числового выражения. Воспроизводить письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами. | Текущий | Р.т. с.8, № 18,19 |
75 | Умножение многозначного числа на трехзначное. Самостоятельная работа. Решение задач. | 30.01 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количества и порядка действий для решения задачи. | Самостоятельная работа | Р.т. с.9, № 21,22 |
76 | Текущая контрольная работа № 6 «Письменные приемы умножения чисел». | 31.01 | Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Текущая контрольная работа № 6 | Р.т. с.10,№24,26 |
Конус (2ч) | |||||
77 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Конус. Вершина, основание и боковая поверхность конуса. | 04.02 | Понимать конус как пространственную фигуру, его отличие от пирамиды. Находить и показывать вершину, основание и боковую поверхность конуса. Находить изображение конуса на чертеже. | Текущий | Р.т. с.13,№ 34-36 |
78 | Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развёртку, проверка правильности выбора. | 05.02 | Название пространственной фигуры, изображенной на чертеже (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр). | Тематический Практическая работа. | Уч. с.23, № 5,7 |
Задачи на движение в одном направлении (4ч) | |||||
79 | Задачи на разные виды движения двух тел в одном направлении. | 06.02 | Моделирование разных видов совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях. | Текущий | Р.т.с.16, №46;с.17, №47 |
80 | Задачи на разные виды движения двух тел в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение. | 07.02 | Моделирование разных видов совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях. | Текущий | Р.т. с.18,№ 48,50 |
81 | Задачи на разные виды движения двух тел. Самостоятельная работа. | 11.02 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количество и порядок действий для решения задачи | Тематический Самостоятельная работа. | Р.т. с.19, № 53,54 |
82 | Задачи на разные виды движения двух тел. Более сложные случаи. | 12.02 | Оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос задачи. Моделирование разных видов совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях. | Текущий | Уч. с.28,№ 12,16 |
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что…» (3ч) | |||||
83 | Истинные и ложные высказывания. | 13.02 | Истинные и ложные высказывания. Значения высказываний: И (истина), Л (ложь). Образование составного высказывания с помощью логической связки «неверно, что...» и определение его истинности. | Текущий | Р.т. с.21,№ 60-62 |
84 | Высказывания со словами «неверно, что…» | 14.02 | Приводить примеры истинных и ложных высказываний. Вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий. | Текущий | Уч. с.31,№ 4,6 |
85 | Истинные и ложные высказывания. Закрепление. | 18.02 | Анализ задачи, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи. | Текущий | Уч. с.33,№ 11,12 |
Составные высказывания (5ч) | |||||
86 | Составные высказывания. | 19.02 | Образовывать составные высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...» и определять их истинность. | Текущий | Р.т. с.24,№ 68-70 |
87 | Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или» и их истинность. | 20.02 | Приводить примеры истинных и ложных высказываний. Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Анализировать структуру составного числового выражения. | Текущий | Р.т. с.25,№ 71-73 |
88 | Составные высказывания, образо-ванные из двух простых высказы-ваний с помощью логических связок «если..., то...» и их истинность. | 21.02 | Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т. с.26,№ 74-76 |
89 | Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «если..., то...» и их истинность. Контрольный устный счет (математический диктант) №3. | 25.02 | Выполнение устных вычислений, используя изученные приемы. Конструировать составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что». Приводить примеры истинных и ложных высказываний. | Тематический Математический диктант№3 | Р.т. с.28,№ 81,82 Уч. с.41,№ 16,17 |
90 | Текущая контрольная работа № 6 по теме «Высказывания». | 26.02 | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания.. | Тематический Контрольная работа № 6 | Р.т. с.30,№ 87,89 |
Задачи на перебор вариантов (3ч) | |||||
91 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Задачи на перебор вариантов. Наблюдение. | 27.02 | Решение комбинаторных задач способом перебора возможных вариантов расстановки или расположения предметов в соответствии с условиями задач. | Текущий | Уч. с.48,№ 3,6 |
92 | Решение логических задач перебором возможных вариантов. | 28.02 | Оценивание правильности хода решения и реальности ответа на вопрос задачи. | Текущий | Р.т. с.33, № 94,96 |
93 | Решение более сложных логических задач перебором возможных вариантов. Самостоятельная работа. | 04.03 | Анализ задачи, установление зависимости между величинами, взаимосвязи между условием и вопросом задачи, определение количества и порядка действий для решения задачи. | Тематический Самостоятельная работа. | Р.т. с.33, № 95; с.34, №97 |
Деление суммы на число (2ч) | |||||
94 | Деление суммы на число. Запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 05.03 | Применение правила деления суммы на число и использование его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. | Текущий | Уч. с.54 № 5;с.55, №9 |
95 | Деление суммы на число. Решение задач. | 06.03 | Оценка правильности хода решения и реальность ответа. Анализировать структуру составного числового выражения. | Текущий | Р.т. с.35,№100,103 |
Деление на 1000, 10000, …(7ч) | |||||
96 | Деление на 1000, 10000,… | 07.03 | Понимать смысл приёмов деления на 1000, 1 0000,..Упрощать вычисления в случаях вида: 6 000 : 1 200 на основе использования приёма деления чисел, запись которых оканчивается нулями. | Текущий | Р.т. с.37,№110,111 |
