Программа внеурочной деятельности «Сказочная мозаика»
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
программа кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_polnogo_dnya.doc | 176.5 КБ |
oglavlenie_programmy.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности второй половины дня «Сказочная мозаика» |
Программу составила учитель начальных классов Забелина Наталья Николаевна МОУ СОШ № 11 г. Чита, Забайкальский край 2010 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Настольная игра, состоящая из разноцветных шариков, плоских деталей разнообразной формы, цветных кружочков со шпеньками, известна детям. На специальных подставках с углублениями или отверстиями в самих коробках (в зависимости от разновидности игрушки) можно выложить чудесные узоры. Их разбирают и составляют снова. Все узоры не похожи друг на друга — в этом увлекательность игры.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, можно сказать, навечно. Работают над ними специальные художники. Мозаичные работы, выполняемые художниками, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев даже младшего школьного возраста.
Актуальность программы.
Образовательная программа «Сказочная мозаика» направлена на обучение детей технологии выполнения мозаики, на расширение и углубление представлений о мозаике как художественной технике и её архитектурно-художественном использовании.
Занятия мозаикой являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство обучающихся находят ответ на вопрос: "Кем быть?", а также приобретают знания, специфические для области различных видов выполнения мозаики, навыки в технике выкладывания мозаики.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных видов выполнения поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно- ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по выкладыванию мозаики развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и является результатом размышлений о путях решения проблем, возникших в традиционном преподавании, основанном на знаниевой парадигме, а также результатом практической работы автора и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения техникой выкладывания мозаики.
Программа не имеет аналогов, т.к. не только прививает умения и навыки выкладывании мозаики, но и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Отличительной особенностью ее является использование нестандартных материалов для работы, а также интегрирование с кружками декоративной направленности для создания дизайнерских изделий либо для разработки оригинальных интерьерных решений.
В рамках реализации данной программы детям предоставляется возможность освоения основе ведения учебно-исследовательской деятельности. С этой точки зрения программа может быть отнесена к декоративно – технической направленности с художественным уклоном.
Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности, обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно - творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.
Задачи программы
Образовательные:
- формирование у детей навыков ручного труда;
- обучение технологии выполнения мозаики;
- изучение основ композиции и аранжировки;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
- закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
- расширение представлений о мозаике как художественной технике и её архитектурно-художественном использовании
Воспитательные:
- возведение базиса личностной культуры,
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание я, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда
Развивающие:
- развитие у детей творческого мышления,
- знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
- учить детей видеть красоту окружающего мира.
Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе наблюдений.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты участия детей фиксируются в творческой книжке каждого обучающегося кружка. По освоении полного курса обучения в кружке на основании достижений, зафиксированных в творческой книжке, обучающимся выдается свидетельство об окончании обучения.
Ожидаемые результаты усвоения программы
Обучающиеся должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- исторические сведения о мозаике;
- виды мозаик;
- способы выполнения мозаики;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять сортировку материала по цвету, форме, размеру;
- правильно расположить материал, используя шаблоны;
- работать индивидуально с методическими картами;
- эстетично оформить работу;
- ориентироваться на качество изделий;
- изготовить мозаику своими руками из доступных материалов.
Обучающиеся, получат возможность:
- расширить свой кругозор в области изобразительного искусства, истории, народного творчества.
- Самостоятельно разрабатывать эскиз поделки, составлять к нему методическую карту
- Изготовлять поделку по творческому замыслу
Организация деятельности кружка
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Она рассчитана на три года обучения. Рекомендуемый возраст детей от 7 до 11 лет. Программа учитывает особенности каждого ребенка. Количество детей в группе 5-6 человек. Большинство используемых технологий разработаны автором самостоятельно. Режим работы кружка – одно занятие в неделю, длительностью 1 час.
Учебно-методическая база представляет собой:
- методические карты;
- наглядные пособия;
- образцы изделий;
- раздаточный материал;
- информационный материал;
- шаблоны;
- игры дидактические и развивающие;
- фотоархив.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- шкаф для хранения материалов;
- стеллажи для готовых работ;
- классная доска;
- письменный стол;
Материалы, инструменты, приспособления:
- галька, цветное стекло, черепки разбитой посуды, цветная плитка, кусочки пластмассы, скорлупа, крупа, цветная бумага, солома
- пластилин, клей ПВА, гипс, алебастр, затирка,
- шпатель малый, ножницы, деревянные палочки
Тематическое планирование
Содержание работы кружка
I год обучения: Учащиеся в доступной форме знакомятся с историей возникновения и развития мозаики, как декоративно-монументального искусства: овладевают политехническими сведениями о материалах и инструментах, используемых для мозаики, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику (известь, цемент, мастика, воск, клей). В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостной мозаики, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.
