Урок математики. 4 класс "Образование чисел в пределах миллионов"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Конспект урока математики в 4 классе по программе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок математики "Образование чисел в пределах миллиона" | 208.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики
4 класс (программа «Система Л.В. Занкова», учебник Аргинской И.И
Тема урока: «Образование чисел в пределах сотен миллионов».
Тип урока: введение новых знаний.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: научить образовывать числа в пределах сотен миллионов.
Задачи:
предметные:
- совершенствовать умение читать и записывать числа в пределах сотен миллионов, определять количество единиц каждого разряда и каждого класса;
- продолжить формирование навыков решения задачи алгебраическим способом;
- познакомить со старинной мерой измерения длины – фут;
- учить решать логические задачи;
метапредметные:
- вызвать интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач; дать представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала (личностные);
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать активное участие в парной, групповой и коллективной работе (регулятивные);
- на основе кодирования самостоятельно строить модели задачных ситуаций, проводить сравнение по нескольким основаниям, в т. ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов (познавательные);
- принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в т. ч. визуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативные).
I.Орг. момент. Психологический настрой на деятельность.
На экране слайд: УСПЕХ.
- Прочитаем хором. Как вы понимаете значение этого слова?
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание .
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
- Ребята, что нужно делать, чтоб быть успешным на уроке математики?
- Таким образом, чему же учит математика?
Математика учит мыслить, находить верное решение, сравнивать, выполнять различные действия , рассуждать, составлять план действий, работать с величинами.
- Давайте хором прочитаем слова М.В.Ломоносова
СЛАЙД
«Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит».
II.Актуализация знаний. Мозговой штурм.
- А начнём мы с разминки, чтобы привести мысли в порядок .
- человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа.)
2. .Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно то же расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 минут.)
3. Когда журавль стоит на одной ноге, то весит три килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги. (Три килограмма.)
- В автобусе ехали 50 человек. На остановке 7 человек вошли, 3 вышли. На следующей – вышел 1, а вошли 4; на следующей – вышли 15, вошли 2. Ну, сосчитали? А теперь кто мне ответит: сколько остановок сделал автобус? (3 остановки.)
- 10 морковок весят 600 г, 8 свёкол весят 2 кг, 4 репы – 1,5 кг. Сколько весит 1 кг селедки? (1 кг.)
II. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
А) Прочитайте числа. Расположите их в порядке возрастания и прочитать слово
СЛАЙД
1459 | 11 | 3 | 456 | 7666 | 13456 | 123 | 59998 |
о | б | о | а | а | н | р | и |
2456 | 13000000 | 487 |
в | е | з |
б) разгадать ребус (сот ы + ен )
СЛАЙД
в) Расшифруйте, какое слово нам понадобится для изучения на уроке?
СЛАЙД
- Единицы — 12
- Тысячи — 4
- Миллионы — 2
СЛАЙД
- Так какая же тема урока сегодня?
(Образование сотен миллионов).
Цели урока по-вашему?
слайд
– Рассмотреть случаи образования сотен миллионов; уметь считать и записывать данные числа
III. Работа по теме урока.
- – Запишите число, в котором:
▪ десять десятков единиц (100),
▪ десять десятков тысяч (100 000)
- А теперь подумайте, как запишем и назовем число, в котором десять десятков миллионов? (100 000 000).
- Посчитайте сотнями миллионов до девяти . Запишите эти числа по три в столбик. Проверьте свою запись.
СЛАЙД
100 000 000 400 000 000 700 000 000
200 000 000 500 000 000 800 000 000
300 000 000 600 000 000 900 000 000
- Как из 10 миллионов получить 100 миллионов?
- Сделайте вывод о составе числа 100 миллионов.
- Какое это число? Что мы можем о нем сказать? Девятизначное, четное, состоит из десяти десятков миллионов, или одной сотни миллионов)
2.Как вы думаете, где в жизни люди встречаются с 9-значными числами?
В повседневной практике, даже при сложнейших вычислениях, редко используются числа больше миллиарда. Такие числа обычно используют астрономы, физики и химики.
