Сценарий урока математики на тему "Доли"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Учебный процесс на представленном уроке математики организован таким образом, что главное место отведено активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Реализация деятельностного метода на данном уроке обеспечена системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Урок в рамках ФГОС отличается и по своей структуре. Каждый этап урока имеет определенную цель. Огромное значение уделяется мотивации обучающихся на начальном этапе урока и рефлексии в конце урока. Структура урока зависит и от его типа. В данном случае, предлагаю урок – открытие нового знания.
Реализуя системно – деятельностный подход, я использую на уроках приёмы критического мышления, которые помогают учащимся самостоятельно определить тему и цели урока, организовать продуктивную деятельность, вовлечь в учебный процесс каждого ученика. На уроке использованы приёмы «Корзина идей», «Мозговой штурм».
Реализуя четвёртый год ФГОС, открыла для себя с новой стороны метод моделирования. Применяю моделирование задачи при помощи полосок, геометрических фигур, палочек, шаров, коробок, схем, таблиц. Выделяю обязательно всё разными цветами. Использую приёмы вырезания, сгибания, скручивания. Маркируем текст на уроке разными цветами.
Знакомиться с темой «Доли» учащиеся начинают с 3 класса. На данную тему выделено 2 часа. А в 4 классе учащиеся должны научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого. На изучение материала – 2 часа. Для лучшего усвоения материала я применила метод моделирования, так как на уроке много задач. Данный метод позволил отойти от привычного стандартного оформления и решения задачи и помог организовать продуктивную деятельность учащихся на уроке.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности на уроке даёт парная форма работы. Во время данной деятельности каждый ученик класса получил возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступил в роли эксперта.
Положительным моментом на уроке является организация исследовательской деятельности, в которую включён каждый обучающийся. Дети учатся наблюдать, анализировать, классифицировать, делать выводы, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
В этом и есть особенность деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока математики на тему "Доли" | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока математики по теме «Доли».
Тип урока: открытие нового знания.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) 1-2 минуты Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» (слайд 1) - Пожелайте друг другу удачи! - Я также желаю вам математических успехов! - Сегодня на уроке моими помощниками будут… | Желают друг другу удачи (приём: «хлопки в ладони»). Три помощника выходят и прикрепляют бейджик со словом «помощник». | Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
- Чему же посвящается сегодняшний урок? - Данною информацию вы получите выполнив устные вычисления. Устный счёт. (Приём критического мышления «Мозговой штурм») - У вас на партах лежит шифровка. Чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке вы должны поработать разведчиками. - Шифровки разные. - Я вам предлагаю поработать в парах. - Вспомните правила работы в паре. Проверка шифровок. Проблемная ситуация. - Какие получились слова? - Что непонятно? - Это слова иностранного происхождения. Получаются слова: part – доля (на французском языке); тeil – доля (на немецком языке). - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Как думаете, пригодиться ли вам в жизни данная тема? (приём «Корзина идей») - Основная задача нашего урока: ответить на этот необычный вопрос. А для этого нужно провести исследование темы «Доли». - Сегодня Никита принёс на урок мандарин и хочет с вами поделиться. - Сколько долек получилось? (8) - Масса мандарина 16 граммов. - Сколько граммов одна восьмая мандарина? (2г) Проблемная ситуация. - А сколько граммов в трёх восьмых мандарина? - Сформулируйте задачу урока. | Обучающиеся перечисляют правила работы в паре: 1. Каждому ученику принимать активное участие в работе. 2. Внимательно слушать собеседника. 3. Быть культурным и вежливым в общении. Разгадывают шифровки, обсуждают. Обучающиеся сталкиваются с тем, что слова они отгадали, а значение слов не понимают. Формулируют тему урока: «Доли». Помощник выкладывает из цветных букв тему урока на магнитной доске. Помощники прикрепляют возможные ответы на корзину «Идей». Ученик - помощник выходит к доске, читает стихотворение и раздаёт по одной дольке мандарина детям. - Мы делили мандарин. Много нас, а он один. Эта долька для Егора Эта долька для Ильи Эта долька для Данила Эта долька для … Обучающиеся сталкиваются с проблемой решения задачи (три восьмых мандарина). (Возможно, частично учащиеся смогут ответить на поставленные вопросы) Формулируют задачу урока: научиться находить несколько долей целого. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, составление алгоритма решения задач на нахождение нескольких долей по одному целому и целого по одной доле. | ||
