Внеурочная деятельность по математике "Математическая мозаика"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 2 класса по математике состоит из 32 занятий, направленных на развитие логики и мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_matematicheskaya_mozaika_2_klass.docx | 237.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
по внеурочной деятельности
«Математическая мозаика»
в 2 классе НОО
Составители:
Мамченко Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10 с углублённым изучением
отдельных предметов»,
высшая квалификационная категория
Ангарск, 2018 г
Пояснительная записка
Перед учителем в настоящее время стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их учиться самостоятельно.
Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе, это умение развивает наука математика.
Систематическое овладение азами этой науки невозможно без решения логических и нестандартных задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с начальной школы с 1 класса.
Задача учителя - привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у них умение преодолевать трудности при решении задач и вообще при любой работе, связанной с учебной деятельностью. И одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Актуальность данного курса определена тем, что он:
- дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике;
- создает условия для развития умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу;
- направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
- закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Курс «Математическая мозаика» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности и рассчитан на 2 года обучения, представляет собой систему занятий для учащихся 2 классов. Курс рассчитан во 2 классе на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия во 2 классе – 40 минут.
Данная рабочая программа по факультативу «Занимательная математика» разработана для обучающихся 2 класса на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013
- авторской программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.
- основной образовательной программы МБОУ «СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов на 2017-2018 г.» и программой «Одарённые дети».
Цель курса: сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических задач.
Задачи курса:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- научить правильно применять математическую терминологию;
- формировать приемы умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), навыков исследовательской деятельности, контроля и самоконтроля;
- формировать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Принципы программы:
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.
- Принцип научности
Учащиеся усваивают научные методы решения задач, учатся раскрывать существенные связи и зависимости в рассматриваемом материале, устанавливать закономерности.
- Принцип систематичности.
Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.
- Принцип занимательности.
Занятия должны быть разнообразны по форме и интересны по содержанию.
- Принцип успешности.
Положительный эмоциональный настрой на каждом занятии. Учителю необходимо замечать, поддерживать даже самые маленькие успехи в решении нестандартных заданий.
- Принцип практической направленности.
Курс осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, направлен на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
В структуре каждого занятия можно выделить четыре основных этапа:
1этап – «Математическая разминка». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. Сюда включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности.
2 этап - теоретическая часть. На этом этапе кратко характеризуются основные понятия изучаемого раздела, даются теоретические выкладки, необходимые для выполнения практических заданий.
3 этап – практическая часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления.
4 этап - рефлексия. На данном этапе необходимо выявить уровень осознания содержания пройденного и оценить эмоциональное состояние обучающихся.
Каждое занятие курса желательно сопровождать мультимедийной презентацией. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. При использовании презентации беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они помогают учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал.
Предполагаемые результаты.
Занятия по программе курса «Математическая мозаика» должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности, успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, необходимой для решения практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы выполнения заданий, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых математических фактов и явлений;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
- принимать роль в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- оценивать правильность выполнения действий и своевременно их корректировать.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать способ выполнения задания;
- находить сходства, различи, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- формулировать проблему;
- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать способ решения логических задач на основе анализа различных вариантов;
- строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в группах, парах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнеров;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь планировать собственную и совместную деятельность;
- принимать самостоятельные решения.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных и нестандартных задач;
- участие в муниципальных и дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Содержание занятий
2 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Часы | Дата | ИКТ | Деятельность обучающихся |
1 | Математическая мозаика. | 1 | Сентябрь | Презентация. | Решение задач. Повторение изученного в 1 классе. |
2. | Игры. Крестики-нолики. | 1 | Сентябрь | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 100) | |
3. | Математические игры. | 1 | Сентябрь | Интерактивная игра. | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через разряд)». |
4. | Прятки с фигурами. | 1 | Сентябрь | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |
5. | Секреты задач. | 1 | Октябрь | Презентация. | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6 . | «Спичечный» конструктор. Построение конструкций. | 1 | Октябрь | Интерактивное приложение. | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
7. | «Спичечный» конструктор. Конструирование. | 1 | Октябрь | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |
