Урок математики. 3 класс. Задачи с недостающими данными.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3_klass_zadachi_s_nedostayushchimi_dannymi.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс.
Открытый урок математики.
Тема урока: задачи с недостающими данными.
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.
Задачи урока:
Предметные:
1. На конкретном примере познакомить с таким понятием как «задача с недостающими данными».
2. Показать обучающимся характерную особенность такой задачи – это невозможность ответить на вопрос задачи из-за отсутствия в условии необходимых данных. Научить учащихся устранять этот пробел с помощью включения дополнительных данных.
3. Научить самостоятельно формулировать задачу с недостающими данными.
Регулятивные:
1. Умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Умение определять правильность выполнения заданий.
3. Умение самостоятельно определять необходимость выполнения заданий.
4. Умение ориентироваться в учебнике, планировать свою работу.
Познавательные:
1. Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации и т.д.
2. Умение анализировать, делать выводы.
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
2. Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Личностные:
1. Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий.
3. Формирование положительного отношения к предмету математики.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, парный, групповой, фронтальный.
Этапы урока (Цель). | Задания. |
I. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. | |
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. Организация внимания обучающихся на начало урока. Настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | -Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. На уроке математики присутствуют гости. Повернитесь к ним лицом, кивком головы поприветствуйте их. Порадуйте меня, одноклассников, гостей своими успехами. (выполнение упражнений) *движение руками «вперёд», «вниз», «вверх», «в стороны» (постепенно увеличивая скорость движения) * упражнение на дыхание: вдыхаем тихо носом; выдыхаем шумно ртом. Повторить 3 раза. -Ребята, присаживайтесь за парты. Откройте тетради, запишите число. Сколько клеток нужно отступить вниз от предыдущей работы? Сегодня 15 ноября. Запишите слова «Классная работа». |
II. Актуализация знаний. | |
Актуализация имеющихся знаний, достаточных для построения нового знания. Развитие навыков устного счёта. | -Ребята, с какого вида деятельности мы начнём урок математики? (с устного счёта). Предлагаю решить задачки. (после выслушивания нескольких ответов, карточка с правильным ответом крепится на доску учеником класса) *Варвара получила 25 писем, а Маша 13 писем. Сколько писем получили обе девочки вместе? (38) * Никита сделал 8 скворечников, а Вова в 4 раза меньше? Сколько скворечников сделал Вова? (2) *У Софии было 24 открытки. После того, как она подписала несколько открыток, у неё осталось 8 открыток. Сколько открыток подписала София? (16) * Оля вместе с мамой за лето сварили 9 банок сливового варенья и столько же банок вишнёвого варенья. Сколько всего банок варенья сварили Оля и её мама? (18) * В классе 30 учеников. Несколько учеников заболело, и в школу пришли 22 ученика. Сколько учеников заболело? (8) *В столовой Велена разложила на 5 столов по 10 салфеток. Сколько всего салфеток разложила Велена на столы? (50) *В первой четверти Марк исписал 3 тетради, а Саша в 2 раза больше. Сколько тетрадей исписал Саша в первой четверти? (6) *Артёму подарили книги. За летние каникулы он прочитал 5 книг, а за осенние 3 книги. Сколько книг подарили Артёму, если ему осталось прочитать ещё 4 книги? (12) (на доске) 38 2 16 18 8 50 6 12 |
III. Обобщение актуализированных знаний. | |
Активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Формировать навык красивого письма. Формировать умение осуществлять самопроверку. | -Ребята, какое задание можете вы предложить к данному ряду чисел? (выбрать и записать любое число; распределить на группы; записать в порядке возрастания или убывания; назвать к каждому числу предыдущее и следующее число; составить примеры, используя данные числа и др.) Учитель предлагает обучающимся самостоятельно записать в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения на число 2». Дети самостоятельно выписывают числа: 2 16 18 8 6 12 -Ребята, а как вы поймёте, правильно вы выполнили задание или нет? (можно проверить разными способами: правильный ответ может прочитать учитель; правильный ответ может прочитать один ученик из класса; можно разместить карточки с числами в правильном порядке на доске; можно обменяться тетрадями с соседом по парте) -На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока. Посмотрите. Каждому числу соответствует буква. Как думаете, что вам нужно сделать? Какое слово у вас получилось? (задача) |
IV. Получение заданий для пробного действия. | |
Подведение к теме урока. | - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку. (На доске таблички со словами: ответ, краткая запись, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос, таблица, чертёж, схема. Дети выстраивают на доске схему.) Задача. 1. Условие. 2. Вопрос. 3. Краткая запись, схема, таблица, чертёж. 4. Решение. 5.Ответ. -Ребята, что мы будем решать сегодня на уроке? (задачи) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос) Кто из вас любит решать задачи? А кому из вас трудно решать задачи? Чтобы научиться решать задачи, надо их решать.
