Внеурочная деятельность"Танцевальная мозаика"
учебно-методический материал

Березкина Анастасия Михайловна

Пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tants._mozaika.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный материал включает следующие разделы:

  1. Музыкально-ритмические  упражнения.
  2. Танцевальная азбука  (элементы классического, народно-сценического и бального танца).
  3. Танцевальные этюды и танцы.

Раздел «Музыкально-ритмические упражнения» - специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности. Он  состоит из ритмических упражнений, музыкальных игр, музыкальных заданий по слушанию и анализу танцевальной музыки, движений под музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, сформировать умения согласовывать движения с музыкой. Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: и гимнастические, и бытовые, и танцевальные. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

-  правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;

- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Темп движений

Устойчивость в темпе;

Переключение с одного темпа на другой;

Постепенное ускорение или замедление темпа.

Характер и динамика движений

Отражение в движении характера музыка;

Отражение в движении динамических оттенков.

Форма и фразировка

Не углубляясь в детальный анализ музыкальных форм, достаточно ограничиться различением и определением следующих элементов:

Часть;

Предложение;

Фраза.

Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возможность планировать движения в пространстве. В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка.

Передача ритмического рисунка

Хлопками, шагами;

Бегом и другими движениями;

Соблюдением пауз;

Синкопированными движениями.

Музыкальные произведения, подбираемые для музыкально-ритмических упражнений, должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту детей. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на этом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.

Второй раздел  «Танцевальная азбука» содержит упражнения и движения классического, народно-сценического  и бального танцев, доступные детям 7-11 лет. Это простейшие шаги, элементы балетной и партерной гимнастики, упражнения на ориентировку в пространстве, координацию движений, несложные элементы танцев. С помощью упражнений этого раздела необходимо сформировать осанку учащихся, обеспечить правильную постановку корпуса, ног, головы, развить физические данные.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку, не допуская перенапряжения детей. Следует учить детей правильно дышать, не задерживая дыхание при исполнении упражнений и танцев.

Раздел «Танцевальные этюды и танцы» включает детские народные и бальные танцы.

В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,

- ритмические упражнения,

- разучивание танцевальных композиций.

В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

партерная гимнастика;

тренаж на середине зала;

танцевальные движения;

композиции различной координационной сложности.

 Широко могут быть использованы этюды, составленные самим педагогом. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетными танцами, отражающими сказочные сюжеты, животных, птиц, явления природы.

При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие у детей танцевальной выразительности. Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда ученик от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях, постепенно переходит к более сложным, передающим стиль, характер народных, бальных танцев, развитие образа персонажа в сюжетных постановках.

Каждый урок включает все виды деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание и анализ музыки, элементы классического, народного, бального танцев, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание этюдов и танцев.

Таким образом, на каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трех разделов программы, например:

  • Музыкально-ритмические упражнения  - 10-15 минут;
  • Элементы танцевальной азбуки 10-20 минут;
  • Разучивание этюдов и танцев – 15-20 минут.

Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески  решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся.

1 класс

I.  Музыкально-ритмические  упражнения.

Развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение. Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя основные виды движений (ходьба, бег, прыжковые движения), общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, имитационные и танцевальные движения.

Развитие способности различать жанр произведения и выражать это в соответствующих движениях.

  1. Танцевальная азбука. Развитие двигательных качеств и умений.

Способность передавать в пластике  музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные: Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), высоким подниманием колена (высокий шаг), «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них;

Танцевальные упражнения, включающие асимметрию, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменные шаги, шаг с притопом, вальсовая дорожка.

III. Танцевальные этюды и танцы.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов. Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, тренировка подвижности на основе движения в различных темпах , ритмах и формой музыкального произведения – по фразам. Выразительность исполнения движений под музыку, способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Танцы «Па де грас », «Ритм –вальс» «Круговая полька», «Ку-ка-ре-ку».