II год обучения: Учащиеся продолжают знакомство с искусством мозаики, оперируя основными понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.
III год обучения: Учащиеся в полной мере знают о способах изготовления мозаики как в домашних условиях, так и на промышленном производстве, и ее применении. В течение года учатся выполнять сложные монументальные композиции, используя собственный эскиз.
I год обучения: Плоскостная мозаика
Тема занятия | Количество часов | Цели занятия |
Вводное занятие | 2 теория | Познакомить с историей развития мозаики. Дать политехнические сведения о материалах и инструментах, используемых для мозаики, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику (известь, цемент, мастика, воск, клей) |
Техника безопасности при работе с инструментами | 2 теория | Вспомнить и повторить правила работы с ножницами, клеем, стеклом, плиткой, пластилином. |
Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная | 1 теория | Познакомить с видами мозаики, правилами выполнения каждой из них. Развивать пространственное воображение. Воспитывать творческое отношение к труду |
Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная | 1 практика | Выполнение эскизов изученных видов мозаики на плоскости |
Мозаика из бумаги (все виды) | 1 теория | Научить выполнять мозаику из бумаги приемом выщипывания и вырезывания частиц бумаги. Развивать глазомер. Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству |
Предметная мозаика «Яблочко» | 1 практика | |
Сюжетная мозаика «В лесу» | 1 практика | |
Декоративная (орнаментальная) мозаика «Узор в полосе» (мозаика из геометрических форм) | 1 практика | |
Мозаика из природных материалов: | 1 теория | Научить приемам работы с природными материалами, способам скрепления, компоновки и отделки мозаики. Развивать навык работы с природными материалами. Воспитывать бережное отношение к природе |
Яичная скорлупа «Пасхальное яичко» | 2 Теория + практика | |
Засушенные растения «В царстве Берендея» | 2 Теория + практика | |
Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) | 1 практика | |
Мозаика из пластмасс (сюжетная) | 2 теория | Научить приемам подбора кусочков пластмассы по цвету, размерам, текстуре для выполнения сюжетных видов мозаики. Развивать творческие начала личности младших школьников. Воспитывать настойчивость, умение доводить начатую работу до конца |
Сюжетная мозаика «Виноградная лоза» | 2 практика | |
Мозаика из цветного стекла (декоративная) | 2 теория | Научить компоновке стекол на стекле по цвету, форме и размерам. Повторить правила по технике безопасности при работе со стеклом. Развивать творческое мышление. Воспитывать эстетический вкус |
Мозаика из цветного стекла «Цветы» | 2 практика | |
Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты | 2+2 Теория + практика | Научить приемам измельчения и способам скрепления плитки. Развивать чувство ритма при составлении орнамента из плитки. Воспитывать коллективизм и взаимовыручку |
Мозаика из гальки (предметная, декоративная) | 1 теория | Учить операциям выполнения мозаики из гальки, способам скрепления гальки. Дать перечень инструментов и научить приемам работы с ними. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать стремление не бояться тяжелого физического труда |
Предметная мозаика из гальки «Рыбка» | 1 практика | |
Декоративная мозаика «Украшения бордюров» | 1 практика | |
Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) | 1 практика | |
Подведение итогов учебного года, выставка работ. | 2 | Закрепить полученные знания об истории мозаики, видах мозаики, способах соединения материалов, ритме, композиции и т. д. Подготовить выставку работ учащихся за год |
II год обучения: Объемная мозаика
Тема занятия | Количество часов | Цели занятия |
Вводное занятие | 2 теория | Познакомить с историей развития мозаики. Дать политехнические сведения о материалах и инструментах, используемых для мозаики, о способах закрепления материалов, составляющих мозаику (известь, цемент, мастика, воск, клей) |
Техника безопасности при работе с инструментами | 2 теория | Вспомнить и повторить правила работы с ножницами, клеем, стеклом, плиткой, пластилином. |
Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная | 1 теория | Повторить виды мозаики, правила выполнения каждой из них. Познакомить с объемной мозаикой. Развивать пространственное воображение. Воспитывать творческое отношение к труду |
Виды мозаики: предметная сюжетная декоративная | 1 практика | Выполнение эскизов объемной мозаики |
Мозаика из бумаги (все виды) | 1 теория | Научить выполнять мозаику из бумаги приемом объемного моделирования. Развивать глазомер. Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству |
Предметная мозаика «Филин» | 1 практика | |
Сюжетная мозаика «Карнавал» | 1 практика | |
Декоративная (орнаментальная) мозаика «Узор в полосе» (мозаика из геометрических форм) | 1 практика | |
Мозаика из природных материалов: | 1 теория | Научить приемам работы с природными материалами, способам скрепления, компоновки и отделки мозаики. Развивать навык работы с природными материалами. Воспитывать бережное отношение к природе |
Яичная скорлупа «Петушок и курочка» | 2 Теория + практика | |
Карандашные стружки «Карнавал» | 2 Теория + практика | |
Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) | 1 практика | |
Мозаика из поролона (сюжетная) | 2 теория | Научить приемам подбора кусочков пластмассы по цвету, размерам, текстуре для выполнения сюжетных видов мозаики. Развивать творческие начала личности младших школьников. Воспитывать настойчивость, умение доводить начатую работу до конца |
Сюжетная мозаика «Ягода – малинка » | 2 практика | |
Мозаика из цветного стекла (декоративная) | 2 теория | Научить компоновке стекол на стекле по цвету, форме и размерам. Повторить правила по технике безопасности при работе со стеклом. Развивать творческое мышление. Воспитывать эстетический вкус |
Мозаика из цветного стекла на стеклянной вазе «Цветы» | 2 практика | |
Мозаика из цветной керамической плитки (декоративная) Использование готовых наборов смальты | 2+2 Теория + практика | Научить приемам измельчения и способам скрепления плитки. Развивать чувство ритма при составлении орнамента из плитки. Воспитывать коллективизм и взаимовыручку |
Мозаика из гальки (предметная, декоративная) | 1 теория | Учить операциям выполнения мозаики из гальки, способам скрепления гальки. Дать перечень инструментов и научить приемам работы с ними. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать стремление не бояться тяжелого физического труда |
Предметная мозаика из гальки «Морская звезда» | 1 практика | |
Декоративная мозаика «Украшения вазы» | 1 практика | |
Использование нескольких технологий в одной работе (самостоятельная работа ребенка) | 1 практика | |
Подведение итогов учебного года, выставка работ. | 2 | Закрепить полученные знания об истории мозаики, видах мозаики, способах соединения материалов, ритме, композиции и т. д. Подготовить выставку работ учащихся за год |
III год обучения: Проектная деятельность
В течение всего третьего года обучения дети осуществляют проектную деятельность. Учащиеся разрабатывают и выполняют дипломную работу, готовят научное обоснование и защиту выбранной технологии.
Литература:
- / Начальная школа, № 6. 1985
- Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику «Технология, умелые руки» – Смоленск; Ассоциация ХХI век, 2009
- Конышева Н.М. Технология, умелые руки – Смоленск; Ассоциация ХХI век, 2008
- Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. – М; Экзамен, 2006
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – М; Дрофа, 2007
Приложение
Примерные конспекты занятий.
Тема занятия: Мозаика: технология, особенности композиции
Изделие: композиция на плоскости в технике мозаики
(из мелких камешков или семян на пластилине)
Задачи:
- Ознакомление учащихся с декоративно-художественными особенностями мозаики.
- Ознакомление с техникой изготовления мозаичных изображений.
- Развитие представлений о ритме, линии и цвете в композиции.
- Воспитание аккуратности, усидчивости.
Материалы, инструменты, приспособления:
А. У учителя: методическая карта; образцы изделий; картон, пластилин, мелкие камешки (или разноцветные семена фасоли), заострённая палочка для демонстрации приёмов работы.
Б. У учащихся: картон; пластилин, мелкие камешки разных цветов или семена фасоли, гороха, чечевицы разных оттенков в коробочках; заострённая палочка; контурные рисунки на бумаге для перевода на пластилин.
Ход занятия:
1. Сообщение темы и учебных задач; демонстрация образцов.
