Сценарий урока математики в 4 классе
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Урок математики по теме "Деление многозначных чисел", разработан по материалам истории и географии Саратовской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

    им. В.Н. Щеголева   ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Методическая разработка урока математики в 4 классе

УМК «Школа России» автор А.А.Плешаков

«Устные приемы деления  многозначных чисел. Закрепление»

                                                        Учитель  высшей   категории   начальных классов

                                                        МОУ СОШ № 3 им.В.Н.Щеголева  

                                              городского округа  ЗАТО Светлый

                                                        Мымрикова Валентина Петровна

п.Светлый

2010 год

Интегрированный урок по математике 4 класс.

                Тема: «Устные приемы деления  многозначных чисел.

                          Закрепление»

                Цели: Способствовать продвижению ученика в общем развитии,

                            становлению эмоционально-волевых, нравственных качеств

                            личности; сформировать представление о математике как науке,

                            способствующей познанию окружающего мира, подвести к

                            осознанию существующих связей, способствовать развитию

                            внимания, памяти, воображения, математической речи, определять

                            значение частного с опорой на известные случаи деления;

                            повторить взаимосвязь между компонентами действий;

                            содействовать воспитанию любознательности, познанию

                            нового в изучении Саратовской области и сознание связи обучения

                            с жизнью.

Оборудование: Презентация задач на деление, в/ф о Саратове, карты Саратовской

                            области, книги «География Саратовской области», «История

                            Саратовской области»

Ход урока

І. Мотивационно-вступительная часть

  1. Организация начала урока.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

  1. Введение в урок

Мы живём в большой стране. И называем её своей Родиной. Но у каждого из

нас есть и малая Родина. Сегодня наш урок математики будет особенным

необычным. Поможет нам в работе ваше знание своей Малой Родины. На

каждом этапе урока вы будете для себя открывать новое неизвестное в

известном.

.

На доске: Р   (12+24):6                Т   362:1

    А   96:4:2                     В   108400:2

    А 32:(2·4)                     С   0:45

                                                       О   92000:2

- какие свойства деления помогут вычислить устно

- какие выражения устно вычислить трудно

Я предлагаю вам записать  в тетрадь значения вычисленных выражений. Расположите значения выражений в порядке возрастания, подставьте буквы и вы узнаете о чём будет идти речь. (Саратов)

  1. На нашем уроке будут работать эксперты, которые наши вычисления будут сравнивать с данными в учебной и справочной литературе.

Эксперты: Куземко Инга и Сорокин Илья.

  1. Саратовская область Волгой разделена на Правобережье и Левобережье. В вычисленных значениях найдёте круглые числа. Наименьшее значение - площадь Правобережья. Наибольшее значение – площадь Левобережья. В сумме мы получаем значение площади всей Саратовской области:

   54200

   46000

 100200кв.км.

Я предлагаю экспертам проверить наши вычисления в учебниках.

ІІ. Операционно-показательная часть

  1. Наша область действительно очень большая, сколько районов, мы вычислим устно, используя правила решения круговых примеров:

9·8=O

O-32=

:4=

+28=

Эксперты, вы узнали в учебниках, сколько районов в Саратовской области. А кто из ребят вычислил? Верность вычисления подтвердят эксперты.

  1.  (на экране - задачи)
  • Саратовская область протянулась с востока на запад  на 575 километров, с какой скоростью должен ехать легковой автомобиль, чтобы проехать область за 5 часов?

     575:5=115 км/ч

  • По численности населения в Правобережье Саратовской области самый крупный Саратовский район – 45000 человек.. Самый малонаселенный- Воскресенский район, живет в 3 раза меньше населения. Сколько человек живет в Воскресенском районе?

       45000:3=15000 (человек)

  • Зима в Саратове длится примерно 120 дней с начала замерзания прудов до первых проталин. Период «Предзимья» составляет 4 часть от всей зимы. Это период замерзания Волги. Сколько дней замерзает Волга?

        120:4=30 дней.

- Чем похожи все эти задачи?

