Сценарий урока математики в 4 классе
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Урок математики по теме "Деление многозначных чисел", разработан по материалам истории и географии Саратовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_4_klasse.doc | 78 КБ |
prezentaciya_k_uroku_matematiki_4_klass.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
им. В.Н. Щеголева ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО
АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методическая разработка урока математики в 4 классе
УМК «Школа России» автор А.А.Плешаков
«Устные приемы деления многозначных чисел. Закрепление»
Учитель высшей категории начальных классов
МОУ СОШ № 3 им.В.Н.Щеголева
городского округа ЗАТО Светлый
Мымрикова Валентина Петровна
п.Светлый
2010 год
Интегрированный урок по математике 4 класс.
Тема: «Устные приемы деления многозначных чисел.
Закрепление»
Цели: Способствовать продвижению ученика в общем развитии,
становлению эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности; сформировать представление о математике как науке,
способствующей познанию окружающего мира, подвести к
осознанию существующих связей, способствовать развитию
внимания, памяти, воображения, математической речи, определять
значение частного с опорой на известные случаи деления;
повторить взаимосвязь между компонентами действий;
содействовать воспитанию любознательности, познанию
нового в изучении Саратовской области и сознание связи обучения
с жизнью.
Оборудование: Презентация задач на деление, в/ф о Саратове, карты Саратовской
области, книги «География Саратовской области», «История
Саратовской области»
Ход урока
І. Мотивационно-вступительная часть
- Организация начала урока.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
- Введение в урок
Мы живём в большой стране. И называем её своей Родиной. Но у каждого из
нас есть и малая Родина. Сегодня наш урок математики будет особенным
необычным. Поможет нам в работе ваше знание своей Малой Родины. На
каждом этапе урока вы будете для себя открывать новое неизвестное в
известном.
.
На доске: Р (12+24):6 Т 362:1
А 96:4:2 В 108400:2
А 32:(2·4) С 0:45
О 92000:2
- какие свойства деления помогут вычислить устно
- какие выражения устно вычислить трудно
Я предлагаю вам записать в тетрадь значения вычисленных выражений. Расположите значения выражений в порядке возрастания, подставьте буквы и вы узнаете о чём будет идти речь. (Саратов)
- На нашем уроке будут работать эксперты, которые наши вычисления будут сравнивать с данными в учебной и справочной литературе.
Эксперты: Куземко Инга и Сорокин Илья.
- Саратовская область Волгой разделена на Правобережье и Левобережье. В вычисленных значениях найдёте круглые числа. Наименьшее значение - площадь Правобережья. Наибольшее значение – площадь Левобережья. В сумме мы получаем значение площади всей Саратовской области:
54200
46000
100200кв.км.
Я предлагаю экспертам проверить наши вычисления в учебниках.
ІІ. Операционно-показательная часть
- Наша область действительно очень большая, сколько районов, мы вычислим устно, используя правила решения круговых примеров:
9·8=O
O-32=
:4=
+28=
Эксперты, вы узнали в учебниках, сколько районов в Саратовской области. А кто из ребят вычислил? Верность вычисления подтвердят эксперты.
- (на экране - задачи)
- Саратовская область протянулась с востока на запад на 575 километров, с какой скоростью должен ехать легковой автомобиль, чтобы проехать область за 5 часов?
575:5=115 км/ч
- По численности населения в Правобережье Саратовской области самый крупный Саратовский район – 45000 человек.. Самый малонаселенный- Воскресенский район, живет в 3 раза меньше населения. Сколько человек живет в Воскресенском районе?
45000:3=15000 (человек)
- Зима в Саратове длится примерно 120 дней с начала замерзания прудов до первых проталин. Период «Предзимья» составляет 4 часть от всей зимы. Это период замерзания Волги. Сколько дней замерзает Волга?
120:4=30 дней.
- Чем похожи все эти задачи?
