Рабочая программа по математике 1 класс. Л.Г.Петерсон
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по математике 1 класс по УМК "Перспектива" автор Л.Г.Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_perspektiva.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
1 класс
Программа «Перспектива»
Автор учебника: Л.Г. Петерсон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образовании, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1-4 классов начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2011;
- Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс [Текст] : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. - М. Ювента, 2011.
- Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации [Текст] : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2010.
- Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 1/1 [Текст] / Л. Г. Петерсон [и др.]. - М.: Ювента, 2010.
- Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 1/2 [Текст] / Л. Г. Петерсон [и др.]. - М.: Ювента, 2010.
- Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон. 1 класс [Электронный ресурс]. - М.: НОУ УМЦ «Школа 2000...», 2006. - 1 электрон. опт. диск (СО-КОМ).
- Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс [Текст] : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. - М.: Ювента, 2007.
- Петерсон, Л. Г. Сценарии уроков к учебнику «Математика». 1 класс [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2010.
- Петерсон, Л. Г. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 1 класса [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2007.
- Петерсон, Л. Г. Геометрическое лото. 1 класс [Текст] : дидактическое пособие / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2009.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности по
средством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знаний, его преобразования и применения;
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Основная концептуальная идея курса математики «Учусь учиться» состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения математического образования в основной школе.
С этой целью методы объяснения заменяются деятельностны м методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, и, соответственно, изменяются методики изучения математического содержания и способы создания образовательной среды.
Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
- приобретение опыта выполнения УУД;
- мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
- тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
- контроль.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к, 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления
Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + б = с, б + а = с, с − а = б.
Математический язык и элементы логики
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.
Портфолио ученика 1 класса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих результатов:
Личностные:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни .
- Проявлять познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные:
- Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик.
- Умение моделировать.
- Умение планировать, контролировать, корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные:
- Освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях(сложение и вычитание), текстовых задачах и геометрических фигурах.
- Умение выбирать изученные алгоритмы.
- Умения использовать знаково-символические средства.
Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
– названия и обозначение действий сложения и вычитания;
– наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
– названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Учащиеся должны уметь:
– читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
– складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
– складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
– находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
– решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
– практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
– чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Учащиеся должны различать:
– текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
– геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Учащиеся должны понимать:
– отношения между числами (больше, меньше, равно);
– взаимосвязь сложения и вычитания;
– десятичный состав чисел от 11 до 20;
– структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1. Асмолов, А. Г., Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011.
2. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» [Текст] / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М.: Ювента, 2010.
3. Осетинская, О. В. Я – первоклассник : портфолио учащегося [Текст] / О. В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Тренажер по математике к учебнику Л. Г. Петерсон. 1 класс [Электронный ресурс] / Разработчик: «Марко Поло». – М.: Издательство Бука, 2009. – 1 электрон. опт. диск (СО-КОМ).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.cu
2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.l september.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Математика. 1 класс. Универсальный мультимедийный тренажер (СD).
2. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Л. Г. Петерсон «Математика». 1 класс (СD).
3. Обучающая программа «Приключения на планете чисел» (СР).
4. Большая электронная энциклопедия (СD).
4. Наглядные пособия.
Таблицы:
1. Математика. 1 класс.
2. Геометрический материал в начальной школе.
Раздаточный материал:
1. Вьетнамская игра «Танграм».
2. Набор цифр и геометрического материала.
3. Счетные палочки.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по программе «Перспектива» автора Л. Г. Петерсон
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, представлены календарно – тематическое планирование и пояснительная записка, элементы содержания программы, критерии оценки, количество ко...
Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.
Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике для 2 класса по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон.
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон, с указанием страниц учебника, рекомендуемого домашнего задания, УУД. Расчи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....