Конспект урока, презентация по математике 3 класса на тему: "Римские цифры"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Силантьева Антонина Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rimskie_tsifry_3_klass.doc71 КБ
Файл rimskie_tsifry_3_klass.pptx327.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математике

на тему: «Римские цифры»

                      Выполнил:

                                                             учитель начальных классов

                                                             Силантьева Антонина Юрьевна

2016 год

Цели:

  • Познакомить учащихся с римскими цифрами;
  • Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними;
  • Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
  • Развивать познавательный интерес, мышление, память
  • Расширять кругозор учащихся

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Презентация;
  • Карточки с римскими и арабскими числами;
  • Карта путешествия;
  • Буклеты;
  • Счётные палочки;
  • Карточки с письмами;
  • Колонки.

Ход урока

I.Организационный момент

1.Приветствие (слайд 1)

2.Настрой на работу

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

II.Актуализация опорных знаний

Проблемный вопрос

(на наборном полотне карточки с римскими числами:

-Ребята,  как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках?  (Предположения учащихся.)

-На карточках римские числа.

-Где вы видели римские числа? (На циферблате часов, в книгах, на памятниках и т.д.)

(слайд 2)

-Мы выяснили, что римские цифры встречаются довольно часто в нашей жизни.

III.Сообщение темы и целей урока

-Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Римские цифры».

-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия.

(слайды 3, 4)

-Ребята, как вы думаете, почему эти цифры назвали римскими? (Их придумали  в Риме.)

-Хотите отправиться  в далёкое путешествие в Древний Рим?

Дети: Да!

- Путешествовать будем на машине времени.

-Итак, отправляемся в путь.

(заставка из кинофильма)

IV.Работа над новой темой

-Мы с вами перенеслись на 2тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.

(слайд 5)

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. (слайд 6)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами.

1.Сравнение арабской и римской нумерации.

-Ребята, назовите цифры, которые мы используем для записи чисел. (Для записи чисел мы используем цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) – слайд 7

-Сколько их? (Их 10)

-Посмотрите, сколько цифр используют в римской нумерации? (В римской нумерации используют 7 цифр)

(слайд 8)

-Для записи цифр древние римляне использовали буквы латинского алфавита. (НАЗЫВАЮ)

(слайд 9)

-Прочитаем хором:

-Обратите внимание: нет знака для обозначения цифры 0!

2.Знакомство с правилами записи чисел римскими цифрами.

-Познакомимся с правилами записи чисел римскими цифрами.

-Будете работать в парах. Для записи чисел используйте счётные палочки. (Работа в парах)

-Как бы вы записали число 2? (Надо взять 2 палочки: II)

-А число3? (Выложим 3 палочки: III)

-Подумайте, как записать число 4? (Предположения детей)

-Запомните: больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!

(слайд 10)

-Запись числа основана на математических действиях: вычитании и сложении.

-Мы запишем число 4 с помощью цифр V и I.    

-Выложите из палочек цифру V. От пяти отнимаем один и ставим I перед цифрой V.

(слайд 11)

-Как бы вы записали число 6? (Выкладываем цифру V. К пяти прибавляем один и ставим I справа от цифры V.)

 (слайд 12)

Аналогично записываем числа 7, 8, 9, 10. У детей на партах числа из палочек:

I    II    III    IV     V    VI     VII     VIII      IX     X

-Итак, ещё раз повторим правила записи чисел римскими цифрами. (Больше трёх одинаковых цифр подряд не пишем. Запись основана на вычитании и сложении)

-Запишем римскими цифрами  числа, которые я буду показывать на карточках. Пользуйтесь памяткой!  (слайд 13)

 (Дети по очереди выходят к доске и записывают числа, остальные выкладывают числа из палочек – работают в парах.)

20, 29, 40, 60, 85.

-Вернёмся к числам на карточках, которые мы видели в начале урока. На обратной стороне карточек буквы. Прочитайте числа и расшифруйте слово. Если вы выполните это задание верно, узнаете, что нас ждёт во второй половине урока.

(Дети по очереди выходят к доске, читают числа и переворачивают карточки. Должно получиться слово:

                                              ЭКСКУРСИЯ

-Нас ждёт увлекательная экскурсия по Древнему Риму.

V.Физ.минутка

-Прежде давайте немного отдохнём.

(слайд 14)

-Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (7)

-Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4)

-Сколько видим мы грибков, столько сделаем прыжков. (9)

-Сколько помидоров у нас, столько потянитесь раз. (5)

VI.Закрепление изученного

1.Упражнение в записи и чтении чисел с помощью римских цифр

-А теперь давайте отправимся на экскурсию по Древнему Риму и потренируемся в чтении и записи римских чисел.

-Чтобы не заблудиться, возьмём с собой карту. (На доске)

-Также возьмём  буклеты и ручки, чтобы делать необходимые записи. Кому будет очень трудно записывать римские числа, можете воспользоваться памяткой в буклете.

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400

V

5

L

50

D

500

VI

6

LX

60

DC

600

VII

7

LXX

70

DCC

700

VIII

8

LXXX

80

DCCC

800

IX

9

XC

90

CM

900

-Слушайте внимательно!  (слайд 15)

-Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ.

(слайд 16)

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. (слайд 17)

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу №1 в ваших буклетах.

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)                    Проверка – слайд 18

Ответ: высота колонны 38 м.)

-Рядом запишите число 38 римскими цифрами. (XXXVIII)

-Продолжаем нашу экскурсию. Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей. (слайд 19)

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

-Прочитайте задачу №2.

