Урок математики «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ляшко Елена Михайловна

Урок математики в 3 классе УМК М. Моро "Школа России"Тип урока: Урок открытия новых знаний. Ведущий метод: Проблемно-поисковый .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem._3_kl._summa_razr._slag.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                                МКОУ Каменская НОШ- д/сад

Конспект урока

математики

по теме «Нумерация чисел

в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных   слагаемых»

3 класс.

Учитель: Ляшко Е.М.

                              п. Каменск

                                           2014 г.

Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы                  разрядных   слагаемых».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый .

Место в разделе: шестой урок (из 11 уроков) по теме  «Числа от 1 до 1000.     Нумерация».

Цель: сформировать умение записывать трёхзначное число в виде суммы  разрядных слагаемых.

Задачи: тренировать способность к чтению и записи трёхзначных чисел; развивать вычислительные навыки и умение решать задачи; речь; память; умение рассуждать; развивать познавательную активность уч-ся; воспитывать  интерес  к  математике, пытливость в процессе учения, умение слушать друг друга.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал: 

1)        Таблица  разрядов с «карманами» для цифр;

2)        опорная схема для чтения трёхзначного числа;

3)        карточки-памятки о правилах нумерации трёхзначных чисел:

4)        алгоритм для представления числа в виде суммы разрядных слагаемых:

5)        опорная схема представления числа в виде суммы разрядных слагаемых:

6)        карточки с цифрами от 0 до 9 (по нескольку каждой).

Раздаточный материал: листы А–4, карточка- помощница к задаче.

                                             Ход урока.

I.        Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1)        мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;

2)        определить содержательные рамки урока;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

Громко прозвенел звонок-

                                                       Начинается урок.

                                                       Наши ушки на макушке,

                                                       Глазки широко открыты.

                                                       Слушаем, запоминаем,

                                                       Ни минуты не теряем.

На доске — запись:

«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

  • Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «раскладывать все по полочкам» и т.д.)
  • Назовите тему, которую мы изучаем вот уже несколько уроков. (Числа от 1 до 1000.)

  • Как назвать наши «полочки», где лежат знания о числах в пределах 1000? (Образование, чтение,  запись,  …)

-   А как вы думаете, есть еще свободные полочки — то, что мы еще не изучали? (Ответы детей)

  • Сегодня мы продолжим изучать письменную нумерацию чисел в пределах 1000 и положим на свои полочки новое знание об этих числах. Хотите?

Учитель добавляет к рисунку знак вопроса:

?

   

  • Тогда начнем поиск этих новых знаний.

II.        Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1)        актуализировать знания по нумерации чисел в пределах 1000: чтение; название классов и разрядов; поразрядное значение цифры в записи числа;

2)        тренировать способность к представлению двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;

3)        зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)        Продолжи высказывание:

а)Число в записи, которого одна цифра называют … Приведите примеры

б)Число, состоящее из двух цифр,  называют … Приведите примеры

в) Число в записи, которого три цифры называют … Приведите примеры

2)  Чтение  и запись чисел в пределах 1000.

(Работа проводится фронтально. Дети с места комментируют выполнение задания, а один ученик записывает числа на доску:)

а)  Назовите число, которое находится между числами 849 и 851.

б) Назовите число, которое следует за числом 299.

в) Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 121.

г) Какое число меньше 320 в 10 раз?

д) К 2 сотням прибавь 8 десятков.

е) Запишите число, в котором 5 ед. 1 разряда, 4 ед. 2-го разряда и 3 ед. 3-го разряда.

 -    Запишите числа в порядке убывания.

Каждое число по-своему красиво и имеет свою тайну. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти числа?

(Ответы детей. Н-р: 850 лет Москве, 300 лет Российскому флоту, 32 зуба у человека и т. д)

-    Найдите «лишнее» число. (Число 32, так как для записи использованы две цифры.)

  • Сколько  в каждом числе единиц 3-го, 2-го, 1-го разрядов ?  
  • Что обозначает нуль в записи чисел? (Отсутствие единиц данного разряда.)