Мы с трудом ориентируемся в больших числах, даже миллион как следует, себе не представляем.
СЛАЙД Как представить себе 1 000 000 учащихся? Чтобы это представить, посчитаем, на сколько километров протянулась бы шеренга в 1 000 000 учащихся, если бы каждые 2 из них заняли 1м. Почти от Москвы до Санкт-Петербурга протянулась бы эта шеренга.
Каких размеров достигнет обыкновенный комар, увеличенный в миллион раз?
Длина комара приблизительно равна 5 мм. 5 мм x1 000 000 = 5 000 000мм = 5 км.
Рост человека, увеличенный в миллион раз, достигает 1700км.
Миллион можно назвать карликом по сравнению с таким числом, как миллиард. Если мы начнем считать подряд до миллиарда в 12 – летнем возрасте, то закончим счет глубоким стариком 100 – летнего возраста, работая ежедневно по 6 часов в сутки.
Миллиард – это не просто великан, а великанище. Ведь совсем небольшой промежуток времени – 1 минута. А миллиард таких минут – эта более 19 столетий.
Секунда времени в сравнении с часом нам кажется мгновением. Но миллиард секунд – это около 32 лет.
3.Исторические сведения
СЛАЙД.
Открытия в науке о числах делали Пифагор, Архимед, немецкий ученый Карл Гаусс, французские математики Алексис Клеро, Эверист Галуа, Шюке и др. Сначала люди умели называть лишь маленькие числа, а потом все больше и больше.
Задача.
В нашей стране проживают около 250 млн. человек. Если все люди встанут в одну шеренгу, то какой длины будет эта шеренга? (Пусть каждый человек занимает место длиной в 50см).
Решение: 250 000 000·50 =12 500 000 000см, т.е. 125 000 км
работа, будете миллионы считать.
4.- Итак, как называется III класс?
- А теперь задание
- Запишите в тетради несколько чисел, в которых одинаковое число сотен миллионов, сотен тысяч и сотен единиц.
(Вызвать к доске несколько человек с тетрадями для записи и чтения своих чисел.)
100 100 100, 200 200 200 и т. д.
- Было ли условие, что должны быть только круглые числа? Запишите несколько новых чисел. Прочитайте.( 115 177 148, 286 249 240)
ФИЗМИНУТКА.
IV. Первичное закрепление, применение новых знаний.
СЛАЙД.
1.Прочитайте числа. Сколько в каждом числе единиц каждого разряда?
- Сколько единиц каждого класса?
- Какие правила чтения многозначных чисел вы должны помнить?
(Разделить число на классы, помня, что в каждом классе три разряда.
Начинать чтение с высшего разряда. После прочтения числа, стоящего в одном классе, надо добавлять название этого класса (кроме названия класса единиц).
Если в классе или разряде стоят нули, то название этого класса или разряда надо опускать.)
271 102 398 91 002 124 803 574 000 701 050 003 230 600 049
2. –Запишите числа:
-семьсот тридцать миллионов пятьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот восемь.
-триста двадцать пять миллионов
-четыреста восемьдесят два миллиона семьсот тысяч
-триста сорок два миллиона четыреста девяносто тысяч шестнадцать
-пять миллионов пять тысяч пять
V.Работа с учебником.
Решение задачи.
- Сейчас поработаем с учебником. Найдите задачу №491 (стр. 112). Прочитайте. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
- Как представить краткую запись этой задачи? Какие будут названия столбцов этой таблицы? (Открыть таблицу с вписанными названиями столбцов на обратной доске.)
Цена | Кол-во | Стоимость | |
Детские | ?, в 3 раза дешевле | 78б. | 1260р. |
Взрослые | ? | 16б. |
Занесите все данные задачи и вопросы в таблицу. Один работает у магнитной доски, расставляет готовые карточки с данными в нужные столбцы и строки таблицы при помощи магнитов.
- Какие способы решения задач вы знаете? Арифметический, алгебраический, метод подбора.
-Запишем решение алгебраическим способом .
