Урок математики. 3 класс. Задачи с недостающими данными.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Лайкина Анна Николаевна
Тип урока: Урок введения нового знания. Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_3_klass_zadachi_s_nedostayushchimi_dannymi.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс.

Открытый урок математики.

Тема урока: задачи с недостающими данными.

Тип урока: Урок введения нового знания.

Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.

Задачи урока:

Предметные:

1. На конкретном примере познакомить с таким понятием как «задача с недостающими данными».

2. Показать обучающимся характерную особенность такой задачи – это невозможность ответить на вопрос задачи из-за отсутствия в условии необходимых данных. Научить учащихся устранять этот пробел с помощью включения дополнительных данных.

3. Научить самостоятельно формулировать задачу с недостающими данными.

Регулятивные:

1. Умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Умение определять правильность выполнения заданий.

3. Умение самостоятельно определять необходимость выполнения заданий.

4. Умение ориентироваться в учебнике, планировать свою работу.

Познавательные:

1. Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации и т.д.

2. Умение анализировать, делать выводы.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

2. Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные:

1. Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.  Развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий.

3.  Формирование положительного отношения к предмету математики.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, парный, групповой, фронтальный.

Этапы урока (Цель).

Задания.

I. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Организация внимания обучающихся на начало урока. Настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

-Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. На уроке математики присутствуют гости. Повернитесь к ним лицом, кивком головы поприветствуйте их. Порадуйте меня, одноклассников, гостей своими успехами.

(выполнение упражнений)

*движение руками «вперёд», «вниз», «вверх», «в стороны» (постепенно увеличивая скорость движения)

* упражнение на дыхание: вдыхаем тихо носом; выдыхаем шумно ртом. Повторить 3 раза.

-Ребята, присаживайтесь за парты. Откройте тетради, запишите число. Сколько клеток нужно отступить вниз от предыдущей работы? Сегодня 15 ноября. Запишите слова «Классная работа».

II. Актуализация знаний.

Актуализация имеющихся знаний, достаточных для построения нового знания.

Развитие навыков устного счёта.

-Ребята, с какого вида деятельности мы начнём урок математики? (с устного счёта). Предлагаю решить задачки.

(после выслушивания нескольких ответов, карточка с правильным ответом крепится на доску учеником класса)

*Варвара получила 25 писем, а Маша 13 писем. Сколько писем получили обе девочки вместе? (38)

* Никита сделал 8 скворечников, а Вова в 4 раза меньше? Сколько скворечников сделал Вова? (2)

*У Софии было 24 открытки. После того, как она подписала несколько открыток, у неё осталось 8 открыток. Сколько открыток подписала София? (16)

* Оля вместе с мамой за лето сварили 9 банок сливового варенья и столько же  банок вишнёвого варенья. Сколько всего банок варенья сварили Оля и её мама? (18)

* В классе 30 учеников. Несколько учеников заболело, и в школу пришли 22 ученика. Сколько учеников заболело? (8)

*В столовой Велена разложила на 5 столов по 10 салфеток. Сколько всего салфеток разложила Велена на столы? (50)

*В первой четверти Марк исписал 3 тетради, а Саша в 2 раза больше. Сколько тетрадей исписал Саша в первой четверти? (6)

*Артёму подарили книги. За летние каникулы он прочитал 5 книг, а за осенние 3 книги. Сколько книг подарили Артёму, если ему осталось прочитать ещё 4 книги? (12)

 (на доске)   38   2   16   18   8    50   6   12

III. Обобщение актуализированных знаний.

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Формировать навык красивого письма. Формировать умение осуществлять самопроверку.

-Ребята, какое задание можете вы предложить к данному ряду чисел? (выбрать и записать любое число; распределить на группы; записать в порядке возрастания или убывания; назвать к каждому числу предыдущее и следующее число; составить примеры, используя данные числа и др.)

Учитель предлагает обучающимся самостоятельно записать в тетрадь  только те числа, которые  есть среди ответов в «Таблице умножения на число 2».

Дети самостоятельно  выписывают числа: 2  16  18  8  6  12

-Ребята, а как вы поймёте, правильно вы выполнили задание или нет? (можно проверить разными способами: правильный ответ может прочитать учитель; правильный ответ может прочитать один ученик из класса; можно разместить карточки с числами в правильном порядке на доске; можно обменяться тетрадями с соседом по парте)

-На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока. Посмотрите. Каждому числу соответствует буква. Как думаете, что вам нужно сделать? Какое слово у вас получилось? (задача)

IV. Получение заданий для пробного действия.

Подведение к теме урока.

- Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, краткая запись, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос, таблица, чертёж, схема. Дети выстраивают на доске схему.)

