Модуль для расширения рабочей программы по математике к учебнику Истоминой Н.Б. для 1-4 классов по УМК "Гармония"
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

Модуль для расширения рабочей программы по математике к учебнику Истоминой Н.Б. для 1-4 классов по УМК "Гармония"

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Задачи:

·         обеспечить числовую грамотность учащихся,

·          углубить начальные геометрические представления,

·         усилить развитие логического мышления и пространственных представлений,

·         научить анализировать.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul_matematika.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

 Программа модуля для расширения рабочей программы по математике для 1-4 классов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В основе построения данной программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и общения – в процессе усвоения математического содержания.

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Задачи:

  • обеспечить числовую грамотность учащихся,
  •  углубить начальные геометрические представления,
  • усилить развитие логического мышления и пространственных представлений,
  • научить анализировать.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 Количество часов: 45

Категория: учащиеся: 1-4 классы

Предполагаемые результаты:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности.

Формы работы:

решение занимательных задач;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

самостоятельная работа;

 работа в парах, в группах;

творческие работы.

Учебный модуль «Час занимательной математики»  1 класс

Содержание

УУД

1

Встреча на планете Математика

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Находить информацию

2

Математический лабиринт

Находить информацию.

3

Игра «Помогите числам занять свои места по порядку»

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

4

Математическая эстафета

 

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

5

Задачи-смекалки

 

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

6

Логические упражнения

 

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

7

Задачи в стихах

 

Владеть общим приемом решения задач. Владеть общим приемом решения задач.

8

От зарубок через символы к цифрам  

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Находить информацию

9

Открытие нуля

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

10

Задачи –шутки

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Владеть общим приемом решения задач.

Находить информацию.

11

Игра «Математический телефон»  

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

12

Логические упражнения на классификацию  

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

13

Игра « Чем похожи и чем отличаются?»  

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

14

Геометрические задачи  

Находитьинформацию. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

15

Математический кроссворд  

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы. Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Учебный модуль   «Игры и головоломки для умного ребенка» 2 класс

                                              Содержание

УУД

1

«Смешные изобретения»

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Находить информацию

2

«Рассеянный художник»

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

3

«Продолжи ряд»

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

4

«Веселые игры»

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

5

«Задания с шуточными вопросами»

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

6

«Кто ищет, тот всегда найдет»

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

7

«Кто в сетке?»

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

8

«Найди отличия»

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

9

«Превращалки»

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов).

10

«Волшебные превращения»

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

11

«Кто лишний?»

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

12

«Шуточные вопросы»

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

13

«Задачи про сказочных героев»

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

14

«Волшебный сундук»

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

15

«Найди закономерность»

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

Учебный модуль «Математика. Моделирование и конструирование»  3 класс

Содержание

УУД

1

Построение отрезков. Сравнение отрезков

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

2

Площади

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

3

Чертеж

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

4

Окружность. Круг

Вносить необходимые коррективы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

5

Объемные тела

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

6

Шар

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

7

Чертеж объемных тел

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

8

Куб – правильный шестигранник

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

9

Осевая симметрия

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

10

Конструирование из бумаги – оригами

Находить информацию.

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов).

11

Техническое моделирование и конструирование

Находить информацию.

Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

12

Техническое моделирование и конструирование

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

13

Техническое моделирование и конструирование

Находить информацию. Моделировать ситуацию, используя условные обозначения. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

14

Пирамида

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

15

Заключительная выставка детского творчества

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов).

Учебный модуль  «Решение практических задач» 4 класс

Содержание

УУД

1

Задачи на сложение и вычитание

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Владеть общим приемом решения задач.

2

Задачи на сложение и вычитание

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Владеть общим приемом решения задач. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

3

Задачи на пропорциональную зависимость

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

4

Задачи на пропорциональную зависимость

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

5

Задачи на пропорциональную зависимость

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Владеть общим приемом решения задач.

6

Задачи нестандартного вида

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

7

Задачи с дробями

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов).

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

8

Задачи нестандартного вида

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

9

Решение геометрических задач

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Владеть общим приемом решения задач.

10

Составные задачи стандартного вида

Слушать  ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

11

Составные задачи стандартного вида

Выделять признаки сходства  и различия двух объектов (предметов). Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

12

Задачи на движение

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

13

Решение задач на основе составления уравнения

Умение воспринимать и понимать звучащую речь. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы.

14

Задачи на движение

Находить информацию.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

15

Комплексные задачи

Умение воспринимать и понимать звучащую речь.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Действовать по самостоятельно составленному плану. Анализировать выполнение работы

Планируемые результаты

     Личностные результаты

 – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

– готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

– способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;

– способность к организации самостоятельной деятельности.

Метапредметные результаты

 Регулятивные универсальные учебные действия

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

 Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;

 – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  – проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

 – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

 – инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

Предметные результаты освоения курса   

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– выполнять действия с величинами;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

  – оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

– находить разные способы решения задач;

– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, прямой, тупой и острый углы, многоугольник, треугольник, пря- моугольник, квадрат, окружность, круг);

 – выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

 – соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

– распознавать плоские и кривые поверхности;

 – распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

 – распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

 – интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Литература:

  • Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. – М.: Просвещение, 1964.
  • Веденина В.П., Федотова В.А. Математика. Внеклассная работа, Москва «Дрофа», 2010
  • ВолинаВ.,М. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», 2002.
  • Лазуренко Л.В., «Занимательные материалы к урокам математики», В., 2005.
  • 5.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе.- М.: Просвещение, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (Н.Б.Истомина) 4 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематичесое планирование и т.д....

Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.

Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....

Рабочая программа по математике к учебнику Моро М.И., Бантовой М.А., 3 класс

Рабочая программа по математике к учебнику  Моро М.И., Бантовой М.А., 3 класс, с пояснительной запиской, тематическим планированием, УУД, 4 часа в неделю...

Рабочая программа по математике к учебнику Б.П. Гейдмана и др. 1 - 4 классы

Пособие предназначено для учителей начальных классов....

Рабочая программа по математике по учебнику Истоминой для 4 кл

Содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...

Рабочая программа по математике Н.Б.Истоминой

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 1- 4 классов Составлена на основе примерной программы курса «Математики» для 1 - 4 классов Н.Б.Истоминой...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...