8. | Геометрический калейдоскоп. Танграм. | 1 | Октябрь | Презентация. | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9. | Числовые головоломки. | 1 | Ноябрь | Презентация. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
10. | Игры. «Шаг в будущее» | 1 | Ноябрь | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |
11. | Геометрия вокруг нас. | 1 | Ноябрь | Презентация. | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12. | Магические квадраты. | 1 | Декабрь | Интерактивное приложение. | Знакомство с историей и с принципом заполнения магических квадратов. Построение и решение магических квадратов. |
13. | Магические квадраты. | 1 | Декабрь | Построение и решение магических квадратов. Рассмотрение разных вариантов. | |
14. | Задачи на переливание | 1 | Декабрь | Интерактивное приложение. | Решениезадач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи. |
15. | Математическое путешествие. | 1 | Декабрь | Интерактивное приложение. | Решение задач. Объяснение решений. |
16. | Игры. «Новогодний серпантин» | 1 | Январь | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи в группе со взаимопроверкой. | |
17. | Головоломки. «Новогодний серпантин» | 1 | Январь | Интерактивная игра. | Решение математических головоломок. |
18. | Математические игры. «Вычитание в пределах 1000». | 1 | Февраль | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000». | |
19. | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | Февраль | Презентация. | Определение времени по часам с циферблатом с подвижными стрелками и решение задач. |
20. | Геометрический калейдоскоп. Конструирование. | 1 | Февраль | Задания на разрезание и составление фигур. | |
21. | Головоломки с лишними данными. | 1 | Февраль | Презентация. | Расшифровка закодированных слов. |
22. | Секреты задач. | 1 | Март | Презентация. | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
23. | Ребусы. «Что скрывает сорока?» | 1 | Март | Презентация. | Решение и составление ребусов |
24. | Интеллектуальная разминка. | 1 | Март | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |
25. | Дважды два – четыре. Математические пирамиды. | 1 | Март | Интерактивное приложение. | Нахождение площади и периметра нестандартных фигур. |
26. | Дважды два – четыре. Математические пирамиды. | 1 | Апрель | Интерактивная игра. | Нахождение площади и периметра нестандартных фигур. |
27. | Дважды два – четыре. Игра «Не собьюсь». | 1 | Апрель | Решение нестандартных задач. | |
28. | В царстве смекалки. | 1 | Апрель | Проект. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
29. | Интеллектуальная разминка. | 1 | Апрель | Интерактивная игра. | Решение математических головоломок, занимательных задач. |
30. | Составь квадрат. | 1 | Апрель | Интерактивное приложение. | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей и нахождение их площади и периметра. |
31. | Мир занимательных задач. | 1 | Май | Решениезадач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. | |
32. | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. | 1 | Май | Интерактивная игра. | Решениеобратных задач и заданий. Задача «о волке, козе и капусте»- работа в паре. |
33. | Поиск фальшивых монет. | 1 | Май | Решениезадач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи. | |
34. | Математическая эстафета. | 1 | Май | Решение олимпиадных задач в группе. |
Содержание занятий.
2 класс
Тема 1. Математическая мозаика.
Решение задач. Повторение изученного в 1 классе.
Тема 2. Крестики-нолики
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 100)
Тема 3. Математические игры
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через разряд)».
Тема 4. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Тема 5. Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Тема 6. Спичечный» конструктор. Построение конструкций.
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 7. Спичечный» конструктор. Конструирование.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Тема 8. Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
Тема 9. Числовые головоломки. Танграм.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
Тема 10. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Спички», «Полимино», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Тема 11. Геометрия вокруг нас
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 12. Магические квадраты
Знакомство с историей и с принципом заполнения магических квадратов.
Построение и решение магических квадратов.
Тема 13.Магические квадраты
Построение и решение магических квадратов. Рассмотрение разных вариантов.
Тема 14. Задачи на переливание
Решение задач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи.
Тема 15. Математическое путешествие
Решение олимпиадных задач.Объяснение решений.
Тема 16.Игры. «Новогодний серпантин»
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи в группе со взаимопроверкой.
Тема 17. Головоломки. «Новогодний серпантин»
Решение математических головоломок.
Тема 18. Математические игры «Вычитание в пределах 1000».
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000».
Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Тема 20. Геометрический калейдоскоп. Конструирование.
Задания на разрезание и составление фигур.
Тема 21. Головоломки с лишними данными
Расшифровка закодированных слов.
Тема 22. Секреты задач
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
Тема 23. Ребусы. «Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Нахождение площади и периметра нестандартных фигур.
Тема 25. Дважды два — четыре. Математические пирамиды.
Нахождение площади и периметра нестандартных фигур.
Тема 26.Дважды два — четыре. Математические пирамиды.
Решение нестандартных задач.
Темы 27.Дважды два – четыре. Игра «Не собьюсь»
Решение нестандартных задач.
Тема 28. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 29. Интеллектуальная разминка.
Решение математических головоломок, занимательных задач.
Тема 30. Составь квадрат
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Тема 31. Мир занимательных задач
Решениезадач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.
Тема 32Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений.
Решениеобратных задач и заданий. Задача «о волке, козе и капусте»- работа в паре.
Тема 33. Математические фокусы
Решениезадач, имеющих несколько решений. Нестандартные задачи.
Тема 34. Математическая эстафета
Решение олимпиадных задач в группе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Материалы для учителя:
Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Материалы для учащихся:
Кочурова Е. Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.– М.: Вентана-Граф
Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Кубики (игральные) с точками и цифрами.
Комплекты карточек с числами.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки).