Учитель предлагает детям прочитать тему занятия «Мозаика» и ответить на вопрос, что это такое. После того как некоторые дети попытаются дать ответ, читают текст на слайде «Все изображения выполнены необычным способом: они составлены из отдельных кусочков стекла, мрамора, бумаги или из мелких камешков. Такая техника изображения называется мозаикой.
После этого учитель предлагает ученикам рассмотреть образцы и убедиться, что они действительно составлены из отдельных мелких кусочков.
Делают вывод, что эта новая и интересная техника требует внимания, аккуратности и терпения, поэтому следует сразу же настроиться на такую работу.
2. Анализ объёма работы и общей последовательности её выполнения.
По указанию учителя дети самостоятельно знакомятся с тем, в каком порядке будет строиться их работа. Учитель предупреждает, что за один занятие изделие завершить не удастся, поэтому работа рассчитана на два занятия: на первом занятии нужно подготовить пластилиновую основу, нанести на неё заострённой палочкой контур будущего изображения и, возможно, начать выкладывать первые элементы; на втором занятии работа будет завершена, после чего можно устроить выставку и просмотр изделий. При этом ученики будут создавать разные изображения по имеющимся у них контурным рисункам: у кого-то нарисована рыбка, у кого-то цветок; у некоторых изображён снеговик или бабочка.
3. Подготовка пластилиновой основы для мозаики.
Первый этап практической работы — изготовление пластилиновой основы для мозаики. «Налепим на картон слой пластилина толщиной около полусантиметра». Дети выполняют эту часть работы под руководством учителя. Он объясняет, что у каждого из них на столе лежат уже вырезанные картонки, которые нужно целиком покрыть таким слоем пластилина. Выбор цвета пластилина зависит от того, что именно будет изображено. Пластилин будет фоном для мозаики, поэтому он должен хорошо оттенять камешки или семена, не сливаясь с ними. Одновременно пластилин может изображать, например, небо, или воду, или траву и пр.
Ученики выбирают пластилин; учитель показывает, как его налепить, примазывая к картону мелкими кусочками. Когда слой нужной толщины будет закреплён на картонке, поверхность пластилина следует хорошо загладить.
4. Нанесение контурного рисунка на основу.
Поскольку мозаичных изображений школьники ещё не делали и не представляют себе всех особенностей таких композиций, на первом занятии им лучше воспользоваться готовыми контурными рисунками.
Используют известный способ перевода рисунка на пластилин, который применяли при работе над барельефом: лист бумаги с контурным рисунком накладывают поверх пластилиновой основы и заострённой палочкой прокалывают по всему контуру точки на небольшом расстоянии друг от друга. В результате эти точки отпечатываются на пластилине и отчётливо обозначают контуры будущего изображения. При желании можно ещё раз обрисовать контур на пластилине заострённой палочкой.
Ученики копируют свои рисунки показанным способом. Разумеется, при желании они могут просто нарисовать изображение палочкой (аналогичное любому из образцов или собственное).
5. Анализ особенностей мозаичных изображений; начальный этап выкладывания мозаики.
Учитель предлагает детям ещё раз рассмотреть образцы, чтобы определить, есть ли какой-то порядок в расположении отдельных элементов мозаики или можно их выкладывать как попало. Устанавливают, что элементы мозаики расположены не беспорядочно, а выстраиваются в определённые линии и фигуры. Прежде всего, хорошо заметно, что всегда подчёркивается контур изображаемой формы; мелкие частички выстраиваются в линию по контуру фигуры, и она сразу же отделяется от остального фона. Помимо этого расположением частичек можно выделить, подчеркнуть ещё какие-то важные линии рисунка: например, полоски на теле рыбки, изгиб волны, красиво расходящиеся лучи солнышка и пр. Отдельные кусочки мозаики следует класть рядом, чтобы они не заходили один на другой, но ложились бы вплотную. Кроме того, в мозаике (в отличие от аппликации) можно передать красивые переходы цвета, оттенки. Правда, на данном изделии это не удастся сделать в полной мере, так как у камешков или семян оттенков не так уж много.
Ученики определяют, какие именно материалы они будут использовать в изображении тех или других элементов своей мозаики, и переходят к практической работе. Скорее всего, до окончания занятия они успеют выложить контурную линию у основного, самого крупного элемента изображения.
Камешки или семена необходимо вдавливать в пластилин. Учитель по ходу работы может ещё раз продемонстрировать отдельные изделия учеников с соответствующими комментариями, это поможет всему классу получить новую порцию необходимой информации.
