Преемственность обучения между дошкольным образованием и начальной школой.
методическая разработка на тему
Всатье затронуты основные проблемы преемственности начальная школа - детский сад и пути их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
premstvennost_mezhdu_doshkolnym_obrazovaniem_i_nachalnoy_shkoloy.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1» НМР РТ
Преемственность обучения
между дошкольным образованием и начальной школой.
Вопрос преемственности между дошкольным и начальным образованием волнует педагогов многих школ, особенно учителей начальных классов. Данному вопросу уделяется значительное внимание среди научно – педагогических исследований. Очень часто, при поступлении ребёнка в школу, мы сталкиваемся с проблемой психологического травмирования, как для родителей, так и для самого ребёнка. Ведь не секрет, что уровень подготовки выпускников детского сада разный. Надо учитывать и то, что дети приходят в школу из разных детских садов, в которых и программы подготовки к школе значительно отличались друг от друга. Соответственно уже здесь возникает проблема неоднородности детей по уровню знаний и умений.
Вы скажете, что каждый родитель должен быть заинтересован в подготовке ребёнка к обучению в школе. Да, это так. Но, к сожалению, есть родители, которые не до конца понимают суть проблемы, которая может возникнуть перед их ребёнком в процессе обучения, если не приложить усилий и не поработать над развитием разносторонних способностей будущего ученика.
Преемственность будет успешной, если её процесс будет двусторонним.
С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет ребёнку детство, гармонично развивая его, с другой стороны школа, которая должна подхватить успехи ребёнка – дошкольника и продолжит развивать его потенциал.
Преемственность между школой и детским садом – это не просто процесс подготовки детей к обучению. Полноценная подготовка ребёнка к школе ставит перед собой ряд задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Следовательно, основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования.
Важную роль играет работа с родителями. Они должны иметь чёткое представление о школе, требованиях, и программе по которой будет обучаться их ребёнок.
В нашей школе работа по данному направлению ведётся в рамках реализации программы «Подготовишка». Данная программа прошла апробацию и даёт динамику развития детей, а самое главное, родители имеют возможность увидеть умения своего ребёнка в начале работы по данной программе и результат в конце подготовки. У родителей в процессе работы с учителями нашей школы складывается определённый ориентир, в каком направлении надо работать с ребёнком и как это делать.
Основная идея программы заключается в создании условий для реализации важнейших потребностей ребенка, его самосовершенствования, творческого развития с учетом возрастных норм.
Предлагаемый курс занятий является интегрированным, он объединяет основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, познавательные интересы, формирует представление детей о школьных отношениях.
В основу программы положена игровая деятельность и комплексные развивающие занятия.
Занятие гармонично сочетает в себе различные виды деятельности: двигательную и речевую разминки, слушание и сочинение сказок, рассказов конструирование, рисование, раскрашивание, лепку, оригами, решение логических задач. Работа по всем этим направлениям решает не только задачу развития детей, но и удовлетворяет их потребности в разных видах деятельности. Занятия и содержание занятий связаны между собой. Они продолжают друг друга, развивая детей в разных направлениях
Занятия организуются каждую субботу, начиная с сентября месяца и заканчивая маем, продолжительность обучения составляет 35 недель.
Группы состоят из детей 6 -7 летнего возраста, наполняемость группы от 10 до 12 человек.
Составляющие программы:
Наша школа предлагает проводить занятия по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе по 3 направлениям:
- образовательная область русский язык («Основы грамоты») - 35 занятий;
- образовательная область математика («Математика и логика») - 35 занятий;
- образовательная область естествознание («Ребёнок и окружающий мир») – 35 занятий
- образовательная область технология («Творческая мастерская») – 35 занятий
Хочу представить основные разделы учебных программ и тематическое планирование, в содержание которых заложен базовый материал, усвоение которого необходимо для успешного обучения на первой школьной ступени.