Измерительные приборы: весы, часы.
Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
Набор «Геометрические тела».
Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание в пределах 10, 20, 1000», «Умножение и деление».
Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика»
Электронно-программное обеспечение:
Электронное издание. Математика и конструирование. – М.: ООО ДОС Калуга, 2006
Интернет-ресурсы
- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
- http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
- http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
- http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
- http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
- http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Портал Внеурока.ru( http://vneuroka.ru)
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно – звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике курса (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Приложение
2 класс
Примерные разработки занятий или их частей.
Тема 1. Математическая мозаика.
«Разминка»
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
- На дереве сидели три птички, К ним прилетели еще две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке?
- Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый, если все сыграли поровну?
- Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?
- На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?
Решение задач.
1.Рассматривая рисунки снежинок, дети насчитали 24 луча. Каждая снежинка имела 6 лучей. Сколько было снежинок?
2.В трёхэтажном доме жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. Какой котенок, на каком этаже жил?
3.У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок и восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? 10
4.Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек стоят дороже 5 карандашей? 75
5.Используя все известные тебе арифметические действия и скобки,
составь равенства.
5 5 5 5 = 6 5 5 5 5 = 7 5 5 5 5 = 30
Тема 2. Крестики-нолики
«Разминка»
1. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
3. Горело 9 свечей. 3 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 3 свечи, которые погасли, остальные сгорели)
4. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
5. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
Решение задач.
1. К празднику ученики должны украсить площадь прямоугольной формы 12 флажками так, чтобы было со всех сторон по 4 флажка. Как это сделать? (По углам флажки и по 2 флажка с каждой стороны)
2. В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и две сестры. Другой ребенок говорит, что у него одна сестра и два брата. Сколько детей в семье, девочек и мальчиков? (4 человека; 2 девочки и 2 мальчика)
3.Игра «Танграм»
Тема 3. Математические игры
«Разминка»
1. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице? (3 человека)
2. Задачи в стихах.
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Решение задач.
1. Сколько различных трёхзначных чисел можно записать тремя различными цифрами? (6 чисел)
2. Две соседки измеряли длину своих дачных участков. Первая, измеряя длину, поставила 7 колышков через каждые 2 метра, вторая поставила 13 колышков через каждый метр. У кого участок длиннее? (Одинаковые)
3. На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное? (На 1)
4.Масса наполненной мёдом бочки 17 кг. Если же она заполнена наполовину, то её масса равна 9 кг. Какова масса пустой бочки? (1кг)
5. Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка?
Ответ: У Оли - слоник, у Кати - медвежонок, у Гали - зайчик.
Тема 4. Прятки с фигурами
«Разминка»
- Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, а в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (6)
- Мальчик написал на бумажке число 99 и говорит своему другу: «Не производя никакой записи, уменьши это число на 33 и покажи мне ответ». Недолго думая, друг показал ответ. (Он перевернул бумажку и получил 66. 99-33=66)
- Один ослик нёс 12 кг муки, в мешке не больше его головы, а другой – 12 кг хлопка, из-за которого не видно было ослика. У кого поклажа тяжелее? (одинаковая)
- У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
- День, который был перед сегодняшним? (вчера)
Решение задач.
1.Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет волос не соответствует фамилии. «Правильно!» - ответил Белов. Какого цвета волосы у каждого мальчика? (У Белова – рыжие, у Черного – белые, у Рыжова – чёрные)
2.На сколько частей разделили отрезок, если на нём поставили 3 точки? (4)
3.Костя стоит в хороводе. Пятый слева от Кости тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе? (11 человек)
Тема 5. Секреты задач.
«Разминка»
- У пчёлки глаз столько, сколько у тебя, да ещё столько, да ещё полстолька. Сколько же у неё глаз? (2+2+1=5)
- В каком женском имени тридцать «Я»? Зоя.
- Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)
- Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (8 год пойдёт)
- Бывает речной, морской, сахарный. (Песок)
Решение задач.
1. Длина спички 5 см. Как из 13 спичек сложить метр? (сложить слово метр)
2. Сара провела у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а её младшая сестра в ту же неделю — среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней гостили девочки у бабушки? (6 дней)
3. В автобусе ехало7 человек. На первой остановке вышло 3 пассажира, а село 12. Наследующей — вышли 9 человек, зашли 5. Далее — вышли 7, зашли 8. Сколько было остановок? (3 остановки)
4. Аскар дал младшему брату половину своих яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Аскара? (2 яблока)
Темы 6–7. «Спичечный» конструктор
«Разминка»
- У меня шесть сыновей. У каждого сына есть родная сестра. Сколько у меня детей? (7)
- В темноте Ксюша увидела 6 пар кошачьих глаз. Сколько пар ног у этих кошек? (12 пар)
- Название какого месяца короче всех? (май)
- Трое играли в шашки. Сколько партий сыграл каждый, если всего сыграно 3 партии? (2 партии)
- Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? (6)
Решение задач.
1. Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
А) Далее убери 4 спички так, чтобы осталось 2 одинаковх квадрата.
Б) В фигуре, построенной первоначально, убери 2 спички так, чтобыосталось 2 квадрата разного размера.
Тема 8. Геометрический калейдоскоп
«Разминка»
- Сын моего отца. Кто это? (Брат)
- Двадцать четыре часа, а иначе … (сутки)
- Какие часы показывают точное время лишь два раза в сутки? (сломанные)
- Какой знак надо поставить между 4 и5, чтобы получилось число больше 4 и меньше 5? (4<5)
- Сколько штук в дюжине? (12)
Решение задач.
1.Карлсон хочет угостить своих друзей круглым пирогом. Какое наибольшее число кусков можно получить, сделав 3 разреза?
2. Деревянный кубик раскрашен в зелёный цвет. Его ребро 3 см. Кубик распилили на кубические сантиметры. Сколько получилось кубиков, окрашенных с 3 сторон?
3. На окружности отметили несколько точек. Через каждые две точки провели прямую. Получилось 10 прямых. Сколько точек было отмечено?(5)
4. Сумма каких двух цифр на циферблате механических часов, расположенных напротив друг друга, равна 12? (9 и 3)
Тема 9. Числовые головоломки
Решение задач.
1. Если до полночи оставалось три часа, то сколько было времени? (9 часов вечера)
2. Поставь между цифрами знаки «+» или « – » так, чтобы в результате получилось равенство.
20 30 40 50 60 70 = 30
3. Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8.
4. Имеются одинаковые по виду старинные монеты. Две из них имеют одинаковую массу, третья – легче. Как одним взвешиванием без гирь обнаружить её?
Тема 10. «Шаг в будущее»
«Разминка»
1. Идет охотник из лесу, а навстречу ему еще два охотника. Сколько всего охотников идет из лесу?
2. Летят утки в ряд. Пятая утка посередине. Сколько всего уток?
3.Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф играли в шашки. Всего было сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый?
Решение задач.
1. В коробке было 7 больших и 8 маленьких пуговиц. Сколько пуговиц взяли из коробки, если их осталось 9?
2. Ученик записал все круглые числа из первой сотни, включая и 100. На написание каждой цифры он затратил одну секунду. Сколько всего секунд он затратил? (Запиши все числа и сосчитай)
3. На левую чашку весов положили арбуз, массой 6 кг, а на правую – дыню. Чтобы уравновесить весы, пришлось поставить на чашку с дыней еще гирю в 2 кг. На сколько килограммов арбуз тяжелее дыни?
4. В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?
5. У Нины 7 открыток, у Оли на 4 открытки меньше. Сколько открыток Нина отдала Оле, если теперь у девочек открыток поровну?
Тема 11. Геометрия вокруг нас
Решение задач.
1. Буратино начертил 3 прямые линии. На каждой их них отметил три точки. Всего буратино отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал.
2. Сосчитай сколько квадратов на рисунке. Запиши ответ.
3. На столе лежат пятиугольники и прямоугольники. Известно, что всего у них 27 вершин. Сколько прямоугольников на столе?
4. Периметр квадрата равен 8 сантиметрам. Из трёх таких квадратов сложили прямоугольник. Чему равен периметр полученного прямоугольника?
5. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника?
Тема 12. Магические квадраты
«Разминка»
1.В детской пирамиде на большее кольцо кладётся меньшее. Красное кольцо меньше зелёного, но больше синего. Жёлтое кольцо больше зелёного. Сделай рисунок пирамидки.
2.Сколько надо прострочить швов, чтобы сшить в одно полотно 4 куска ткани? Рисунок.
3.Бублик разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
4.Как получить 3, используя пять одинаковых цифр и знаки действия?
5.Посадили 7 ёлочек, а между ними поставили по одной скамейке. Сколько скамеек?
Решение задач.
1. Даны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Часть из них расставлена по клеткам Требуется расставить остальные числа, чтобы в сумме получалось 15.
1 | ||
5 | ||
4 |
2. Впишите в клетки числа так, чтобы их сумма по вертикали, горизонтали и диагоналям была равна 15.
7 | 6 | |
4 |
Тема 13.Магические квадраты
Решение задач.
9 | ||
6 | ||
5 |
1. Даны числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Требуется вписать их в клетки квадрата так, чтобы в любом направлении в сумме получилось одно и то же число. Часть чисел уже вписана в квадрат.
2. Даны числа 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. Два их них вписаны в клетки квадрата. Впишите остальные так, чтобы в любом направлении получилось в сумме одно и то же число.
9 | ||
8 |
3. Даны числа: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. Впишите их в клетки квадрата так, чтобы в любом направлении получилось одно и то же число.
