Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.
статья по теме

Бурцова Елена Александровна

Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольного и школьного возраста,основные проблемы, связанные с переходом ребенка из дошкольного учреждения в первый класс, предлагаются пути преодоления трудностей. К статье прилагается разработка праздника " Посвящение в первоклассники", проведение которого так же может помочь учителю в работе со вчерашними дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.

Бурцова Елена Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 70

с углубленным изучением отдельных предметов

города Нижнего Новгорода

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

                    О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается  отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.  Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 

                   Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность  в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе. 

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:  Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных  способностей;

Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.

Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

Сформированность УУД и готовность к образованию в среднем звене школы.

Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности: 

· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.

    Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного образования заложены авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.

    Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.

    Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась очень глубоко .Существует общая и специальная готовность, формирующие в целом готовность детей к школе. К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной - способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков  счета и чтения.

    Физическая готовность (А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, Н.Т. Терехова и др.) включает состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошую осанку, развитие двигательных навыков и качеств (произвольности, выносливости, координации, тонкой моторной координации), физическую и умственную работоспособность.Большое значение в определении готовности ребенка 6 - 7 лет к школьному обучению приобретает учет так называемой "школьной зрелости". Под ней понимается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровья. Основанием для выявления "школьной зрелости" является расхождение паспортного и биологического возраста ребенка. По данным исследований  выявлено процентное соотношение зрелых и незрелых детей в разном возрасте.  Так, среди 6-летних детей зрелые дети составляют 49%, в 6,5 лет - 68%,  в 7 лет - 87% и в 7,5-8 лет - 98%. При этом девочки существенно опережают мальчиков в достижении "школьной зрелости". У подавляющего большинства девочек "школьное созревание" отмечено от 5 до 6 лет, у мальчиков от:6: до 6,5 лет, т.е. на полгода позже.

    Личностная готовность детей к школе (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Р.Б. Стеркина и др.) охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

    - отношения с окружающими взрослыми; здесь важнапроизвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом качестве - в качестве учителя;

    - взаимоотношения со сверстниками; они характеризуются явлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре. Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;

    - отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это - один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.

    Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план или так называемая "внутренняя позиция школьника" (Л.И. Божович). Она включает два типа мотивов учения: социальный (связан с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового социального статуса), и познавательный ( призывает дошкольника к интеллектуальной активности и познанию нового непосредственно в учебной деятельности).Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию не привлекательной для них деятельностью (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). У дошкольника появляются и "социальные эмоции", когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д. (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева).

    Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер).

    Достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к умению мыслить логически. Он уже способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи и классифицировать объекты в соответствии с общепринятыми понятиями. Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление дошкольника остается прежде всего образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, что позволяет использовать разного рода предметные и графические (материализованные) средства. Впоследствии это становится одним из важнейших средств передачи теоретических знаний (А.В. Запорожец, Н.Г. Салмина, А.С. Турчин). В целом же, благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребенка-дошкольника его носит эмоционально-образный характер, который надолго остается доминирующим в структуре детского интеллекта (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

    Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. Освоение языковых структур осуществляется в старшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с элементарным осознанием языковой действительности: словесного состава предложения, звуковой и смысловой сторон слова, грамматической правильностью речи, структуры связного текста. Развитие связной монологической речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи. В процессе речевых занятий формируется важнейшее свойство речи - произвольность, которая позволит будущему школьнику вслушиваться в обращенную к нему речь и понимать языковую информацию, заключенную в учебных заданиях, планировать свои действия.

    Специальная подготовка ребенка к школе особое внимание уделяет тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе - чтению, письму и элементарной математике. К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфически детскими видами деятельности, прежде всего игрой, конструированием и рисованием, ребенок проявляет осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками учебной деятельности.                  Определение готовности к школьному обучению целесообразно дополнять данными педагогических наблюдений, которые должны доводиться до сведения учителей первых классов задолго до первых дней ребенка в школе.

               Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.