Продолжение работы на следующем занятии
1. Определение оставшегося объёма работы, постановка задач
занятия.
Ученики вместе с учителем вспоминают, что такое мозаика, чем она отличается от других изобразительных техник. Рассматривают, какую часть работы уже выполнили, определяют, что ещё осталось сделать. В основном каждому предстоит продолжить выкладывать начатые изображения в соответствии с нанесенным рисунком.
2. Дальнейший анализ особенностей мозаичных изображений.
Продолжение работы по выкладыванию мозаики.
В данной части занятия я не случайно не разделяю между собой практическую работу детей по выполнению изображения и анализ особенностей мозаичных изображений. Гораздо более удобно и эффективно проводить эту работу в неразрывном единстве, тогда дети лучше воспринимают образцы, исследуют их и сразу же используют подмеченные особенности в своей работе.
На данном этапе учитель сначала просто предлагает продолжить начатую работу. Однако по ходу её практически сразу же возникают ситуации, дающие хороший повод для более пристального анализа мозаики как специфического вида изображения. Очень многие дети, выложив контур и наиболее заметные линии изображения, начинают заполнять оставшееся пространство, довольно хаотично располагая элементы мозаики. В этом случае учитель сразу приостанавливает работу класса и на одном-двух примерах показывает типичные ошибки. Чтобы они были лучше замечены и поняты детьми, следует ещё раз обратиться к образцам. Учитель своими пояснениями помогает понять, что не только контурные линии рисунка, но и способы заполнения его форм имеют значение. Например, внутри кругов частички продолжаю двигаться от контура по кругам или спиралям — это делает форму ещё более четкой, выразительной и даже как будто заставляет её «вращаться». Можно заметить определённый порядок и в других образцах. Если же кусочки мозаики выкладывать кое-как, лишь бы заполнить пустоту, изображение будет выглядеть неряшливым и неинтересным.
Все необходимые пояснения в процессе работы лучше давать небольшими порциями, предлагая детям тут же их использовать. По ходу работы полезно демонстрировать изделия учеников, показывая, например, какие-то удачные варианты, идеи и пр. Разумеется, количество таких пояснений не должно превышать разумной меры, чтобы у учеников всё-таки оставалось время для практических действий.
Учитель демонстрирует детям, как можно исправить допущенные ошибки в этой работе: неправильно уложенный кусочек с помощью палочки нужно вынуть из пластилина и переложить его на другое место, разровняв нарушенный слой пластилина.
В данных изделиях фон можно не выкладывать из кусочков; мозаичным будет только основное изображение.
По мере завершения работы изделия учеников выставляются на специальном стенде или на доске для просмотра.
3. Выставка. Обсуждение и оценка работ. Подведение итогов занятия.
Учитель предлагает детям рассказать, что нового они узнали на занятиях о мозаике: из каких материалов создаются такие изображения, что в них особенного и каким правилам должен следовать художник, чтобы изображения получались выразительными. В процессе обсуждения ученики вспоминают, что мозаика отличается от других изобразительных техник: изображение создается из отдельных кусочков стекла, мрамора, камней или цветной бумаги. В отличие от аппликации, где отдельный кусок материала может изображать довольно крупный фрагмент, сплошное цветное пятно, мозаика состоит из мелких кусочков. Это придаёт мозаичным картинам своеобразный вид. Но чтобы произведение было выразительным, следует не просто покрыть такими мелкими точками соответствующую площадь картины, а красиво выстроить их. Хорошо заметно, что кусочки мозаики образуют определённые линии. Красота этих линий придаёт выразительность всему произведению.
В процессе этого итогового обсуждения ученики подтверждают свои высказывания примерами из учебника, а также могут обращаться к выставленным для просмотра собственным произведениям.
Таким образом, они естественно переходят к анализу выполненных изделий и выполняют этот анализ не изолированно от основной работы на занятии, а в контексте общей темы. На данном этапе обсуждения можно отметить наиболее удачные, выразительные работы. Кроме того, желательно обсудить с учениками, насколько им понравилась новая техника.
Уместно ещё раз подчеркнуть, что изготовление настоящей мозаики является, конечно, более трудоёмким процессом: нужно очень тщательно отобрать цветные камешки или специально подготовить кусочки цветного стекла; в настоящих произведениях мозаикой заполняется вся поверхность картины, а не только отдельные элементы изображения, как в выполненных детьми изделиях. Таким образом, очевиден главный вывод: всякая серьёзная работа требует труда и терпения.