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.)             Проверка – слайд 20

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

-Читаем задание №3.

Задание №3

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Соедини стрелочками эти числа с римскими: L          LXXXV          LIII

Запиши эти римские числа в порядке возрастания.

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)                           Проверка – слайд 21

-При таких размерах Колизей мог вместить в себя около 80 тысяч зрителей. Зрители занимали места на трибунах. У самой арены - император и его семья. На верху – простые люди. (слайд 22)

Задание №4

Места для простых людей были помечены цифрами

от I до   LXXVI.

Запишите римские числа арабскими.

(Дети пишут: от 1 до 76)   Проверка слайд 22

-Идём дальше.

-Рядом с Колизеем можно увидеть много храмов. Самый поразительный  римский Пантеон – храм всех богов.

(слайд 23)

-Для снабжения людей водой римляне строили водопроводы – АКВЕДУКИ. (слайд 24)

-Прочитайте задачу №5.

Задача №5

В город Рим вода поставлялась из 11 акведуков, 2 из которых работают до сих пор. Сколько акведуков не сохранилось до наших дней?

Решение запиши римскими числами.

(Дети пишут: XI-II=IX)                     Проверка слайд 25

-Вода из акведуков попадала не только в дома, но и в фонтаны города. Самый крупный и красивый фонтан Рима – фонтан Треви.

(слайд 26)

-В центре – бог океанов и морей Нептун. Он выезжает на колеснице-морской раковине, запряжённой парой морских коньков. Два Тритона, указывая дорогу, помогают конькам передвигаться между горами камней.

Считается, что если бросишь в этот фонтан монетку, то побываешь в Риме ещё раз.

-Давайте представим, что у нас в руке монетка. Мысленно бросим её в фонтан правой рукой через левое плечо, чтобы через какое-то время вновь вернуться в современный Рим и полюбоваться достопримечательностями этого удивительного города, многие из которых  сохранились до наших дней. (видео)

-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс.

(заставка из кинофильма)

2.Проверка знаний

-Пока мы с вами в пути, проверим, научились ли вы записывать римские числа.

-Давайте напишем письмо друзьям из римской школы. (слайд 27)

-Впишите римские числа.

(Дети самостоятельно вписывают в текст римские числа.)

Проверка.

(слайд 28)

Итог: кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

1 ошибка –

2 ошибки-

Больше 2 ошибок –

-Вам нужно повторить материал по учебнику на стр.46-47.

-Итак, мы снова в нашем классе.

-Подведём итог урока.

VII.Подведение итогов   (слайд 29)

-На уроке мы научились …

-Больше всего меня заинтересовало …

-Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни?

VIII.Домашнее задание

-Узнайте, как римляне записывали многозначные числа, и какое число они написали на здании храма: MDCCLVI. (слайд 30)

-Это задание в буклетах. Я их вам дарю за хорошую работу.

-Спасибо! Урок окончен.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 3 класс Римские цифры

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Римские цифры

Слайд 3

1 5 10 I V X II III IV VI IX XI 2 3 4 6 9 1 1 VII VIII XII XIII

Слайд 4

№2 III V > VI IV IX VIII XI IX XII VII IV IX > > > > <

Слайд 5

№ 3 III + I = IX + II = IV - II = IV+III= XII - III = III + III = IV XI II VII IX VI

Слайд 6

№ 4 V I + I = V X I - I = X X + II = X I V - I V = X I I I

Слайд 7

№ 5 9 1 0 IX X СЕЙЧАС ЧЕРЕЗ 2 ГОДА 2 ГОДА НАЗАД XI XII VII VIII

Слайд 8

№6 X V X IX X XI X XIII X XIV

Слайд 9

L 50 - C - 100 D - 500 I – 1 V – 5 X - 10 60 200 LX CC 700 DCC = 50+10 = 100+100 = 500+100+100

Слайд 10

№ 7 L C D X 50 100 500 10 CX 110 600 70 100+10 500+100 50+10+10 DC LXX I – 1 V – 5 X – 10 L – 50 C – 100 D - 500

Слайд 11

№ 8 Саша читает XVII (12) главу книги. Мама взяла в библиотеке XXXII (32) том сочинений Л.Н. Толстого. I – 1 V – 5 X – 10 L – 50 C – 100 D - 500

Слайд 12

Москве больше чем DCCCL (850) лет. Российскому флоту больше чем CCC (300) лет. I – 1 V – 5 X – 10 L – 50 C – 100 D - 500


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-презентации по математике 2 класса на тему:"Составление таблицы умножения на 3".

Урок- презентация по математике 2 класс по может учащимся в составлении таблицы умножения на 3....

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по математике 2 класс "Школа России" «Периметр прямоугольгика»

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Периметр прямоугольника»Цели урока: Формировать умение вычислять периметр прямоугольника.Планируемые результаты:·        ...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...

Конспект урока + презентация по математике. Тема урока: "ВЫЧИТАНИЕ «КРУГЛЫХ» ДЕСЯТКОВ" (УМК "ПНШ", 2 класс).

Цели деятельности учителя:Создание условия для уточнения способа вычитания «круглых» десятков;содействие развитию умений решать задачи, сравнивать числовые выражения; развитие логичес...

Конспект урока + презентация по математике. Тема урока: "Неполное частное и остаток" (УМК "ПНШ", 4 класс).

Цели деятельности учителя:ознакомление с новым математическим термином «неполное частное»; содействовать развитию умения находить делимое, используя значение неполного частного, делит...