                  Взаимодействие ДОУ и школ может осуществляться в нескольких вариантах. Первый вариант состоит в том, что образовательное учреждение, имея соответствующие лицензии, реализует как дошкольную, так и школьную образовательные программы. Такой опыт в России имеет место с 1984 г., когда преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно-воспитательные учреждения "Школа - детский сад". Многолетняя практика работников учебно-воспитательных учреждений "школа-детский сад" позволяет сделать вывод, что реализация в образовательном учреждении нескольких программ, включая и дошкольную, оправдана лишь в случае наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста. К сожалению не всегда возможно создать такие условия.

 Второй вариант предполагает размещение начальных классов школы на учебных площадях ДОУ. Между образовательными учреждениями при этом заключается договор.   Школа № 70 имела опыт такой работы, когда в течение двух лет на базе ДОУ № 74 обучались первоклассники-шестилетки. По объективным причинам, к сожалению, такая работа была прекращена.

                  Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому и литературе", "по музыке" и т.д. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирования базовой культуры его личности, базиса личностной культуры. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

    Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.

   Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.  Может помочь в этом и проведение праздника «Посвящение в первоклассники», в котором принимают участие и родители, и дети разного возраста, и педагоги (разработку праздника «Посвящение в первоклассники» смотри в приложении). 

Приложение

Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники»

Зал украшен воздушными шарами, цветами. Присутствуют гости – родители, пятиклассники, учителя.Звучит песня «Чему учат в школе». Дети торжественно входят в зал.

 

1-ый ведущий:

Ты помнишь, было вокруг много цветов и звуков. Из теплых маминых рук учитель взял твою руку.

 

2-ой ведущий:

Нарядные, парадные, такие ненаглядные!

Причесанные с бантиками девочки сидят!

И мальчики отличные, такие симпатичные.

Такие аккуратные, на нас сейчас глядят.

 

1-ый ведущий:

Все бывшие проказники - сегодня первоклассники!

Сегодня все хорошие, таких вот в школе ждут!

 

Учитель:

Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у вас первый школьный праздник “Посвящение в первоклассники”.   Два месяца назад вы пришли в школу, не зная ее правил и законов. А теперь вы узнали школьные порядки, окунулись в море знаний, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой. Вас можно назвать настоящими учениками. Давайте и послушаем первоклассников.

 

1-ый ученик:

Поступил я осенью в школу в 1-ый а.

Я считаюсь школьником с первого числа.

 

2-ой ученик:

Пришли мы в нашу школу в просторный светлый дом,

Где много дней веселых вместе проведем.

 

3-ий ученик:

Обернуты тетрадки как снег воротнички

Мы знаем все порядки, хотя и новички.

 

4-ый ученик:

А в новеньких портфелях гремят карандаши

Им тоже дел не мало: черти, рисуй, пиши.

 

5-ый ученик:

Вот какой счастливый я

В первый класс уже хожу и с ребятами дружу.

 

6-ой ученик:

Мы немного буквы знаем,

Научились мы считать

Мы по пальцам сосчитаем: раз, два, три, четыре, пять.

 

7-ой ученик:

Мы научимся до лета: рисовать, писать, читать

И всегда по всем предметам получать мы будем 5.

 

8-ой ученик:

Мне учиться   очень нравится

Отвечать я не боюсь.

Я могу   с задачей справиться, потому что не ленюсь.

 

Ведущий:

День погожий, день веселый.

Небо - золото и синь!

Белокаменная школа

Среди елок и осин.

Рядом - роща, рядом - поле.

Знают заяц и сурок:

Если тихо в нашей школе,

Значит, там идет урок.

Звучит сказочная музыка (например, «Музыкальная табакерка» А. Лядова). Из-за дерева выходит Ученый Кот. Поет песенку. Действующие лица, костюмы: Кот Ученый — черная накидка, шапочка «академика», сапоги; помощники Кота — Математика (на накидку прикреплены цифры), Письмо, Чтение (на накидку прикреплены разные буквы),

Ученый Кот.

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь, златая цепь на дубе том.

Известно всем — я Кот Ученый.

Прослыл я самым образованным котом.

Иду направо — пою песню,

Иду налево — сказку расскажу.

Со мною очень интересно.