4. Даны числа 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18. Впишите их в клетки квадрата так, чтобы в любом направлении получилось в сумме одно и то же число.
Тема 14. Задачи на переливание
Решение задач.
1. Как отмерить 2 литра, имея 5-литровый и 3-литровый сосуд.
Удобно записывать решение и в горизонтальную таблицу.
2. У дачницы было две емкости для воды – одна 9 л, а вторая – 4 л. Для разведения удобрения ей требовалось отлить 6 л воды. Посоветуй, как отлить 6 литров воды.
3. Для разведения картофельного пюре быстрого приготовления "Зеленый великан" требуется 1 л воды. Как, имея два сосуда емкостью 5 и 9 литров, налить 1 литр воды из водопроводного крана?
4. Как с помощью 2-литровой и 5-литровой банок отмерить ровно 1 литр?
5. Как, имея пятилитровое ведро и девятилитровую банку, набрать из реки ровно три литра воды?
Тема 15. Математическое путешествие
«Разминка»
1.Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
2.У семи братьев по 1 сестре. Сколько детей в семье?
3.В живом уголке живут 2 попугая, 4 хомяка и 1 морская свинка. Сколько всего зверей?
4.По линейке в 10 см ползла улитка. Каждый день она проползала по 4 см. Сколько дней ползла улитка?
5.Два отца и 2 сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый из них?
Решение задач.
1. На одной чаше весов находится 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше — 4 яблока и 4 груши. Что легче: яблоко или груша? (Масса яблока и груши одинаковая)
2. Мама закупила продукты: 1 кг соли, 2 кг гречки, 3 кг риса, 4 кг сахара, 5 кг моркови, 6 кг лука, 7 кг картофеля. Как разложить продукты в два пакета, чтобы их масса была одинаковая. (По 14 кг в каждый пакет несколькими различными вариантами)
3. На день рождения Винни-Пуху подарили бочонок с мёдом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину мёда, то бочонок с оставшимся мёдом стал весить 4 кг. Какова масса пустого бочонка?(1 кг)
4. Рыбак поймал 29 рыб. Из них карасей на 3 больше, чем щук. Сколько карасей и сколько щук поймал рыбак? (16 карасей и 13 щук)
5. Через 7 лет Данил будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет Данилу сейчас? Сколько лет будет через 7 лет? (Сейчас 7 лет, будет 14)
Темы 16–17.Игры «Новогодний серпантин»
«Разминка»
1. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?
2. Праздничная свеча сгорает за 20 минут. Одновременно зажгли 10 таких же свечей. Сколько они будут гореть?
Решение задач.
1. Вставь числа и знаки "+" или "-", чтобы записи были верными:
23+6=49 ...□□
29–7•19+ □
15 – 9•4+□
- 30 ...□= 5
2.Восстанови пример на сложение: поставь вместо звездочек цифры 1, 2, 3, 4 и 5, используя каждую только один раз. Найди несколько решений.
* * + 3 * + *= 60
3. На базаре 5 бочек, полных бензина, 11 бочек полупустых и 8 бочек пустых. Как разделить эти бочки между двумя предприятиями так чтобы они получили поровну и бензина и бочек?
4. На верхней полке на 5 книг меньше, чем на средней полке, и на 10 книг больше, чем на нижней.
Сколько книг на трёх полках, если на верхней полке15 книг?
5. Если всю ткань из рулона разрезать на 2 куска одинаковой длины, то каждый кусок ткани будет по 15 метров. Сколько всего ткани останется в рулоне, если от него хотят отрезать 25 метров?
6. В двух коробках 29 карандашей. Когда из одной коробки взяли 7 карандашей, а из другой – 2, то карандашей в коробках осталось поровну. Сколько карандашей было в каждой коробке?
7. Ваня разложил на столе камешки на расстоянии 2см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10см?
8. В двух ящиках для уроков рисования хранились цветные карандаши, по 20 пачек в каждом. Перед уроком рисования учительница взяла несколько пачек из одного ящика. А затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько пачек осталось в обоих ящиках?
9. Толя, Шурик и Антон были на рыбалке. Каждый из них поймал разное количество рыб. Толя и Шурик вместе поймали 6 рыб, а Антон и Толя — 4 рыбы. Сколько рыб поймал каждый из мальчиков? (Толя — 1 рыбу, Шурик — 5, Антон — 3).
10. В 12 часов ночи шел снег. Может ли через несколько дней в это же время быть солнечная погода? ( Нет, это ночь).
Тема 18. Математические игры «Вычитание в пределах 100»
«Разминка»
1.Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле: карандаш или ручка?
2.Пришёл мельник на мельницу. В каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка. Сколько ног?
3.Длина бревна 10 метров. Рабочий за 2 минуты отпиливает по 1 метру. За сколько минут будет распилено бревно?