В процессе итогового обсуждения целесообразно ввести текст
«Изготовление мозаики — долгий и кропотливый труд. Ни один мастер не стал, бы тратить на него время и силы, если бы не видел в этом особый смысл. Как вы думаете, почему мозаику до сих пор не заменили «быстрыми» и менее трудоёмкими технологиями — где росписью красками, где аппликацией?
Всё становится понятным, если вспомним, где используется мозаика. Сотни лет она применяется для украшения зданий (как изнутри, так и снаружи). Краска давно бы стёрлась и смылась дождями, а яркие самоцветы или кусочки стекла крепко держатся на прочном клее, не смываются и не выгорают! Из мелких кусочков можно сложить настоящие живописные многоцветные полотна. Другой технологии с такими же возможностями нет!»
4. Задание на дом.
В заключение занятия учитель предлагает детям продолжить освоение техники мозаики и на следующих занятиях выполнить изображения из кусочков цветной бумаги — тогда можно будет более интересно поработать с цветом. Чтобы не тратить время занятия на механическую работу по подготовке кусочков бумаги, это лучше сделать заранее дома. Поэтому каждый получает домашнее задание: нарезать цветные полоски шириной не более 1 см (или даже чуть меньше) и разрезать их на маленькие квадратики, которые желательно разложить в конверты по цветам. Разумеется, вымерять и вычерчивать квадратики не нужно, их вырезают на глаз. Много цветов также не потребуется, достаточно взять синий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный; но очень желательно, чтобы были оттенки одного и того же цвета; лимонно-жёлтый, золотисто-жёлтый, жёлто-зелёный и пр. Можно использовать не только цветную бумагу из наборов для труда, но и ненужные фантики, старые журналы и пр.: в них часто бывают очень интересные оттенки цвета. Обязательно нужно подготовить и кусочки белой и чёрной бумаги.
Тема занятия: Мозаика: художественная техника, особенности композиции
Изделие: композиция на плоскости в технике мозаики из цветной бумаги
Задачи занятий:
- Расширение и углубление представлений о мозаике как художественной технике и её архитектурно-художественном использовании.
- Совершенствование практических умений в изготовлении мозаики. :
- Развитие творческих способностей.
- Воспитание аккуратности, усидчивости.
Материалы, инструменты, оборудование:
А. У учителя: рабочая тетрадь; образцы изделий (можно использовать зрительный ряд предыдущего занятий, в том числе изделия учеников); образцы архитектурных сооружений (фотографии), украшенных мозаикой; картон, кусочки цветной бумаги, клей, кисточка и палочка для демонстрации приёма работы.
Б. У учащихся: учебник; цветная бумага (заранее нарезанная кусочками размером около 1 см и разложенная по цветам); цветной и обычный картон; контурные рисунки; клей ПВА, кисточка в подставке, заострённая палочка или спичка; плоские коробочки для раскладывания бумажных кусочков.
Ход занятия:
1. Сообщение темы занятия; подготовка материалов к работе.
Учитель напоминает детям, что продолжается их знакомство с удивительной художественной техникой — мозаикой.
Вкратце вспоминают, в чём состоят её особенности, делая акцент на необходимости тщательного и продуманного выстраивания отдельных кусочков в живые, выразительные линии в общем изображении.
Далее учитель сообщает, что теперь предстоит попробовать передать в мозаике не только игру линий, но и игру оттенков цвета. Именно поэтому в качестве материала выбрана цветная бумага.
Чтобы работать с цветом было удобнее и интереснее, нужно в плоских коробочках разложить по отдельности кусочки бумаги: всех оттенков синего цвета, потом жёлтого, оранжевого, красного, зелёного и т. д.; отдельно отложить белую и чёрную бумагу.
Учитель предупреждает детей о том, что мозаика из бумаги изготавливается дольше, чем из семян на пластилине. Хотя общие принципы изготовления мозаики уже знакомы и работа должна пойти быстрее, разрешается и на этот раз не выкладывать фон из отдельных кусочков, использовать в качестве фона цвет основы. Однако, конечно, гораздо интереснее сделать картинку целиком в технике мозаики, включая фон. К занятию заготовлены несложные контурные изображения.