Ты подружись с учебой так, как я дружу.

Я кот — магистр, я кот — профессор,

Учись прилежно, терпеливо, не ленись.

Узнаешь буквы, танцы, песни,

Ты стань таким, как я, ученым становись.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители! Сегодня праздник не простой у нас — он бывает только раз. Мы сегодня посвящаем новобранцев в первоклассники. Я — Ученый Кот, почетный член Страны Знаний. Приглашен на праздник, дабы посвятить вас в Первоклассники.

Сегодня к нам на праздник пришли гости — мои верные помощники. Вы с ними уже знакомы. Это Математика, Чтение, Письмо.

Учитель: Ребята, давайте нашим сказочным гостям расскажем о себе. Как осторожно вы впервые садились за парты, стараясь школьной формы не помять. А школьная парта   шептала вам на ушко свои советы.

 

 1 ученик:

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

 

2 ученик:

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно.

Форму сам погладь, проверь,

Ты большой уже теперь.

 3 ученик:

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки.

Каждой книгой дорожи,

В чистоте портфель держи.

 

4 ученик:

На уроках не хихикай,

Стул туда -   сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

 

5 ученик:

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей,

И найдешь себе друзей.

 

6 ученик:

Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще   нету,

Ты дружок их не забудь!

В страну знаний держишь путь.

Учитель: Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем отдыхать.

Дети проводят физпаузу «Я – настоящий ученик».

  Игра "Собери портфель"

 Кот ученый: Дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки и краски,

Новогодние маски,

Ластик и закладки,

Степлер и тетрадки,

Расписание, дневник.

Собран в школу ученик!

Дети исполняют песню «Чему учат в школе».

 

Молодцы, какие! А теперь я проверю вашу внимательность. Я буду читать текст, а вы, если согласны с ним, то будете отвечать мне хором» это я, это я, это все мои друзья!». А если не  согласны, то молчите. Готовы?

 

Кто ватагою веселый

Каждый день шагает в школу?

Это я…

 

Кот:

Кто из вас своим трудом

Украшает   класс и дом?

Это я…

 Математика:

Кто из вас, скажите хором,

Занят   в классе разговором?

Чтение:

Кто из вас такой ловкач

Лучше всех бросает мяч.

 

Кот:

Кто из вас, скажите братцы,

Забывает умываться?

Письмо:

Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок?

 Математика:

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Чтение:

Кто   из   вас,   в   футбол играя,

В окно гол забивает?

 

Кот:

Кто из вас в маршрутке тесной

Уступает старшим место?

Письмо:

Кто из вас не смотрит хитро,

Любит спорт и физкультуру?

Математика:

 Кто опрятный и весёлый

 Рано утром мчится в школу?

Чтение:

У кого всегда в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?

Кот:

Кто в постели целый день

 И кому учиться лень?

Письмо:

А скажите мне ребятки,

 Кто утром делает зарядку?

Математика:

Кто обещает не лениться,

А только хорошо учиться?

Кот:  Ученый кот: Чтобы стать настоящими первоклассниками, вы должны пройти несколько испытаний. Первое испытание проведет Математика.

Математика:

И прекрасна, и сильна

Математики страна.

Математика. Для начала отгадайте, ребята, мои загадки.

Цифру к цифре мы прибавим,

Между ними крестик ставим.

Намотай себе на ус:

Этот знак зовется... (плюс)

 

Из цифры вычтем мы другую,

Ставим черточку прямую.

Я тире в грамматике,

А кто ж я в математике? (минус)

 

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

 

Замарашка озорница

Вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы

Получил я... (единицу)

 

Шея длинная такая,

Хвост крючком...

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи — нет. (двойка)

 

Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, да не бублик. (нуль)

 

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (девять)

 

Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо. (круг)

 

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня... (квадрат)

Мы — веселые отметки.

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их чаще получает,

Никогда не заскучает. (пятерки)

  Раз кружок и два кружок,

Что за цифра, мой дружок? (восемь)

Дети исполняют коллективный танец: «Раз, два, три на носочки».

