Урок математики «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
план-конспект урока по математике (3 класс)
Урок математики в 3 классе УМК М. Моро "Школа России"Тип урока: Урок открытия новых знаний. Ведущий метод: Проблемно-поисковый .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._3_kl._summa_razr._slag.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Каменская НОШ- д/сад
Конспект урока
математики
по теме «Нумерация чисел
в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых»
3 класс.
Учитель: Ляшко Е.М.
п. Каменск
2014 г.
Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Ведущий метод: Проблемно-поисковый .
Место в разделе: шестой урок (из 11 уроков) по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация».
Цель: сформировать умение записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи: тренировать способность к чтению и записи трёхзначных чисел; развивать вычислительные навыки и умение решать задачи; речь; память; умение рассуждать; развивать познавательную активность уч-ся; воспитывать интерес к математике, пытливость в процессе учения, умение слушать друг друга.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) Таблица разрядов с «карманами» для цифр;
2) опорная схема для чтения трёхзначного числа;
3) карточки-памятки о правилах нумерации трёхзначных чисел:
4) алгоритм для представления числа в виде суммы разрядных слагаемых:
5) опорная схема представления числа в виде суммы разрядных слагаемых:
6) карточки с цифрами от 0 до 9 (по нескольку каждой).
Раздаточный материал: листы А–4, карточка- помощница к задаче.
Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;
2) определить содержательные рамки урока;
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Организация учебного процесса на этапе 1:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
На доске — запись:
«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «раскладывать все по полочкам» и т.д.)
- Назовите тему, которую мы изучаем вот уже несколько уроков. (Числа от 1 до 1000.)
- Как назвать наши «полочки», где лежат знания о числах в пределах 1000? (Образование, чтение, запись, …)
- А как вы думаете, есть еще свободные полочки — то, что мы еще не изучали? (Ответы детей)
- Сегодня мы продолжим изучать письменную нумерацию чисел в пределах 1000 и положим на свои полочки новое знание об этих числах. Хотите?
Учитель добавляет к рисунку знак вопроса:
? |
- Тогда начнем поиск этих новых знаний.
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать знания по нумерации чисел в пределах 1000: чтение; название классов и разрядов; поразрядное значение цифры в записи числа;
2) тренировать способность к представлению двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Продолжи высказывание:
а)Число в записи, которого одна цифра называют … Приведите примеры
б)Число, состоящее из двух цифр, называют … Приведите примеры
в) Число в записи, которого три цифры называют … Приведите примеры
2) Чтение и запись чисел в пределах 1000.
(Работа проводится фронтально. Дети с места комментируют выполнение задания, а один ученик записывает числа на доску:)
а) Назовите число, которое находится между числами 849 и 851.
б) Назовите число, которое следует за числом 299.
в) Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 121.
г) Какое число меньше 320 в 10 раз?
д) К 2 сотням прибавь 8 десятков.
е) Запишите число, в котором 5 ед. 1 разряда, 4 ед. 2-го разряда и 3 ед. 3-го разряда.
- Запишите числа в порядке убывания.
Каждое число по-своему красиво и имеет свою тайну. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти числа?
(Ответы детей. Н-р: 850 лет Москве, 300 лет Российскому флоту, 32 зуба у человека и т. д)
- Найдите «лишнее» число. (Число 32, так как для записи использованы две цифры.)
- Сколько в каждом числе единиц 3-го, 2-го, 1-го разрядов ?
- Что обозначает нуль в записи чисел? (Отсутствие единиц данного разряда.)
Учитель фиксирует на доске:
3) Замените числа суммой разрядных слагаемых.
- Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых: 43, 15, 35, 92.
Один ученик на доске делает запись, остальные – в тетрадях.
43 = 40 + 3 35=30+5
15=10+5 92=90+2
- Почему в каждой сумме по два слагаемых? (Потому что в записи числа используются только две цифры, отличные от нуля.)
4) Индивидуальное задание на затруднение.
- Запишите на листах три числа в столбик и представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых: 542, 930, 709.
Учитель раздает детям листы А–4. На выполнение задание отводится не более 1 минуты.
- Закончили работу. Положите ручки.
Учитель собирает листы с разными записями и прикрепляет их на доску. Каждый учащийся определяет свою позицию при помощи поднятой руки.
- Что заметили? (У всех получились разные записи, не все смогли выполнить задание...)
- Кто из вас выполнил задание правильно? (Не можем сказать, потому что не можем проверить. Можем проверять, опираясь только на известное правило. Для данного задания у нас такого правила нет.)
III. Постановка проблемы.
Цель:
1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
2) организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
- Какое задание надо выполнить? (Записать числа и представить их в виде суммы разрядных слагаемых.)
- Какие числа вызвали затруднения? ( Трёхзначные)
- Почему? (Не умеем их записывать, не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых, отсутствующие единицы разрядов.)
- Значит, чему нам надо научиться? (Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
На доске учитель дополняет рисунок.
- Назовите тему урока. (Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
«Знать разряды – дело важное!» - это Знайка говорит.
Тогда число любое сможете вы суммой заменить.
IV. Построение проекта выхода из затруднений
(открытие детьми нового знания).
Цель:
1) организовать взаимодействие с целью знакомства со способом записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
2) зафиксировать новые знания во внешней речи.
Организация учебного процесса на 4 этапе:
1) – Какой первый шаг надо сделать, чтобы записать названное число? (На слух определить, какие разряды присутствуют в названии чисел.)