2. Анализ образцов.
Учитель предлагает ещё раз рассмотреть образцы художественных мозаик. На этот раз нужно более внимательно присмотреться к тому, как художникам удалось передать в них игру цвета и линий. Даже если рядом друг с другом выстраиваются камешки одного цвета, они создают красивые, живые линии. Но помимо этого художник в мозаике (в отличие от аппликации) может передать плавные переходы цвета, подбирая кусочки соответствующих оттенков.
Следует также обратить внимание детей на то, что кусочки бумаги нужно класть рядом так, чтобы они не заходили друг на друга, но ложились вплотную или с небольшими просветами: в настоящей мозаике из камней или кусочков стекла, керамической плитки камень не может ложиться поверх камня.
3. Практическая работа по выкладыванию мозаики.
Учитель демонстрирует, как удобнее всего выполнять работу. Поскольку кусочки мелкие и намазывать каждый из них клеем затруднительно, следует понемногу наносить клей прямо на картон, а затем на это место быстро выкладывать кусочки бумаги, поправляя их заострённой палочкой. Чтобы кусочки выстраивались в красивые линии, нужно наносить клей именно по предполагаемым линиям изображения. Разумеется, как и в предыдущей работе, в первую очередь это будут контурные линии отдельных элементов композиции.
По ходу работы учеников, как и на предыдущем занятии, учитель оказывает им помощь и даёт общие и индивидуальные советы по ситуации.
Изделия учеников по мере их завершения вывешиваются для коллективного просмотра и обсуждения.
4. Выставка. Обсуждение работ. Подведение итогов занятия.
Данный этап строится аналогично предыдущему занятию. Ученики обсуждают художественно-эстетические особенности мозаики, заостряя внимание на ритмичном, упорядоченном расположении отдельных кусочков в общей композиции. Особое внимание уделяется возможностям мозаики в передаче цвета и его оттенков.
В процессе данного обсуждения можно не разделять резко изделия учеников и образцы, помещённые в учебнике: и то, и другое дети используют в качестве примеров в своих рассуждениях.
Отмечают наиболее выразительные, интересные, а также аккуратно и тщательно выполненные работы своих одноклассников. Особо отмечают учеников, взявшихся выполнить всё изображение целиком в технике мозаики (включая и фон), даже если они не успели завершить работу.
При подведении итогов занятия уместно подчеркнуть, что даже в упрощённых учебных работах надо было проявить немало трудолюбия, терпения и аккуратности. Поэтому нетрудно (или, наоборот, очень трудно?) представить, какой титанический труд вложен в произведения мастеров!
5. Уборка рабочих мест; задания на дом по интересам.
Как правило, техника мозаики при правильной организации занятий по ознакомлению с ней вызывает у детей интерес. В связи с этим можно предложить ученикам продолжить её изучение самостоятельно: поискать в библиотеке соответствующие книги, прочитать, рассмотреть иллюстрации, а также выполнить новые мозаичные изображения по собственному замыслу из семян или цветной бумаги.
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………….. 3
Актуальность программы ……………………………………………. 3
Цель и задачи программы ……………………………………………. 4
Система оценки результатов ………………………………………… 5
Ожидаемые результаты усвоения программы ……………………. 5
Организация деятельности кружка ………………………………… 6
Учебно-методическая база …………………………………………… 6
Тематическое планирование ………………………………………... 7
I год обучения ………………………………………………………….. 7
II год обучения …………………………………………………………. 10
III год обучения ………………………………………………………… 12
Литература ……………………………………………………………… 12
Приложение …………………………………………………………….. 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по технологии "Мозаика"
Программа внеурочной деятельности по технологии....
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"
Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР КНИГ»
В статье представлено извлечение из программы по внеурочной деяткльности "Сказочный мир книг". Статья содержит основные этаы программы и фрагмент календарно тематического планирования как образец....
Программа внеурочной деятельности "Сказочная страна Россия"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сказочная страна-Россия". Данная программа дает возможность познакомить детей с народностями,нселяющими нашу страну,прико...
программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья
Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажная мозаика», направление – общекультурное, для учащихся 1 "Б" класса
Внеурочная деятельность 1класс "Бумажная мозаика"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальная мозаика"
В наше быстро меняющееся время требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут. Высокими темпами происходит увеличение объема знаний, но продуктивность мыслительной деятельности ...