4.Витя нарисовал 3 фигуры: треугольники и квадраты. Всего у фигур получилось 11 вершин. Сколько треугольников и квадратов нарисовал Витя?
5.Валя – брат Саши, но Саша Вале не брат. Кто Саша?
Решение задач.
1. Три брата поймали 29 бычков. Когда один брат отдал кошке 6штук, второй – 2, а третий – 3,то у каждого брата осталось ровное число бычков. Сколько бычков поймал каждый из братьев?
2. Раздели 5 пряников поровну между шестью девочками, не разрезая ни одного пряника на 6 равных частей?
3. Бабушка ждала в гости внуков и испекла 16 пирожков. Если она даст внукам по 5 пирожков, то 1 пирожок останется, если по 6 пирожков – двух не хватит. Сколько внуков должны приехать в гости к бабушке?
4. А. Б, В, Г – сокращённая запись имён четырёх человек. Сообщим данные: Б – сын А, А – мать Г, В – сестра Г. Кем приходятся друг другу Б и В?
Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»
Решение задач.
- Сергей ехал в школу на велосипеде. Занятия в школе начинаются в 9 часов. В 8 часов 40 минут он уже проехал половину пути. Если Сергей будет продолжать ехать с такой же скоростью, то приедет в школу за 10 минут до начала занятий. Сколько минут он ехал в школу?
- Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомобиля. Сколько всего машин ехало в село?
3.На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежат 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши. На другой чашке – 4 таких же яблока и 4 таких же груши. Что легче: яблоко или груша?
4.На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?
5.Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
6.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
Тема 20. Геометрический калейдоскоп.Конструирование.
Решение задач.
1.Дети построились в колонну парами. Петя оглянулся и увидел 2 пары, потом посмотрел вперёд и увидел 3 пары. Сколько всего детей шло в колонне?
2.Брат и сестра пришли в школу одновременно. Брат шёл быстрее. Кто из них раньше вышел?
3.Три мальчика играли в шахматы. Всего было сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый, если все сыграли поровну?
4.Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?
5.На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска?
Тема 21. Головоломки
«Разминка»
1.Какое число надо прибавить к 7, чтобы получилось наибольшее однозначное число?
2.Волка нельзя посадить рядом с овцой и собакой, собаку рядом с волком и кошкой. В каком порядке надо посадить животных?
3.Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?
4.В магазине было 3 холодильника. Продали меньше, чем осталось. Сколько холодильников продали?
5.Сестре 2 года, а брату 5 лет. Сколько лет будет сестре, когда брату будет 8 лет?
Решение задач.
1. Расшифруй пример: АУ+УА=СОС, если одинаковые буквы обозначают одинаковыецифры, а разные буквы – разные цифры?
2. Имеется семь гирь массами: 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64г. Как их уравнять на чашечных весах?
3. АА+А=БОВ
АБхБ=1В1 Подбери значения букв, чтобы равенство было верным. Одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры.
4. Отгадай задуманное трёхзначное нечётное число, если все 3 цифры различные, а их сумма равна 3.
Тема 22. Секреты задач
«Разминка»
1.За столом сидит муж с женой да брат с сестрой. Сколько всего человек?
2.Врач выписал Кате 6 таблеток и велел принимать по одной каждый час. Через сколько часов будут приняты все таблетки?
3.Косте подарили журнал «Миша» с 4 по 7 номер. Сколько журналов подарили Косте?
4.Красная Шапочка несла бабушке пирожки. Больше всего было пирожков с капустой, а с мясом – меньше, чем с яблоками. Сколько всего было пирожков, если с капустой было 3?
Решение задач.
1. Коротышки из Солнечного города решили заниматься спортом. Гимнастику выбрали 15 коротышек, бокс - на 5 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 4 больше, чем бокс. Сколько коротышек занялись спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки?
В таблице записано, сколько мальчиков и сколько девочек посетили школьную выставку цветов за 5 дней.
День недели | Девочки (чел.) | Мальчики (чел.) |
Понедельник | 8 | - |
Вторник | - | 2 |
Среда | - | - |
Четверг | 5 | - |
Пятница | 6 | 7 |
Ответьте на вопросы:
Сколько мальчиков посетили выставку во вторник? ___________
Сколько девочек посетили выставку за 5 дней? _______________
Сколько всего мальчиков и девочек посетили выставку за 5 дней? _________
В какой из дней выставку посетили и мальчики, и девочки? _______________
2. В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили? Напиши ответ в таблицу.
3. В колесе 10 спиц. Сколько между ними промежутков?
4. Из 6 спичек составь треугольник с равными сторонами, а затем положи ещё 3 спички так, чтобы стало 5 треугольников.
5. У Емели два ведра вместимостью по 10 литров каждое. Но в одно ведро у него зачерпнулось 7 литров, а во второе – 8 литров. Как ему дома из вёдер вылить ровно 5 литров?
