Урок математики в 3 классе: Задачи с недостающими данными.
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Лапина Вера Вячеславовна

Цель урока: познакомить  с новым видом задач: задачи с недостающими данными. 

Планируемые результаты

Предметные УУД:

формирование умения распознавать  задачу с неполными данными, осуществлять правильную (полную) формулировку задачи, дополняя ее недостающими данными.

Метапредметные УУД:

Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; использование  таблиц и схем при решении задач, анализ условий задач на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: взаимодействовать(сотрудничать) с соседом по парте, в группе; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать свою точку зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  математики в 3 классе:

Задачи с недостающими данными.

Цель урока: познакомить  с новым видом задач: задачи с недостающими данными.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

формирование умения распознавать  задачу с неполными данными, осуществлять правильную (полную) формулировку задачи, дополняя ее недостающими данными.

Метапредметные УУД:

Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений

Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; использование  таблиц и схем при решении задач, анализ условий задач на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: взаимодействовать(сотрудничать) с соседом по парте, в группе; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать свою точку зрения

Оборудование:

  1. Чекин А.Л. Математика. 3 класс.: Учебник.  2 ч. — М.: Академ- книга/Учебник.
  2. Юдина Е.П. Захарова О.А. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы  №2. — М.: Академкнига/ Учебник.
  3.  Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

Карточки с заданиями, таблицы для решения задач

Компьютер , мультимедийная установка.

Ход урока


I Организационный момент      Слайд 2

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи

II Проверка домашнего задания

Какие трудности  возникли при выполнении домашнего задания?

Какие ошибки допустили? Как вы думаете, почему вы допустили ошибки?

 Что нужно сделать, чтобы их не допускать?


III Актуализация знаний

а) Устный счет.  Задачи в стихах

1. Посылали молодицу

По холодную водицу.

А водица далеко,

И носить-то нелегко.

Два ведра по десять раз

Получается как раз.

Сколько ведер? Не зевай,

Молодице помогай.

(2 • 10 = 20.)

 

2. К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

(7 • 6 = 42.)

 3. Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала,

Принесла уж девять раз.

Каков мышкин стал запас?

(2 • 9 = 18.)

 

4. Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Насчитали 20 штук,

Как делить забыли вдруг.

Мамы с папой нет нигде…

Помогите им в беде!

(20 : 5 = 4.)

 

5. На птичьем дворе гусей кормили,

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей.

В каждой семье по 12 гусей.

Сколько гусей собралось за обедом?

Ты нам ответь, торопись с ответом!

(12 • 5 = 60.)

 

6. Мы только с парохода,

Мы только из похода,

Четырнадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней?

Скажи-ка поверней!

(7 • 14 = 98.)

 

 

7. Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте».

Сколько всех? Пересчитайте!

(2 • 3 = 6.)

 

8. Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих –

Сколько каждому из них?

(9 : 3 = 3.)

б) Слайд 3

42  32  17  9   23  12  41 13  21  28  19  34

А   Ч   М   З   Р   А   И   С   Д   А    И    Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)

в) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись) Слайд 4

9   12   21   28   32   42

З   А    Д    А    Ч    А

г) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку. Слайд 5

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование).  Дети выстраивают на доске схему)

 Слайд 6                                              задача

                                                             условие

                                                   вопрос (требование)

                                                              решение

                                                                  ответ

д) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее? 

Слайд 7

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?

IV Постановка учебной задачи.

- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

 - Встречались ли раньше нам такие задачи

- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

- Каких данных не хватает?  (Сколько задач решила Оля)

•        Работа с учебником  С.75, № 217      Слайд 8       

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»

- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

 - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

        Работа  с Толковым словарем Ожегова

Найти объяснение нового слова

- Какую цель  мы должны перед собой поставить?   (Научиться решать задачи с недостающими данными)

- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

- Заполните таблицу (работа в парах)

Слайд 9

(на доске)

1 коробка

2 коробка

Количество конфет              

                                                   

? в 2 раза больше

- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

- Что  записали в столбце «1 коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор. (Дети объясняют:

        «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

        «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

        «Число» – задачу можно решить)

Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными

С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека) Слайд 10

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

  2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

  3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»

-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

-Запишите решение  в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 2 групп)

- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

V Первичное закрепление (работа в группах)

- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.

Примерная карточка  Слайд 11

а) Через 3 дня начнутся каникулы.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

 

  Примерные ответы групп:

- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).

При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.

VI Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ. тетрадь: с.50, № 115)       Слайд 12

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.

                                   

Прошли

туристы                          

В 1-й день      

   

Во 2-й день          

В 3-й  день                

Всего

     

20 км

?

- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

VII Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. - Закончите предложения на карточках:       Слайд 13

«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».

- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте проверим результат.

- Превратите  обычную задачу  в задачу с недостающими данными:

2 .  Слайд 14

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)

Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша – меньше. Сколько правил знает Миша?»

 «Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша.  Сколько правил знает Миша?»

VIII  Рефлексия Слайд 15

- Вспомним тему нашего урока

- Напомните цель урока (Научиться решать задачи с недостающими данными)

- Оцените себя: на сколько вы научились решать задачи с недостающими данными?

Слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Задачи с недостающими данными Учитель начальных классов: Лапина В.В.

Слайд 3

42 32 17 9 23 12 41 13 21 28 19 34 А Ч М З Р А И С Д А И Р 42 32 9 12 21 28

Слайд 4

9 12 21 28 32 42 З А Д А Ч А

Слайд 5

ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, требование (вопрос)

Слайд 6

Задача Условие Требование (вопрос) Решение Ответ

Слайд 7

Решите задачи: 1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши ? 2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора ? 3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша ?

Слайд 8

Работа с учебником С.75, № 217 «Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке ?»

Слайд 9

Заполните таблицу: 1 коробка 2 коробка Количество конфет ? в 2 раза больше 20 20 • 2 = 40 (к) Ответ: 40 конфет во 2й коробке.

Слайд 10

С .75, № 218 « 1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе ? 2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе ? 3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?» Работа с учебником

Слайд 11

Работа в группах а) Через 3 дня начнутся каникулы. б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки ? в) Сколько тебе лет ? г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка ? д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке ?

Слайд 12

Самостоятельная работа учебник : с.76-77, № 221, печ.тетрадь : с.50, № 115 В 1-й день Во 2-й день В 3-й день Всего Прошли туристы 20 км ?

Слайд 13

Работа с учебником учебник : с.77 , № 219, В 1-ой Во 2-ой Количество

Слайд 14

Закончите предложения: «1.У любой задачи есть _________ , _____________________, решение и ответ. 2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с __________________ данными . 3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные ____________ . условие вопрос / требование недостающими дополнить

Слайд 15

Индивидуальная работа «Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» Возможные варианты ответов : «Маша знает 20 правил, а Миша – меньше. Сколько правил знает Миша ?» « Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша ?»

Слайд 16

Рефлексия: Сомневаюсь Умею Могу научить

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Задачи с недостающими данными

Тема: Задачи с недостающими данными...

Презентация по математике "Решение задач с недостающими данными".

Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наукаЭта математика!...

Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...

Решение задач с недостающими данными

урок математике по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по системе РО Занкова...

Задачи с недостающими данными

конспект урока математики по теме "Решение задач с недостающими данными" 3 класс по системе РО Занков...

Урок математики. 3 класс. Задачи с недостающими данными.

Тип урока: Урок введения нового знания. Цели урока: сформировать умение распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие. ...

Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...