Учитель фиксирует на доске:

3)        Замените числа суммой разрядных слагаемых.

  • Представьте числа  в виде суммы разрядных слагаемых: 43, 15, 35, 92.

Один ученик на доске делает запись, остальные – в тетрадях.

43 = 40 + 3                     35=30+5

15=10+5                         92=90+2

  • Почему в каждой сумме по два слагаемых? (Потому что в записи числа используются только две цифры, отличные от нуля.)

4)        Индивидуальное задание на затруднение.

  • Запишите на листах три числа в столбик и представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых: 542, 930, 709.

Учитель раздает детям листы А–4. На выполнение задание отводится не более 1 минуты.

  • Закончили работу. Положите ручки.

Учитель собирает листы с разными записями и прикрепляет их на доску. Каждый учащийся определяет свою позицию при помощи поднятой руки.

  • Что заметили? (У всех получились разные записи, не все смогли выполнить задание...)
  • Кто из вас выполнил задание правильно? (Не можем сказать, потому что не можем проверить. Можем проверять, опираясь только на известное правило. Для данного задания у нас такого правила нет.)

III.        Постановка проблемы.

Цель:

1)        организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2)        организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

  • Какое задание надо выполнить? (Записать числа и представить их в виде суммы разрядных слагаемых.)
  • Какие числа вызвали затруднения? ( Трёхзначные)
  • Почему? (Не умеем их записывать, не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых, отсутствующие единицы разрядов.)
  • Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)

На доске учитель дополняет рисунок.

  • Назовите тему урока. (Запись трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.)                      

                            «Знать разряды – дело важное!» - это Знайка говорит.

                            Тогда число любое сможете вы суммой заменить.

IV. Построение проекта выхода из затруднений

        (открытие детьми нового знания).

Цель:

1)        организовать взаимодействие с целью знакомства со способом записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;

2)        зафиксировать новые знания во внешней речи.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

1)        – Какой первый шаг надо сделать, чтобы записать названное число? (На слух определить, какие разряды присутствуют в названии чисел.)

 -   Название числа таит в себе глубокий смысл. Что нужно сделать, чтобы не пропустить в записи числа единицу какого-либо разряда? (В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишется  нуль.)

Учитель выставляет на доску карточку:

  • Нам поможет правильно записать число нумерационная таблица.
  • Возьмите карточки с цифрами и выставите числа в таблице разрядов.

Один ученик выкладывает первое число, другой – второе, называя присутствующие разрядные единицы. Отсутствующие разрядные единицы обозначает нулями.

Класс единиц

сотни

десятки  

единицы

5

4

2

9

3

0

7

0

9

2)        – Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых? (По количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля), определяем количество слагаемых.)

Учитель фиксирует на доске первый шаг алгоритма:

  • Как записать каждое слагаемое? (Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.)

Учитель фиксирует на доске второй шаг алгоритма:

Учитель фиксирует на доске третий шаг алгоритма:

  • Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Учащиеся работают в тетрадях, три ученика у доски.

              542 =500+40+2

              930=900+30

              709= 700+9

  •  В общем виде это можно записать следующим образом.

Учитель вывешивает на доску опорную схему Д–5. Затем обращает внимание детей на и карточки Д–3.

  • Сделаем вывод: что нужно помнить при записи числа. (В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.)
  • Как правильно представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (Определить количество слагаемых по количеству цифр, отличных от нуля; каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначить нулем.)
  • Молодцы! Вы славно поработали и правильно сделали вывод.

V.        Физкультминутка. (Музыкально-танцевальная)

VI. Первичное закрепление .

Цель:

  • зафиксировать во внешней речи способ представления трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1)        Работа по учебнику, с.42 – таблица.

Рассмотрите таблицу.

- Что записано в левой части? (Числа)

- В правой? (Сумма разрядных слагаемых).