Тема 23. Ребусы. «Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Решение задач.
1.В семье дровосека было четверо сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
2.У хозяйки два пустых бидона ёмкостью 4 литра и 3 литра. Как ей при помощи их отмерить соседке два литра молока? А можно ли отмерить эти два литра при помощи только одного из этих бидонов?
3.Есть 5 домов и каждые соединены тропинкой. Сколько всего тропинок? Рисунок.
4.Купили 9 мячей красного и зелёного цвета. Красных мячей было больше, чем зелёных. Укажи все способы покупки этих мячей.
5.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Решение задач.
1. Пять рыбаков за 5 часов выпотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков выпотрошат 100 судаков? (Они работают с постоянной скоростью)
2.Двое друзей, чтобы ехать вместе, договорились сесть в пятый вагон поезда. Но один сел в пятый вагон этого поезда с конца, а другой - в пятый вагон с начала. Сколько должно быть всего вагонов в поезде, чтобы друзья действительно оказались в одном вагоне?
3.Врач назначил больному три укола, по одному через каждый час. За какое время будут сделаны все уколы?
4.Построй замкнутую ломаную линию, состоящую из трёх звеньев и проходящую через 4 точки.
* *
* *
5.Заполни пустые клетки так, чтобы квадраты стали магическими. В каком случае это невозможно сделать?
13 | ||
14 | ||
15 | 10 | |
20 | ||
15 | 25 | 30 |
6 | 16 | |
8 | ||
10 |
6.Есть два кувшина емкостью 5 л и 9 л. Нужно набрать из источника 7 л воды, если можно пользоваться только кувшинами.
Тема 25. Дважды два — четыре. Математические пирамиды.
Решение задач.
1.Как быстрее сосчитать сумму:
1+2+3+4+5+6+7+8+9?
2. Вдоль прямой дороги поставили 4 столба на равном расстоянии друг от друга. Расстояние между первым и последним столбом равно 120 м. Сколько метров между каждыми двумя соседними столбами?
3.Таня считает, что если число делится на 2 и 4, то оно обязательно должно делиться на сумму этих чисел, то есть на 6. Приведи опровергающий пример.
4.У Саши было 10 пятирублёвых монет, а у его сестры – 2 десятирублёвые. Саша дал сестре несколько монет, и денег у них стало поровну. Сколько монет Саша дал сестре?
5.Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 127, 640, 529, 51, 333.
Тема 26.Дважды два — четыре. Математические пирамиды.
«Разминка»
1.Сколько ног у трёх пауков и двух муравьёв?
2.Миша, Коля и Дима помогали собирать урожай – вишню, смородину и крыжовник. Каждый из них собирал что-то одно. Кто что собирал, если известно, что больше всего было собрано смородины, Миша не собирал крыжовник, а Миша и Коля вдвоём набрали ягод меньше, чем Дима?
3.На ферме у Матвея живут куры и свиньи, причём тех и других поровну. Сколько ног может быть у всех этих животных? Выбери: 16, 22, 26, 48, 52.
4.Три юных кенгурёнка, Кенг, Гур и Ру, сидят на весах. Если с весов спрыгнет Гур, то весы покажут 4 кг, а если спрыгнет Ру, то весы покажут 5 кг. Сколько весят все кенгурята вместе?
5.Через шесть с половиной часов наступит полночь. А сейчас который час?
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Темы 27.Дважды два – четыре. Математические пирамиды.
Решение задач.
1.Между первым и вторым этажом 20 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между первым и пятым этажами?
2.В коробке лежат 3 красных и 5 синих шариков. Из коробки, не глядя, достали 2 шарика. Можно ли утверждать, что взятые шарики одного цвета? Сколько надо достать шариков, чтобы среди них обязательно оказалось хотя бы 2 шарика одного цвета?
3.В двух вазах поровну конфет. После того как из одной вазы взяли 4 конфеты, а в другую положили 4 конфеты, в обеих вазах осталось 18 конфет. Сколько конфет было в каждой вазе вначале?
4.Сколько на чертеже:
А) Прямых?___
Б) Лучей?___ __________________________
В) Отрезков?___
5.Олег задумал число, вычел из него 26, прибавил 31, вычел 45, прибавил 9 и получил 44. Какое число он задумал?
Тема 28. В царстве смекалки
Решение задач.
1.Кузнец подковал 7 лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
2.Запиши все возможные двузначные числа, составленные лишь с помощью цифр 0,1,3,5.
3.Сколько прямоугольников на рисунке?
4.На сколько сантиметров уменьшится периметр прямоугольника, если каждую его сторону уменьшить на 1 см?
5.Записаны по порядку все числа от 1 до 100. Сколько раз в этой записи встречается цифра 2?
6. Аня, Саша и Лена купили шарики трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. У Ани не красный и не зелёный шарик, а у Лены – не зелёный. У кого какой шарик?