( О Саратове; все задачи решаются делением)
Для решения задач к доске выходят ученики. Запишите выражения и выполните следующие вычисления: сумму частных увеличьте на 755 и уменьшите в 10 раз.
(115+15000+30+755):10=1590
О чём говорит вам это число?
Экспертов прошу узнать, правильно ли мы вычислили год основания города Саратова.
ІІІ. Мышечная рефлексия:
( На экране нарисован ромб с вписанным кругом, учащимся предлагается взглядом обвести вправо ромб, влево - круг 3 раза.)
ІV. Операционно-познавательная часть
(продолжение)
Продолжим изучение Саратовской области в цифрах:
12000 : 15 1600 : 64 24300 : 18 32800 : 16
Найдите значение частных с помощью свойства деления. Какое свойство можно использовать? (деление на произведение)
12000:15=12000:(3·5)=800
1600:64=1600:(8·8)=25
24300 : 18 = 24300 : (3·6) = 1350
32800 : 16 = 32800 : (4·4) = 2050
Назовите делимое, частное, а делитель – это количество ВУЗов в Саратовской области. В следующем выражении 1600- это делимое, 64- делитель, 25- частное, 25- это количество музеев в Саратовской области.
Экспертов прошу проверить ваши вычисления, а вы проверьте свои вычисления. Как проверить делимое? Умножением:
15 25 1350 2050
800 64 18 16
12000 1600 24300 32800
V. А теперь, если мы решили задачи, то узнаем о растительном и животном мире
нашей области. У вас на столах есть цветные карточки с задачами.
Задача №1
Из 1500 видов растительного мира Саратовской области, десятая часть подлежит охране, из которых только 6 часть занесены в Красную книгу. Сколько видов растений занесено в Красную книгу?
(1500:10:6=25)
Ответ:25 видов растений.
Задача №2
76 видов млекопитающих в нашей области, птиц на 184 вида больше, чем млекопитающих, а рептилий в 26 раз меньше, чем птиц. Птиц 260 видов. Рыб в 5 раз больше, чем рептилий. Сколько видов рыб в Саратовской области?
1) 76+184=260
2) 260:26=10
3) 10·5=50
Ответ: 50 видов рыб.
VІ. (Самостоятельная, проверочная работа) У каждого на парте лежит карта Саратовской области. Сегодня на уроке вы узнали нашу область в числах. Я предлагаю отметить все числа, которые вы узнали на уроке на своей карте.
VІІ. Рефлексионно - оценочная часть.
- Какой этап урока вам больше запомнился и почему?
- Оценки за урок.
Самоанализ урока
Тема: Устные приемы деления многозначных чисел. Закрепление.
Дидактическая цель: закрепление умения устного деления на многозначные числа.
Тип урока: открытие знаний по родному краю.
Вид урока: традиционный с использованием интерактивной доски.
Задачи: Способствовать продвижению ученика в общем развитии,
становлению эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности; сформировать представление о математике, как науке,
способствующей познанию окружающего мира, подвести к
осознанию существующих связей, способствовать развитию
внимания, памяти, воображения, математической речи, определять
значение частного с опорой на известные случаи деления;
повторить взаимосвязь между компонентами действий;
содействовать воспитанию любознательности, познанию
нового в изучении Саратовской области и сознание связи обучения
с жизнью.
Метод урока: деятельностный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Средства: интерактивная доска, рабочие тетради, книги «География Саратовской области», «История Саратовской области», карта Саратовской области на стене и маленькие копии у каждого ученика, презентация задач на деление, физминутка на интерактивной доске.
Я работаю по программе УМК «Школа России».
При подготовке урока были учтены основные положения методики преподавания математики в системе Л.В. Занкова.
Первой основной особенностью уроков математики по данной системе – их многоаспектность. Это переключение с одного вида деятельности на другую, что нейтрализует накопившуюся усталость, пробуждает новую волну интереса, способствует гибкости ума. Поэтому при подготовке урока я расположила задания следующим образом:
Основная тема: «Устные приемы деления многозначных чисел»
- Свойства деления (устная деятельность).