-Все числа какие? (Трёхзначные)

- Почему последние суммы состоят из двух слагаемых?( Во второй сумме нет слагаемого,обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки.)

Молодцы! Это вы правильно заметили. В числе 640 на месте единиц 0. А в числе  903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.

2)        № 1, стр. 42  -  1,2 столбики выполняются с устным объяснением и запись на доске,

3-й столбик – самостоятельно. Взаимопроверка.

VII.        Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

1)        тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2)        проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Готовы себя проверить?
  • Выполните в течение 3 минут: 2, c.42; № 5 , стр. 40 в Тетради.

Самопроверка – по записи ответов учителем на доске:

а)        – Проверьте 2. У кого другие ответы? (…) Поставьте знак «?» над ним.

  • Какое число записано по-другому? (…)
  • Где допущена ошибка? (…)
  • Кто все числа записал правильно? Поставьте знак «+» у №2.

б)        – Проверьте 5. У кого другие ответы? (…) Поставьте знак «?».

  • Что по-другому? В чем причина ошибки? (…)
  • Кто все суммы записал правильно? Поставьте знак «+».
  • Вы довольны своей работой? (…)

VIII.        Включение в систему знаний и повторение.

 Цель этапа: 

1) формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

2) развитие логического мышления;

3) развитие вычислительных навыков.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1)        4, стр. 42.  Устная работа в парах.

- Кто решил правильно задачу: Коля или Слава? (Оба)

- Почему?

2)        3, стр. 42.

-Можно ли сказать, что вы прочитали задачу? (Нет, т.к. нет вопроса)

а) анализ задачи при помощи подбора вопроса.

-Найдите подходящий по смыслу вопрос к этой задаче.

Разбираются все предложенные детьми вопросы, затем каждый ученик записывает свой вопрос в тетрадь и решает свою задачу.

3) Игра «Распутай клубок» (Даётся сильным ученикам в награду за быстро и правильно решённую задачу).

56 –        Ответ: 21   Коллективная проверка.

        --15  =

18 + 3  =

        + 1 =

IX.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

1)        зафиксировать достижение поставленных целей;

2)        оценить собственную деятельность на уроке;

3)        обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Учитель обращает внимание детей на рисунок  «Числа от 1 до 1000».

  • Вспомните тему урока. (Представление трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.)
  • Какое задание не смогли выполнить в начале урока? (Не смогли записать трёхзначные числа  в виде суммы разрядных слагаемых.)
  • Какие знания помогли справиться с затруднением? (Знания о  разрядах числа; использование цифр для записи числа…)
  • Хлопните в ладоши те, кто доволен своей работой.
  • Над  чем еще надо поработать?

Учитель выслушивает нескольких учащихся. (Мне надо повторить … )

 -    Вспомните, с каких слов мы начали урок.

  • Какие новые знания вы «положили на свои полочки»? Чему научились? (Научились представить числа от1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых.)

X. Д/З

⇒        №5 , стр.42; Тетрадь : №6, с. 41

☺    придумать и записать 4 трёхзначных числа, представить их в виде
суммы разрядных слагаемых;

        Головоломка, с.42*.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"

Презентация  к  уроку  "Представление  многозначных  чисел  в  виде  суммы  разрядных  слагаемых"  (М.И. Моро  "Школы  России")  4...

Конспект урока по математике "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс Школа России)

Конспект урока по математике по теме " Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" в 3 классе (Школа России) разработан в соответствии с ФГОС. Урок позволяет реализовать системно...

«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».

«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы  разрядных   слагаемых»....

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»...

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" Школа России

Технологическая карта по математикеТема урока: Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемыхЦели урока: учить записывать трехзначные числа в виде суммы трехзначных слагаемых; закреп...

Технологическая карта урока математики "Числа в пределах 1000: представления в виде суммы разрядных слагаемых" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о числах в пределах 1000, представленных в виде суммы разрядных слагаемых.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать знания о числах в пределах 1000, представленных в ви...