Урок математики 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Лихоманова Инна Владимировна

Технологическая карта урока

 «Единицы массы. Тонна. Центнер»

(УМК «Школа России»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx64.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 «Единицы массы. Тонна. Центнер»

(УМК «Школа России»)

Учебный предмет

Математика

Класс

4 класс

Тип урока

Урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель урока

Знакомство с новыми единицами измерения массы и соотношениями между ними.

Планируемый результат

Личностный:

Предметный:

Метапредметный:  

-адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

-создать условия для формирования представлений о новых единицах измерения массы – тонне, центнере, установить взаимоотношения между ними

-формировать умение работать над задачей (отработка приема перевода одних единиц измерения массы в другие)

-закреплять умение выполнять арифметические действия в пределах 1000 в выражениях со скобками и без скобок.

познавательные УУД 

- определять этапы решения учебной задачи; различать обоснованные и необоснованные суждения; производить анализ и преобразование информации;

  • коммуникативные УУД

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов; высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями, рассказывать о своих достижениях.

  • регулятивные УУД

- ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

1. «Математика» 4 класс М.И. Моро и др. (учебник для общеобразовательных организаций) – М. «Просвещение» 2014.

2. Презентация.

3. Таблица с равенствами величин: 1 кг = 1000 г,  1 ц  = 100 кг,  1 т = 1000 кг

4. Модель ленты единиц измерения массы.

5. Плакат с деревом успеха, листики для его составления.

Этап урока

УУД,   формируемые

на данном этапе

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Организационный

Цель: включение учащихся в деятельность.

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия  и сотрудничества со сверстниками и учителем.

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Личностные:

формирование положительного отношения к урокам математики

На  доске записаны слова: «С малой удачи начинается большой успех»

- Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Книги дружно открываем

И работать начинаем.

Будем верно отвечать

И пятерки получать.

- Садитесь, пожалуйста.

- Я хочу начать наш урок такими словами, прочитайте их с доски.

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

- Пусть эти мудрые слова будут сегодня девизом нашего урока.

- Каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

- Что мы с вами должны для этого делать?

- Желаю вам успехов  в работе на уроке!

Дети читают слова.

- Пусть на уроках и не все получается, но если стараться, то можно достигнуть многого.

- Интересным, познавательным и т.д.

- Думать, наблюдать, анализировать, стараться.

2 этап.

Мотивационный

(самоопределение к деятельности)

Актуализация и постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение готовности к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать свое мнение и позицию.

Устный счёт (фронтальная работа на слайдах) 

Тема урока: Единицы массы. 

Учитель вывешивает опорную таблицу:  

 

Добавляем карточку со словом центнер и тонна. 

1 т         1 ц         1 кг         1 г

   

       10             100              1000

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет, 100 конфет, 1000 конфет?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину?

Масса Тыквы 12 кг, а масса арбуза – 3 кг. Объясни, что означают выражения, составленные по этому условию:

12 + 3

12 - 3

12 : 3

12 • 2 + 3 • 5

- Найдите в каждом выражении 2-е слагаемое, чтобы в сумме получился 1 кг.

670 г + … = 1 кг

300 г + … = 1 кг

999 г + … = 1 кг

890 г + … = 1 кг

- Ребята что мы сейчас с вами делали?

- С какими единицами измерения мы работали?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие   единицы измерения массы вы уже знаете?

- Кто нам напомнит, как перевести кг. в г.?

- А какое действие нужно выполнить при переводе граммов в кг.?

- Где чаще всего используются эти единицы массы?

- С помощью чего мы можем измерять массу какого-либо тела, предмета?

- А какие весы вы знаете?

- Как вы считаете, любой предмет можно измерить с помощью весов?

  • - Какую цель поставим себе на урок?
  • - Чем воспользуемся, чтобы проверить наши предположения?
  • - Откройте учебник на стр. 45. Прочитайте текст в рамке.
  • - Попробуйте сделать вывод.
  • - Давайте вернёмся к нашей теме и дополним её.
  • - Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?
  • - А центнер?
  • - Предлагаю дополнить эталон – запишите соотношения между всеми известными единицами измерения массы.

- Какая же из этих единиц массы самая крупная?

- А самая мелкая?

- А теперь под дугами укажем коэффициент соотношений:

в 1 кг – 1000 г;

в 1 ц – 100 кг;

в 1 т – 10 ц.

- Что вы заметили?

20 г, 200 г, 2000 г

2000 г = 2 кг

- Общий вес тыквы и арбуза.

- На сколько > или < масса арбуза или тыквы.