Музыкальный материал

С. Рахманинов Итальянская полька

В.Свиридов Кик-марш

Г.Дмитриев Лошадки (фрагмент)

В. Косенко Скерцино (Ритм-вальс)

Л.Шварц Па де грас (фрагмент)

И. Штраус На прекрасном голубом Дунае (Вальс)

Ф.Шуберт Вальс

Л.Лядов Джайв

2 класс

I.  Музыкально-ритмические  упражнения.

Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в различных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Умение воспроизводить на хлопках  и шагах разнообразные ритмические рисунки. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

II.Танцевальная азбука (элементы классического танца, народно-сценического танца и бального танца).

Шаги: бытовой, легкий шаг с носка (танцевальный). Шаг на полупальцах, легкий бег на полупальцах.

Движения головы: повороты направо-налево, в различном характере, вверх-вниз с различной амплитудой, наклоны вправо-влево (с различной амплитудой).

Постановка корпуса в  I, II, III позиции.

Понятия рабочая нога и опорная нога.

Позиции ног: I, II, III, IV, VI (полувыворотные).

Позиции рук: подготовительное положение, I, III, II позиции, переводы рук из позиции в позицию. Port de bras (I-II-III формы).

Demi plies в I, II, III,VI позициям.

Battements tendus  во всех направлениях.

Releves  на полупальцах по I, III и VI позициям.

Rond de jambe par terre (лицом к станку).

Grands battements jetes.

Раскрывание рук вперед – в сторону из положения на поясе, в характере русского танца.

Движения плеч и корпуса, подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.

Вытягивание ноги в сторону и вперед с переводом «носок-каблук» (в характере русского танца).

Вытягивание ноги, с переводом с носка на каблук (вперед, в сторону) в сочетании с полуприседанием.

Реверанс в ритме вальса. Поклон в ритме вальса.

Прыжки на двух ногах по VI позиции.

Шаг польки.

  1. Танцевальные этюды и танцы.

Упражнения на ориентировку в пространстве: различение правой, левой ноги, руки, плеча; повороты вправо и влево; построение в колонну по одному, по два в пары; перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах; перестроения из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга; «воротца», «змейка», «спираль»; свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.

Танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме.

Танцы: «Сударушка», «Вару-вару».

Музыкальный материал

I. Характер и динамика движений

Темп движений

Р.Глиер. Маленький марш.

М. Старокадомский. Марш.

Ф. Шуберт. Марш.

И. Дунаевский. Веселый ветер. Песня Роберта из к/ф «дети капитана Гранта».

Ш. Гуно. Отрывок из оперы «Фауст».

В. Витлин. Бубенцы.

А. Гречанинов. Моя лошадка.

Ан. Александров. Вальс.

Т. Потапенко. «Уголки». Упражнение «То бегом, то шагом».

Т. Ломова. «Ускоряя, замедляя».

Л. Бетховен. Лендлер. Упражнение «Ветерок и ветер».

Ш. Люли. Марш

Б. Годар. Марш.

Венгерская народная мелодия. Упражнение «После дождя».

Английская и французская народные  мелодии. Упражнение «Как звучит музыка».

С. Затоплянский. Танец. Упражнение «Радуемся солнышку».

Б. Асафьев. Отрывок из балет «Белая лилия».

Т. Ломова. «Прогулка». Упражнение «Певучий хоровод».

Б. Моцарт. Отрывок из оперы «Дон Жуан». Упражнение «Бесконечная сказка».

М. Глинка. Чувство.

«Вот уж зимушка проходит», «Как пошли наша подружки».

«Пойду ль выйду ль я» - русская народная песня.

Б. Годар. Марш.

Н. Ладухин. Маленькая пьеса.

«Аннушка» - чешская народная песня.

Н. Александрова. Игра в мяч.

Н. Руднева. «Щебетала пташка».

II. Передача ритмического рисунка

Ф. Шуберт. Военный марш №3. Соч. 51. «Три военных марша».

Ф. Шуберт. Экоссез. Соч. 18, тетрадь 1. вальсы и экосезы, №1.

Э. Григ. Свадебный день в Трольхаугене. Соч. 65, №6.