1 способ – алгебраическим (уравнением)
Пусть стоимость детского билета х рублей,
тогда стоимость взрослого 3х рублей,
Детских купили 78х
Взрослых билетов купили 16 ∙ 3х
Всего заплатили 1260 руб.
согласно этим данным составим и решим уравнение:
78х+3х·16=1 260
78х+48х=1 260
126х=1 260
х=1260:126
х=10 (руб.) – стоимость детского билета.
3·10=30 (руб.) – стоимость взрослого билета.
Ответ: 10 рублей цена детского билета и 30 рублей цена взрослого билета.
2 способ (арифметический) – решите дома и сравните какой способ удобнее.
ФИЗМИНУТКА для глаз.
VI. Самостоятельная работа
Проверим полученные знания. Что мы сегодня образовали? (сотни миллионов)
Выполним индивидуальную работу. Выберите карточки: синяя – для тех, кто полностью уверен в своих силах, красная – те, кто немного сомневается.
Индивидуальные задания (выполняют в тетрадях) (Приложение ).
Карточка 1 (красная)
1. Запиши числа:
- триста единиц третьего класса, сто единиц первого класса
- семьсот пять миллионов тридцать шесть тысяч
- три миллиона пятьдесят четыре тысячи пятнадцать
- семьсот восемьдесят единиц третьего класса, шестьсот тридцать единиц второго класса и пятьсот пятьдесят единиц первого класса
- четыреста миллионов два
Карточка 2 (синяя)
1. Запиши соседей для чисел:
- 800 000 000
- 580 000
- 46 000 100
2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- 1 700 003
- 230 410 000
Карточка 3 (красная)
1. Запиши числа:
- восемьсот пятьдесят пять миллионов шесть тысяч десять
- пятьсот шестьдесят восемь единиц третьего класса, семьдесят единиц второго класса и девятьсот единиц первого класса
- девять единиц восьмого разряда, пять единиц седьмого разряда и две единицы четвёртого разряда
- пять миллионов одна тысяча четыреста
- девятьсот единиц третьего класса и восемь единиц второго класса
Карточка 4 (синяя)
1. Запиши соседей для чисел:
- 9800000
- 754010999
- 810000000
2. Представь данные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- 230410000
- 208170
Взаимопроверка.
- Сравните все способы решения задачи. Какой способ, по вашему мнению, самый удобный?
VII. Итог урока. Рефлексия (Метод интервью).
- - Какова была цель нашего урока?
- - Вы научились это делать?
- Кто ещё не совсем научился записывать и читать 9-значные числа?
- Что вызвало трудности?
- - Сколько знаков содержит число 100 миллионов?
- - Какие способы решения задач мы сегодня применяли?
- - Что нового узнали на уроке?
- За что ты можешь себя сегодня похвалить? А одноклассников?
- - Спасибо всем за урок. Домашнее задание –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики "Состав чисел в пределах 10. Закрепление и повторение"
Урок - путешествие. На уроке ребята отправляются в морское путешествие на чудо остров, где их встретит Жар-птица. На своём пути путешественники встретят различные трудности....
Урок математики "Сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд."
Урок закрепляет умение складывать однозначные числа с переходом через разряд.Развивает логическое мышление, воображение и интерес к математике....
Урок математики "Деление чисел в пределах класса миллионов"
Разработка урока математики "Деление чисел в пределах класса миллионов", 4 класс, система общего развития Л.В.Занкова...
Урок математики Умножение чисел в пределах 20
Урок математики Умножение чисел в пределах 20...
Урок математики «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
Урок математики в 3 классе УМК М. Моро "Школа России"Тип урока: Урок открытия новых знаний. Ведущий метод: Проблемно-поисковый ....
урок математики "Состав чисел в пределах"
Открытый урок математики 1 класс. Закрепление знаний по составу первого десятка....
"Сравнение чисел в пределах миллиона. Математический диктант № 1." урок математики 4 класс
урок математики по теме "Сравнение чисел в пределах миллиона. Математический диктант № 1." 4 класс, УМК "Школа России"...