- Во сколько раз > или < масса арбуза или тыквы.

- Общий вес 2 тыкв и 5 арбузов.

- 330г

- 700г

- 1г

- 110г 

- Сравнивали величины, преобразовывали, выполняли вычисления. 

- Единицы измерения массы.

- Тема урока: Единицы массы. 

- кг. г.

- Нужно количество кг. умножить на 1000, потому что в 1 кг = 1000г. 

- Число граммов разделить на 1000.

- А магазине.

- С помощью весов. 

- Аптекарские, ручные пружинные (безмен), рычажные (чаще всего применяются в торговле). 

Цель: узнать название новых единиц измерения массы, научиться ими пользоваться в жизни. 

Учебником. 

Для измерения массы очень больших предметов используются две единицы измерения массы - тонна (т), равная  1000 кг, и центнер (ц.), равный  100 кг. 

- т

- ц

уменьшаются к большей мерке

3 этап.

Освоение нового материала.

Цель: выбирать способ, строить план достижения цели и определять средства под руководством учителя с помощью исследовательских методов.

- Цепочка мер массы заполнена.

- Какой вывод можно сделать на данном этапе урока?

- Где в жизнедеятельности человек использует центнер, тонну?

- Запишем в тетрадь равенства и повторим.

- Мы решили задачу урока –  познакомились с двумя новыми единицами измерения массы – центнером и тонной.

- А какую цель  дальше себе поставим?

- Для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм, единицы массы – центнер и тонну.

- Массу зерна в мешках, картофеля в сетках, яблок в ящиках выражают в центнерах. Массу огромных грузов, перевозимых грузовиками, кораблями, поездами, выражают в тоннах.

- В 1 центнере 100 кг, в 1 тонне 1000 кг

- Попробуем применить наше новое знание на практике.

4 этап. Первичное закрепление нового материала.

Цель: проговаривать новое знание, применять в предложенных заданиях для закрепления.

 - Где можем использовать полученные знания?

- Задача:

Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?

– Запишите это равенство в тетрадь

- При решении задач,  в преобразовании единиц, сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.

- Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах. 

3 т = 3000 кг = 30 ц

5 этап.

Закрепление учебного материала

Цель: включить новые знания в систему знаний и повторить изученное.

Работа по учебнику.

- Потренируемся выполнять действия с новыми единицами массы.

Работа с учебником стр. 45 № 203 (устно)

Физкультминутка

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

 Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

6 этап.

Самостоятельная работа в парах

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Готовы попробовать свои силы? У каждой пары  на парте лежит карточка с заданиями.  Задание: закрась карандашом только правильные равенства. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

 - Будьте внимательны!

-   Проверяем. Пары, у которых в прямоугольнике получилось «5» с заданием справились на «отлично». Если не получилось – ничего страшного, мы только начинаем изучать данную тему.

Детям раздаются заготовки. 

После выполнения задания проводится проверка.

7 этап.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: каждый должен сделать вывод о том, у него не получилось и выбрать соответствующее домашнее задание.

Домашнее задание:

Найти информацию для проектов

  • Старорусские единицы массы.
  • Самые тяжелые и легкие животные.

8 этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: подведение объективного результата работы; оценка собственной деятельности на уроке.

  • - Какие новые ед. измерения вы узнали на уроке?
  • - Смогли мы сегодня достичь поставленную цель?
  • - Назовите наибольшие и наименьшие.
  • - Сколько в 1т - : кг, ц.
  • - Сколько в 1ц - : кг.
  • - Люди каких профессий часто применяют их в своей деятельности?
  • - Всё ли было понятно на уроке?
  • - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

 - Что было трудным?

 - Где можно применить полученные знания?

- Давайте поделимся мыслями об уроке? 

    Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я    понял и могу объяснить другим.

  1.      Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа. Я понял правило и могу работать по эталону.

    Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило, но у меня есть сомнение.

- Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Желаю удачи!

- Продавцы, фармацевты, инженеры

ПРИЛОЖЕНИЕ

7т=70ц

2т=2000кг

10ц=1т

700кг=7ц

400кг=4т

6000кг=6ц

12000кг=12т

5000кг=5т

100кг=1ц

2500кг=25т

300кг=3т

1т=1000кг

1кг=1000г

700ц=7т

3000г=3кг

     

7т=70ц

2т=2000кг

10ц=1т

700кг=7ц

400кг=4т

6000кг=6ц

12000кг=12т

5000кг=5т

100кг=1ц

2500кг=25т

300кг=3т

1т=1000кг

1кг=1000г

700ц=7т

3000г=3кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...