97 | Деление на 1000, 10000, … Отработка приема вычисления. | 11.03 | Упрощать вычисления в случаях вида: 6 000 : 1 200 на основе использования приёма деления чисел, запись которых оканчивается одним или несколькими нулями. | Текущий | Уч. с.59,№11,13 |
98 | Деление на 1000, 10000, … Решение задач. | 12.03 | Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях. | Текущий | Р.т. с.38,№ 112-114 |
99 | Текущая контрольная работа № 7 по теме «Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10, 100, 1000…» | 13.03 | Выполнять умножение и деление многозначного числа на трёхзначное число, используя письменные приёмы вычислений. Решать арифметические задачи разных видов. | Текущая контрольная работа № 7 | Р.т. с.39,№115,116 |
100 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Масштабы географических карт. Решение задач. | 14.03 | Сравнивать величины, выраженные в разных единицах. Выполнять деление с объяснением. Понимать, что такое масштабы географических карт. Решение задач, связанных с масштабом. | Текущий | Уч. с.62,№21,23 |
101 | Обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 18.03 | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т. с.39,№117,118 |
102 | Итоговая контрольная работа № 8 за 3 четверть. | 19.03 | Решать арифметические задачи, связанные с движением Выполнять четыре арифметических действия с многозначными числами в пределах миллиона, используя письменные приёмы вычислений. | Итоговая контрольная работа № 8 | Повторить таблицу умножения |
Карта (2ч) | |||||
103 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Масштабы географических карт. Решение задач. | 20.03 | Сравнивать величины, выраженные в разных единицах. Выполнять деление с объяснением. Понимать, что такое масштабы географических карт. Решение задач, связанных с масштабом. | Текущий | Р.т.с.40,№119; с.41,№120 |
104 | Обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 21.03 | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т. с.42,№122 |
IV четверть (32 ч) | |||||
Цилиндр(2ч) | |||||
105 | Цилиндр. | 01.04 | Понимать цилиндр как пространственную фигуру. Находить и показывать основания и боковую поверхность цилиндра. Изображать цилиндр на плоскости. | Текущий | Р.т.с.43,№125,126 |
106 | Практическая работа. Сопоставление фигур и развёрток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развёртку, проверка правильности выбора. | 02.04 | Выполнять развёртку цилиндра. Различать цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду. | Практическая работа. | Р.т.с.45, №131,132 |
Деление на однозначное число(2ч) | |||||
107 | Деление на однозначное число. Несложные устные вычисления с многозначными числами. | 03.04 | Воспроизводить письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами: письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число. | Текущий | Уч.с.74,№2; с.75,№8 |
108 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на однозначное число. | 04.04 | Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. Вычислять значения числовых выражений. | Текущий | Р.т.с.48,№137,138 |
Деление на двузначное число (4ч) | |||||
109 | Деление на двузначное число. | 08.04 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов выполнения действия умножен | Текущий | Уч.с.81,№4;с.82,№8 |
110 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на двузначное число. | 09.04 | Воспроизведение письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами.. | Текущий | Р.т.с.51,№145;с.52,№146 |
111 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора). | 10.04 | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Текущий | Уч.с.84,№22,26 |
112 | Текущая проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». | 11.04 | Проверка правильности вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. | Тематический Проверочная работа | Р.т.с.54,№151-153 |
Деление на трехзначное число (6ч) | |||||
113 | Деление на трехзначное число. | 15.04 | Выполнять письменное деление многозначных чисел на трехзначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. | Текущий | Уч.с.89,№6,8 |
114 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число. | 16.04 | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Анализировать структуру составного числового выражения. | Текущий | Р.т.с.55,№157,158 |
115 | Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число. Закрепление приема. | 17.04 | Проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. Анализировать структуру составного числового выражения. | Текущий | Уч.с.90,№11,14 |
116 | Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора). | 18.04 | Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Р.т.с.56,№159-161 |
117 | Текущая проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число». | 22.04 | Воспроизводить способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий | Тематический Проверочная работа | Р.т.с.58,№165-167 |
118 | Контрольная работа №9 | 23.04 | Выполнять четыре арифметических действия ,с многозначными числами в пределах миллиона, используя письменные приёмы вычислений. Решать арифметические задачи разных видов | Тематический контрольная работа №9 | Р.т.с.59,№168,169 |
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (2ч) | |||||
119 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. | 24.04 | Решать практические задачи, связанные с делением отрезка на равные части, с использованием циркуля и линейки. Воспроизводить способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки. Воспроизводить способы построения отрезка с помощью линейки. | Текущий | Р.т.с.60,№170;с.61,№172 |