Ученый Кот. Следующее испытание проведет наука под названием Письмо.

Письмо.

Живут на одной странице

Славные сестрицы.

Надеюсь, вы уже успели

С ними, ребята подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

Вот и все они, друзья!

Вы знакомы с ними, детки.

Вот они — стоят рядком.

             Показывает на доску, где прикреплен плакат с буквами.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

А теперь ребята отгадайте загадки. Ученик, отгадавший загадку, должен выйти к доске и показать нужную букву (ту, с которой начинается слово-отгадка).

Искали мужа для овечки,

Красавца, что завит в колечки.

Объехали немало стран,

Всего один такой... (баран)

 

Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил... (лось)

В колючках Ёж и Ёрш,

           Но сразу разберешь:

           Кто ёжится, тот... (ёж)

А кто ершится — ... (ёрш)

 

Куда ведет подземный ход?

Об этом знает только... (крот)

Учитель: А вот что бывает с теми, кто не учит уроки.

Сценка « Мальвина и Буратино».

Ученый Кот. Молодцы, ребята! А сейчас я позову на помощь

Чтение.

Чтение. Здравствуйте, юные читатели. Подошла очередь моего испытания. Мнеизвестно, что вы любите читать сказки. Верно?

Дети. Да!

Чтение. Тогда определите, о какой сказке идет речь.

Волшебный приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Она в золоченой карете

Отправилась на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда она и как ее зовут.

Но как только полночь настанет,

Она опять замарашкою станет.

     (Ш. Перро «Золушка»)

 

В одном уютном доме

Отмечались именины.

В самый разгар праздника

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку

И напугал гостей.

Добрую хозяйку

Он чуть не погубил.

Но коварному злодею

Комар голову срубил.

      (К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»)

 

В одном замечательном доме

Хозяйка припеваючи жила,

Но неожиданно пришла беда —

И дом ее сгорел дотла.

      (С. Маршак «Кошкин дом»)

 

Хорошенькая девочка

Чуть больше ноготка

Появилась неожиданно

В чашечке цветка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Больную ласточку однажды

От смерти она спасла.

Кто из вас читал эту книжку?

Скажите, как зовут эту девочку-малышку?

      (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

 

 

А теперь ответьте мне, как зовут главных героев сказок: «Оле-Лукойе», «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Золотой ключик», «Маленький Мук».

А из какого произведения взяты эти строки?

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «Каланча».

     (С. Михалков «Дядя Степа»)

 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой.

    (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Ученый Кот. Итак, подводя итог, я объявляю свое решение. Прошу всех встать! (Все встают.) Все вы зачисляетесь в школьное братство! А сейчас —«Торжественное обещание». Обещайте всегда:

Честью школы дорожить!

Дети (хором). Да!

Ученый Кот.

Вежливыми и аккуратными быть.

Дети (хором). Да!

Ученый Кот.

Содержать всегда в порядке

Книжки, прописи, тетрадки!

Дети (хором). Да!

Ученый Кот.

Учить уроки не слегка,

А как положено — наверняка!

Дети (хором). Да!

 (Звенит колокольчиком). Колокольчик оповестил нас о том, что путешествие наше завершилось. Но я желаю вам успешно продолжать познавать великое таинство наук, мира, жизни. И пусть вам сопутствует удача.

Всем первоклассникам вручается медаль, изготовленная своими руками на уроке технологии.  Дети исполняют песню: «Разноцветная игра». Праздник окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

Осуществление принципа преемственности дошкольного образования и начальной школы

Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я. А. Коменского, который создал систему обучения, включающую несколько уровней школ от «материнской школы» до «ака...

Программа преемственности детей с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования

Программа преемственности детей с уровня  дошкольного образования на уровень начального общего образования...

Программа преемственности детей с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования

Программа преемственности с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования...

Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы

Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...

Внутренняя и внешняя интеграция деятельности воспитателя и учителя – современное требование к преемственности дошкольного образования и начальной школы

Внутренняя и внешняя интеграция деятельности воспитателя и учителя – современное требование к преемственности дошкольного образования и начальной школыПреемственность между детским садом и школо...