Конспект урока по математике на тему «Таблица умножения и деления на 7».
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дети на этом уроке будут учиться составлять и учить таблицу умножения и деления на 7.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tablitsa_umnozheniya_i_deleniya_na_7.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Таблица умножения и деления на 7».

Автор: Логина Лариса Николаевна

Цель: составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.

Задачи

1) Формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7.

2) Закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.

3) Закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа.

4) Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Формируемые УУД:

Познавательные:

-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

-строить логическое рассуждение.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Оборудование: 

1) Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 3. – М.: Ювента, 2015.

2) Компьютер, мультимедиа проектор, экран

Ход урока:

1 .Мотивация к учебной деятельности.

 Ребята, прозвенел звонок, начинается урок. (Слайд №2)

– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. («С хорошим настроением принимайся за работу!»)

– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?

– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?

(Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу.)

 – Давайте мы тоже настроимся на работу.

Работа в тетрадях: 

– Запишите в тетрадях число. Классная работа.

– На минутке чистописания у нас сегодня счёт через 7. Повторим.

Учитель открывает на экране загадку: (Слайд №3)

  • Прочитайте загадку.
  • О чём идет речь? (О днях недели.)
  • Сколько дней в неделе? (7.)

Учитель открывает на доске изображение дней недели: 

  • Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
  • Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
  • Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
  • Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
  • Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)
  • Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)

Учитель открывает на доске опорную схему:

  • Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
  • С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.

С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.

1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

  • Как называется первый день недели? (Понедельник.)

Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание: (Слайд №4)

Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:

  • Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенства? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)

Учитель открывает на доске эталон.

2) Тренинг вычислительного навыка.

  • Какой второй день недели? (Вторник.)

Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание: (Слайд №5)

  • Найдите значения следующих выражений.

Учитель открывает на экране задание:

  • Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
  • Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
  • Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
  • Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще  раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)

Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.

  • Найдите значения данных выражений.

Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:

  • Расставьте данные числа в порядке возрастания.

Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.

  • Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
  • Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
  • Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
  • Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.

Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия: (Слайд №6)

  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 8 и 7.)
  • Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
  • Найдите произведение данных чисел.
  • Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
  • Кто выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.

  • Обоснуйте свое мнение.

Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Самим «открыть» новое знание.)

Физминутка (Слайд 7)

3. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Итак, переходим к следующему этапу нашего урока – будем сами находить способ.
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
  • С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
  • С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
  • Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
  • Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
  • Значит, сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
  • Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)

4. Реализация построенного проекта.

  • Откройте учебники на странице 38 и составьте таблицы .

Вариант комментирования:

  • Так как 7 умножить на 6 будет 42, то 7 умножить на 7 будет 49. Поэтому 49 разделить на 7 будет 7.
  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
  • Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.

Учащиеся проверяют свои ответы по таблице умножения.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)

Учитель открывает на доске эталон.

7 · 7 = 49

7 · 8 = 56

7 · 9 = 63

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.

  • Какой следующий день после среды? (Четверг.)

Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания. (Слайд 8)

 4 (а), стр. 38

  • Найдите  4 на странице 38.
  • Выполним вычисления по первому алгоритму.

Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю – нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

2) Работа в парах.

 4 (б), стр. 38

  • Теперь я вам предлагаю поработать в парах. Повторите правила работы в парах? (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении работы поднять руку.)
  • Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу на экране. (Слайд № 9)

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

  • Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
  • Какой это день недели? (Пятница.)

Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.

 2, стр. 38

  • Найдите 2 на этой же странице.
  • Прочитайте задание.
  • Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
  • Выполните это задание самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на экране. (Слайд 10)

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • При выполнении, каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
  • Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.

Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания.

 7, стр. 39

  • Найдите № 7 на странице 39.
  • Прочитайте задание.
  • Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
  • Прочитайте задачу.

Один из учащихся вслух читает задачу. (Слайд 11)

  • Выполните это задание.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

  • Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
  • Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.

Учащийся записывает на доске:

  • Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
  • Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики- это целое.)
  • К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
  • Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
  • Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.

Учащийся записывает на доске:

  • Какой способ вам показался удобным? Почему?

Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
  • Что это за день недели? (Воскресенье.)
  • Что это за день? (Это выходной.)
  • Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
  • Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
  • Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
  • Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
  • Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.

Учащиеся оценивают себя с помощью карточек смайликов. (Слайд 12)

  • Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)

Далее идет обсуждение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме: Таблица умножения. Закрепление

Конспект урока по математике по теме: Таблица умножения. Закрепление...

Конспект урока по математике на тему " Таблица умножение и деление. Закрепление".

Мной был составлен план-конспект урока по математике....

конспект урока по математике по теме"Таблица умножения и деления с числом 6"

Данный конспект для 3 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока по математике на тему "таблица умножения и деления на 2-6; порядок выполнения действий в скобках"

Конспект урока закрепления на темы: "таблица умножения и деления на 2-6; порядок выполнения действий в скобках"...