Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 1 класс.
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.rar | 124.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
1 класс
Учитель: Позднова Оксана Николаевна
2011- 2012 учебный год
Математика
Авторы: Петерсон Л.Г.
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Г. Петерсон «Математика».
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников.
Пояснительная записка
1 класс (4 часа в неделю, всего 132 часа)
Числа и арифметические действия с ними (70 ч.)
Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч.)
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч.)
Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч.)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч.)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч.)
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч.)
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности ученика |
Основные понятия | ||
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Понятия: больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, спереди, сзади, сверху, снизу, слева, справа. Равенство. Неравенство. | Свойства предметов. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). | Исследовать свойства предметов. Группировать предметы по заданному или самостоятельно составленному плану. |
Числа и величины | ||
Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. | Числа Счёт предметов Порядок следования чисел при счёте. Число «нуль». Числа и цифры от 1 до 9. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями точек, точками на числовом отрезке. Состав чисел от 1 до 9. Отношения между числами (=, #, >, <). Нуль. Десяток. Состав числа 10. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков. Запись «круглых» чисел и действия с ними. Величины и их измерение (длина, масса, объём). Уравнения вида: a + x = b, b – x = a | Группировать числа по заданному или самостоятельно составленному плану. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Описывать явления и события с использованием чисел |
Арифметические действия | ||
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме. | Сложение и вычитание Сложение. Слагаемые, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Вычитаемое. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля. Взаимосвязь сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. Переместительное свойство сложения натуральных чисел. Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Устное сложение и вычитание в пределах ста. Чтение, запись и нахождение числового значения выражения (без скобок). Сравнение выражений. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…). Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел. Запись и чтение двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. | Моделировать ситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую термино-логию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделировать изученные арифметические зависимости. Описывать явления и события с использованием чисел. |
Текстовые задачи | ||
Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». | Задача Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач. Использование геометрических образов для решения задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание); понятия «увеличить на…», «уменьшить на … »; сравнение величин. | Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Планировать решение задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Использовать геометрические образы для решения задачи. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | ||
Взаимное расположение в пространстве и на плоскости (выше–ниже, справа – слева, сверху – снизу, ближе-дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. | Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение в пространстве и на плоскости (выше–ниже, справа – слева, сверху – снизу, ближе - дальше, между и пр.). Основные отношения между предметами: больше - меньше, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа. Геометрические фигуры Распознавание и называние геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная (замкнутая, незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Области и границы. Многоугольник, его вершины и стороны. Геометрические тела Распознавание и называние геометрического тела: куба, шара, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса. | Описывать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. |
Геометрические величины | ||
Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. | Длина Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношения между ними. Переход от одной единицы длины к другой. Измерение отрезка. Построение отрезка заданной длины. Сравнение длин. Масса Единицы массы: килограмм Объём Единицы объёма: литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных величин. |
Находить геометрическую величину разными способами. |
Работа с данными | ||
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.
| Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий. Создание таблиц и их заполнение. | Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Самостоятельно выбирать способ представления имеющейся информации. |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Практические работы |
|
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 триместр | 47 часов | Практических работ – 5 |
2 триместр | 40 часов | Практических работ – 4 |
3 триместр | 45 часов | Практических работ – 3 |
Итого: | 132 часа (4 часа в неделю) | Практических работ – 12; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 2 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 3 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике по программе "Школа 2100" 1-4 классы Л. Г. Петерсон
В программу входит:- Пояснительная записка- Общая характеристика учебного предмета- Описание места учебного предмета в учебном плане- Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса- Личностн...
рабочая программа по математике к учебнику Л.Г.Петерсон 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором запланированы предметные результаты на каждый урок и метапредметные результаты по разделу. Указаны такж...
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 4 класс.
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВА Л.Г. Петерсон 2. Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основ...
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс.
Рабочая программа по математике к учебнику Л.Г. Петерсон. 4 класс....
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 4 класс.
Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 4 класс....