120 | Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). | 25.04 | Воспроизводить способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки. Воспроизводить способы построения отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки. | Текущий | Р.т.с.62,№177-179 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7, х · 5 = 5, х – 5 = 7, х : 5 = 15 (4ч) | |||||
121 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содержа-щимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. | 29.04 | Вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических .Анализировать структуру составного числового выражения. | Текущий | Уч.с.105,№11,14 |
122 | Текущая проверочная работа «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий». | 30.04 | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. | Текущая проверочная работа | Р.т.с.65,№185,187 |
123 | Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. | 06.05 | Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Уч.с.106,№17;с.107,№20 |
124 | Диагностическая работа № 3 | 07.05 | Р.т.с.66,№192-194 | ||
Угол и его обозначение (2ч) | |||||
125 | Угол и его обозначение. Текущая проверочная работа «Решение задач». | 08.05 | Изображать угол и обозначать его буквами латинского алфавита. Читать обозначения углов. Находить и показывать вершину и стороны угла. Различать виды углов. | Текущая Проверочная работа | Р.т.с.67,№196-198 |
126 | Практическая работа. Сравнение углов наложением. Контрольный устный счет (математический диктант) №4. | 13.05 | Выполнять устные вычисления, используя изученные приемы. Различать виды углов и виды треугольников. Сравнивать величины, выраженные в разных единицах. | Тематический Практическая работа | Р.т.с.68,№199-201 |
Виды углов (2ч) | |||||
127 | Виды углов. | 14.05 | Классифицировать углы: острый, прямой, тупой. Различать виды углов и виды треугольников. Конструировать алгоритм решения составной арифметической задачи. | Текущий | Р.т.с.71,№213;с.72,№216 |
128 | Текущая проверочная работа «Угол и его обозначение». | 15.05 | Различать виды углов и виды треугольников. Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях. Сравнивать углы способом наложения, используя модели. | Тематический Проверочная работа | Р.т.с.74,№218-220 |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 (4ч) | |||||
129 | Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2. Вычисления с многозначными числами, содер-жащимися в аналогичных равенствах. Составление буквенных равенств. | 16.05 | Вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (второго слагаемого, второго множителя, вычитаемого и делителя). | Текущий | Уч.с.127, №9,10 |
130 | Текущая проверочная работа «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий». | 20.05 | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. | Текущий | Р.т.с.76,№ 226,227 |
131 | Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные. | 21.05 | Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. | Текущий | Р.т.с.78, №230,232 |
132 | Итоговая контрольная работа № 10 | 22.05 | Проверка правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы. Вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий. | Итоговый Контрольная работа № 10 | Р.т.с.79, №233,234 |
Виды треугольников (1ч) | |||||
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные), от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние). | 23.05 | Различать виды углов и виды треугольников: 1) по видам углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); 2) по длинам сторон (разносторонний, равносторонний, равнобедренный). | Текущий | Р.т.с.81, №240-242 |
Точное и приближенное значения величины (2ч) | |||||
134 | Точное и приближенное значение величины. Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см, t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч). | 27.05. | Иметь представление о точности измерений. Понятие о точности измерений и её оценке. Источники ошибок при измерении величин. Понятие о приближённых значениях величины (с недостатком, с избыт-ком). Запись результатов измерения с использованием знака (пример: АВ ~ 4 см). Оценивать точность измерений. | Текущий | Р.т.с.86, №257-259 |
135 | Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. | 28.05. | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Иметь представление о точности измерений. Читать значения величин. Сравнивать значения величин, выраженных в одинаковых единицах. Оценивать точность измерений. | Текущий | Р.т.с.87, №261,262 |
Построение отрезка, равного данному (1ч) | |||||
136 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины). | 29.05. | Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. Воспроизводить способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки. | Текущий | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-609051-1429549976.jpg)
рабочая программа по математике начальная школа 21 века 1 класс
рабочая программа по математике 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-209658-1483898960.jpg)
Рабочая программа по математике. Начальная школа 21 века-1 класс.
Программа составлена согласно требованиям ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-806512-1471453976.jpg)
Рабочая программа по математике Начальная школа 21 века
Рабочая программа по математике разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам освоения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846010-1478584341.jpg)
Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-42419-1601890023.jpg)
Рабочая программа по математике "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике в соответствии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-518028-1415303272.jpg)
Рабочая программа по математике начальная школа 21 века
Рабочая программа по математике начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1452347-1674537192.jpg)
Рабочая программа по математике "Начальная школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа 3 класс "Математика"...