- Название числа таит в себе глубокий смысл. Что нужно сделать, чтобы не пропустить в записи числа единицу какого-либо разряда? (В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишется нуль.)
Учитель выставляет на доску карточку:
- Нам поможет правильно записать число нумерационная таблица.
- Возьмите карточки с цифрами и выставите числа в таблице разрядов.
Один ученик выкладывает первое число, другой – второе, называя присутствующие разрядные единицы. Отсутствующие разрядные единицы обозначает нулями.
Класс единиц | ||
сотни | десятки | единицы |
5 | 4 | 2 |
9 | 3 | 0 |
7 | 0 | 9 |
2) – Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых? (По количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля), определяем количество слагаемых.)
Учитель фиксирует на доске первый шаг алгоритма:
- Как записать каждое слагаемое? (Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.)
Учитель фиксирует на доске второй шаг алгоритма:
Учитель фиксирует на доске третий шаг алгоритма:
- Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Учащиеся работают в тетрадях, три ученика у доски.
542 =500+40+2
930=900+30
709= 700+9
- В общем виде это можно записать следующим образом.
Учитель вывешивает на доску опорную схему Д–5. Затем обращает внимание детей на и карточки Д–3.
- Сделаем вывод: что нужно помнить при записи числа. (В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.)
- Как правильно представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (Определить количество слагаемых по количеству цифр, отличных от нуля; каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначить нулем.)
- Молодцы! Вы славно поработали и правильно сделали вывод.
V. Физкультминутка. (Музыкально-танцевальная)
VI. Первичное закрепление .
Цель:
- зафиксировать во внешней речи способ представления трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Работа по учебнику, с.42 – таблица.
Рассмотрите таблицу.
- Что записано в левой части? (Числа)
- В правой? (Сумма разрядных слагаемых).
-Все числа какие? (Трёхзначные)
- Почему последние суммы состоят из двух слагаемых?( Во второй сумме нет слагаемого,обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки.)
Молодцы! Это вы правильно заметили. В числе 640 на месте единиц 0. А в числе 903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.
2) № 1, стр. 42 - 1,2 столбики выполняются с устным объяснением и запись на доске,
3-й столбик – самостоятельно. Взаимопроверка.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Готовы себя проверить?
- Выполните в течение 3 минут: № 2, c.42; № 5 , стр. 40 в Тетради.
Самопроверка – по записи ответов учителем на доске:
а) – Проверьте № 2. У кого другие ответы? (…) Поставьте знак «?» над ним.
- Какое число записано по-другому? (…)
- Где допущена ошибка? (…)
- Кто все числа записал правильно? Поставьте знак «+» у №2.
б) – Проверьте № 5. У кого другие ответы? (…) Поставьте знак «?».
- Что по-другому? В чем причина ошибки? (…)
- Кто все суммы записал правильно? Поставьте знак «+».
- Вы довольны своей работой? (…)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
1) формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.
2) развитие логического мышления;
3) развитие вычислительных навыков.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) № 4, стр. 42. Устная работа в парах.
- Кто решил правильно задачу: Коля или Слава? (Оба)
- Почему?
2) № 3, стр. 42.
-Можно ли сказать, что вы прочитали задачу? (Нет, т.к. нет вопроса)
а) анализ задачи при помощи подбора вопроса.
-Найдите подходящий по смыслу вопрос к этой задаче.
Разбираются все предложенные детьми вопросы, затем каждый ученик записывает свой вопрос в тетрадь и решает свою задачу.
3) Игра «Распутай клубок» (Даётся сильным ученикам в награду за быстро и правильно решённую задачу).
56 – Ответ: 21 Коллективная проверка.
--15 =
18 + 3 =
+ 1 =
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа:
1) зафиксировать достижение поставленных целей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Учитель обращает внимание детей на рисунок «Числа от 1 до 1000».
- Вспомните тему урока. (Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
- Какое задание не смогли выполнить в начале урока? (Не смогли записать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.)
- Какие знания помогли справиться с затруднением? (Знания о разрядах числа; использование цифр для записи числа…)
- Хлопните в ладоши те, кто доволен своей работой.
- Над чем еще надо поработать?
Учитель выслушивает нескольких учащихся. (Мне надо повторить … )
- Вспомните, с каких слов мы начали урок.
- Какие новые знания вы «положили на свои полочки»? Чему научились? (Научились представить числа от1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых.)
X. Д/З
⇒ №5 , стр.42; Тетрадь : №6, с. 41
☺ придумать и записать 4 трёхзначных числа, представить их в виде
суммы разрядных слагаемых;
Головоломка, с.42*.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"
Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (М.И. Моро "Школы России") 4...
Конспект урока по математике "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс Школа России)
Конспект урока по математике по теме " Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" в 3 классе (Школа России) разработан в соответствии с ФГОС. Урок позволяет реализовать системно...
«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых».
«Нумерация чисел в пределах 1000: представление в виде суммы разрядных слагаемых»....
Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»
Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»...
3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" Школа России
Технологическая карта по математикеТема урока: Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемыхЦели урока: учить записывать трехзначные числа в виде суммы трехзначных слагаемых; закреп...
Конспект урока математики "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" 3 класс
Конспект урока по математике УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока математики "Числа в пределах 1000: представления в виде суммы разрядных слагаемых" (УМК "Школа России" 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о числах в пределах 1000, представленных в виде суммы разрядных слагаемых.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать знания о числах в пределах 1000, представленных в ви...
- Мне нравится (1)