Рабочая программа по математике для 3 класса по программе «Перспектива» автора Л. Г. Петерсон
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Данная рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, представлены календарно – тематическое планирование и пояснительная записка, элементы содержания программы, критерии оценки, количество контрольных и проверочных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_peterson.zip | 95.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Математика, 3 класс.
(4 часа в неделю, 35 недель, всего 140 часов).
Из них:
Элементы алгебры – 54 часа.
а) Множество - 24 часа;
б) Переменная. Равенства и неравенства. Уравнения. – 12 часов;
в) Формулы площади и периметра прямоугольника, формула пути – 18 часов.
Числа и операции над ними. Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел - 10 часов.
Числа и операции над ними. Умножение и деление чисел – 30 часов.
Величины и их измерение – 13 часов.
Геометрические фигуры и величины. Симметрия. Преобразование фигур – 7 час.
Текстовые задачи. Решение задач с применением формул стоимости и работы – 16 часов.
Итоговое повторение - 9часов.
Всего: 140 часов.
Рабочая программа курса «Математика» в 3 классе составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Москва, «Просвещение», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ. В авторскую программу изменения не внесены.
Программа рассчитана на:
3 - а класс, 2012 – 2013 учебный год, количество уроков в год – 140, количество уроков в неделю – 4.
Программой предусмотрено проведение:
Практическая часть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за учебный год |
Контрольная работа | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Самостоятельная работа | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Тест | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Проверочная работа по теме | 2 | 1 | 4 | 3 | 10 |
Математический диктант | 4 | 3 | 3 | 2 | 12 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебники и рабочие тетради:
- Учебник для 3 класса, Л. Г. Петерсон «Математика» 1, 2, 3 ч. М.: «Ювента», 2012 г.
- Рабочая тетрадь для 3 класса, Л. Г. Петерсон «Математика» 1, 2, 3 ч. М.: «Ювента», 2012 г.
3. Л. Г. Петерсон «Контрольные и самостоятельные работы», М.: «Ювента», 2010 г.
Дидактические материалы:
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 3 класса.
Методическая литература:
- «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
- Петерсон Л. Г. «Методические рекомендации для учителя. Математика. 3 класс» - М.: «Ювента», 2004 г.
- Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие», - М.: «Ювента», 2008г.
- «Сборник. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 1-4 класс», Москва «Вентана – Граф», 2006 г.
- Сценарии уроков по математике, 3 класс. Методическое пособие под ред Л.Г. Петерсон. – М.: «Школа 2000…» 2004 г.
- О.В. Тараканова «Решения, ответы, комментарии к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 3 класс» , М: «Первое сентября», 2004г
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Цель курса — формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых ждя повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
3-й класс
(4 часа в неделю, всего – 140 часов)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1000.
Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Трехзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трехзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объем. Единицы объема: 1 см³, 1 дм³, 1 м³. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а • b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с • b; а – х = с : b; х : а = с ± b; а • х = с ± b; а : х = с • b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
.
Итоговое повторение.
- Требования к результатам обучения учащихся
к концу 3-го класса
1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица;
– единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
– формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться изученной математической терминологией;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
– представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
– выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
– выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в остальных случаях;
– выполнять проверку вычислений;
– использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
– читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компоненты;
– решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– находить значения выражений в 2–4 действия;
– вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– решать уравнения вида а ± х = b; а • х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий;
– строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
– сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
– определять время по часам с точностью до минуты;
– сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
– устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
– формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
– формулу пути;
– количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.
Учащиеся должны уметь:
– находить долю от числа, число по доле;
– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
– находить значения выражений вида а ± b; а • b; а : b при заданных значениях переменных;
– решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < b; а • х > b.
– решать уравнения вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с · b; а – х = с : b; х : а = с ± b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий;
– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
– вычислять объем параллелепипеда (куба);
– вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
– строить окружность по заданному радиусу;
– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
– узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
– выделять из множества параллелепипедов куб;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
– устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
– различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
– читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
– строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
– выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
– правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
– составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
– составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
– устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее.
Система оценки достижений учащихся
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
3. Тематическое планирование
уроков математики
в 3 классе
№ | Название темы, раздела. | Количество часов | |||||||
Всего | Теоретический материал | Проверочные работы | |||||||
Контрольная работа | Самостоятел. работа | Тест | Проверочная работа | Математический диктант | Административные контрольные работы | ||||
1 | Элементы алгебры. Множество. | 24 | 24 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | |
2 | Числа и операции над ними. Нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел . | 10 | 10 | 1 | 1 | 1 | |||
3 | Числа и операции над ними. Умножение и деление чисел. | 22 | 22 | 1 | 3 | 2 | 2 | ||
4 | Величины и их измерение. Функциональная зависимость величин. | 13 | 13 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||
5 | Геометрический материал. Преобразование фигур. Симметрия. | 8 | 8 | 1 | 1 | ||||
6 | Элементы алгебры. Переменная. Равенства и неравенства. Уравнения. | 12 | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
7 | Элементы алгебры. Формулы площади и периметра прямоугольника, формула пути. | 18 | 18 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
8 | Числа и операции над ними. Умножение на двузначное и трёхзначное число. | 8 | 8 | 2 | |||||
9 | Текстовые задачи. Решение задач с применением формул стоимости и работы. | 16 | 16 | 1 | 1 | 1 | |||
10 | Итоговое повторение. | 9 | 9 | 1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 140 | 140 | 8 | 9 | 5 | 10 | 12 | 1 |