ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по математике на тему

Камардина Светлана Михайловна

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содержание непрерывного образования. Преемственность в образовании представляет собой установление связи и баланса между частями учебного курса на разных стадиях изучения: дошкольной, начальной, средней и старшей ступенях. Она охватывает не только конкретные предметы, но и взаимодействие между ними. Реализация преемственности в образовании осуществляется с учетом логики и содержания определенной науки и установленных закономерностей ее усвоения. Одной из ключевых задач при этом выступает сокращение и преодоление разрыва между ступенями обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»

Л.С. Выготский

Определяя пути становления новой школы, необходимо руководствоваться методическими документами. В частности, речь идет о постановлениях комиссии Минобразования и Концепции, в которой проработано содержание непрерывного образования. Преемственность в образовании представляет собой установление связи и баланса между частями учебного курса на разных стадиях изучения: дошкольной, начальной, средней и старшей ступенях. Она охватывает не только конкретные предметы, но и взаимодействие между ними. Реализация преемственности в образовании осуществляется с учетом логики и содержания определенной науки и установленных закономерностей ее усвоения. Одной из ключевых задач при этом выступает сокращение и преодоление разрыва между ступенями обучения.

Преемственность дошкольного и начального образования означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка. При этом преемственность дошкольного и начального обучения – это преемственность, имеющая в виду непрерывно развивающуюся личность обучающегося с ее растущими потребностями и возможностями самореализации, и самоорганизации, рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Авторы ряда программ для ДОУ сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. Обучение математике в начальном звене направленно на раннее формирование понятийных структур через введение принципиально нового содержания, требующего от ребенка «более высоких форм мысли». Развивающее обучение по этой системе сводит процесс мышления к мышлению в понятиях и именно вокруг него выстраивает логику учебного процесса.

Одним из вариантов решения проблемы преемственности, сложившихся в практике обучения математике дошкольников и младших школьников, является ориентация на самоактуализацию личности в продуктивной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие личности, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться.

       Сформированность умения учиться предполагает наличие полноценной учебной мотивации и развитой учебной самоорганизации. Самыми учитываемыми позициями при разработке такого подхода должны стать положения о формировании поисковой деятельности, о развитии креативности «мыслительной самостоятельности». Такой подход к обучению дошкольников математике представляет синтез двух подходов: «вероятностного» подхода и подхода развивающего обучения.

Содержание обучения «вероятностного» подхода носит преимущественно геометрический характер. Искомой «модельной реальностью» является обыкновенная тетрадь в клетку, с помощью которой достаточно просто моделировать математические объекты различной степени сложности, принимая за единицу квадратики разной величины.

Процесс обучения и развития дошкольника построен преимущественно с опорой на наглядно –действенное и наглядно – образное мышление. По мере «созревания» наглядно – образного мышления моделирующая деятельность ребенка в процессе обучения постепенно включает и более абстрактные способы моделирования – схематический, графический.

Вероятностный подход к обучению математике младших школьников способствует развитию поисковой деятельности, креативности, познавательной мотивации. Именно поиск является универсальным психологическим механизмом саморазвития ребенка, что делает его субъектом деятельности. Вероятностный подход отличает направленность на развитие понятийного и теоретического уровня мышления, и это сближает его с системой развивающего обучения. Такой подход обеспечивает преемственность дошкольного и начального этапа школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.

Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...

Презентация к районному семинару по теме: "Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС НОО"

Актуальность темы " Коммуникативный подход к развитию речи детей в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО" доступно раскрывается в этой презентации. Материал можно использовать в работе методического сове...

Решение проблем преемственности, начального и дошкольного образования

Пути и способы взаимодействия между дошкольным и начальным образованием....

«Преемственность и непрерывность школьного и дополнительного образования в аспекте ФГОС»

В своей  внеурочной работе стремлюсь развивать творчество учащихся, личность ребенка во всех ее аспектах: сохранение здоровья, развитие интеллекта и познавательных способностей, социально – лично...

Уровень готовности к изучению математики в 1 классе детей старшего дошкольного возраста

Данная таблица показывает уровень готовности ребёнка к изучению математики в 1 классе...

Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.

Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....