Основные разделы учебной программы «Основы грамоты»
№ раздела | Название раздела | Содержание | Кол – во часов |
1 | Звуки речи и буквы. Звуки речевые и неречевые. | Знакомство детей со звуками буквами. Звук и буква, звуки – слышим, буквы – пишем. Прояснить понятие речевых и неречевых звуков. Звуки речи: гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие) Учимся различать звуки речи на слух. Алфавит. | 4 |
2 | Слово и предложениеТекст. | Слово – это единица речи, оно называет предмет. Предложения состоят из слов. Из предложений мы узнаём определённую информацию. Учимся выделять из сказанного слова и предложения. Называем предметы, действия, состояния словами и из полученного перечня слов составляем предложения. Учимся давать полный ответ на вопрос. Учимся задавать вопросы по картинке. Учимся задавать вопросы к данному предложению. Считаем количество слов в предложении. «Маленькие слова» (предлоги). Слова – названия, слова –имена, фамилии, отчества. Вежливые слова. Познакомить, как схематически можно обозначить слово и предложение. Первое слово в предложении пишем с большой буквы, а на схеме обозначаем уголком. | 9 |
3 | Деление слов на слоги. | Что такое слог? Учимся делить слова на слоги. Игра «Слово рассыпалось» так как дети не умеют читать, она проводится на слух, начинаем произносить с двух слогов. Игра «Договори словечко» | 4 |
4 | Ударение. | Игра «Позови друга» дать понятие ударения. Пронаблюдать бывают ли согласные ударными, сделать вывод. Игра «Ударение заблудилось» понаблюдать за словами с одинаковым написанием, значение которых меняется от постановки ударения. | 2 |
5 | Развитие устной речи. | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Чтение наизусть стихотворений. Составление рассказов по иллюстрации, рассказ о себе, о своей семье. | На каждом занятии |
6 | Подготовка руки к письму. | Пальчиковая гимнастика, штриховка в разном направлении, разукрашивание картинок. Особое внимание уделяется посадке за столом, правильному держанию ручки, карандаша, правильно кладём перед собой тетрадь или альбом. При выполнении штриховки следим, чтобы лини ложились ровно и на одинаковом расстоянии друг от друга. При разукрашивании рисунка, штрихи карандашом накладываем в одном направлении, они не должны выходить за границы рисунка. Письмо прямых, наклонных линий , линий с закруглением внизу, наверху и с петлёй внизу. | На каждом занятии, начиная с третьего занятия. (31 час) |
*Примечание: в таблице сложно указать определённое количество часов по каждому разделу, так как на каждом занятии все темы разделов перекликаются. Количество часов указано по темам.
Содержание программы
«Математика и логика» (35часов)
Программа включает следующие разделы.
№ раздела | Название раздела | Содержание | Кол – во часов |
1 | Сравнение предметов | Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Части и целое. | 11 |
2 | Числа от 0 до 10. | Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились | 23 |
3 | Простые геометрические фигуры | Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг | 1 |
4 | Содержательно-логические задания | Содержательно-логические задания необходимы для развития: | На каждом занятии |
Содержание программы по естествознанию
«Ребёнок и окружающий мир»
(35часов)
Разделы программы «Я и окружающий мир»
№ раздела | Тема раздела | Содержание раздела. | Кол- во часов. |
Что я знаю о себе | Цел - формировать у школьников представление о роде человеческом и принадлежности к нему; воспитывать уверенность в своих силах, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает В данном разделе обсуждаются следующие темы с опорой на жизненный опыт детей. Как меня зовут и почему у меня такое отчество. Фамилия, имя, отчество родителей, полный домашний адрес и телефон; Установление родственных связей, умение их называть, своя принадлежность к родству и социальная роль каждого. Правила поведения на улице, дома, в школе и их выполнение Учитель вместе с детьми в процессе беседы даёт понятие навыков, которыми ребёнок должен владеть в их возрасте. Иметь навыки самообслуживания и владеть ими; Контролировать свои чувства; Думать над своими поступками и анализировать поступки других людей; Приходить на помощь другим людям. | 4 | |
2 | Кто такие взрослые люди | Цель - поддержание и развитие интереса к миру взрослых, объективно оценивать ситуацию и поступки других, понимать, что достойно подражанию, а что нет; знакомство с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного, терпимого отношения к окружающим. В данном разделе обсуждаются следующие вопросы: Чем похожи дети и взрослые; Что называют работой и зачем она необходима каждому человеку; Учёба - это труд; Как правильно отдыхать и что такое отдых. Наличие трудовых обязанностей дома и в школе; Учить самостоятельно регулировать смену труда и отдыха ; Находить себе дело по интересам. | 5 |
3 | Человек и творец | Цель - поддержание и развитие интереса к миру взрослых, объективно оценивать ситуацию и поступки других, понимать, что достойно подражанию, а что нет; знакомство с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного, терпимого отношения к окружающим. В данном разделе обсуждаются следующие вопросы: Большинство предметов создаёт человек своими руками; Человек, делая открытия, создаёт новое, творчески подходит к своей работе; Природа необходима человеку, а человек нужен природе; что такое техника и зачем она появилась; что такое искусство и для чего оно нужно. использование бытовой техникой; | 13 |