Задача.

1. Условие.

2. Вопрос.

3. Краткая запись, схема, таблица, чертёж.

4. Решение.

5.Ответ.

-Ребята, что мы будем решать сегодня на уроке? (задачи)

 – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Кто из вас любит решать задачи? А кому из вас трудно  решать задачи? Чтобы научиться решать задачи, надо их решать.

                                                 

-Решите задачи на карточках (работа в парах). Запишите только решение. Кто быстрее?

1.На этой неделе у Эвелины 10 «пятёрок», у Льва – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Эвелины больше, чем у Льва?

2.Андрею 10 лет, а его сестра  в 2 раз младше. Сколько лет сестре?

3.Вика решила на 13 примеров больше, чем Кирилл. Сколько примеров решили Кирилл и Вика вместе?

V. Выполнение пробного действия.

Выполнение пробного действия.

-Какая пара решила все задачи?

VI. Фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.

Фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

-Какая задача не получается?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

VII. Постановка цели урока. Построение проекта: выбор способа действия и составление плана.

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

-Ребята, а какое бы название вы дали такой задаче?

(табл.) «Задача с недостающими данными»

-Как вы понимаете слово «с недостающими»? (данные, которых не хватает)

-Чему же мы должны сегодня научиться? (решать задачи с недостающими данными; уметь их находить среди других задач)

VIII. Открытые новых знаний.

Апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

-Решим эту задачу письменно в тетради. Что нужно составить? (краткую запись)

-Что видим в краткой записи? (не хватает числа)  – Что же делать? (подобрать самим число) – Где «найдём» число?

-Я предлагаю выбрать одно из чисел, с которыми мы работали в начале урока. Какое число хотите подставить в задачу?

NB число должно соответствовать реальной ситуации

-Решите задачу самостоятельно. Кто решит задачу, тот встанет с тетрадкой в руке. (самостоятельная парная проверка)

IX. Физкультурная пауза.

Снятие утомления через физические упражнения.

Упражнения выполняются стоя

-Ребята, я буду читать вам тексты, предложения, задачи. Если я прочитаю задачу, которую можно решить, вы хлопаете в ладоши. Если это будет задача с недостающими данными, то вы выполняете упр. «ходьба на месте». А если вы услышите и не задачу вовсе, подпрыгните.

*Через 47 дней будет Новый год

* На школьном дворе у одной кормушки 25 воробьёв, у второй – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

*Сколько тебе лет?

*В школьной столовой испекли пирожков с капустой на 20 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекли в столовой?

*На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шарика. Сколько всего шариков висит на ёлке?

X. Фиксация нового способа действия. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

-Итак, ребята, с какими задачами мы познакомились? Что нужно сделать, чтобы задача стала решаемой?

XI. Отработка умений по применению нового способа. Процедура контроля.

Выполнение заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентстного характера.

Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными:

 Работа в малых группах по 4 человека.

(карточка с заданием)

1. Дима поймал 15 карасей, а Давид на 5 меньше. Сколько карасей мальчики поймали вместе?

2. У Лейлы 28 открыток, а у Влады больше. Сколько открыток у девочек вместе?

3. У Пети 8 конфет и у Алины столько же. Сколько всего конфет у Пети и Алины?

-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали? Прочитайте ответ.

-Почему у вас получились разные ответы? (при дополнении недостающего данного выбрали разные числа)

XI. Домашнее задание.

Развитие интереса к учебному материалу. Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учебник с.101

-Просмотрите страницу и найдите задачу с недостающими данными.

-Как вы её узнали?

С.101 №2 (решить задачу с недостающими данными)

XII. Включение новых знаний в систему знаний.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико - ориентированного, познавательного и компетентстного характера.

-Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными.

С.69 №18

Или:

Учитель знает 34 правила, а Егор на 16 правил меньше? Сколько правил знает Егор?

XIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

-С каким видом задач мы познакомились сегодня на уроке?

-Почему задача носит такое название?

-Что нужно сделать, чтобы решить такую задачу?

-Какое задание вам было интереснее всего выполнять?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные"

Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные" по УМК "ПНШ"...

Презентация по математике "Решение задач с недостающими данными".

Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наукаЭта математика!...

Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...

Урок математики в 3 классе: Задачи с недостающими данными.

Цель урока: познакомить  с новым видом задач: задачи с недостающими данными. Планируемые результатыПредметные УУД:формирование умения распознавать  задачу с неполными данными, осуществл...

Конспект урока математики "Задачи с недостающими данными"

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными и преобразовывать их условие.Планируемые результатыПредметные:-знать таблицу умножения;    -уметь составлять к...

Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...