- Сложение многозначных чисел (письменная деятельность).
- Решение задач на деление (устно)
- Устные приемы деления на двухзначное число. Оценка способов (письменно)
- Проверка деления.
- Решение задач с избыточными данными (письменно)
При анализе приведенных заданий можно отметить, что основная тема урока не тонет среди остальных, а постоянно отрабатывается.
Второй особенностью уроков математики в данной системе является отсутствие четкого их разделения на привычные этапы. В приведенном уроке показано, что практически каждое задание содержит и сообщение нового, и закрепление, и повторение; включает в себя элементы этих этапов.
При подготовке урока я руководствовалась следующими требованиями, в соответствии с требованиями системы Л.В.Занкова:
- Преобладание поисковой продуктивной деятельности учащихся.
- Вовлечение в работу всех учеников на доступном для них уровне. (Сильные ученики – эксперты)
- Увязывание нового материала с ранее приобретенными знаниями.
- Использование предшествующего опыта, организации познавательной деятельности детей на уроке.
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.
Основной замысел урока - вычисление данных по Саратовской области.
Предупреждение перегрузок обеспечивалось проведением физминуток и активным переключением на различные виды деятельности.
В уроке я использовала косвенный подход к формированию навыков; не показывая готового образца, учащиеся сами искали устный способ деления на двухзначное число. Правда, это заняло больше времени, чем планировалось. Но активное вовлечение учеников в продуктивную творческую деятельность и самостоятельный поиск выполнения операции деления помогло в дальнейших уроках математики. На следующем уроке ребята легко находили верные способы устных вычислений.
Тексты задач были даны на карточках разного цвета: зеленые для более сильных учеников, красные – для слабых учеников. Сильные ученики сразу нашли лишние данные в задаче и приступили к решению. Также предложили такой вопрос, после которого задача могла решаться в 2 действия. Ученики, решающие задачу на красных листочках, решали задачу по действиям с пояснением, некоторые смогли записать выражение к задаче. Эксперты (из сильных учеников), после того как справились со своей задачей проверили решение у некоторых слабых учащихся.
Материал урока был усвоен полностью. Результатом стала самостоятельная работа на картах. Из 16 учащихся, присутствующих на уроке, самостоятельную работу на «5» выполнили 12 учеников, 3 ученика выполнили работу на «4», одна ученица выполнила на «3». Основными недочетами были неверная запись площади на карте и год основания Саратова. Продолжением работы по истории Саратова были сообщения учащихся о достопримечательностях города.
При проведении урока я следовала основному правилу: современный урок это - то время, когда ребенок познает себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, учится учиться.
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 3: Мымрикова В.П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока математики 1 класс
В помощь учителю начальной школы на уроках математики в 1 классе...
Сценарий урока математики, 1 класс
Тема. Решение задач.Тип урока: рефлексия. УМК " Школа 2000"...
Сценарий урока "Математика" 3 класс
Урок составлен по программе, изложенной в учебнике Дорофеева Г. В. / Мираковой Т. Н. Цель урока: сформировать навыки устных приемов сложения и вычитания многозначных чисел. Задачи урока:...
сценарий урока математики 1 класс "Дециметр" УМК "Школа России"
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сант...
Сценарий урока математики 3 класс (УМК "Школа России"). Тема "Деление с остатком"
Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком". К сценарию урока предлагается презентация. Урок построен по требования ФГОС. В приложении к уроку предлагаются дифференцированные задания....
Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).
Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...
Урок Победы. Сценарий урока математики в 4 классе УМК "Перспектива"
Даеный урок позволяет сформиррвать навык работы м ногозначными числами на основе основных дат Великой Отечественной войны.Это метапредметный урок связалв себе две области, область матемаьтики и област...