Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Материал разработан по теме "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" в простой и доступной форме для учеников 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_s_odinakovymi_znamenatelyami.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики 13.12.2017
Тема: сложение дробей с одинаковыми знаменателями | Тип: изучение нового материала | ||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Межпредметные связи: Литературное чтение, | |||
Ресурсы: записи и карточки для устного счета, презентация к уроку, цветные карандаши |
Ход урока
Этап (элемент) урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
I. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 1-2 мин. Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока: сложение дробей. | - Здравствуйте. - Поздоровайтесь с нашими гостями. - Садитесь. - Посмотрите всё ли готово к уроку математики. - Как вы думаете, а вы всё знаете о дробях? - Ребята, даже великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил: « Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Слайд 1 - Как вы понимаете слова писателя? - Я предлагаю это высказывание Л. Н. Толстого сделать девизом нашего урока. (вывешивается девиз на доску). - Готовы ли вы узнать новое о дробях? - Итак, включите настроение на открытие новых знаний и пожелайте друг другу удачи. - А как обычно на уроке мы узнаём новое? | - Нет. Высказывания детей. - Да. 1.Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового. 2. Затем пробуем выполнить задание на новый способ, чтобы понять, чего мы не знаем. 3. Потом сами ищем новый способ, составляем р правило или алгоритм. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. 4-5 мин. Цель: 1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) повторить смысл действия сложения; 4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование; 5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения. | - Давайте вспомним, что вы умеете делать с дробями? (По мере названия на доске выставляются карточки) -Расскажите, что вы знаете о дроби 3 5 - Выполним тест. -У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте на вопросы теста, выбрав и обведя правильный ответ. 1. Одну или несколько долей целого называют: 1. Долей 2. Дробью 3. Целым числом 2. Черту дроби понимают как знак действия: 1.Умножения 2.Деления 3.Вычитания 4.Сложения 3. Число, записанное над чертой дроби называется: 1.Числитель. 2. Знаменатель. 4. Число, записанное под чертой дроби называется: 1.Числитель. 2. Знаменатель. 5. Знаменатель дроби показывает: 1.На сколько частей разделили целое. 2.Сколько частей взяли. 6. Числитель дроби показывает: 1.На сколько частей разделили целое. 2.Сколько частей взяли. 7. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой: 1.Числитель больше. 2. Числитель меньше. 3.Числители равны. 8. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой: 1.Знаменатели равны. 2.Знаменатель меньше. 3.Знаменатель больше. - Проведем взаимопроверку ваших тестов по образцу на экране.2 слайд, 3 слайд - Поменяйтесь тестами для проверки с партнёрами по плечу. - Рядом с правильным ответом поставьте (+), с неправильным (-). -Верните тесту своему партнёру. - Поднимите руку у кого всё правильно ,у кого 1 ошибка,2 ошибки… Поставьте на своих листочках (!), если всё выполнено верно. Поставьте на листочках (?), если были ошибки. - Повторяем дальше. - Как найти часть от числа? - Как находится целое по известной части? - Как узнать, какую часть одно число составляет от другого? (На доску вывешиваются соответствующие формулы.) | 1.Умеем записывать дроби 2.Изображать графические модели дробей 3.отмечать дроби на числовом луче. 4.Умеем сравнивать дроби. 5.Решать задачи на нахождение части числа; числа по его части; части, которую одно число составляет от другого. Ответы учащихся: -числитель 3, знаменатель 5 -знаменатель обозначает, на сколько равных частей разделили - числитель – сколько взяли таких частей -можно записать в виде частного двух натуральных чисел 3:5 - называют большую дробь - называют меньшую дробь - Чтобы найти часть числа, выраженного дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби. - Чтобы найти число по его части, выраженной дробью,надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель. - Чтобы найти часть, которую одно число составляет от другого, надо первое число разделить на второе |
III. Постановка учебной задачи. 4-5 мин. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложения дробей с одинаковыми знаменателями. | - Следующая задача. 4 слайд Пешеход шёл по шоссе. Сначала он прошёл 2/8 всего пути, а потом 3/8 пути. Какую часть пути прошёл пешеход? (Учащиеся записывают свои варианты решения в тетрадях.) -Какое решение у вас получились? (Учитель записывает варианты ответов на доске, не отмечая при этом какой ответ правильный.) - Что нам надо было найти в задаче? - Что другими словами неизвестно? -А что известно? (появляется схема) 4слайд -Напомните правило нахождения целого? - Значит, всё-таки действие сложение вами было выбрано правильно? - Задание было одно, а ответы получились разные. - Как вы думаете, почему ответы разные? - В чём затруднение? - Обратите внимание на дроби, что замечаете? - Сформулируйте тему урока. (Учитель вывешивает карточку с темой урока) -Какова цель урока? | - Какую часть пути прошёл пешеход за это время. - Целое. - Части. - Чтобы найти целое надо части сложить. -Да. - Не знаем правило сложения дробей. -Предположение детей - У этих дробей одинаковые знаменатели -Сложение дробей с одинаковыми знаменателями - Узнать, как складываются дроби с одинаковыми знаменателями |
