Конспект урока по математике 1 класс "Составная задача"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики по УМК «Школа России» ФГОС
Класс: 1
Учитель: Епифанова Е.В.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: «Текстовые задачи в два действия. Составная задача»
Цель урока:
Образовательные: формировать представление о составной задаче. Научить различать простые и составную задачи, составлять план решения задачи в два действия, оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры в пределах 10 и примеров на знание нумерации чисел от 11 до 20.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Знать структуру составной текстовой задачи и правила оформления решения задачи в два действия в тетради.
Уметь различать условие задачи от вопроса, составлять краткую запись и оформлять решение задачи в 2 действия.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения на уроке и во время игры и следовать им; умение работать в паре (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оборудование: презентация к уроку, карточки с примерами, карточка с разноуровневыми заданиями, таблички с названиями видов деятельности учащихся на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (психологический настрой)
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Сегодня математика нам поможет выручить героев сказки «Гуси-лебеди». От правильности ваших ответов, от сообразительности будет зависеть окончание сказки. Приготовились. Сказка начинается!
- Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Однажды родители уехали, а сестрицу оставили за братом приглядывать.Но случилась беда: налетели гуси-лебеди, да унесли братца к Бабе-Яге. Побежала сестра искать брата. Бежала, бежала девочка. Вдруг на дороге печка.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- А печка говорит: «Расшифруй тему урока - скажу».
3. Устный счет.
- Ребята, давайте поможем Машеньке решить примеры и расшифровать тему сегодняшнего урока.
1 - Ы 2 – З 3 - В 4 – Т 5 - О 6 – Н 7 - Е 8 - А 9 - С 10 – И 11 – Д 12 - Ч
6+3
7-2
5+4
8-4
7+1
10-7
4+2
7-6
9-2
СОСТАВНЫЕ
10-8
2+6
10+1
10-2
13 - 1
10+0
ЗАДАЧИ
Дети решают примеры по очереди.
4. Целеполагание
- Сформулируйте тему урока.
- Определите цели урока.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ…
УЧИТЬСЯ РЕШАТЬ…
УЧИТЬСЯ ЗАПИСЫВАТЬ…
Бежит девочка дальше, а навстречу ей речка.
- Реченька, реченька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- А реченька говорит: «Решишь задачу о моих рыбках - скажу».
- Поможем Алёнушке решить задачу?
5. Подготовка к восприятию нового материала.
- Прочитайте условие задачи.
Слайд 4
Дедушка поймал 5 карасей, а внук на 2 карася меньше.
-Прочитайте вопрос задачи.
Сколько карасей поймал внук?
Составление схемы к задаче, один ученик у доски.
- Сколько карасей поймал дедушка? (5) Что сказано о количестве рыбок, которых поймал внук? (он поймал на 2 рыбки меньше)
- Что значит «на 2 меньше»? (Столько же, но без 2)
- Мы можем узнать, сколько карасей поймал внук? Каким действием?
-Как запишем решение задачи? (5-2=3(к.))
-Мы ответили на вопрос задачи? (да)
-Что запишем в ответе? ( 3 карася поймал внук)
-Молодцы, ребята!
Слайд 5
-А наша сказка продолжается. Побежала девочка дальше и увидела Яблоньку.
-Яблонька, Яблонька, скажи, куда гуси полетели.
А Яблонька ей отвечает:
-Помоги мне, девочка, задачу решить, тогда скажу.
Слайд 6
-Прочитайте условие задачи.
Дедушка поймал 5 карасей, а внук □ карасей.
-Прочитайте вопрос задачи.
Сколько всего карасей поймали дедушка и внук вместе?
-Мы сможет ответить на вопрос задачи? (нет)
-Почему? (в условии не хватает данных)
Дополните условие этой задачи ответом предыдущей.
-Прочитайте условие задачи.
Дедушка поймал 5 карасей, а внук 3-ех карасей.
-Теперь мы сможем решить задачу? (да. 5+3=8(к.))
- Почему выбрали действие сложение? (чтобы узнать сколько всего, нужно сложить числа)
слайд
- Прочитайте ответ задачи. (8 карасей поймали дед и внук)
6. Физминутка « РЫБКИ»
Слайд 7
- Устала Алёнушка, давайте, и мы вместе с ней отдохнём.
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Сколько карасей у нас, столько мы подпрыгнем раз.