-Решите задачи на карточках (работа в парах). Запишите только решение. Кто быстрее? 1.На этой неделе у Эвелины 10 «пятёрок», у Льва – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Эвелины больше, чем у Льва? 2.Андрею 10 лет, а его сестра в 2 раз младше. Сколько лет сестре? 3.Вика решила на 13 примеров больше, чем Кирилл. Сколько примеров решили Кирилл и Вика вместе? |
V. Выполнение пробного действия. | |
Выполнение пробного действия. | -Какая пара решила все задачи? |
VI. Фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. | |
Фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | -Какая задача не получается? - А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить? |
VII. Постановка цели урока. Построение проекта: выбор способа действия и составление плана. | |
Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. | -Ребята, а какое бы название вы дали такой задаче? (табл.) «Задача с недостающими данными» -Как вы понимаете слово «с недостающими»? (данные, которых не хватает) -Чему же мы должны сегодня научиться? (решать задачи с недостающими данными; уметь их находить среди других задач) |
VIII. Открытые новых знаний. | |
Апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | -Решим эту задачу письменно в тетради. Что нужно составить? (краткую запись) -Что видим в краткой записи? (не хватает числа) – Что же делать? (подобрать самим число) – Где «найдём» число? -Я предлагаю выбрать одно из чисел, с которыми мы работали в начале урока. Какое число хотите подставить в задачу? NB число должно соответствовать реальной ситуации -Решите задачу самостоятельно. Кто решит задачу, тот встанет с тетрадкой в руке. (самостоятельная парная проверка) |
IX. Физкультурная пауза. | |
Снятие утомления через физические упражнения. | Упражнения выполняются стоя -Ребята, я буду читать вам тексты, предложения, задачи. Если я прочитаю задачу, которую можно решить, вы хлопаете в ладоши. Если это будет задача с недостающими данными, то вы выполняете упр. «ходьба на месте». А если вы услышите и не задачу вовсе, подпрыгните. *Через 47 дней будет Новый год * На школьном дворе у одной кормушки 25 воробьёв, у второй – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки? *Сколько тебе лет? *В школьной столовой испекли пирожков с капустой на 20 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекли в столовой? *На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шарика. Сколько всего шариков висит на ёлке? |
X. Фиксация нового способа действия. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. | |
Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. | -Итак, ребята, с какими задачами мы познакомились? Что нужно сделать, чтобы задача стала решаемой? |
XI. Отработка умений по применению нового способа. Процедура контроля. | |
Выполнение заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентстного характера. | Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными: Работа в малых группах по 4 человека. (карточка с заданием) 1. Дима поймал 15 карасей, а Давид на 5 меньше. Сколько карасей мальчики поймали вместе? 2. У Лейлы 28 открыток, а у Влады больше. Сколько открыток у девочек вместе? 3. У Пети 8 конфет и у Алины столько же. Сколько всего конфет у Пети и Алины? -Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали? Прочитайте ответ. -Почему у вас получились разные ответы? (при дополнении недостающего данного выбрали разные числа) |
XI. Домашнее задание. | |
Развитие интереса к учебному материалу. Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учебник с.101 -Просмотрите страницу и найдите задачу с недостающими данными. -Как вы её узнали? С.101 №2 (решить задачу с недостающими данными) |
XII. Включение новых знаний в систему знаний. | |
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико - ориентированного, познавательного и компетентстного характера. | -Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными. С.69 №18 Или: Учитель знает 34 правила, а Егор на 16 правил меньше? Сколько правил знает Егор? |
XIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | |
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности. | -С каким видом задач мы познакомились сегодня на уроке? -Почему задача носит такое название? -Что нужно сделать, чтобы решить такую задачу? -Какое задание вам было интереснее всего выполнять? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные"
Урок математики в 3 классе "Как получить недостающие данные" по УМК "ПНШ"...
Презентация по математике "Решение задач с недостающими данными".
Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наукаЭта математика!...
Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)
Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...
Урок математики в 3 классе: Задачи с недостающими данными.
Цель урока: познакомить с новым видом задач: задачи с недостающими данными. Планируемые результатыПредметные УУД:формирование умения распознавать задачу с неполными данными, осуществл...
Конспект урока математики "Задачи с недостающими данными"
Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными и преобразовывать их условие.Планируемые результатыПредметные:-знать таблицу умножения; -уметь составлять к...
Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...