4 | Воздух и свет | Цель раздела - расширить знания дошкольников о значении воздуха и света для жизни живой и неживой природы. Учащиеся должны понять значение наличия воздуха и света для жизни человека, растений, животного мира. | 4 |
5 | Вода - источник жизни | Цель раздела - расширить и уточнить знания и представления ребёнка о воде и её свойствах; познакомить дошкольников с понятиями: вода комнатной температуры, родниковая вода, колодезная вода, минеральная вода. Цикл наблюдений и опытов: «Какая бывает вода?» «Вода комнатной температуры и её применение» «Вода - жидкость, она не имеет форм» «Вода не имеет вкуса» «Родниковая вода и вода из колодца» «Вода не имеет запаха» «Вода не имеет цвета» «Вода может смачивать предметы и очищать их» «Вода может испаряться» «В воде есть газ» «Вода может быть твёрдой» | 4 |
6 | Временные представления | Цель раздела - формирование временных представлений у школьников. Времена года и месяцы, которые относятся к тому или иному времени года. единицы измерения времени; приборы, измеряющие время; назначение календарей. пользоваться часами; пользоваться календарём. | 5 |
Содержание программы
по технологии «Творческая мастерская» (35часов)
Программа включает следующие разделы.
№ раздела | Название раздела | Содержание | Кол – во часов |
1 | Рисование | Создание индивидуальных и коллективных рисунков декоративных, предметов и сюжетных композиции на темы жизни вокруг по мотивам литературных произведений. Использование разных материалов и способов создания изображения. | 12 |
2 | Лепка | Лепят различные предметы, с передачей их формы и пропорций, учитывая движение; создают композиции по сюжету из 2-3 и более изображени. Применяют способы налепа и рельефа для выполнения декоративных композиций Осуществляют роспись вылепленного изделия , используя народное искусство | 10 |
3 | Аппликация | При помощи бумаги разной фактуры , и способов вырезания и обрывания создают изображения различных предметов, сюжетные и декоративные композиции. | 12 |
1 | Мониторинг | 1 |
Ожидаемые результаты к концу подготовительного периода обучения:
Ребенок научится:
-на слух распознавать первый звук в словах;
-осмысленно слушать детские литературные произведения;
-выделять основные события, называть и кратко характеризовать персонажей;
-строить ответ на вопрос учителя по содержанию, делать выводы;
-близко к тексту пересказывать произведения;
-по серии картинок составлять рассказ;
-анализировать и обсуждать поступки людей с нравственной точки зрения;
-поддерживать диалог с преподавателем и детьми;
-придерживаться речевого этикета, правильно употреблять вежливые слова.;
-выделять геометрические фигуры по цвету, размеру, различать их форму (круг, прямоугольник, квадрат, ромб);
- считать от 0 до 9 в прямом и обратном направлении;
-соотносить количество предметов с цифрами;
-ориентироваться в пространстве;
-ориентироваться в тетради в клетку;
-выполнять элементарные графические диктанты в тетрадях в клетку;
-правильно работать кистью на занятиях по изо:
-составлять орнамент в полосе;
-использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, загибание, -скатывание, сплющивание, прищипывание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
-поддерживать и устанавливать диалог между взрослыми и детьми, применяя формы вежливого обращения и общения;
-Соотносить с буквами гласные и согласные звуки, различать их;
-различать загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки, т.е малые фольклорные жанры
-ориентироваться в натуральном ряду чисел в прямой и обратной последовательности;
-присчитывать и отсчитывать по одному, считать двойками.
Работа над содержанием программ и тематическим планированием для подготовки детей к школе, строилось исходя из содержания дошкольного образования, что обеспечивает преемственность и дальнейшее гармоничное развитие ребёнка, обеспечивая безболезненный переход из садика в школу.
Исходя из ожидаемых результатов подготовительного периода обучения, ярко прослеживается портрет выпускника начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие...
Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.
Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...
Осуществление принципа преемственности дошкольного образования и начальной школы
Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я. А. Коменского, который создал систему обучения, включающую несколько уровней школ от «материнской школы» до «ака...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....
Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы
Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...
Внутренняя и внешняя интеграция деятельности воспитателя и учителя – современное требование к преемственности дошкольного образования и начальной школы
Внутренняя и внешняя интеграция деятельности воспитателя и учителя – современное требование к преемственности дошкольного образования и начальной школыПреемственность между детским садом и школо...