Тема 29. Интеллектуальная разминка.
Решение задач.
1.Вдоль прямой дороги посадили в ряд 10 елей. Расстояние между любыми двумя соседними елями 10 м. Какое расстояние между крайними елями?
2.Составьте все двузначные и трёхзначные числа, которые можно записать с помощью цифр 5 и 0 (цифры в числе могут повторяться).
3.Можно ли из водопроводного крана, имея лишь два сосуда объёмом 3л и 5л, отмерить в 5-литровый сосуд ровно 4 л воды.
4.Впиши в кружки числа 1,2,3,4,5 и 6 так, чтобы сумма по всем сторонам треугольника была равна 12.
5.Разделите прямоугольный пирог двумя разрезами на 2 треугольные и 2 четырёхугольные части.
Тема 30. Составь квадрат
Решение задач.
1.Как звали отца детей, если полное имя мальчика Иван Петрович, а его дедушку зовут Николай Михайлович?
2.Девочка сорвала себе 8 яблок, а брату на 4 меньше. Сколько яблок девочка должна отдать брату, чтобы яблок у них стало поровну?
3.Коля собрал в лесу 10 грибов, причём рыжиков было на 2 меньше, чем груздей. Сколько рыжиков и груздей собрал Коля?
4.За 2 часа бабушка напряла 4 клубка пряжи. А на жилетку деду нужно 6 клубков. Сколько часов бабушка пряла пряжу на жилетку деду?
5.Вера угостила подружек 11 порциями мороженого. Каждой она дала по 2 мороженых и ещё 3 осталось. Сколько подружек у Веры?
Тема 31. Мир занимательных задач
Решение задач.
1. В квадрате проведи 2 отрезка, которые соединяют противоположные вершины. Сколько всего получилось треугольников?
2. У мальчика 3 кубика: красный, синий, зелёный. Он составил несколько башен. Сколько же башен составил мальчик? Нарисуй.
3. Старик должен переправить через реку в лодке волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только старик, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как старик перевёз свой груз?
4.Что в России на первом месте, а во Франции на втором?
5.Сколько пальцев на двух руках? А на десяти руках?
Тема 32. Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений.
Решение задач.
1.Нарисуй столько кругов, чтобы их было больше, чем концов у двух палок, но меньше, чем концов у двух с половиной палок.
2.Горело 9 свечей. Две погасли. Сколько свечей осталось?
3.Галя ниже Ромы, Маша ниже Серёжи, но выше Ромы. Кто самый высокий?
4.Как с помощью суммы двух разных чисел получить 2?
5.Какие два числа можно вычесть из 6, чтобы получилось 2?
Тема 33. Математические фокусы
Решение задач.
1.Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?
2.Бежали поросята. Один впереди, два позади, один позади – один между двумя. Сколько всего поросят?
3.Шла бабка в Москву. Навстречу ей 3 старика. У каждого по 2 мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?
4.Чтобы распилить доску на части, столяр сделал 6 заметок. Сколько частей получилось?
5.Есть 3 фотографии: на двух мама, на двух папа. Может ли быть такое?
Тема 34. Математическая эстафета
Решение задач.
1.Разрежь квадрат по двум прямым так, чтобы из полученных частей можно было составить 2 квадрата (рисунок).
2.Вася задумал 2 числа. Когда он их сложил, то получил 8. Когда из одного вычел другое, то тоже получил 8. Какие числа задумал Вася? Докажи.
3. Как с помощью двух спичек построить на столе квадрат?
4.Петя записал число 27 и цифру 7 зачеркнул. На сколько уменьшилось число?
5.При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Чему равно расстояние между крайними столбами?
6.Бабушка Алисы хочет купить страуса за 50 золотых монет. Она положила 5 монет в банк под проценты.
Каждый месяц банк прибавляет к вкладу бабушки две золотые монеты. Кроме того, банк добавляет по одной монете за каждые десять монет, хранящихся в банке в течение предыдущего месяца.
Через какое минимальное количество месяцев бабушка сможет купить страуса?
Задача 7. Есть 3 монеты, одинаковые на вид. Известно, что одна из них одна фальшивая, она чуть-чуть легче других. Есть чашечные весы, но можно произвести на них не более 2 взвешиваний. Как определить, какая монета фальшивая?
Задача 8. «Математический ребус-таблица»
Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице. Найди цену клубники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по технологии "Мозаика"
Программа внеурочной деятельности по технологии....
Программа внеурочной деятельности «Сказочная мозаика»
программа кружка...
программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья
Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажная мозаика», направление – общекультурное, для учащихся 1 "Б" класса
Внеурочная деятельность 1класс "Бумажная мозаика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мозаика"
В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности ...
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мозаика» в 4 классе
Открытое мероприяти по внеурочноц деятельности, проводимое в 4 классе...