( О Саратове; все задачи решаются делением)

Для решения задач к доске выходят ученики.  Запишите выражения и  выполните следующие вычисления: сумму частных увеличьте на 755 и уменьшите в 10 раз.

(115+15000+30+755):10=1590

О чём говорит вам это число?

Экспертов прошу узнать, правильно ли мы вычислили год основания города Саратова.

ІІІ. Мышечная рефлексия:

            ( На экране нарисован ромб с вписанным кругом, учащимся предлагается     взглядом обвести вправо ромб, влево - круг 3 раза.)

ІV. Операционно-познавательная часть

            (продолжение)

Продолжим изучение Саратовской области в цифрах:

12000 : 15      1600 : 64          24300 : 18          32800 : 16

Найдите значение частных с помощью свойства деления. Какое свойство можно использовать?  (деление на произведение)

12000:15=12000:(3·5)=800

1600:64=1600:(8·8)=25

24300 : 18 = 24300 : (3·6) = 1350

32800 : 16 = 32800 : (4·4) = 2050

Назовите делимое, частное,  а делитель – это количество ВУЗов в Саратовской области. В следующем выражении 1600- это делимое, 64- делитель, 25- частное, 25- это количество музеев в Саратовской области.

Экспертов прошу проверить ваши вычисления, а вы проверьте свои вычисления. Как проверить делимое? Умножением:

 15                     25                   1350                    2050

  800                  64                      18                        16

12000              1600                24300                  32800

V. А теперь, если мы решили задачи, то узнаем о растительном и животном мире

     нашей области. У вас на столах есть  цветные карточки с задачами.

Задача №1

Из 1500 видов растительного мира Саратовской области, десятая часть подлежит охране, из которых только 6 часть занесены в Красную книгу. Сколько видов растений занесено в Красную книгу?

(1500:10:6=25)

Ответ:25 видов растений.

Задача №2

76 видов млекопитающих в нашей области, птиц на 184 вида больше, чем млекопитающих, а рептилий в 26 раз меньше, чем птиц.  Птиц 260 видов. Рыб в 5 раз больше, чем рептилий. Сколько видов рыб в Саратовской области?

1) 76+184=260

2) 260:26=10

3) 10·5=50

Ответ: 50 видов рыб.

VІ.  (Самостоятельная, проверочная работа) У каждого  на парте лежит карта Саратовской области. Сегодня на уроке вы узнали нашу область в числах. Я предлагаю отметить все числа, которые вы узнали на уроке на своей карте.

 VІІ. Рефлексионно - оценочная часть.

        - Какой этап урока вам больше запомнился и почему?

        - Оценки за урок.

Самоанализ урока

Тема: Устные приемы деления  многозначных чисел. Закрепление.

Дидактическая цель: закрепление умения устного деления на многозначные числа.

Тип урока: открытие знаний по родному краю.

Вид урока: традиционный с использованием интерактивной доски.

Задачи: Способствовать продвижению ученика в общем развитии,

              становлению эмоционально-волевых, нравственных качеств

              личности; сформировать представление о математике, как науке,

              способствующей познанию окружающего мира, подвести к

              осознанию существующих связей, способствовать развитию

              внимания, памяти, воображения, математической речи, определять

              значение частного с опорой на известные случаи деления;

              повторить взаимосвязь между компонентами действий;

               содействовать воспитанию любознательности, познанию

              нового в изучении Саратовской области и сознание связи обучения

               с жизнью.

 Метод урока: деятельностный.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Средства: интерактивная доска, рабочие тетради, книги «География Саратовской области», «История Саратовской области», карта Саратовской области на стене и маленькие копии у каждого ученика, презентация задач на деление, физминутка на интерактивной доске.

   Я работаю по программе УМК «Школа России».

  При подготовке урока были учтены основные положения методики преподавания математики в системе Л.В. Занкова.