IV. «Открытие нового знания». 7-8 мин. Цель: сформировать представление о сложении дробей с одинаковыми знаменателями | -Поработайте с партнёром по плечу. 5 слайд -На графических моделях отметьте указанные дроби, определите результат сложения. (Учащиеся сначала закрашивают 2 части из 8синим цветом, а потом ещё 3 части красным цветом.) 6 слайд , 7слайд -Сколько частей круга закрасили? -Значит, чему равна сумма дробей? - Что интересного заметили? - А теперь попробуйте сформулировать правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями. - Мы должны вывести правило не только для этого случая, а для всех. - Попробуйте продолжить запись. 8 слайд (У детей листики с началом формулы. а/п + в/п = …) - Объясните запись. Учитель на доске вывешивает табличку с формулой. - Расскажите по формуле правило о сложении дробей с одинаковыми знаменателями. - Сравним ваши выводы с выводом учебника стр.7. - Что скажете? Молодцы! -Вернёмся к задаче.9 слайд - Какой из предложенных вами вариантов решений был правильным? 10 слайд - Какую же часть пути прошёл пешеход? | 5 частей 5/8 -Знаменатель не изменился, а числитель стал равен 5- сумме двух числителей 3 и 2. - Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. -Числители складываем – это части одного целого, а знаменатель оставим прежним. -Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. - Выводы получились одинаковыми. - 5/8 пути. |
V. Физическая пауза 1 мин. | 11 слайд Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | |
VI. Первичное закрепление. 4-5 мин. Цель: зафиксировать правило сложения дробей во внешней речи. | - А теперь давайте потренируемся в сложении дробей. (на доске записаны примеры) 4/6+1/6=5/6 -Как будем складывать? 2/7+3/7=5/7 4/9+3/9=7/9 1/5+3/5=4/5 - Повтори правило сложения 3/15+5/15=8/15 дробей. 6/28+8/28=14/28 27/42+11/42=38/42 Поставьте на полях (!), если всё выполнили верно. Поставьте на полях (?), если были ошибки. | -Числители складываем, а знаменатель оставляем прежним. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями. | - Готовы проверить научились ли вы складывать дроби с одинаковыми знаменателями? - Выполните задание самостоятельно. Стр.7 №4 Запись примеров в тетрадь. - Проверьте по эталону.12 слайд - Кто допустил ошибки? Поставьте «?» на полях. - В каком месте, и по каким причинам? - Кто выполнил верно? Поставьте «!» на полях. - Молодцы! - Ребята, а что нужно сделать тем ребятам у кого были ошибки? | -Да. - Потренироваться в решении примеров. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 мин Цель: тренировать способность к решению задач на сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | - Тема «Дроби» имеет большое практическое значение. -А какой вид математических заданий наиболее часто используется на практике? - Решим задачи на стр. 8 № 6 -Решать будем по вариантам. - Но разберём задачи вместе, т.к. проверять решение задачи вы будете своего партнёра по плечу. -Прочитайте задачу про себя. - Прочитаем текст задачи 1варианта вслух. - Что известно в задаче? -Это целое или части? - Что нужно узнать в задаче? -Это целое или части? - Как найти целое? -Обратите внимание, что после того как найдёте общую массу в кг ниже строчкой выразите массу в г. Решение. 1)3/10+4/10=7/10 (кг) 2)1000:10∙7=700(г) - Прочитаем текст задачи 2варианта вслух. - Что известно в задаче? -Это целое или части? - Что нужно узнать в задаче? -Это целое или части? - Как найти целое? -Обратите внимание, что после того как найдёте какая часть огорода занята помидорами и огурцами нужно сравнить что занимает большую часть площади- помидоры или огурцы. Решение. 1)6/17+5/17=11/17(ог.) 2)6/17> 5/17 (Два ученика решают за доской, затем проверка) -Поставьте на полях (!), если всё выполнено верно. -Поставьте на полях (?), если были ошибки. *-Придумайте 4 примера на новое правило. - Решают ваши примеры партнёры по плечу. | -Решение задач. - Масса помидора 3/10кг Масса огурцов 4/10 кг. -Части. -Общую массу. -Целое. - Чтобы найти целое нужно сложить части. -Помидорами занято 6/17 огорода, а огурцами 5/17. -Части. - Какая часть огорода занята помидорами и огурцами. -Целое. - Чтобы найти целое нужно сложить части. |
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; 3) обсудить домашнее задание. | - Каков девиз нашего урока? - Продвинулись ли вы в изучении математики? - Какова была цель сегодняшнего урока? -Как сложить дроби с одинаковым знаменателем? -Оцените свою работу на уроке. (У каждого на парте круг, разделённый на 4 части.) 13 слайд - Закрасьте 4/4 круга - если поняли всё, связанное со сложением дробей, можете работать сами и объяснить другому и на полях у вас 4 восклицательных знака. 3/4 круга – если всё поняли, можете работать, пользуясь правилом, но на полях у вас 3 восклицательных знака. 2/4 круга – если поняли всё, но у вас остались вопросы и на полях у вас 2 или 1 восклицательный знак. - Поднимите круги кто закрасил 4/4 круга. Молодцы! - Поднимите круги кто закрасил 3/4 круга. Хорошо! - Поднимите круги кто закрасил 2/4 круга. - Сегодня за хорошую работу на уроке получают Оценку 5… Оценку 4… 14 слайд - Запишите домашнее задание. № 8, стр. 8; № 10, стр. 9 № 16* 15 слайд Закончить урок мне хочется словами великого русского писателя Л.Н. Толстого, который восхищался емкостью понятия дробь. Он писал: «Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле». Чем больше число в числителе, тем лучше вы работали на уроке. | -Научиться складывать дроби с одинаковым знаменателем. -Нужно сложить числители, а знаменатель оставить тот же. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе(система Л.В.Занкова) "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок математики в 3 классе (по учебнику Аргинской И.И.)...
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Урок составлен по ОС "Школа 2100" по учебнику Л.Г.Петерсон...
Урок математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Урок проводится в виде деловой игры "Капитал". Класс делится на 4 группы (банки). Цель каждой группы - увеличить капитал путем правильного выполнения заданий....
"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Открытый урок по математике с использованием интерактивной доски для 4 класса по учебнику Петерсон...
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Схема- конспект урока математике в 4 классе по программе " Школа 2100"...
Открытый урок по математике 4 класс «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинако...
Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)
Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...