Задание №148 (стр. 51) -Прочитайте задание. -О чем говорится в задаче. Записываем на доске равенство показывающий действия деления с остатком, выполненный Мишей и Машей 15 :6 =2 (ост. 3) Просим объяснить что, означает каждое число в записи деления с остатком. Ожидаемый ответ: делимое 15 обозначает количество конфет ромашка, делитесь 6 означает число гостей, между которыми можно разделить конфеты, значение частного 2 означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, число 3 означает остаток, то есть количество конфет которая осталась. Предлагаем прочитать словарную статью ОСТАТОК стр. 117. На примере 15 : 6 =2 (ост.) 3 объясняем учащимся каждое положение этого определения: 1. Остаток - это число, которое получается в результате деления с остатком и показывает, какое минимальное число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело на данный делитель, то есть если число 3 вычесть из делимого 15, получим число 12, которое делится на делитель 6 нацело. 2. Остаток показывает, на сколько делимое больше того ближайшего к нему числа, которое делится на делитель нацело, то есть делимое 15 на 3 больше, чем число 12 ближайшее число к 15, которое делится на делитель 6 нацело. 3. Остаток всегда больше или равен 0. Если остаток равен нулю, то деление выполнено нацело, то есть при делении число конфеты «Васильки» на 6 (12 / 6 = 2) остаток равен 0, значит деление выполнено нацело. Делаем вывод, что число конфет «Ромашка» разделили на число 6 с остатком, а число конфеты «Васильки» «Юбилейный» разделили на число 6 без остатка, то есть на целом. Просим учеников еще раз прочитать правила на глубок голубой плашки: действие деление без остатка называются делением на цело. предлагаем ученикам Предлагаем ученикам привести примеры деление на целое деление с остатком. Ответы записываю на доске примеры деления нацело – 22:6; 45:9 примеры деления с остатком - 45 :8 ; 23 : 6…
- Кто может объяснить, что такое остаток? В результате чего он получился? (это число, полученное в результате деления чисел, лишние единицы) - Какое число разделилось бы без остатка? (24) - Деление без остатка называют делением нацело. - Какое число нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось нацело? (2) - Как вы думаете, остаток должен быть больше или меньше делимого? (остаток всегда меньше делимого) - Если остаток равен 2 (как в нашем случае), то делитель насколько больше того числа которое делиться нацело? - давайте обобщим понятие «остаток» (учебник с.117) - Опираясь на данное определение, попробуйте составить пример на деление с остатком. Кто может назвать тему урока: «Деление с остатком и деление нацело» Какие поставим цели на урок: - Научиться выполнять деление нацело и деление с остатком.
Задание №149 (стр.52) Учащиеся читают задачи выполняет первую часть задания, записывая ее решение в виде одного выражения. Мы записаны на доске под диктовку один из учеников решение задачи: 3 * 4 + 2. Дополнительно предлагаем вычислить ответ задачи : 3*4+2= 14 Просим разделить число 14 остатком на числа 4 выполнить соответствующую запись 14 : 4 =3 (ост. Воспроизводит текст задачи с другой формулировкой: 14 сосисок положили в четыре тарелки. Когда на каждой тарелке по 3 сосиски, осталось 2 сосиски.
- Что известно в задаче? (взяли по 3 сосиски 4 раза, в кастрюле осталось ещё 2) - Что требуется узнать? (Сколько всего сосисок сварила мама) - Запишите решение задачи. 3 • 4 + 2 = 12 + 2 = 14 (сос.) - Давайте теперь попробуем 14 разделить на 4. 14 : 4 = 12 (ост. 2) (14 на 4 не делиться, ближайшее число, которое делиться на 4 это 12, 12 делим на 4, получаем 3 остаток 2 )
Задание №150 (стр.52) Учащие читают первую часть задания: выполни деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления. Записано на доске действия деления 1 столбика: 24 : 6 = 27 :6 = Задаем вопросы из учебника: 1. Какое действие деления является табличным случаям деление? ( 24 : 6 = 4, так как 6 * 4 = 24.) 2. На сколько одно деление отличается от другого? ( выполняем разностное сравнение чисел: 27- 24 =23; 27 >2 4 на 3.) 3. Будем ли будет ли это число совпадает с остатком? (Да, так как остаток - это минимальное число, которое нужно вычесть из делимого, чтобы полученное число делилось на цело на данный делитель, то есть если из делимого 27 вычесть делим на 24, которое делится нацело на 6,то получим число 3 ,которое является остатком.) Продолжаем запись на доске: 24 : 6 =4 27:6 =4 (ост. 3). Записываем на доске действия деления 2 столбика сначала выполняем делении нацело: 27 : 3 = 9. При выполнение деления с остатком 29 : 3 рассуждаем так: наибольшее число, которое делится на целое на 3 и которое не превосходит число 29,- это число 27. Можно утверждать, что делитель (число 3) максимальная содержатся в делимом (числе 27) 9 раз при этом в остатке остается число 2(29-27=2), значит 29 : 3 = 9 (ост. 2) Далее ученики самостоятельно выполнять деление с остатком в третьем четвертом столбиках. Проверяем на доске: 32 :8=4 39: 8=4 (ост. 7) 81: 9 =9 85 :9 =9 (ост. 4) Читаем последняя часть задания: вычислили, на сколько отличается делимого остальных столбиках, и совпадает ли каждое из этих чисел в соответствующим остатком. Предлагаем ученикам выполни разностное сравнение делимых 2 и 3, 4 столбиков. Записано на доске в три столбика диктовку учеников: 29 - 27 =2 29 : 3 = 9 (ост. 2) 39 - 32 =7 39 : 8=4 (ост. 7) 85 - 81 =4 85 : 9= 9 (ост. 3) Делаем вывод: каждое число, получившееся в результате разностного сравнения делимых, совпадает соответствующим ему осадком. Задание №151(стр.52) Читаем источником беру часть здания (1-й абзац), записываем на доске 42 :7 =6 и просим объяснить, почему с помощью табличного случая можно разделить с остатком число 45 на число 7. Ожидаемый ответ: наибольшее число, которое делится нацело на 7 и которое не превосходит 45,- это число 42( 42 :7 =6). Можно утверждать, что делитель( числа 7) максимально содержится в делимом ( числа 45) 6 раз, при этом в остатке остается ещё числу 3 (45 - 42 = 3), значит 45 : 7= 6 ( ост. 3) Читать вторую часть задания (2-3-й абзацы) объясняю, что по результатам деление с остатком 45 : 7 = 6 (ост.3) всегда можно получить соответствующие случаи деления нацело. Например, при вычитании остатка (3) из делимого (45) получается число (42), которое делится нацело на делитель (7). Далее ученики запись в тетради выражения (45 - 3) : 7= 42:7=6. подчеркни число 6 оной чертой, а число 3- двумя чертами. Самостоятельная работа. |