   Первой основной особенностью уроков математики по данной системе – их многоаспектность. Это переключение с одного вида деятельности на другую, что нейтрализует накопившуюся усталость, пробуждает новую волну интереса, способствует гибкости ума. Поэтому при подготовке урока я расположила задания следующим образом:

   Основная тема: «Устные приемы деления  многозначных чисел»

  1. Свойства деления  (устная деятельность).
  2. Сложение многозначных чисел     (письменная деятельность).
  3. Решение задач на деление (устно)
  4. Устные приемы деления на двухзначное число. Оценка способов (письменно)
  5. Проверка деления.
  6. Решение задач с избыточными данными  (письменно)

При анализе приведенных заданий можно отметить, что основная тема урока не тонет среди остальных, а постоянно отрабатывается.

  Второй особенностью уроков математики в данной системе является отсутствие  четкого их разделения на привычные этапы. В приведенном уроке показано, что практически каждое задание содержит и сообщение нового, и закрепление, и повторение; включает в себя элементы этих этапов.

При подготовке урока я руководствовалась следующими требованиями, в соответствии с требованиями системы  Л.В.Занкова:

  1. Преобладание поисковой продуктивной деятельности учащихся.
  2. Вовлечение в работу всех учеников на доступном для них уровне. (Сильные ученики – эксперты)
  3. Увязывание нового материала с ранее приобретенными знаниями.
  4. Использование предшествующего опыта, организации познавательной деятельности детей на уроке.
  5. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

Основной замысел урока  -  вычисление данных по Саратовской области.

Предупреждение  перегрузок обеспечивалось  проведением физминуток  и активным переключением на различные виды деятельности.

 В уроке я использовала косвенный подход к формированию навыков; не показывая готового образца,  учащиеся сами искали устный способ деления на двухзначное число. Правда, это заняло больше времени, чем планировалось. Но активное вовлечение учеников в продуктивную творческую деятельность и самостоятельный поиск выполнения операции деления  помогло в дальнейших уроках  математики. На следующем уроке ребята легко находили верные способы устных вычислений.

  Тексты задач были даны  на карточках  разного цвета: зеленые для более сильных учеников, красные – для слабых учеников.   Сильные ученики сразу нашли лишние данные в задаче и приступили к решению. Также предложили  такой вопрос, после которого задача могла решаться в 2 действия. Ученики, решающие задачу на красных листочках,  решали задачу по действиям с пояснением, некоторые смогли записать выражение к задаче. Эксперты (из сильных учеников), после того как справились со своей задачей проверили решение у некоторых слабых учащихся.

     Материал урока был усвоен полностью. Результатом стала самостоятельная работа на картах. Из 16 учащихся, присутствующих на уроке, самостоятельную работу на «5»  выполнили 12 учеников, 3 ученика выполнили работу на «4», одна ученица выполнила на «3». Основными недочетами были неверная запись площади на карте и год основания Саратова. Продолжением работы по истории Саратова  были сообщения учащихся о достопримечательностях города.  

 При проведении урока я следовала основному правилу: современный урок это -  то время, когда ребенок познает себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, учится учиться.  

                 Учитель начальных классов МОУ СОШ № 3: Мымрикова В.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока математики 1 класс

В помощь учителю начальной школы на уроках математики в 1 классе...

Сценарий урока математики, 1 класс

Тема. Решение задач.Тип урока: рефлексия. УМК " Школа 2000"...

Сценарий урока "Математика" 3 класс

Урок составлен по программе, изложенной в учебнике Дорофеева Г. В. / Мираковой Т. Н. Цель урока: сформировать навыки устных приемов сложения и вычитания многозначных чисел. Задачи урока:...

сценарий урока математики 1 класс "Дециметр" УМК "Школа России"

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сант...

Сценарий урока математики 3 класс (УМК "Школа России"). Тема "Деление с остатком"

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком". К сценарию урока предлагается презентация. Урок построен по требования ФГОС. В приложении к уроку предлагаются дифференцированные задания....

Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...

Урок Победы. Сценарий урока математики в 4 классе УМК "Перспектива"

Даеный урок позволяет сформиррвать навык работы м ногозначными числами на основе основных дат Великой Отечественной войны.Это метапредметный урок связалв себе две области, область матемаьтики и област...