7.Новая тема
Слайд 8
- Показала Яблонька дорогу к дому Бабы-Яги. Прибежала Алёнушка. А Баба-Яга не пускает девочку в избушку, требует задание выполнить. Поможем сестрице!
- А чтобы справиться с заданием, нужно сравнить тексты задач, которые мы с вами уже решили. Посмотрите на задачи и ответьте, чем похожи (что общего) эти задачи?( в обеих задачах речь идет о дедушке и внуке, которые ловили карасей, дед поймал 5 рыбок)
- Чем отличаются задачи? ( в первой задаче надо узнать, сколько карасей поймал внук. А во второй задаче нам известно, что внук поймал 3 рыбки и нужно узнать, сколько карасей они поймали вместе)
- А вот и задание от Бабы-Яги: объедините на схеме эти две задачи в одну и расскажите получившуюся задачу.
Слайд 9
Дедушка поймал 5 карасей, а внук на 2 карася меньше. Сколько карасей поймал внук? Сколько всего карасей поймали дедушка и внук вместе?
-Ребята, мы с вами из двух простых задач составили одну. Вспомните тему урока и догадайтесь, как называются такие задачи. (Составные задачи)
-Почему их так называют?( их составили из двух простых)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Составим схему к составной задаче.
Вспомним, какую первую цель мы перед собой поставили в начале урока? Чему теперь будем учиться? ( записывать решение составной задачи)
- Ребята, к условию задачи можно задать несколько вопросов, решение такой задачи состоит из двух или нескольких действий. Давайте вместе решим нашу составную задачу.
- Сколько карасей поймал внук? (5-2=3(к.))
-Запишите в тетрадь 1 действие.
-Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе? (5+3=8 (к.))
-Запишите в тетрадь 2 действие.
-Посмотрите на решение. Что узнали сначала?( Сколько карасей поймал внук)
-Что узнали потом? (Сколько всего карасей поймали дед и внук вместе)
- Ребята, а сможем мы ответить на второй вопрос задачи, если не выполним первое действие? (нет, потому что нам не известно, сколько карасей поймал внук)
-Обведем второй вопрос в задаче зеленым цветом. Это будет главный вопрос задачи, для ответа на который надо выполнить два действия.
- Что запишем в ответе? ( Ответ: 3 карася поймал внук. 8 карасей поймали дед и внук)
- Дверь в избушке открылась. Машенька забежала в сени, схватила братца и бегом домой.
Ребятки, а чтобы сестрица с братцем как можно быстрее добежали до дома, нам с вами надо решить примеры. Это задание вы будете выполнять «парочками».
Примеры на карточках:
8 + 2 + 7 = 12 - 2 - 7 =
9 + 1 + 6 = 19 - 9 - 8 =
6 + 4 + 9 = 16 - 6 - 7 =
12 - 2 - 8 = 9 + 1 + 7 =
16 - 6 - 7 = 20 - 10 - 8 =
Проверка.
-Давайте сверим ответы с доской. Поднимите руки, чья парочка не допустила ни одной ошибки.
- А теперь вернемся в сказку. Прибежали дети домой, а там их ждут родители. Они благодарят вас за помощь.
- Ребята, а какие новые знания помогли нам получить герои сказок? ( мы узнали, что такое составная задача, научились решать такие задачи и записывать решение в 2 действия)
- Правильно ребята, сегодня мы впервые решали составные задачи. Запомните! Составные задачи решаются в два действия.
8. Закрепление.
- Откройте учебники и прочитайте задачу.(определяем, что задача составная, чертим схему, записываем решение и ответ)
9. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Почему такие задачи называют «составными»?
- Сколько действий надо решить в составной задаче?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
Оцените своё настроение с помощью смайликов.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике "Решаем задачи" 1 класс по ФГОС
Цели:Образовательные:Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;Продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;Закрепить изученные вычислитель...
Конспект урока по математике "Решение задач разными способами"
Конспект урока по математике. Тема: "Решение задач разными способами". 2 класс...
Конспект урока по математике "Решение задач с помощью формул"
урок тесно связан с олимпиадой в г.Сочи, дети, решая задания, узнают факты о личных достижениях российских спортсменов, об организации олимпиады...
Конспект урока по математике "Составные задачи" 1 класс. (Программа Петерсон Л.Г.)
Урок ОНЗ по теме "Составные задачи" 1 класс. Конспект составлен в соответствии требованиям ФГОС. К уроку разработана технологическая карта для учителя, презентация, карточки....
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)...
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (1 урок)...
Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...