Л. Бетховен. Отрывок из сонаты.

М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».

М. Красев. Танец снежинок.

Венский вальс в записи м. Мейчика.

III. Форма и фразировка

Л. Бетховен. Контраданс.

Н. Дадухин. Маленькая пьеса.

Ф. Шуберт. Марш, соч. 51, №3.

П.И. Чайковский. Песенка без слов.

Латышская народная песня.

Ф. Госсек. Гавот.

Б. Барток. Детская пьеса.

М. Красев. «Веселый человек».

Русская народная песня «Ах, ты береза».

И.дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята».

А. Скрябин. Вальс.

Л. Бетховен. «Прощание с фортепиано».

3 класс

I.  Музыкально-ритмические  упражнения.

Закрепляются  знания и навыки. Продолжается работа над темами: характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале; длительность, ритмический рисунок, строение музыкального произведения.

Кроме этого в раздел  включаются:

Затакт, затактовые построения;

Расширяются представления об особенностях марша и таких танцевальных жанров, как вальс, полька, галоп.

Слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.

II. Танцевальная азбука (элементы классического танца, народно-сценического танца и бального танца).

Demi-plie в 1, 2, 3,4 позициях (у станка и на середине зала).

Battements tendus.

Battements tendus jetes.

Battements tendus и demi plie   в сторону, вперед и назад.

Releves  на полупальцах.

Passe par terre (проведение ноги вперед-назад через I позицию).

Rond de jambe par terre.

Grands battements jetes в сторону ( лицом к станку).

Перегиб корпуса назад ( лицом к станку).

Третье port de bras.

Танцевальные шаги и ходы: скользящий шаг (pas glisse);

Па польки вперед и боковое (по кругу по одному и впарах);

Реверанс для девочек и поклон для мальчиков в ритме вальса и польки;

Русский переменный ход;

Элементы: тройной ход, поворот в паре, припадание танца «Русский лирический».

Элементы: беговой шаг, бег с подскоком, каблук-носок, шаги с ударом танца «Йоксу-полька».

Элементы: правый поворот, левый поворот, перемена, наружная перемена, правый спин-поворот танца «Фигурный вальс».

Pa balance.

III. Танцевальные этюды и танцы.

Упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из одного круга в два; перестроение из колонны по одному в колонну по три (тройки); перестроение из колонны по одному в колонны по четыре (четверки); перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки; перестроение из большого круга в большую звезду.

Упражнения по VI позиции, подготавливающие к исполнению современных танцев.

Движения для корпуса, рук, характерные для  современного танца.

«Русский лирический» ред. Л. Степановой.

«Йоксу-полька» ред. С. Валгемяэ.

«Фигурный вальс» свободной композиции (без поворотов  в парах).

Музыкальный материал

I. Характер и динамика движений

Темп движений

Ш.Старокадомский. Песня о старших братьях.

Ю. Богословский. Марш.

А. Хачатурян. Андантино.

Н. Любарский. Игра.

П. Чайковский. Марш из балета «Лебединое озеро».

Ф. Шуберт. Вальс.

Ф. Шуберт. Экоссез.

 II. Передача ритмического рисунка

Ф. Шуберт. Вальс.

Старинный французский танец.

Ф. Шуберт. Скерцо.

И. Гайдн. Анданте из Лондонской симфонии №6.

Р. Глиэр. Танец на площади из балета «Медный всадник».

Н. Раков. Полька.

И.С. Бах. Гавот.

П. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома».

С. Прокофьев. Марш.

К. Грабарь. Вальс.

Й. Ланнер. Вальс.

Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс.

4 класс

  1. Музыкально-ритмические  упражнения.

Повторение пройденного на новом музыкальном материале. Систематизация знаний по музыкальной грамоте и связи движения с музыкой.  Особенности маршевой и танцевальной музыки. Танцевальные жанры - расширение представлений о танцевальных жанрах: народный бранль, менуэт, полонез. Слушание и анализ музыки.

  1. Танцевальная азбука (элементы историко-бытового и народно-сценического танца).