1. Исследовательская деятельность. - Что такое доля? (часть чего-нибудь). - Своё исследование начнём с деления отрезков на равные части. - Работать продолжаем в паре. - Перед вами лежат два отрезка разной длины (10 см, 13 см) и таблица, которую следует заполнить. Измерьте отрезки, разделите на части, найдите длину одной части (доли). Полученные данные занесите в таблицу. Проверка деятельности. Рассматриваются все возможные варианты выполнения задания. Итог: учились делить отрезок на части и находить длину одной части. 2. Решение практической задачи. - Перед вами лежит яркая полоска бумаги. Мы из неё будем делать закладку для дневника. Но полоска длинная. Нам потребуется взять три четвёртых от полоски. На экране алгоритм действий (слайд 2). - Путём сгибания разделить полоску на 4 равные части. - Заштрихуйте 1, 2, затем 3 часть полоски. - Отрежьте лишнюю четвёртую часть. Приём «Моделирование». Вопросы: - На сколько частей разделили? - Сколько частей взяли? - Как узнать три четвертых от целой полоски? Составление алгоритма действий. Итог: составили алгоритм решения задачи на нахождение нескольких долей по одному целому. Гимнастика для глаз. 3. Работа с учебником. а) С.64 № 291 - Прочитайте задачу. - Выделите опорные слова. - Прочитайте вопрос задачи. - Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Решение задачи у доски, используя алгоритм. Приём «Моделирование». Итог: учились находить нескольких долей по одному целому. Музыкальная физпауза. в) С. 65 № 296 - Используя знания о нахождении долей целого, решите геометрическую задачу. - Используем приём «Моделирование» для чертёжа квадрата. - Какое правило ещё нужно знать для решения данной задачи? (правило нахождения площади прямоугольника) Итог: применили изученный алгоритм в геометрической задаче. | Работают в паре, распределяют роли. Исследуют отрезки и записывают данные в таблицу. Пары предоставляют результат деятельности. Читают задачу. Выполняют по алгоритму практические действия. Составляют совместно с учителем алгоритм решения задачи на нахождение нескольких долей по одному целому. Читают задачу. Выделяют опорные слова. Составляют совместно с учителем алгоритм решения задачи на нахождение целого по одной доли. Один ученик решает у доски задачу, моделируя отрезок из прямоугольников, выделяя другим цветом часть, которую требуется найти. Один ученик решает задачу у доски с комментированием, помощники помогают сделать модель квадрата. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Представлять информацию в знаково-символической и графической форме (П) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
1. Задача на логическое мышление. Пришёл из школы ученик И маме с папой говорит: - Задачу задали у нас, Её решал я целый час. И вышло у меня в ответе Два землекопа и две трети! - Правильно ли решил ученик задачу? - И в жизни у вас могут возникнуть ситуации, когда придётся что-то делить на части.
2. Работа в парах. - На столах карточки с задачами на логическое мышление. Задание: прочитать задачу, обсудить в группе. Задача от учителя физкультуры. а) Лариса Николаевна запланировала провести эстафету среди учащихся 4 классов. Дистанция 100 метров. На дистанции 10 этапов. Сколько потребуется участников эстафеты от каждого класса? Задача от учителя технологии. б) Шефы принесли для урока 94 метра проволоки. Каждому мальчику потребуется 3 метра проволоки. Скольким мальчикам хватит проволоки? Рефлексия: оцените свою работу в паре. Приём «Смайлики». Итог: вы справились с задачами на логическое мышление. 3. Самостоятельная работа (на ноутбуках). - Вам представлены задания разных уровней. Выберите по своему усмотрению задание, решите его и нажмите на значок «оценка». Проверка. - Встаньте те, у кого «5» «4» - С какими проблемами столкнулись? Коррекция. | Слушают задачу и отвечают на вопрос. Читают, обсуждают, выдвигают гипотезы, предоставляют аудитории решение задачи. Делают взаимооценку – поднимают «смайлики» те, кому понравилась активная работа товарища. Учащиеся самостоятельно выполняют выбранное задание (повышенного, базового уровней). | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, выполнение логических операций (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений; умение строить диалог в процессе работы в паре (К) Оценивание усвоенного содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы проводили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? Возвращение к «Корзине идей». - Как думаете, пригодиться ли вам в жизни данная тема? - Людям каких профессий очень важна эта тема? (на экране появляется кластер «Солнышко», слайд 3) - Оцените свою работу на уроке, используя сигнальные карточки. Зелёный – я понял материал. Синий - у меня остались вопросы. Красный - я не понял материал. Домашнее задание: Чтобы хорошо решать задачи на нахождение долей, следует отлично знать величины, поэтому вам задание с величинами. ( С. 65 № 304) + задание по выбору на карточке (задачка на нахождение долей и целого) | Дают ответы на вопросы. Перечисляют профессии людей. Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; знакомство с общественно важными профессиями (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Акохова Жанна Васильевна
МАОУ СОШ № 21
АГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока математики в 4 классе
Урок математики по теме "Деление многозначных чисел", разработан по материалам истории и географии Саратовской области...
Сценарий урока математики по теме «Понятие о равенствах и неравенствах», 3 класс
Урок-сказака с применением на уроке игры...
Сценарий урока математики в первом классе
Урок на тему "Числа от 1 до 10. Нумерация. Закрепление" с использованием ИКТ....
Сценарий урока математики 1 класс
В помощь учителю начальной школы на уроках математики в 1 классе...
Сценарий урока математики, 1 класс
Тема. Решение задач.Тип урока: рефлексия. УМК " Школа 2000"...
Урок Победы. Сценарий урока математики в 4 классе УМК "Перспектива"
Даеный урок позволяет сформиррвать навык работы м ногозначными числами на основе основных дат Великой Отечественной войны.Это метапредметный урок связалв себе две области, область матемаьтики и област...
Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс
Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...