Исторический, бальный танец.

Реверансы, салют и поклон XVI века.

Поклоны и реверансы XVIII – XIX  века.

Элементы танца «Народный бранль» - старинный крестьянский танец.

Элементы танца «Народный бранль» - журавлиный шаг (pas grue);

Журавлиный шаг с двойным переступанием (pas grue).

Бранль двойной, бранль двойной с репризой.

Шаг полонеза с продвижением вперед и назад по одному и в паре.

Элементы менуэта:

Основной  шаг менуэта;

Balance  или реверанс в менуэте;

Pas grave  или balance-menuet.

Полонез.

Элементы народно-сценического танца.

Особенности русского танца (музыка, характер исполнения). Различия в женской и мужской пляске.

Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса.

Положение рук: ладонями с кулачками на талии, руки скрещены на груди (женское), обе руки открыты в стороны.

Положение рук в парах: держась за одну руку, за две, под руку, «воротца».

Положения рук в круге: держась за руки, «корзиночка», «звездочка».

Движения рук: раскрывание рук  в сторону, взмахи с платочком, хлопки в ладоши.

Женский поклон («малым обычаем» - в пояс).

Мужской поклон («большим обычаем  - до земли).

Ходы и движения на месте:

Простой бытовой шаг, сценический переменный ход.

Переменный ход вперед. Переменный ход назад.

Переменный ход с первым шагом на каблук (мужской).

Девичий плавный ход с одной ноги (Воронежский ход).

Дробные выстукивания:

Дробный ход. Мелкий дробный ход на всей ступне.

Дробный ход с ударами каблуком и подушечкой стопы.

Дробная концовка на месте. «Ключ».

Движение на месте. «Ковырялочка», «Ковырялочка» с разворотом,   «Гармошка». Боковой ход. «Припадание». "Веревочка", "Веревочка" с шагом вперед на каблук.

III.Танцевальные этюды и танцы.

Упражнения на ориентировку в пространстве: движение колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре «через одного»; перестроение из кругов в «корзиночку».

Композиция танца «Народный бранль».

Менуэт XVII века.

Композиция танца «Полонез».

По принципу импровизации, предлагаются варианты «перепляса», ученикам предлагается сочинить самостоятельную небольшую композицию на 16-32 такта, обсуждение работ.

Музыкальный материал

П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».

Д. Россини. Отрывок из оперы «Вильгельм Телль».

Д. Шостакович. «Хороший день».

П. Чайковский. «Январь».

Л. Бетховен. «Багатель».

Ц. Франк. Медленный танец.

Р. Глиэр. Плясовая из балета  «Медный всадник».

«Трояк» - польский народный танец.

А. Глазунов. «Лето» из балета «Времена года».

А. Глазунов. Гавот.

К.Черни. Этюд.

Обработка Н.  Мальцева. Бранль.

Обработка Н. Мальцева. Менуэт.

Обработка Н. Метлова. «Полянка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности танцевального кружка "Капельки"

Программа внеурочной деятельности художественно- эстетического направления кружок танцевальный- "Капельки"Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами хореографическ...

рабочая программа внеурочной деятельности танцевальный кружок капельки 2 год

рабочая программа внеурочной деятельности художественно- эстетического направления танцевальный кружок капельки 2 год...

Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"

Рабочие  программы и планирование.Танцевальный  кружок " Непоседы"  1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски"    1-4классКружок духовно-нравст...

Конспект урока по внеурочному занятию "Танцевальная мозаика"

Потапова Г.В. Конспект внеурочного занятия "Танцеваьная мозаика". В конкспекте представлен ход урока ритмики для 1 класса и разъяснение для чего нужна ритмика детям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности танцевального кружка для 2-го класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности танцевального кружка для учащихся 2 «Г» класса на 2016-2017 учебный год разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандар...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Танцевальный коллектив «Забавушка»

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности танцевального коллектива "Забавушка" 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Танцевальная азбука"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука» реализует художественно-эстетическое направление в 1-4 классах. Программа составлена на основе требований Федерального...